Переосмысление роли и значения Е. Уайт для Церкви Адвентистов Седьмого дня после 2000 г. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Переосмысление роли и значения Е. Уайт для Церкви Адвентистов Седьмого дня после 2000 г.



Значение Елены Уайт для современных адвентистов

 

Если быть актуальным – значит быть связанным с чем-либо, иметь отношение к чему-либо или быть уместным, то Елена Уайт сверхактуальна для адвентистов седьмого дня. В течение семи десятилетий, начиная с 1844 года, она определяла интеллектуальный облик адвентизма[24]. В течение следующих пятидесяти лет после ее смерти влияние ее трудов в Церкви продолжало возрастать[25]. Эти произведения не просто сопровождали церковь в ее количественном росте, а также в победном шествии по миру – они многократно переиздавались и компилировались. Более того, для удобства пользования они были каталогизированы сначала в одном томе (1926), затем в трех томах (1962-1963)[26]. В этот период в Церкви сохранялось, а временами усиливалось, отношение к трудам Елены Уайт как непререкаемому авторитету в любых вопросах, независимо от того, были ли они детально освещены пророком или затронуты лишь отчасти. Вследствие этого немногие авторы могут сравниться с Еленой Уайт по количеству напечатанных страниц[27] спустя восемьдесят лет после смерти того или иного автора.

 

Однако около 1970 года отношение Церкви к Елене Уайт перешло в новую фазу, особенно это касается Северной Америки, Европы, Австралии и Новой Зеландии. Этот новый этап начался серией публикаций в журнале «Спектрум» в июне 1970-го года[28]. После этого процесс изменений не был так заметен, тем не менее, между 60-ми прошлого века и современностью в этом вопросе пролегает настоящая пропасть. К 1990 году цитаты из трудов Елены Уайт намного реже появляются в дискуссиях на субботней школе, в проповедях, статьях и книгах. Служители и члены церкви все реже приобретают и читают книги Духа пророчества. Современные адвентисты стараются избегать споров о роли Елены Уайт, уже не наделяют ее авторитетом в той же мере, что и раньше, в вопросах управления делами Церкви, и с меньшим энтузиазмом следуют ее советам в личной жизни. В то же время некоторые адвентисты сетуют на исполнение предсказания Елены Уайт о «последнем обмане сатаны», которым станет окончательное уничтожение результатов ее пророческого служения[29]. Судя по некоторым официальным публикациям, их авторы и редакторы ничего не знают о серьезных спорах, разгоревшихся в конце двадцатого века. И даже некоторые независимые источники отстаивают идеи, представляющиеся абсурдными или даже бесчестными для тех, кто идет в ногу с новейшими исследованиями.

 



Расцвет влияния Елены Уайт

 

Совсем нетрудно вспомнить времена, когда сочинения Елены Уайт считались универсальной энциклопедией истины и долга для всех примерных членов церкви[30]. Ее труды покрывали весь спектр проблем, интересовавших адвентистов: развлечения, церковная организация, питание, одежда, воспитание, здоровый образ жизни, страхование жизни, история Реформации, сексуальность, распоряжение временем, вулканология и т.п.[31] Большинство дискуссий гарантированно оканчивалось после заявления «сестра Уайт говорит»[32]. Чтобы убедиться в силе и масштабах воздействия Е. Уайт, достаточно привести лишь несколько примеров. Так, позиция Церкви по поводу посещения театра[33] представляла собой влияние методизма девятнадцатого века, опосредованного через труды Елены Уайт. Однако вместо того, чтобы поощрять навык принципиального суждения, Церковь придерживалась данной позиции до тех пор, пока практически вся молодежь не начала ходить в театр. Так, принятый Церковью стереотип часто заставлял молодых людей пренебрегать или даже открыто противиться советам Елены Уайт и Церкви, представляемой родителями, местными служителями, проповедниками и преподавателями. Аналогичные проблемы возникали и во многих других случаях, например, с шашками, шахматами, спортивными состязаниями, крикетом, танцами, теннисом и т.д. Сюда же можно отнести и столь щекотливые вопросы, как проблема украшений (шляпы, макияж, драгоценности) и здорового образа жизни. Тридцать лет назад посвященный адвентист, желавший узнать, можно ли есть сыр, обращался к трудам Елены Уайт. Точно так же он поступал, чтобы узнать, можно ли есть грибы, или использовать луговой клевер для лечения рака. Подобных примеров много, однако, ясно одно: начиная с 1990-х, все меньше адвентистов рассуждает в подобном ключе.

Очень важен и другой аспект: Елена Уайт формулировала адвентистские доктрины гораздо определенней, чем они выражены в Священном Писании. Например, в 1950-х – 1960-х в Австралии, Новой Зеландии и США бушевали споры о природе Христа в период воплощения. Аргументами в этих спорах были утверждения Елены Уайт, а вовсе не библейские тексты, как можно было бы предположить. Долгая и тяжелая борьба в поддержку хронологии, предложенной епископом Ашером, также не имела библейского основания и брала начало в трудах Елены Уайт[34]. То же самое можно сказать и о толковании типично «адвентистских» отрывков Писания[35]. 23 октября 1844 года Хирам Эдсон предложил ключ к толкованию послания к Евреям, и, благодаря поддержке Елены Уайт, этот взгляд стал нормативным. Более ста лет мы считали, что послание к Евреям было написано главным образом для первых адвентистов. И лишь с 1980 года адвентисты признают, что это новозаветная книга, имеющая особую актуальность для живущих в последнее время[36].



В настоящей статье мы обращаем серьезное внимание на слово «актуальность». За три прошедших десятилетия отношения Елены Уайт и Церкви значительно изменились. Этот факт бросает нам вызов и одновременно дает возможность переосмыслить в конструктивном ключе значение Елены Уайт в свете полученного знания и новых обстоятельств. На поверхности лежат две крайности. Одна из них: оставить труды Елены Уайт на откуп фундаменталистам, которые окончательно мифологизируют ее личность и служение, оторвав их (и себя) от реальности. Другая: допустить, чтобы ее авторитет активно отвергался или пассивно игнорировался среди осведомленных членов церкви[37]. Чтобы предложить адекватную альтернативу этим крайностям, нам придется проявить гораздо больше упорства и проницательности, чем мы проявляли, начиная с 1970 года и до настоящего времени.

Суть проблемы

 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать несколько выводов. Если мы твердо намерены выполнить свою миссию, то Елена Уайт не может быть оторвана от современных реалий. Она не может оставаться частным достоянием адвентистов седьмого дня. Длинный список научных диссертаций, успешно защищенных адвентистами в лучших учебных заведениях по всему миру, свидетельствует о том, что духовные дети пророка серьезно повзрослели[62]. И нам предстоит заново посмотреть на широкий круг вопросов, связанных с ее служением. Необходимо сделать адекватные современные парафразы ее сочинений, и тем самым заинтересовать нашу молодежь. В противном случае сочинения Елены Уайт будут прочитаны лишь немногими наиболее упорными неофитами. Ее книги следует истолковывать в их историческом и культурном контексте, потому что, если дать молодому человеку или девушке, например, «Вести для молодежи», то в большинстве случаев они могут произвести обратный эффект; если дать молодой супружеской паре «Христианский дом», то не исключено, что опыт прочтения этой книги оттолкнет пару от желания читать Е. Уайт. Это же касается и идеи массового распространения «Основ здорового питания». Другими словами, нам предстоит прислушаться к совету самой Елены Уайт и учесть «время и место» написания ее произведений. Было бы неплохо последовать ее собственной методике. Например, зная о наличии прямой взаимосвязи между здоровьем и духовностью, нам следует обратиться не только к сочинениям Уайт, но также к Писанию и науке, и отобрать для практического воплощения самые ценные и наиболее подходящие рекомендации. Иногда нам трудно признать духовные дары некоторых из детей Божьих, например, женщин. И здесь следует вспомнить о рукоположении свыше Елены Уайт, которое было столь очевидно, что ни один проповедник не отважился возложить на нее руки[63]. Нам следует поинтересоваться, как Елена Уайт относилась к проблеме прав и достоинств человека, включая сюда взаимоотношения граждан и государства, прихожан и Церкви[64]. Вместо бесконечных пререканий по поводу музыки и стилей богослужения нам следует заняться служением нашему Создателю, включающим благодарность за Его удивительное творение, что подразумевает заботу об окружающей среде. Ниже будут даны еще несколько примеров конструктивного использования трудов Елены Уайт.

Совет апостола Павла «оставить младенческое» как нельзя лучше подходит к современному состоянию адвентизма. Следование освященным временем образчикам авторитета, объединявшим Церковь вплоть до 1960-х, может привести ее к гибели в современной западной культуре конца двадцатого века. Однако, благодаря Божьему провидению, начиная с 1970 года Церковь оказалась вовлеченной в жизненно важный процесс взросления. Благодаря новому отношению к наследию Елены Уайт, у нас появилась возможность по-другому взглянуть на содержание нашей миссии. Вместо того чтобы надоедать ее духовным детям совершенно неактуальными для них вопросами, нам следует сосредоточить внимание на ее главных акцентах. Ведь ничто не надоедает молодым людям так, как бесконечные нотации стариков! Если бы Елена Уайт жила в наше время, она бы категорически запретила адвентистам спорить на их любимые темы (Насколько точны расчеты епископа Ашера? Почему извергаются вулканы?), и посоветовала бы не забывать о главном. В этом и состоит один из важнейших советов, которые Бог дал нам посредством служения сестры Уайт[65]. Но что же главное? О чем говорит Елена Уайт? Что открыла Елена Уайт для христиан, ожидающих Второго пришествия Господа? Давайте попытаемся подвести краткий итог ее плодотворной жизни и оценить ее вклад в развитие нашего движения.

 

Исповедание веры адвентистов седьмого дня легко умещается в два выражения из четырнадцатой главы книги Откровение: «вечное евангелие» и «вера Иисуса». Мы являемся свидетелями завершения великой борьбы между праведностью и грехом, между духовным Иерусалимом и дьявольским Вавилоном. Мы храним веру Израиля, поклоняемся Богу, сотворившему землю и освободившему свой народ, с искренностью псалмопевца и преданностью пророков. Но все обетования Ветхого Завета нашли свое исполнение в Новом Завете. Таким образом, мы храним веру Нового Израиля, объединенного во Христе и верного свидетельству апостолов. Наша весть предназначена для всех народов, племен и языков. Эта весть провозглашалась первыми проповедниками христианства, она была сохранена во времена мрачного средневековья, возрождена во время Реформации шестнадцатого века и духовных пробуждений восемнадцатого века. Позади нас - сияние миллеритского адвентизма, впереди – Иисус, Начальник и Совершитель веры нашей[66].

 

Согласно Елене Уайт, Церковь остатка вбирает в себя элементы иудео-христианской веры, стремится реформировать культуру, и во всех своих свершениях утверждает первостепенное значение миссии[67]. Чтобы продолжать двигаться в этом направлении, нам следует доверять извечным ориентирам, которые ведут путников Божьих из потерянного рая в рай возвращенный. Вот эти ориентиры: творение (суббота), завет (Синай), Голгофа (спасение), гора Елеон («Итак идите, научите все народы»), гора Сион (Царство Божие). На этом пути истина становится важней жизни - как это было для многих «верных душ» в прошлом[68]. В то же время мы верим в «истину для настоящего времени», и признаем, что Иисус – Агнец закланный, возвышенный Богом Посредник в скинии, Судья, которому надлежит судить мир. Дело всей нашей жизни – поиск истины в Иисусе[69], наш образ жизни – «бескорыстные благодеяния»[70] и помощь нуждающемуся миру. Мы молимся: «Приди Господь Иисус».

 

Геология и геофизика

 

Елена Уайт часто комментировала библейские рассказы о Творении и о потопе. Все эти высказывания были собраны в шестидесяти трёх-страничном сборнике под заглавием «Высказывания Елены Уайт о геологии и геофизике»[76]. Большинство ученых, знакомых с данными предметами, не желают всерьез рассматривать и обсуждать некоторые из этих высказываний. В качестве примера можно указать на ее проблематичные утверждения относительно причин землетрясений и извержения вулканов. Бог воспламеняет содержащиеся в земле уголь и нефть. Камни нагреваются, известняк сгорает, что вызывает плавление железной руды. Под землей происходит столкновение воды и огня. Вода вступает в реакцию с известняком, что лишь увеличивает температуру, вызывая землетрясения, извержения вулканов и пожары[77].

 

Вопросы здравоохранения

 

С 1863 года Елена Уайт проявляет неизменный интерес к вопросам здоровья и здравоохранения. По ее совету адвентисты создают всемирную сеть клиник и больниц, которые в большинстве случаев получают восторженные отзывы общественности. Но что было бы, если бы мы сегодня последовали некоторым из идей Елены Уайт, например, о причинах заболеваний и влиянии наследственности, или же попробовали применить столь типичную для девятнадцатого века теорию витализма? В частности, изучите следующие цитаты, из которых следует, что все приобретаемые качества наследуются уже следующим поколением. Некоторые женщины от природы обладают узкой талией. Но такой форме талии не стоит завидовать, напротив, следует считать ее природным дефектом. Такая талия досталась этим людям от своих матерей, которые грешили использованием узких корсетов, и, как следствие, затрудняли дыхание и не получали достаточное количество кислорода[78].

 

История

 

С 1858 года и до самой смерти Елена Уайт больше всего писала о вселенской борьбе между Христом и Его ангелами с одной стороны и сатаной и его ангелами с другой. Изучая историю в Университете Квинсленда в 1950-х, я однажды написал эссе об эволюции идей веротерпимости в Европе. В качестве основного источника я использовал «Великую борьбу». На следующей сессии я был весьма озадачен, когда преподаватель возвратил студентам их работы – всем, кроме меня. Я несмело подошел к преподавателю, и тут выяснилось, что мое эссе размножили и по почте отправили всем студентам в качестве образца отличного выполнения задания. А ведь я просто взял идею Елены Уайт и дополнил ее историческими подробностями из других источников. Однако, в то время мы, адвентисты, вообще имели склонность решать все исторические вопросы с помощью цитат из Елены Уайт. Теперь мы знаем, что этого следует избегать. Через двадцать лет после того, как я написал свое студенческое эссе, Церковь узнала, что «Великую борьбу» нельзя рассматривать в качестве учебника по истории. Обратите внимание на отчет историка, который внимательнейшим образом изучил данный предмет. «Согласно моим данным, исторические части повествования в «Великой борьбе» являются избранными отрывками, сокращениями и пересказами из трудов известных историков. Елена Уайт не просто заимствовала абзацы из тех или иных сочинений, которые в то или иное время входили в круг ее чтения. На самом деле она постранично следовала работам историков, опуская часть материала, однако выстраивая свое повествование в той же последовательности, используя те же идеи и те же выражения, часто почти дословно. В частности, в исследованных мною частях текста нет таких исторических фактов, которых бы не было в работах этих историков. Рукопись главы о Яне Гусе в точности повторяет соответствующую главу из работы одного историка – и это даже не пересказ. Текст дословно «перекочевал» из книги историка в рукопись Елены Уайт, вместе с фактологическими ошибками и нравственными поучениями»[79]. Поэтому было бы неразумно использовать труды Елены Уайт в 1990-х так же, как они использовались в прежние времена.

Священное Писание

 

Елена Уайт всю жизнь прилежно изучала Писание и глубоко знала Божье Слово. Данный факт легко подтверждается обширным индексом библейских текстов, цитируемых в ее сочинениях. В 1970-х в различных частях света, в том числе в Северной Америке и Австралии, проводились библейские конференции, на которых среди важных вопросов поднималась проблема методов толкования Священного Писания, которые использовала Елена Уайт. Некоторые из этих методов были хорошо изучены[80]. Исследования показывают, что мы поступили бы опрометчиво, передав Елене Уайт право главного арбитра в толковании смысла и значения Библейских текстов.

Догматика

 

За семьдесят лет служения Елены Уайт, начавшегося в 1844-м году, между ней и Церковью Адвентистов Седьмого дня сложились симбиотические отношения. В течение семи лет, когда идея «закрытой двери» являлась лучшим объяснением произошедшего в 1844 г., она поддерживала разрозненные группы христиан. Она вместе с адвентистским движением активно участвовала в спорах о природе закона в Послании к Галатам, в дискуссиях о чистой и нечистой пище, о тайне природы Христа, выступала за необходимость уточнить наше понимание праведности по вере. Сложившиеся представления о непрерывном и гармоничном развитии адвентистских доктрин с очевидностью нуждаются в поправке: наше сообщество не раз переживало догматические кризисы. И Елена Уайт вместе с Церковью духовно росла и иногда меняла свои богословские взгляды[81].

Образование

 

С 1870-х годов Елена Уайт уделяла много внимания проблеме «истинного образования» и эта деятельность оказалась необычайно полезной для всей Церкви. Однако адвентисты долго спорили о самых разных проблемах, поднятых в ее трудах. Например, вопрос о том, в каком возрасте следует отдавать детей в школу, одни, на основании трудов Е. Уайт, считают делом решенным, а другие сомневаются, что труды Е. Уайт могут дать на него определенный ответ. Дискуссии на подобные темы часто заходили в тупик. Некоторые утверждали, что Елена Уайт дала нам «шаблон» христианского образования, однако этот символ с течением времени становился все более и более неадекватным[82]. Как и в других подобных случаях, проблема заключалась не столько в самих утверждениях Духа пророчества, сколько в наших неадекватных ожиданиях[83].

Непогрешимость

 

Здесь следует сделать весьма важное замечание. По мере того, как адвентисты седьмого дня получали все новые данные о содержании трудов Елены Уайт, а также о социальном и культурном контексте, в котором они создавались, стало ясно – и это следует подчеркнуть особо – что ее труды не безошибочны[84]. Ввиду того, что многие из нас по традиции верят в «непогрешимость» нашего пророка, Церковь была вынуждена разработать и опубликовать отдельный перечень утверждений и отрицаний:

 

МЫ ВЕРИМ,

1. что Священное Писание является Словом Божьим, открытым Богом и вдохновленным Святым Духом;

2. что канон Священного Писания состоит только из 66 книг Ветхого и Нового Заветов;

3. что Священное Писание является основанием веры и окончательным авторитетом во всех вопросах веро­учения и христианской жизни;

4. что Священное Писание — это Слово Божье, выраженное человеческим языком;

5. что Священное Писание учит тому, что дар пророчества будет проявлять себя в христианской церкви и в новозаветные времена;

6. что служение Е. Уайт и ее труды представляют со­бой проявление дара пророчества;

7. что Е. Уайт была вдохновляема Святым Духом и что ее труды как продукт этого вдохновения являются актуальными и авторитетными, особенно для адвентистов седьмого дня;

8. что целью написания Е. Уайт своих трудов является руководство в понимании учения Священного Писания и применении этого учения в духе профетического ожи­дания в духовно-нравственной жизни;

9. что принятие пророческого дара Е. Уайт важно для духовного окормления и сохранения единства Церкви Адвентистов Седьмого дня;

  1. что использование Е. Уайт литературных источни­ков и труда помощников находит параллели и в Библии.

МЫ НЕ ВЕРИМ,

1. что качество или степень богодухновенности в тру­дах Е. Уайт отличается от таковых в Библии;

2. что труды Е. Уайт представляют собой дополнение к канону Священного Писания;

3. что труды Е. Уайт, равно как и Священное Писание, представляют собой основание и окончательный авторитет для христианской веры;

4. что труды Е. Уайт могут быть используемы как основание для вероучения;

5. что изучение трудов Е. Уайт может заменить собой изучение Священного Писания;

6. что Священное Писание может быть понято только посредством трудов Е. Уайт;

7. что труды Е. Уайт являются исчерпывающим комментарием Священного Писания;

8. что труды Е. Уайт являются обязательной частью для провозглашения истин Священного Писания в обществе;

9. что труды Е. Уайт являются всего лишь продуктом пера благочестивого христианина;

10. что использование Е. Уайт литературных источников и труда помощников отрицает богодухновенный характер ее трудов[85].

 

 

Во всех семи приведенных выше иллюстрациях за утверждениями Елены Уайт стоит истина. Смит отмечал, что Елена Уайт говорила о «смешении» лишь для того, чтобы показать, в какую «бездну разврата и преступлений опустилось человечество»[86]. Весть о том, что Бог является Творцом земли, гораздо важней любых рассуждений о процессах, происходящих в земной коре. В отношении здорового образа жизни Елена Уайт глубоко повлияла на выбор миллионов людей – несмотря на известные ограничения в ее медицинских рекомендациях. Как и все мы, она изучала историю по книгам, и ее произведения никогда не сравнятся с доступными нам более точными историческими исследованиями, на основе которых мы можем выработать собственный взгляд на историю. Но, с другой стороны, Елена Уайт может помочь нам в гораздо более сложном деле – поиске Бога в лабиринтах истории. Мы с полным правом можем говорить о ее посвящении Библии и подражать ее искреннему желанию постичь смысл ее слов. Ее открытость к переменам – прекрасный пример для нас. Следует помнить, что «мы должны многому научиться и от многого отказаться»[87]. Далее, стоит отказаться от представлений, которые сами ее труды призывают нас оставить.

 

Очевидно, что, если мы примем корпус сочинений Елены Уайт за полную и исчерпывающую универсальную энциклопедию веры и практики, то адвентизм станет пережитком прошлого. При этом мы окончательно подорвем доверие к Божьей вестнице и не выполним задачу, возложенную на Церковь, которой она так гордилась. Итак, модель универсальной энциклопедии в применении к трудам Елены Уайт нам не подходит. Есть ли у нас другая возможность «реабилитировать» ее сочинения?

Переосмысление роли и значения Е. Уайт для Церкви Адвентистов Седьмого дня после 2000 г.

Артур Патрик, Университет Ла-Сьерра, доктор философии[1]. Оригинал статьи находится по адресу: http://www.sdanet.org/atissue/white/patrick/index.htm.

АННОТАЦИЯ: Если какое-нибудь религиозное движение в течение ограниченного отрезка времени получает большое количество новой информации о своем историческом наследии – можно ожидать от него реакции трех типов: реверсии, отторжения или преобразования. В период с 1970 по 1982 годы был открыт большой массив новых данных о жизни и произведениях Елены Уайт, а также о ранней истории и богословии Церкви Адвентистов Седьмого дня. Предварительный исторический анализ показывает, что за это время в церковной среде выработались и к настоящему времени окончательно оформились все три тенденции. С целью укрепления церковного единства и выполнения нашей миссии необходимо, чтобы руководители, преподаватели, пасторы и рядовые члены церкви пополняли ряды сторонников преобразования.

 

Вступление

 

Христианство предлагает спасительное познание о Боге через Иисуса Христа (Ин. 17:3, 1Ин. 5:20), по научению Святого Духа (Ин. 14-16). Тысячи томов находятся в распоряжении тех, кто пытается понять процесс откровения[2], процесс достоверной передачи откровения (богодухновенность/инспирация), а также узнать о помощи Святого Духа тем, кто пытается применить Божью весть (просвещение). Христианская история знает множество конфликтов и споров, посвященных вышеназванным доктринам, однако, немногие их них сравнятся с борьбой, которая развернулась между американским протестантским фундаментализмом[3] и религиозным модернизмом[4] в первые три десятилетия двадцатого века. Адвентисты седьмого дня не принадлежат ни к тому, ни к другому лагерю[5]. И все же, в условиях крайней озабоченности наступлением модернизма, а также неопределенности касательно положения и значения Елены Уайт, многие из адвентистов стали приверженцами фундаменталистских взглядов. Начиная с 1970 года (с наступлением новой эпохи в области исследований трудов Елены Уайт), такая неопределенность стала серьезной угрозой для единства и миссии нашей Церкви.

 

Многие адвентисты разделяют нереалистичные теории инспирации, и, как следствие, занимают крайние позиции[6] по отношению к значимости Елены Уайт, включая реверсионистские взгляды. Сталкиваясь с огромным массивом новой информации, адвентисты фундаменталистского толка склоняются к идеализации прошлого. Они видят в нем эталон для подражания и требуют строгого следования (и даже тождества) образцам минувшего. Вследствие этого исторические данные могут рассматриваться в качестве источника ненужных проблем, оригинальные свидетельства могут провоцировать сомнения в Божьем водительстве, любознательность может выглядеть как угроза для доктрины, а любые вопросы могут восприниматься как признак недостатка личной веры. Таким образом, в Церкви начинается формирование своего рода «экстремистских» групп, которые развязывают партизанскую войну с церковной организацией в целом и конкретными людьми в частности.

Совершенно противоположного подхода придерживаются сторонники отторжения. Они заявляют, что в свете современных знаний прошлому нельзя доверять, что оно не соответствует нуждам современности и непременно должно быть отвергнуто. Здесь исторические свидетельства используются в качестве оружия против Церкви (как, например, в сочинениях Грегори Ханта и Уолласа Слэйтери), а исторические тексты применяются, чтобы развенчать притязания на Божье водительство. Результатом часто бывает замешательство, вследствие которого люди тихо уходят из Церкви, заподозрив ее в жульничестве. Общины раскалываются на две воюющие стороны, так как защита противостоящих друг другу воззрений рушит взаимоотношения. Или же воинствующие борцы за истину в ярости уходят из адвентизма и еще долго пытаются извне наносить ущерб телу Христа.

 

Тем временем Церковь и ее учреждения переживают не лучшие времена. В то время, когда Церкви нужно всесторонне поддерживать и развивать креационизм, непропорционально большие усилия тратятся на подтверждение периферийной теории – хронологической системы архиепископа Джеймса Ашера (1581-1656). В то время, когда наши образовательные и медицинские учреждения нуждаются в творческих подходах к преподнесению адвентистских ценностей учащимся и пациентам, они часто бывают напуганы авторами и администраторами (действующими из самых лучших побуждений), реагирующих на «негатив», который на поверку оказывается лишь беспочвенными слухами. Когда единство Церкви оказывается под угрозой, сбитые с толку руководители часто хватаются за многообещающие решения, предлагаемые авторами книг наподобие Omega или Receiving the Word - и тут же ввергают общины в напряженную борьбу, подрывающую доверие людей к Церкви[7]. Часто адвентистские служители, историки, ученые и преподаватели утрачивают веру в нужность своей профессии (так как в общественном церковном сознании данные профессии могут считаться вредоносными), подготовка к которой отняла у них много сил и средств. Профессионалы должны осознавать свою ответственность перед Церковью, но также важно поддерживать здоровое творческое напряжение между академической свободой и академической ответственностью. Для этого профессионалам из наших образовательных учреждений необходима точная и надежная обратная связь со стороны руководителей и членов церкви. Лишь в этом случае можно надеяться на эффективное выполнение нашей миссии.

 

Мы могли бы значительно снизить напряженность в среде адвентистов, если бы нам удалось прийти к согласованному пониманию роли и значения трудов Елены Уайт. Все данные, необходимые для решения этой задачи, уже получены, притом более пятнадцати лет назад. Назрела необходимость в более корректном, информированном и универсальном подходе к применению трудов Елены Уайт. Для его применения Церковь должна понять механизмы реверсии и отвержения – а затем сознательно выбрать и развивать «преобразовательную» позицию.

 

За семьдесят лет служения Елены Уайт между ней и адвентистской церковью сложились симбиотические отношения. С 1915 по 1970 годы нерешенный конфликт между фундаментализмом и модернизмом отчасти привел к тому, что адвентисты стали использовать произведения Елены Уайт в качестве всеохватывающей и абсолютно достоверной энциклопедии по вопросам веры и практики. Однако, с 1970 по 1982 годы появилось много новой и ценной информации. К сожалению, при отсутствии адекватной интерпретации/применения, обнародование этих данных привело адвентистов к своего рода второму «великому разочарованию». Вследствие этого, с 1982 года по настоящий момент адвентистское понимание и применение трудов Елены Уайт носит весьма разнообразный характер. Нам представляется важным упрочить будущее Церкви, а это, в свою очередь, потребует более последовательного и универсального подхода к обозначенной выше проблеме.

 

В разное время, будучи пастором, проповедником, преподавателем, администратором, историком, священником в больнице и директором адвентистского центра по изучению трудов Елены Уайт, я старался изучать и применять произведения Елены Уайт. В данном исследовании вы найдете не так уж много нового, но его выводы достаточно важны. Особенно для руководителей церкви, которые хотели бы создать общую платформу, отталкиваясь от которой, они могли бы устремиться вперед к выполнению миссии, возложенной на Церковь АСД Иисусом Христом.

 

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.022 с.