Раздел 5. Практикум по психодиагностике личности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел 5. Практикум по психодиагностике личности

2017-10-11 1374
Раздел 5. Практикум по психодиагностике личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания к практическим занятиям

Структура практического занятия:

1. Проверка готовности к работе;

2. Выполнение практической работы (составление рубрикатора методики, ведение протокола);

3. Оформление отчета по практической работе.

Оформление отчета (протокол занятия) по выполнению практической работы проводится письменно (на бумаге размером А4) и включает:

1) Название практической работы и дату ее выполнения;

2) Цель работы;

3) Перечень использованных методик и условия проведения обследования;

4) Информация об обследуемом (фамилия, имя, отчество (или инициалы), возраст, пол, социальный статус);

5) Содержание и результаты обследования:

- результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и психодиагностики (эмоциональное и соматическое состояние, уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах);

- описание результатов обследования:

- достижения обследуемого при выполнении тестовых заданий
(в контексте цели исследования!);

- показатели, по которым получены менее высокие результаты;

- показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.

6) Выводы:

- уровень сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.

7) Практические рекомендации по результатам обследования (основные направления психологической помощи, предложения по коррекционной работе или повторном обследовании).

Рекомендации могут быть адресованы либо самому обследуемому, либо заказчику обследования, либо психологу, который будет заниматься в дальнейшем психологическим сопровождением обследуемого, определяя для него способы и формы психологической помощи.

 

Оформление рубрикатора методики включает:

1) Название методики;

2) Сокращенное название методики;

3) Автор методики (или автор адаптации, модификации);

4) Цель исследования;

5) Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);

6) Исследуемые (возраст);

7) Структура методики;

8) Время проведения;

9) Информация о стандартизации (издатель);

10) Год издания.

Отчет отдается преподавателю на проверку после занятия, либо перед началом следующего и хранится на кафедре до окончания всего курса, для чего каждым обучающимся заводится папка.

В зависимости от содержания занятия обучающиеся готовят стимульный материал к методикам, осваивают процедуру проведения психодиагностических методик, обрабатывают данные, составляют заключения по результатам исследования.

 

Практическое занятие № 1

Тема. Диагностика темперамента

Продолжительность – 4 часа

 

Цель занятия: знакомство с методами диагностики индивидуально-типологических особенностей личности; диагностика индивидуально-типологических особенностей студентов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «темперамент»;

2. Дайте характеристику свойств нервной системы;

3. Назовите известные Вам методы диагностики индивидуально-типологических особенностей личности.

Задание № 1. Провести диагностику темперамента студента с помощью методики «Тест-опросник Я. Стреляу».

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику Я. Стреляу;

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

- сравнение сырых баллов с диагностическими статистическими границами;

- интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику структуры темперамента студента с помощью методики «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)».

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

- перекодирование ответов согласно ключу;

- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;

- интерпретация результатов.

Задание № 3. Проведение диагностики формально-динамических свойств индивидуальности студента с помощью опросника В.М. Русалова (ОФДСИ).

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

- перекодирование ответов согласно ключу;

- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;

- интерпретация результатов.

Задание № 4. Провести диагностику темперамента студента с помощью теста-опросника Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И.Шмелевым).

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г. И. Шмелевым);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;

- графическое отображение полученных результатов;

- интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест-опросник Я. Стреляу»;

2. Составить рубрикатор и протокол к методике «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)»;

3. Составить рубрикатор и протокол к методике «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова»;

4. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест-опросник Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И. Шмелевым)».

 

Рекомендуемая литература:

1. Моисеева, О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие / О. Ю. Моисеева. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.

2. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.

3. Русалов, В. И. Опросник структуры темперамента / В. И. Русалов. – М., 1992.

4. Русалов, В. М. Опросник формально-динамичеких свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) / В. М. Русалов. - М.: ИП РАН, 2004. – 136 с.

5. Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие / Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. - М.: Смысл, 2009. – 104 с.

6. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 336 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.

 

 

Практическое занятие № 2

Тема. Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов

Продолжительность 4 часа

Цель занятия: знакомство с методами диагностики черт личности;диагностика черт личности студента.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные подходы к понятию «свойства личности»;

2. Дайте представление об основных стратегиях составления личностных опросников;

3. Приведите примеры известных Вам методов диагностики черт и типов личности;

4. В чем основные недостатки личностных опросников?

5. Чем опросники личностных черт отличаются от типологических опросников?

Задание № 1. Провести диагностику черт личности студента с помощью методики 16 PF Кеттелла (форма С).

Оборудование: текст опросника 16 PF Кеттелла (форма С), лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стены, интерпретации полученных результатов, графическое отображение полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику 16 PF Кеттелла (форма С);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

- определение достоверности полученных результатов по шкале Md;

- графическое изображение собственного профиля личности;

- интерпретация результатов; выявление первичных и вторичных факторов.

Задание № 2. Провести диагностику индивидуально-типологических свойств (ведущих тенденций) личности с помощью методики Л. Н. Собчик (ИТО).

Оборудование: текст опросника Л.Н. Собчик (ИТО), лист ответов, ключ для подсчета результатов, шкалы измерения индивидуально-типологических тенденций.

 

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике Л.Н. Собчик (ИТО);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

- подсчет количества баллов по каждой шкале с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

- графическое изображение индивидуально-типологических тенденций личности;

- интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Составить рубрикатор и протокол к методике 16 PF Кеттела (форма С);

2. Составить рубрикатор и протокол к методике Л.Н. Собчик (ИТО);

3. Самостоятельно провести диагностику исследования личности с помощью стандартизированной методики исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик; составить рубрикатор и протокол к методике.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынина, А. М. Эткинд. – М., 1993.

2. Капустин, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустин. - СПб.: Речь, 2001. - 112 с.

3. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

4. Рукавишников, А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 624 с.

5. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 624 с.

6. Собчик, Л. Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности [Текст] / А. Н. Собчак. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2003. – 40 с.

Практическое занятие № 3

Тема. Исследование особенностей личности путем диагностики рисунка

Продолжительность – 2 часа

 

Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с рисуночными проективными методиками.

Контрольные вопросы:

1. В чем главные достоинства и недостатки графических проективных методик?

2. Раскройте основные принципы интерпретации рисуночных проективных методик;

3. Назовите известные Вам рисуночные проективные методики.

Оборудование: белые листы бумаги размером А4, карандаш, ластик, схемы для обработки данных.

Ход работы:

1) Знакомство с графическими проективными методиками:

- тест «Свободный рисунок»;

- тест «Картина мира»;

- тест «Автопортрет»;

- тест «Дом-дерево-человек»;

- тест «Рисунок семьи»;

- тест «Несуществующее животное»;

- тест «Дерево» (К. Кох);

- тест «Человек под дождем»;

2) Выполнение двух (трех) графических проективных методик (на выбор);

3) Обработка и интерпретация результатов с помощью схем для обработки данных, используя рекомендуемые литературные источники (5).

Задания по итогам практической работы:

1. Составить протокол к проведенным на практическом занятии рисуночным методикам;

2. Самостоятельно провести диагностику личности с помощью 2 (3) графических проективных методик у членов Вашей семьи или знакомых;

3. Обработать и дать интерпретацию результатов проведенных самостоятельно рисуночных методик, используя схемы для обработки данных и рекомендуемые литературные источники; составить протокол к проведенным методикам.

Рекомендуемая литература:

1. Беллак, Л. Проективная психология / Л. Беллак. – Издательство Института Психотерапии, 2010.

2. Бук, Дж. Тест «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) / Дж. Бук // Проективная психология. – М.: Апрель, ПРЕСС, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 260-344.

3. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

4. Дукаревич, М. З. Рисунок несуществующего животного (РНЖ) / М. З. Дукаревич, П. В. Яньшин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М.: Издательство МГУ, 1990. – С. 54-73.

5. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии: учебное пособие / Е. С. Романова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 400 с.

6. Семенова, З. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом-Дерево-Человек» / З. Ф. Семенова, С. В. Семенова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 190 с.

 

Практическое занятие № 4

Тема. Проективные методы диагностики личности

Продолжительность – 8 часов

 

Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с проективными методами диагностики личности.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «проекция»;

2. Охарактеризуйте основные проблемы разработки проективных методик;

3. Раскройте проблему стимула в проективных методах;

4. Какая существует классификация проективных методов?

5. Какие проективные методики Вы знаете? Охарактеризуйте их.

Оборудование: стимульный материал к методике«Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, стимульный материал к методике «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), стимульный материал к методике «Восьмицветовой тест М. Люшера», стимульный материал к методике «Тест Л. Сонди».

Ход работы:

1) Знакомство с проективными методами диагностики личности («Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Тест детской апперцепции» (САТ) Л.Беллака, «Восьмицветовой тест М. Люшера», «Методика чернильных пятен Г. Роршаха», «Тест Л. Сонди»);

2) Проведение диагностики личности с помощью проективной методики «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга; обработка и интерпретация результатов;

3) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ); обработка и интерпретация результатов;

4) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Восьмицветовой тест М. Люшера»; обработка и интерпретация результатов;

5) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тест Л. Сонди»; обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга;

2. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ);

3. Составить рубрикатор и протокол к методике «Восьмицветовой тест М. Люшера»;

4. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест Л.Сонди»;

5. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Тест детской апперцепции (САТ) Л. Беллака; составить рубрикатор к методике;

6. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Фрустрационный тест С. Розенцвейга» (детский вариант); составить рубрикатор к методике.

 

Рекомендуемая литература:

1. Беллак, Л. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство / Беллак Л., Беллак С.С. – СПб.: ИМАТОН, 2001.

2. Дубовская, О. Ф. Восьмицветовой тест Люшера / О. Ф. Дубовская. – М.: Когито-Центр, 2003.

3. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1998.

4. Собчик, Л. Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2002.

5. Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – СПб.: ИМАТОН, 2001.

 

Практическое занятие № 5

Тема. Диагностика сознания и самосознания

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с методами диагностики сознания и самосознания; диагностика сознания и самосознания студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «сознание», «самосознание», «самооценка»;

2. Охарактеризуйте уровневое строение самосознания;

3. Какие методики диагностики сознания и самосознания Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Задание № 1. Провести диагностику самоотношения как компонента самосознания у студентов с помощью теста-опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (МИС).

Оборудование: текст опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике В.В. Столина и С.Р.Пантелеева (МИС);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

- подсчет количества баллов по каждой шкале с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

- перевод сырых баллов в накопленные частоты;

- графическое изображение выраженности уровней самоотношения;

- интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Техники репертуарных решеток Дж. Келли».

Оборудование: матрица репертуарной решетки

Ход работы:

1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании техники репертуарных решеток

2) Заполнение репертуарной решетки:

- формирование списка элементов;

- выявление конструктов;

- заполнение решетки;

- обработка и анализ полученной решетки.

Задание № 3. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Личностный дифференциал».

Оборудование: бланк-анкета личностного дифференциала.

Ход работы:

1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании методики «Личностный дифференциал»;

2) Самостоятельная работа с бланком-анкетой личностного дифференциала;

3) Обработка и анализ полученных результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Составить рубрикатор и протокол к методике В.В. Столина и С.Р.Пантелеева;

2. Составить рубрикатор и протокол к методике «Личностный дифференциал»;

3. Составить рубрикатор и протокол к методике «Техника репертуарных решеток Дж. Келли»;

4. Самостоятельно провести диагностику уровня субъективного контроля личности с помощью теста-опросника Дж. Роттера (УСК); составить рубрикатор и протокол к методике.

5. Самостоятельно провести диагностику уровня самоактуализации личности с помощью методики «Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ)» (А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф. Калина); составить рубрикатор и протокол к методике.

 

Рекомендуемая литература:

1. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 426-433.

2. Пантилеев, Р. С. Практикум по психодиагностике личности: Руководство по интерпретации / Р. С. Пантилеев // Куб — электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru/books/psychodiagnostic_systems/praktikum_po_psihodiagnostike_pantileev.zip. – Дата доступа: 10.02.2012.

3. Похилько, В. И. Психодиагностика индивидуального сознания / В. И. Похилько // Общая психодиагностика; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: МГУ, 1987.

4. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н. К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.

5. Соломин, И. Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учебно-методическое пособие / И. Л.Соломин. – СПб.: Санктпетербургский гос. Университет путей сообщения, 2013. – 96 с.

6. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистер. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2003. – 40 с.

 

Практическое занятие № 6

 

Тема. Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний

Продолжительность – 4 часа

 

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики мотивационной и эмоциональной сферы личности; диагностика мотивации достижений и эмоциональных состояний студентов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «мотивация»;

2. Какие типы мотивов Вы знаете?

3. Перечислите известные Вам методики диагностики мотивационной сферы личности;

4. Дайте определение понятиям «эмоции», «эмоциональная направленность»;

5. Перечислите известные Вам методики диагностики эмоциональной сферы личности.

Задание № 1. Провести диагностику мотивации достижения и избегания неудач с помощью теста-опросника А. Мехрабиана.

Оборудование: текст опросника (форма А, Б), лист ответов, ключи, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику А. Мехрабиана;

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

- перевод данных по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключа;

- подсчет суммарных баллов;

- интерпретация результатов.

 

Задание № 2. Провести диагностику мотивационной сферы личности с помощью методики ценностных ориентаций М. Рокича.

Оборудование: стимульный материал (набор из 18 карточек), бланк для ответов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике ценностных ориентаций М. Рокича;

2) Самостоятельная работа с методикой;

3) Заполнение бланка для ответов;

4) Обработка результатов;

5) Интерпретация результатов.

Задание № 3. Провести диагностику эмоциональной направленности личности с помощью методики «Эмоциональная направленность (Б. И. Додонов)».

Оборудование: текст опросника, лист ответов (ключ).

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике Б. И. Додонова «Эмоциональная направленность»;

2) Самостоятельная работа с текстом анкеты и регистрация ответов;

3) Ранжирование перечня переживаний в порядке убывания;

4) Обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест-опросник А.Мехрабиана»;

2. Составить рубрикатор и протокол к методике Б.И. Додонова «Эмоциональная направленность»;

3. Самостоятельно провести диагностику эмоциональной сферы личности с помощью двух методик на выбор; составить рубрикатор и протокол к методикам.

 

Рекомендуемая литература:

1. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.

2. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

3. Прохоров, А. О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.

 

Практическое занятие № 7

Тема. Диагностика общих интеллектуальных способностей

Продолжительность – 6 часов

 

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики общих интеллектуальных способностей; диагностика общих интеллектуальных способностей студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «интеллект». Кратко охарактеризуйте основные подходы к определению интеллекта;

2. Охарактеризуйте основные свойства интеллекта;

3. Назовите существующие методы диагностики интеллекта.

Задание № 1. провести диагностику общеинтеллектуальных способностей студента с помощью адаптированной версии теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС).

Оборудование: экспериментальная серия заданий, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту структуры интеллекта Р.Амтхауэра (ТУС);

2) Самостоятельная работа с текстом теста;

3) Обработка результатов:

- используя ключ к методике, подсчитать количество сырых баллов по субтестам и по тесту в целом;

- с помощью нормативных таблиц перевести сырые баллы в стандартные;

- графически представить индивидуальный профиль структуры интеллекта;

- проинтерпретировать полученные результаты.

Задание № 2. Провести диагностику интеллекта студента с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена (ПМР)».

Оборудование: стимульный материал (таблицы из 5 серий по 12 штук), бланк ответов, ключ.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту Равена (ПМР);

2) Самостоятельная работа с тестом;

3) Обработка результатов:

- подсчет количества баллов по всем таблицам и по отдельным сериям;

- сравнение показателей по отдельным сериям со среднестатистическими показателями;

- определение уровня развития интеллекта;

- интерпретация результатов, качественный анализ результатов теста.

Задание № 3. Провести диагностику интеллекта с помощью методики «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла.

Оборудование: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ключ, нормативные таблицы.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к культурно-свободному тесту интеллекта Р. Кеттелла;

2) Самостоятельная работа с тестом;

3) Обработка результатов:

- подсчет количества баллов с помощью специальных ключей;

- перевод «сырых» баллов в шкальные IQ-баллы с помощью нормативных таблиц;

- вычисление общего коэффициента интеллекта (IQ);

- интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС)»;

2. Составить рубрикатор и протокол к методике «Прогрессивные матрицы Равена (ПМР)»;

3. Составить рубрикатор и протокол к методике «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла;

4. Самостоятельно провести диагностику интеллекта с помощью методики «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда; составить рубрикатор и протокол к методике.

 

Рекомендуемая литература:

1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М., 2000.

2. Денисов, А. Ф. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию) / А. Ф. Денисов, Е. Д. Дорофеев. – СПб.: ИМАТОН, 1996. – 17 с.

3. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М.: Юрайт, 2011.

4. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

5. Прогрессивные матрицы Равенна: методические рекомендации / сост. и общая редакция О. Е. Мухордовой, Т. В. Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 70 с.

6. Тест умственных способностей: Руководство / Под ред. В. И.Чиркова. – Ярославль, 1993.

7. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М.: (б.и.), 2010.

8. Ясюкова, Л. А. Тест структуры интеллекта Амтхауэра / Л. А. Ясюкова. – СПб., 2002.

 

Практическое занятие № 8

Тема. Диагностика креативности

Продолжительность – 6 часов

 

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики креативности; диагностика креативности студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте общее представление о проблеме креативности и ее измерении в психологии;

2. Как соотносятся показатели тестов креативности и интеллекта?

3. В чем достоинства и недостатки тестов креативности?

4. Приведите примеры методик изучения креативности.

Оборудование: стимульный материал к методике «Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», стимульный материал к методике «Тест креативности Е. П. Торранса», стимульный материал к методике «Тест Медника», карандаш, ластик.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкциями к методикам («Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», «Тест креативности Е. П. Торранса», «Тест Медника»);

2) Проведение диагностики креативности (студенты, работая в парах, выполняют роль испытуемого и экспериментатора);

3) Обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест измерения креативности Дж. Гилфорда»;

2. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест креативности Е. П. Торранса»;

3. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест Медника»).

Рекомендуемая литература:

1. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности / Д. Б. Богоявленская // Психологическая диагностика. –2004.- № 3.- с.3-19.

2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М.: Юрайт, 2011.

3. Туник, Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Туник // Школьный психолог. - 2001.- № 45. (специальная вкладка).

4. Туник Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник. - 2000.- № 47.- С. 8-9.

5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М.: (б.и.), 2010.

 

 

Практическое занятие № 9

Тема. Диагностика стилевой сферы личности

Продолжительность – 4 часа

 

Цель занятия: знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности; диагностика стилевой сферы личности студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «стиль» в психологии;

2. Дайте определение понятию «когнитивный стиль»;

3. Охарактеризуйте понятие индивидуального стиля деятельности в психологии;

4. Какие Вы знаете методы диагностики стилевой сферы личности? Кратко охарактеризуйте их.

Ход работы:

1) Знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности («Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру», Опросник «Стили мышления» (А. А. Алексеев), «Мельбурнский опросник принятия решений (Т. В. Корниловой)»);

2) Проведение диагностики когнитивного стиля с помощью методики «Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру»; обработка и интерпретация результатов;

3) Проведение диагностики стиля мышления с помощью методики «Стили мышления» (А. А. Алексеев); обработка и интерпретация результатов;

4) Проведение диагностики стиля принятия решений с помощью методики «Мельбурнский опросник принятия решений» Т. В.Корниловой; обработка и интерпретация результатов теста;

Задания по итогам практической работы:

1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру»;

2. Составить рубрикатор и протокол к методике «Стили мышления» (А. А. Алексеев);

3. Составить рубрикатор и протокол к методике «Мельбурнский опросник принятия решений» Т. В. Корниловой.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев, А. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. - СПб., Экономическая школа, 1993. - С. 29-41, 316-328.

2. Егоров, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Егоров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - C. 159-170.

3. Корнилова, Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация / Т. В. Корнилова // Психологические исследования, 2013, 6(31), 4. http://psystudy.ru

4. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – М.: ПЕР СЭ, 2002

 

Практическое занятие № 10

 

Тема. Психологическое тестирование в образовании

Продолжительность – 4 часа

 

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики, использующимися в сфере образования.

Ход работы:

1) Знакомство с методиками диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе (тест умственного развития (ШТУР, АСТУР), методика оценки уровня социального развития дезадаптированных подростков С. А. Беличевой);

2) Знакомство с методиками диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности («Карта интересов» А. Е. Голомштока, опросник Дж. Холланда, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, опросник «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) Б. А. Федоршина).

Задания по итогам практической работы:

1. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе; составить рубрикатор и протокол к методикам;

2. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности; составить рубрикатор и протокол к методикам.

Рекомендуемая литература:

1. Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании / Т. Ю. Андрущенко. – М.: Академия, 2004.

2. Воробьев А. Н. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: Руководство / Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. - Ярославль, 1993.

3. Гуревич, К. М. Тест АСТУР / Гуревич К. М. Аким М. К., Борисова Е. М., Логинова Г. П., Раевский А. М., Ференс Н. А // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.

4. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред. сост. Г. В. Бурменская. – М.: УМК «Психология», 2003.

5 Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в нач. школе. Методическое руководство / Ясюкова Л. А. – СПб.: ИМАТОН, 1999.

Практическое занятие № 11

Тема. Диагностика межличностных отношений

Продолжительность – 4 часа

 

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте; диагностика межличностных отношений студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «межличностных отношений». Охарактеризуйте главные компоненты межличностных отношений;

2. Назовите известные Вам методы диагностики межличностных отношений;

3. Назовите известные Вам проективные методы диагностики межличностных отношений.

Задание № 1. Провести диагностику типа межличностных отношений с помощью методики Т. Лири (ДМО).

Оборудование: текст опросника, лист ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов, интерпретация полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту Т. Лири (ДМО);

2) Проведение теста Т. Лири (ДМО);

3) Подсчет баллов с помощью ключа к опроснику;

4) Построение круговой психодиаграммы;

5) Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям с помощью «Цветового теста отношений (ЦТО) А. М. Эткинда».

Оборудование: 8-цветовой стимульный материал из восьми цветового теста М. Люшера.

Ход работы:

1) Составление списка значимых лиц, представляющих непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих с


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.24 с.