Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-10-11 | 269 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Однажды ребенок открывает для себя новое знание: предметы можно кидать, и это вызывает особые зрительные и слуховые ощущения. Новый уровень манипулирования предметами, скорее всего, надолго займет внимание малыша. Случается, что проходят месяцы, а интерес к нему не ослабевает, превращается в некий ритуал. Например, сначала выбирается определенная цель: люстра под потолком, сверкающая ваза на шкафу, часы на стене и т. п. Бросок теперь производится с излюбленного места. Привычка сформировалась. Постепенно ритуал вписывается в режим: кидать после возвращения с прогулки либо из детского сада, после интенсивных занятий, в целом – в отсутствие продуктивной деятельности.
Существуют вариации этого занятия: кидать на пол кольца от пирамидки, тарелки от детской посуды, чтобы они крутились и издавали громкие звуки; медленно двигать любой предмет по столу, чтобы в конце он шлепался на пол; толкать стулья, чтобы они с грохотом опрокидывались, и т. п.
Кроме слуховых и зрительных ощущений, ребенок получает эмоциональную подпитку, когда на удачное попадание реагируют члены семьи. Здесь важно не только то, что предшествовало началу ритуала, но и последующие шаги. Бывает, что сразу после эмоциональной встряски ребенка «приставляют к делу», а бывает, наоборот, включают мультики. Тогда привычная игра в дополнение ко всему прочему становится своеобразным невербальным обращением, в ответ на которое ребенок получает всяческие бонусы – интенсивное внимание взрослых, снятие некоторых ограничений (например, в просмотре ТВ), включение в другую деятельность. К сожалению, взрослые, привыкая реагировать эмоционально, не считывают привычную игру как сигнал о помощи в организации конструктивной деятельности.
|
Иногда, спустя некоторое время после вынужденной остановки привычной игры, ребенок возвращается к исходной точке кидания. Запускается новый цикл, пока взрослые не вмешаются и не прервут его. Случается, ребенок тратит часы, отдавая всего себя монотонному занятию.
Выводы:
1. Очевидно, ребенок испытывает нехватку тактильных ощущений, сосредотачиваясь главным образом на зрительных и слуховых ощущениях.
2. Привычка наносит ощутимый ущерб продуктивной деятельности ребенка.
Рекомендации:
Условно нормативное развитие предусматривает возрастной этап, когда малыш активно исследует домашнее пространство, устремляясь в запрещенные родственниками места, чтобы пробовать открывать любые дверцы и нажимать заметные кнопки. Ребенок наращивает свой потенциал в моторном плане и в плане предметно-бытовой осведомленности. Мало-помалу количественные показатели переходят в качественные. Юному исследователю интереснее становится выстраивать причинно-следственные связи, усложняя действия с объектом и перенося ценный опыт на предметы-заместители, то есть игрушки, чем бесконечно нажимать на кнопки, достигая однообразного эффекта. Интерес все ощутимее смещается в пользу более сложных цепочек действий, а в дальнейшем - сюжетов.
|
Существует целый ряд так называемых бытовых игр, на которые «залипают» дети с синдромом Дауна, да и другие дети с особенностями развития. Перечислим их: открывание/закрывание дверей, в том числе у стиральных машин и холодильников; запуск тех же стиральных машин; включение/выключение пылесосов, электроподжига кухонных плит, компьютеров, ТВ и аудиосистем; нажимание слива воды в унитазе; манипулирование водопроводными кранами и т. п. Также в какой-то момент для детей может стать неимоверно притягательным высыпание круп на пол и выбрасывание одежды из шкафов. Пальма первенства, между тем, принадлежит, естественно, включению/выключению света.
Выводы:
1. Если даже спустя длительный период времени ребенок по-прежнему предпочитает достигать простого эффекта, значит, проблема оформилась: малыш «застрял» на этапе манипулятивной деятельности и без помощи взрослых ему не удается расширить свои возможности.
Рекомендации:
Психологи утверждают: нужно поддерживать инициативы ребенка. Как же это делать, если он, скажем, хочет высыпать игрушки из коробки, после чего теряет интерес к ним? Например, можно наполнять коробку и предлагать высыпать опять; можно опустошить коробку и посадить в нее самого ребенка, чтобы покатать, как в игрушечном автомобиле; можно наполнить специальным материалом, например, мягкими игрушками, и засыпать сверху лежащего на полу ребенка. Главное - уйти от повторяющихся однотипных манипуляций. Время игры увеличивается, у нее появляется цель. Ребенку при этом необходимо прислушиваться к предложениям взрослого и действовать в рамках игровой инструкции. Поскольку это увлекательно, то можно быть уверенным в том, что на смену импульсивному действию придет целенаправленная игра. Хорошо бы время от времени слегка видоизменять сюжеты, чтобы ребенку не наскучило сотрудничать. Уловив мгновение, когда интерес выходит из-под контроля, взрослый должен предложить похожую игру в один ход с ярким эффектом.
|
Надо успокоить взрослых, которые при схожих обстоятельствах опасаются, что специально привлекать внимание к уже закрепившемуся «плохому» поведению опасно, так как это усугубит нежелательный интерес ребенка. Наоборот, поддерживаемый близкими взрослыми поверхностный интерес гаснет, переходя на новый уровень игры и отношений. Только, действительно, не нужно предлагать ребенку то, что он и так хорошо освоил. Мол, любишь кидать или высыпать игрушки – на, делай это прямо сейчас! Стоит подключаться к однотипной игре именно с целью ее усложнения хотя бы на один ход.
Довольно характерна картина, когда ребенок продолжительное время сидит по-турецки или в схожей позе и держит в обеих руках по мягкой игрушке. Он управляет игрушками так, что они сталкиваются, расходятся, трясутся непонятным образом. При этом у некоторых детей в зависимости от индивидуальных возможностей присутствует речевое сопровождение, различимы отдельные слова и целые фразы, хотя это все-таки не связный текст. У стороннего наблюдателя складывается впечатление, будто игрушки то ли выясняют отношения, то ли сражаются, то ли выполняют какой-то замысловатый ритуал или танец.
Но если спросить, в чем заключается сюжет, ответы будут примерно такие: «Во что-то играет», «Они(игрушки) о чем-то разговаривают», «Наверно, они каким-то образом выясняют отношения…». Обтекаемые высказывания «во что-то», «каким-то образом», «о чем-то» – лишнее свидетельство того, что игра основана на приблизительности действий. Подобная игра и вправду проходит без изменения сюжета. Выделить в ней какое-нибудь событие не представляется возможным. Скорее всего, такой ребенок склонен избегать активности в освоении нового, слепляя разные реальные действия, с которыми сталкивается в повседневной жизни, в одно, тягучее и плохо различимое.
|
Выводы:
Рекомендации:
Общие рекомендации
Из склонности к вышеперечисленным игровым стереотипам берет начало такая черта характера, как упрямство в получении желаемого. Новое познавать трудно, старое же всегда доступно и надежно. Поэтому дети так настойчиво отстаивают свои игровые стереотипы и так отчаянно сопротивляются, когда близкие пытаются переломить ситуацию.
Действительно важно, как ребенок пользуется своим вниманием. Дело в том, что привычная игра приучает к определенной форме внимания, и это уменьшает шансы на формирование активного внимания в продуктивной деятельности, умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой, из одной ситуации на другую. Отсюда следует простая зависимость: чем больше времени ребенок проводит, занимаясь однотипными действиями, тем меньше у него возможности быть активным и интересующимся.
Один и самый главный совет – как можно чаще наблюдать, во ЧТО и КАК играет ваш ребенок. Если вы заметили устойчивые привычки, обязательно вмешивайтесь в игру, внося в нее новые элементы. Постепенно привычка должна сходить на нет, потому что вы приучите ребенка ставить и достигать цели в игре. Помните, что обычный запрет навязчивой игры ни к чему не приведет, но ее можно изменить или усложнить. Такая альтернатива – ключ к успеху. Поскольку привычная игра – часть общего поведения, то положительные изменения в поведении достигаются исключительно за счет преодоления стойких привычек в играх.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!