Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-10-11 | 2047 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психодиагностика» для обучающихся факультета психологии 3 курса очной и 4 курса заочной форм обучения направления подготовки 37.03.01 – «Психология»
Симферополь
2016
УДК 159.9.072
ББК 88.5
ГУСТОДЫМОВА В. С.
Практикум по психодиагностике: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психодиагностика» для обучающихся факультета психологии 3 курса очной и 4 курса заочной форм обучения направления подготовки 37.03.01 – «Психология» уровня бакалавриат / В. С. Густодымова. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». ― Симферополь, 2016. ― 75 с.
Пособие содержит рекомендации по освоению практической части учебной дисциплины «Психодиагностика». Приведена тематика и содержание семинарских и практических занятий. Представлена примерная тематика контрольных заданий и рефератов по дисциплине, рекомендуемая литература, вопросы к экзамену.
«Практикум по психодиагностике» позволяет оптимизировать практическую подготовку обучающихся в ходе аудиторной и самостоятельной работы, сформировать представления о содержании и назначении методик, а также умения адекватного выбора и использования психодиагностических средств.
Подготовлено на кафедре социальной психологии.
Печатается по решению научно-методического совета Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского протокол №________ от______.
Рецензенты: Черный Е. В., доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
|
Павленко В. Б., доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психофизиологии факультета психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
©Густодымова В. С., КФУ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………… 5
Содержание дисциплины………………………………………………. 7
Раздел 1. Введение в психодиагностику……………………………… 12
1.1. Семинарское занятие № 1. ……………………………………. 12
1.2. Семинарское занятие № 2……………………………………... 13
Раздел 2. Тестирование как психодиагностическая процедура…….. 14
2.1. Семинарское занятие № 3…………………………………….. 14
2.2. Семинарское занятие № 4. …………………………………… 15
Раздел 3. Психометрические основы психодиагностики..................... 17
3.1. Семинарское занятие № 5……………………………………... 17
3.2. Семинарское занятие № 6……………………………………… 18
Раздел 4. Принципы конструирования и стандартизации тестов…… 19
4.1. Семинарское занятие № 7……………………………………… 19
4.2. Семинарское занятие № 8. …………………………………….. 20
Раздел 5. Практикум по психодиагностике личности……………….. 21
5.1. Методические указания к практическим занятиям…………...21
5.2. Практическое занятие № 1…………………………………….. 22
5.3. Практическое занятие № 2……………………………………. 25
5.4. Практическое занятие № 3……………………………………. 27
5.5. Практическое занятие № 4……………………………………. 28
5.6. Практическое занятие № 5…………………………………….. 30
5.7. Практическое занятие № 6…………………………………….. 32
5.8. Практическое занятие № 7…………………………………….. 34
5.9. Практическое занятие № 8…………………………………….. 36
5.10. Практическое занятие № 9…………………………………… 38
5.11. Практическое занятие № 10………………………………….. 39
5.12. Практическое занятие № 11………………………………….. 40
Контрольные задания…………………………………………………...41
Тематика рефератов……………………………………………………..45
Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины………………………………………………………………47
|
Вопросы к экзамену................................................................................. 50
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины………………………………53
Приложения…………………………………………………………….. 57
ВВЕДЕНИЕ
Цель изучения дисциплины – формирование базовых представлений о принципах и инструментах оценки измерения индивидуально-психологических особенностей человека; о специфике психодиагностического процесса и факторах, влияющих на него; о психометрических основах психодиагностики, принципах конструирования и стандартизации тестов.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Данная дисциплина логически и содержательно связана с изученными ранее дисциплинами «Общая психология», «Общепсихологический практикум» «Дифференциальная психология», «Математические методы в психологии», «Экспериментальная психология».
В процессе изучения предшествующих дисциплин у обучающегося сформированы базовые знания, умения и навыки, необходимые для изучения данной дисциплины:
• об общей схеме психологического исследования,
• о классификации психологических методов,
• о характеристике психических явлений и индивидуальных различий, навыки арифметических операций.
Освоение данной дисциплины является теоретической и практической базой для дисциплин «Психология личности», «Клиническая психология», «Психологическая служба в системе образования», «Социальная психология», «Психология семьи», «Основы консультативной психологии» и производственной практике (в школе).
Дисциплина изучается на 3 курсе в 5-6 семестрах (очная и заочная форма обучения).
В результате изучения дисциплины «Психодиагностика» обучающиеся должны знать:
- основные понятия, терминологию и научные факты в области психодиагностики (ОПК-1);
- психодиагностический инструментарий, психометрические основы психодиагностики (ПК-2);
- специфику и организацию психодиагностического процесса, а также факторы, влияющие на него (ПК-8).
В результате изучения дисциплины «Психодиагностика» обучающиеся должны уметь:
- находить и изучать научную информацию отечественного и зарубежного опыта для решения стандартных задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
|
-использовать адекватные методики; анализировать выявленные психологические феномены индивидов и групп (ПК-2);
-участвовать в проведении психологического исследования на основе профессиональных знаний и делать психодиагностическое заключение (ПК-8).
В результате изучения дисциплины «Психодиагностика» обучающиеся должны владеть:
-понятийным аппаратом и навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний психодиагностики (ОПК-1);
- навыками работы с методиками диагностики особенностей личности, мотиваций и эмоций, интеллекта, межличностных отношений, сознания и самосознания и т.д. (ПК-2);
-навыками процедуры тестирования, интерпретации диагностических данных и написания психодиагностического заключения (ПК-8).
Объем дисциплины и распределение часов по видам учебной работы
Виды контактной и внеаудиторной работы | Всего часов | |
очная форма обучения | заочная форма обучения | |
Общий объем дисциплины | ||
Аудиторная работа | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические (семинарские) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Экзамен | экзамен | экзамен |
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины (очная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | В том числе | |||
Аудиторные занятия | Из них | Самосто ятельная работа | ||||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | |||||
Введение в психодиагностику | ||||||
Тестирование как психодиагностическая процедура | ||||||
Психометрические основы психодиагностики | ||||||
Принципы конструирования и стандартизации тестов | ||||||
Психодиагностика личности | ||||||
Проективные методы диагностики личности | ||||||
Психодиагностика сознания и самосознания | ||||||
Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний | ||||||
Диагностика интеллекта | ||||||
Диагностика стилевой сферы личности | ||||||
Психологическое тестирование в образовании | ||||||
Психодиагностика межличностных отношений. | ||||||
Всего часов |
|
Темы разделов дисциплины (очная форма обучения)
Раздел | Номер занятия | Вид занятия | Номер вида заня тия | Тема занятия | Часы |
1-4 | Лекция | 2, 3, 4 | Предмет психодиагностики История психодиагностики | ||
5-6 | Практика | Психодиагностика как наука История развития психодиагностики | |||
7-9 | Лекция | Психодиагностический метод Психодиагностический процесс Специфика психодиагностического процесса | |||
10-12 | Практика | 3-4 | Проведение психодиагностического обследования Психологический диагноз | ||
13-15 | Лекция | Репрезентативность тестовых норм Надежность теста Валидность теста | |||
16-17 | Практика | Введение в психометрику Надежность и валидность теста | |||
18-20 | Лекция | 11-12 | Конструирование теста Стандартизация и адаптация теста | ||
21-22 | Практика | Этапы конструирования и стандартизации тестов Компьютерная психодиагностика | |||
23-29 | Лекция | 15-17 18-20 | Психодиагностика свойств нервной системы и темперамента Личностные опросники и теории личности Проблема достоверности личностных опросников | ||
30-34 | Практика | 10-11 | Диагностика темперамента | ||
12-13 | Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов Исследование особенностей личности путем диагностики рисунка | ||||
35-39 | Лекция | 21-22 23-24 | Проективная техника диагностики личности Психологическая специфика проективного метода Структура и специфика проведения ТАТ (тематический апперцептивный тест) | ||
40-43 | Практика | 15-18 | Проективные методы диагностики личности | ||
44-46 | Лекция | 27-28 | Психодиагностика сознания Психодиагностика самосознания | ||
46-49 | Практика | 19-21 | Диагностика сознания и самосознания | ||
50-53 | Лекция | 29-30 31-32 | Специфика психологической диагностики мотивационной сферы Специфика психологической диагностики эмоциональной сферы | ||
54-54 | Практика | 22-23 | Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний | ||
56-60 | Лекция | 33-34 35-36 | История и подходы к понятию интеллекта Проблема онтологического статуса понятия «интеллект» Интеллект: наследственность и среда | ||
61-66 | Практика | 24-26 27-29 | Диагностика общих интеллектуальных способностей Диагностика креативности | ||
67-68 | Лекция | 38-39 | Диагностика стилевой сферы личности | ||
69-70 | Практика | 30-31 | Диагностика стилевой сферы личности | ||
71-72 | Лекция | 40-41 | Психологическое тестирование в образовании | ||
73-74 | Практика | 32-33 | Психологическое тестирование в образовании | ||
75-76 | Лекция | 42-43 | Психодиагностика межличностных отношений | ||
77-78 | Практика | 34-35 | Диагностика межличностных отношений | ||
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине |
|
Разделы дисциплины (заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | В том числе | |||
Аудиторные занятия | Из них | Самосто ятельная работа | ||||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | |||||
Введение в психодиагностику | – | |||||
Тестирование как психодиагностическая процедура | ||||||
Психометрические основы психодиагностики | ||||||
Принципы конструирования и стандартизации тестов | - | |||||
Психодиагностика личности | ||||||
Проективные методы диагностики личности | ||||||
Психодиагностика сознания и самосознания | ||||||
Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний | ||||||
Диагностика интеллекта | ||||||
Диагностика стилевой сферы личности | – | |||||
Психологическое тестирование в образовании | – | – | – | |||
Психодиагностика межличностных отношений | – | |||||
Всего часов |
Темы разделов дисциплины (заочная форма обучения)
Личностные опросники | |||||
Практика | Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов | ||||
Лекция | Проективная техника диагностики личности | ||||
Практика | Проективные методы диагностики личности | ||||
Лекция | Психодиагностика сознания и самосознания | ||||
Практика | Диагностика сознания и самосознания | ||||
Лекция | Диагностика эмоций и мотивации | ||||
Практика | Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний | ||||
Лекция | Диагностика интеллекта | ||||
Практика | Диагностика общих интеллектуальных способностей | ||||
Практика | Диагностика стилевой сферы личности | ||||
Практика | Диагностика межличностных отношений | ||||
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине |
Семинарское занятие № 1
Тема. Психодиагностика как наука
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие психодиагностики. Теоретическая и практическая психодиагностика;
2. Предмет и структура психодиагностики. Основные задачи психодиагностики;
3. Социальная и практическая значимость психодиагностики;
4. Психодиагностический метод и диагностические подходы;
5. Психодиагностика и смежные направления исследований;
7. Классификация методов психодиагностики: Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. К. Гайда, В. П. Захаров, Й. Шванцер, по критерию формализованности.
Основные термины к теме: психодиагностика, психологическое тестирование, психологическая оценка, психометрия, метод, методика, тест, формализованные методики, неформализованные методики, метод наблюдения, метод беседы, контент-анализ, интервью, анкетирование.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази, А., Психологическое тестирование / А. Анастази. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 859 с.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб., 2000.
3. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб., 2003.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. 2-е издание / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006.
5. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д. Я. – Самара: БахрахМ, 2011.
7. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии / Е. С. Романова. – СПб.: Речь, 2001.
8. Романова, Е. С. Психодиагностика / Е. С. Романова. – СПб.: Питер, 2005.
Семинарское занятие № 2
Тема. История развития психодиагностики
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Предыстория психодиагностики (Ф. Гальтон, Дж. Кэттел, А. Бине);
2. Развитие психодиагностики в начале XX в. (до 1930-х гг.);
3. Кризис. Развитие психодиагностики в 30-е годы;
4. Развитие психодиагностики в 40-е годы;
5. Развитие психодиагностики в 50-е годы;
6. Развитие психодиагностики в 60-е годы;
7. Развитие психодиагностики в 70-е годы;
8. Развитие психодиагностики в 80-е годы;
9. Развитие психодиагностики в 90-е годы;
10. Актуальные проблемы психодиагностики.
Основные термины к теме: шкала, тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности, тесты достижений, проективные методики.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2005.
2. Батаршев, А. В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб.пособие / А. В. Батаршев. - 2.изд. - М.: Дело, 2001.
3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб.: Изд-во"Речь", 2003.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2005.
5. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М.: Юрайт, 2011.
6. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – Спб: Питер, 2003.
Семинарское занятие № 3
Тема. Проведение психодиагностического обследования
Продолжительность – 4 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятия «субъекта» и «объекта» психодиагностики;
2. Классификации психодиагностических ситуаций (А. Г. Шмелев, В. Н. Дружинин);
3. Ситуация экспертизы в психодиагностической работе: специфика, заказчики, требования к проведению обследования и составлению психодиагностического заключения;
4. Ситуация психологической помощи (консультирование: специфика, установление раппорта, особенности взаимодействия с клиентом);
5. Особенности психодиагностического обследования детей и взрослых. Сообщение результатов психодиагностического обследования;
6. Основная документация психолога-психодиагноста;
7. Основные этапы психодиагностического обследования;
8. Изучение запроса, анамнез, формулирование психологической проблемы;
9. Выдвижение гипотез, подбор психодиагностических методов исследования;
10. Получение диагностической информации с помощью различных методов;
11. Психологический диагноз и прогноз;
12. Разработка психолого-педагогических рекомендаций или коррекционно-развивающих программ;
13. Профессионально-этические принципы психодиагностического обследования: требования к разработчикам тестов, требования к психологам-пользователям, требования к специалистам смежникам.
Основные термины к теме: субъект психодиагностики, объект психодиагностики, психодиагностическое обследование,психодиагностическая задача,психодиагностическая ситуация, экспертиза, психологическое консультирование, раппорт, анамнез, психологический прогноз, психодиагностическое заключение, психологические рекомендации.
Рекомендуемая литература:
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. - СПб., 2002. – С.126-130, 145-146.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И.Н. – М.: Юрайт, 2011. – 439 с.: ил. – (Бакалавр).
3. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. - М., 2000. – С.64-67.
4. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 2001. – С. 4.
5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М.: (б.и.), 2010. – 215 с.: ил.
6. Битянова, М. Теоретический конструкт нормы / М. Битянова // Школьный психолог. – 2000.- № 36.- С.7.
7. Вахромов, Е. Норма и аномалия / Е. Вахромов // Школьный психолог. – 2001.- № 30.- С.4.
Семинарское занятие № 4
Тема. Психологический диагноз
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие психологического диагноза. Уровни психологического диагноза (Л. С. Выготский);
2. Соотношение медицинского и психологического диагнозов;
3. Симптоматический диагноз;
4. Этиологический диагноз;
5. Типологический диагноз;
6. Диагностическое заключение и прогноз;
7. Основные диагностические ошибки (ошибки в сборе данных, ошибки в переработке, интерпретации данных);
8. Типы установок на ответ. Способы минимизации влияния на результаты психодиагностического заключения различных типов установок на ответ;
9. Требования к итоговому заключению (принципы составления, примерный алгоритм заключения, виды психологических заключений).
Основные термины: медицинский диагноз, психологический диагноз, симптоматический диагноз, этиологический диагноз, типологический диагноз, прогностичность.
Рекомендуемая литература:
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. - СПб., 2002. – С.126-130, 145 – 146.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс, И. Н. – М.: Юрайт, 2011. – 439 с.: ил. – (Бакалавр).
3. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. - М., 2000. – С.64-67.
4. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 2001. – С.4.
5. Семаго, Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М., 2000.
6. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М.: (б.и.), 2010. – 215 с.: ил.
7. Битянова, М. Теоретический конструкт нормы / М. Битянова // Школьный психолог. – 2000.- № 36.- С.7.
8. Вахромов, Е. Норма и аномалия / Е. Вахромов // Школьный психолог. – 2001.- № 30.- С.4.
9. Семаго, М. В поисках социально-психологических нормативов / М. Семаго // Школьный психолог- 2000.-№ 12.- С.8-9.
10. Семаго, М. Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии / М. Семаго // Школьный психолог.-2004.- № 6.- С.6-8.
Семинарское занятие № 5
Тема. Введение в психометрику
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: надежность, валидность, репрезентативность, дискриминативность, достоверность;
2. Понятие надежности теста. Виды надежности теста;
3. Понятие валидности теста. Виды валидности;
4. Кривая нормального распределения;
5. Репрезентативность тестовых норм;
6. Требования к выборке;
7. Понятие психической нормы. Подходы к пониманию психической нормы в психодиагностике.
Основные термины: психометрика,надежность, валидность, репрезентативность, дискриминативность, достоверность, надежность, валидность, стандартизация теста, выборка стандартизации, нормальное распределение Гаусса, среднее значение, мода, медиана, стандартное отклонение, тестовые нормы, психическая норма.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 64 – 102.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – СПб.: Речь, 2000. – С. 79 – 101.
3. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М.: Юрайт, 2011. – 439 с.
4. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М.: (б.и.), 2010.
Семинарское занятие № 6
Тема. Надежность и валидность теста
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие надежности теста;
2. Повторное тестирование (ретестовая надежность);
3. Параллельное тестирование (надежность параллельных форм);
4. Расщепление (надежность частей теста);
5. Последовательность действий при определении надежности;
6. Средства повышения надежности психодиагностических методик;
7. Понятие валидности теста;
8. Конструктная валидность;
9. Конвергентная, дискриминантная и факторная валидность;
10. Критериальная валидность;
11. Прогностическая валидность;
12. Содержательная валидность;
13. Экспертная эмпирическая валидизация;
14. Порядок действий психолога при проверке валидности.
Основные термины: надежность, ретестовая надежность, надежность параллельных форм, надежность частей теста, внутренняя согласованность, конструктная валидность, конвергентная валидность, дискриминантная валидность, факторная валидность, критериальная валидность, прогностическая валидность, содержательная валидность, эмпирическая валидность.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 103 - 132.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – СПб.: Речь, 2000. – С. 101 - 112.
3. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М.: Юрайт, 2011. – 439 с.
4. Ромек, В. Г. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в Интернет / В. Г. Ромек, Д. К. Сатин // Психологический журнал. 2000.- т.21.- № 2.- С. 70-74.
Семинарское занятие № 7
Тема. Этапы конструирования и стандартизации тестов
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Конструирование теста, его спецификация;
2. Разработка заданий теста;
3. Оформление теста;
4. Пилотажное исследование и анализ заданий теста;
5. Конструирование шкал;
6. Требования к оформлению вопросов теста;
7. Стандартизация тестов;
8. Технология адаптации методик. Адаптация зарубежных тестов;
9. Стратегии составления личностных опросников;
10. Проблемы разработки проективных методик;
11. Нормативные требования к разработчикам методик и пользователям тестов;
12. Требования к психометрической подготовке психолога.
Основные термины: спецификация теста, пилотажное исследование, интегральные шкалы, рейтинговая шкала, дихотомическая шкала, трихотомическая шкала, шкала лжи, адаптация теста, тестовая задача, стимульный материал.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 133 - 195.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – СПб.: Речь, 2000. – С. 112 - 135.
3. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С.34-49.
4. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М.: Юрайт, 2011.
Семинарское занятие № 8
Тема. Компьютерная психодиагностика
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Компьютеризация тестов;
2. Преимущества и ограничения современных компьютеризированных методик психодиагностики;
3. Компьютерный психодиагностический инструментарий: эффект их использования, признаки компьютерных методик, история использования, особенности исследования испытуемых;
4. Стратегия построения компьютерной интерпретации результатов тестирования;
5. Компьютер как организатор стимульного материала:
- компьютерная специфика тестовых заданий;
- дистанционное тестирование;
- адаптивное тестирование;
- игровое тестирование;
6. Феномен компьютерной тревожности и его влияние на результаты тестирования.
Основные термины: компьютеризация, компьютерные версии психодиагностических методик, компьютерные психодиагностические методики, адаптивное тестирование, динамическая стимульная среда, ревалидизация, рестандартизация.
Рекомендуемая литература:
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003. - С.114 - 120.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М.: Юрайт, 2011.
3. Ромек, В. Г. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в Интернет / В. Г. Ромек, Д. К. Сатин // Психологический журнал. 2000.- т.21.- № 2.- С. 70-75.
4. Червинская, К. Р. Компьютерная психодиагностика / К. Р. Червинская. - СПб.: Речь, 2003. - С.116-134, 258-268.
5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М.: (б.и.), 2010.
Практическое занятие № 1
Тема. Диагностика темперамента
Продолжительность – 4 часа
Цель занятия: знакомство с методами диагностики индивидуально-типологических особенностей личности; диагностика индивидуально-типологических особенностей студентов.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия «темперамент»;
2. Дайте характеристику свойств нервной системы;
3. Назовите известные Вам методы диагностики индивидуально-типологических особенностей личности.
Задание № 1. Провести диагностику темперамента студента с помощью методики «Тест-опросник Я. Стреляу».
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику Я. Стреляу;
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в лист ответов;
- сравнение сырых баллов с диагностическими статистическими границами;
- интерпретация результатов.
Задание № 2. Провести диагностику структуры темперамента студента с помощью методики «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)».
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
- перекодирование ответов согласно ключу;
- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;
- интерпретация результатов.
Задание № 3. Проведение диагностики формально-динамических свойств индивидуальности студента с помощью опросника В.М. Русалова (ОФДСИ).
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
- перекодирование ответов согласно ключу;
- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;
- интерпретация результатов.
Задание № 4. Провести диагностику темперамента студента с помощью теста-опросника Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И.Шмелевым).
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г. И. Шмелевым);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;
- графическое отображение полученных результатов;
- интерпретация результатов.
Задания по итогам практической работы:
1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест-опросник Я. Стреляу»;
2. Составить рубрикатор и протокол к методике «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)»;
3. Составить рубрикатор и протокол к методике «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова»;
4. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест-опросник Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И. Шмелевым)».
Рекомендуемая литература:
1. Моисеева, О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие / О. Ю. Моисеева. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.
2. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.
3. Русалов, В. И. Опросник структуры темперамента / В. И. Русалов. – М., 1992.
4. Русалов, В. М. Опросник формально-динамичеких свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) / В. М. Русалов. - М.: ИП РАН, 2004. – 136 с.
5. Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие / Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. - М.: Смысл, 2009. – 104 с.
6. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 336 с.
7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.
Практическое занятие № 2
Тема. Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов
Продолжительность – 4 часа
Цель занятия: знакомство с методами диагностики черт личности;диагностика черт личности студента.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте основные подходы к понятию «свойства личности»;
2. Дайте представле
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!