Развитие мелкой моторики и игры у младенца — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Развитие мелкой моторики и игры у младенца

2017-10-11 297
Развитие мелкой моторики и игры у младенца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поза на спине

Игры со взрослым. Ребенок лежит под углом (первые полгода этот угол должен составлять около 30 градусов, как при кормлении малыша грудью) на согнутых коленях у взрослого или сидит в специальном шезлонге или автомобильном кресле. Помогайте малышу тянуться, трогать и захватывать интересные для него объекты: ваши волосы и очки, его собственные ножки и, наконец, интересную игрушку.

Самостоятельные игры. Поскольку малыш будет играть сам, то предусмотреть важно всё: и на какой высоте должны висеть игрушки, чтобы ребенок задевал их при случайных движениях рук, и на чем они висят (лучше, если они нанизаны на бельевую резинку). Очень важно и то, какие игрушки подвешены над малышом, и об этом скажем подробнее. Они должны быть контрастными по цвету. В первые месяцы предпочтительны черно-белые и желто-синие цвета, далее – любые яркие игрушки. Если ваши игрушки не удовлетворяют этим требованиям, то, обмотав бледно-розового барашка черным шнурком, оставив розовые просветы, вы добьетесь того, что, став похожим на зебру, он привлечет внимание ребенка. Как минимум, одна из игрушек, подвешенных на резинке, должна быть звучащей, и звук ее не должен пугать малыша. Важно также, чтобы та часть игрушки, которая предназначена для захвата, не была очень тонкой, а приближалась по диаметру к пальцу взрослого.

Поза на животе

Игры со взрослым. Ваша задача – помочь ребенку понять, что он может перенести вес тела на одну руку, другой ухватив игрушку. Для этого вы можете слегка качнуть малыша на одну сторону, например влево, а справа передложить ему интересную игрушку. Когда ребенок захватит игрушку, дайте ему поиграть ею.

Самостоятельные игры. Если малыш еще не умеет сам смещать вес, освобождая для игры руку, вы можете использовать валик, который легко сделать из полотенца или простыни. Его вы можете подложить под мышки ребенка.

Поза сидя

Игры со взрослым. Используется поза лицом к лицу со взрослым. Для этого также используется детский шезлонг или автомобильное кресло. Если ребенок уже умеет держать спинку в позе сидя с поддержкой, то угол наклона увеличивается до 45-50 градусов. Для ребенка, умеющего сидеть самостоятельно, но еще плохо удерживающего равновесие, используется угол, близкий к прямому: 70-80 градусов. На этом этапе ребенку больше всего нравятся игры на взаимодействие и общение, и поэтому игры «дай – на» и «прятки с платочком» помогут вашему малышу, наряду с развитием общения и речи, совершенствовать навыки мелкой моторики.

Самостоятельные игры. Когда малыш сидит в креслице, вы можете положить перед ним разнообразные предметы, которые помогут ему развивать разные виды захвата. Наряду с игрушками и бытовыми предметами, можно положить на плоский подносик маленькие кусочки твердой пищи (кусочки варенных овощей и сыра, волоконца рыбы и мяса). Так вы поможете малышу развить не только точные движения пальцев рук, но и первые навыки самообслуживания.

Помните, что развитие мелких движений не может быть самоцелью ни для младенца, которому само по себе это неинтересно, ни для вас, потому что это бесполезно, если не используется в игре и повседневной жизни.

Второй и третий годы жизни ребенка

Второй год жизни ребенка характерен тем, что у ребенка появляются различные способы передвижения., что позволяет ему достичь желаемой цели. Это умение становится основой для формирования исследовательской деятельности. Для нас же важно понимание того, что наступил новый этап - исследование окружающего мира...

 

В связи с этим возникают две основные задачи.

 

Примеры игрушек и игр, стимулирующих зрительное восприятие

Мобили

Эти игрушки нравятся детям любого возраста, а старшие дети и взрослые получают удовольствие, изобретая собственные модели, которые могут быть разной сложности. Если мобиль предназначен только для того, чтобы на него смотрели, можно использовать хрупкие, нежные материалы: перья, фольгу, блестки, папиросную бумагу. Хороша даже яичная скорлупа. Ее можно раскрашивать или нет. Если скорлупки подвесить к абажуру или прикрепить к вешалке, они будут смотреться как висячие корзиночки. В них можно положить немного влажной земли, посадить семечко, скажем, настурции и не забывать поливать. Появившиеся листья будут красиво свешиваться по краям скорлупок.

Старайтесь всегда выбирать материалы яркие, разноцветные, привлекательные. Формы могут быть простыми, но важно, чтобы при вращении они не выглядели одинаковыми, как например, выглядит цилиндр. Прикрепите к игрушке что-нибудь звенящее или шелестящее — это будет еще один стимул. Позвякивать могут крышки от молочных бутылок, “язычки” от жестяных банок из-под напитков. Длинные полоски папиросной бумаги будут шуршать.

В качестве подвеса лучше всего подойдет леска, но можно взять и прочную толстую нейлоновую нить. Не забывайте, что ваша конструкция должна висеть в месте, где есть хоть небольшой сквознячок и хорошее освещение (но не против солнечного окна или яркого светильника). Важно также аккуратно определить расстояние от ребенка до игрушки. Попробуйте представить себя на месте ребенка и посмотреть на мобиль примерно под тем же углом. И, разумеется, меры предосторожности! Все материалы нужно как следует прикреплять и проверять надежность, чтобы ни одно из украшений не упало на ребенка.

Мобиль на вешалке

Деревянная вешалка для одежды, особенно если ее покрасить, может оказаться хорошей подвеской. В “плечиках” нужно сделать прорези для нити. Вешалку подвеете на шнуре так, чтобы мобиль мог свободно двигаться.

Мобиль на зонтике

В больших помещениях очень хорошо смотрятся мобили, сделанные из старого зонтика. Срежьте ткань так, чтобы осталась только кромка шириной примерно в 5 см. Она будет удерживать спицы, когда вы раскроете зонт. Эту полоску можно украсить блестками, цветной бумагой и т.п. Подвеете зонтик вниз головой и прикрепите к его спицам фигурки на ниточках.

 

Игры с красками

Как сделать бабочку

Возьмите лист гладкой бумаги и сверните его пополам. Затем опять откройте. На одной стороне ребенок жирными яркими мазками рисует половину бабочки, причем основание крыла должно быть на сгибе. Пока краска не высохла, наложите на эту половину листа вторую (чистую) половину и мягко прижмите ее так, чтобы краска на ней отпечаталась. Когда вы снова откините верхнюю половину, вы увидите на бумаге прекрасную бабочку с одинаковым рисунком на обоих крыльях.

Причины возникновения

Оставаясь наедине с самим собой, малыш с синдромом Дауна оказывается не готов получить в полном объеме и самостоятельно переработать информацию от окружающего мира. Дают о себе знать особенности восприятия, в частности, низкая тактильная чувствительность, которая делает такого ребенка менее восприимчивым к внешним сигналам. Из-за этого он приучается контактировать с предметами, отсеивая нераспознанное как незначимое и зацикливаясь на привычных ощущениях.

Вместе с тем пробелы или огрехи раннего моторного развития настраивают весь организм в целом на определенный лад функционирования – более экономичный и менее вариативный. Ребенок с синдромом Дауна чаще, чем его обычные сверстники, стремится занять удобную позу, присесть и даже прилечь, и, завладев одной игрушкой, оставаться в статичном положении продолжительное время, так что хорошей развернутой игры у него не получается.

Если сложить два данных факта (низкую тактильную чувствительность и особый режим функционирования), то можно сделать вывод, что дети склонны заниматься примерно одним и тем же, постоянно воспроизводя одинаковые модели поведения. Они с успехом осваивают пространство квартиры, легко ориентируясь в помещении, но используют его в реализации собственных интересов, проложив лишь несколько надежных игровых маршрутов. Родители говорят об этом: «Часами может смотреть книжку!», «Если не вмешиваться, будет кидать мяч хоть два часа к ряду!», «Очень любит воду; и утром, и вечером, и даже днем готова плескаться в ванной!»

В то время как у детей формируются игровые стереотипы, у родителей возникают стереотипы представления об игровом процессе. Взрослые принимают настойчивость ребенка в получении любимой игрушки за истинный интерес. Однако лежащая на поверхности потребность в манипулировании любимым предметом всего лишь замена продуктивным действиям. Сами родители признаются: «Мы не в силах отказать, потому что он очень настаивает и не успокаивается, пока не получит то, что требует!» Часто любимую игрушку и просить не приходится. Предвосхищая возможную истерику, взрослые заранее заботятся о том, чтобы она в любой момент была доступна. Однако характер подобных игр беспокоит всех близких родственников, просто аргументов отказать действительно не находится, как не находится и достойных замен в игре.

Развитие мелкой моторики и игры у младенца

Уважаемые родители, мы предлагаем вашему вниманию серию статей, посвященных формированию навыков мелкой моторики. Первая статья, публикуемая в этом номере, расскажет о начальном этапе развития этих навыков.

Итак, перед нами совсем маленький ребенок – новорожденный малыш. Следует ли незамедлительно приступать к развитию мелкой моторики? Если да, то как это делать? И главное – зачем? Может быть, развитие этих навыков будет уместнее во время подготовки к школе?

Ответы на эти вопросы не так просты, как кажется. И если я, как педагог, отвечу, что действительно заниматься нужно с самого рождения, то это не значит, что у меня самой не останется сомнений и опасений по этому поводу. Мои тревоги связаны с опасностью «растащить» ребенка на отдельные стороны развития, не увидев в нем маленького человека со своими желаниями, интересами, стремлениями.

В последнее время я много консультирую на форуме, где меня спрашивают, как заставить ребенка говорить, какой массаж языка нужно делать, чтобы ребенок заговорил, и огорчаются, что ребенок не делает того, что нужно, а делает только то, что ему нравится. Родителей удивляет, почему их сын или дочка перестали собирать пирамидку, и они спрашивают, почему их дети плачут и сопротивляются, когда их сажают за стол для занятий.

Как ответить на эти вопросы? Рассказать о методах и приемах развития навыков? Или просто сказать: не делайте ничего «специального», просто играйте с малышом в те игры, которые ему нравятся, выстраивая окружение так, чтобы в нем было всё, что соответствует возрасту и интересам ребенка?

Чтобы ребенок заговорил, он должен захотеть поделиться чем-то с окружающими, ему нужен чуткий и вдумчивый собеседник; чтобы у него развивалась мелкая моторика – ему нужен эмоциональный, любящий партнер по играм. Все остальное вторично. Нет у ребенка такой кнопки на языке или руке, нажав на которую, вы поможете ему играть и говорить.

Теперь, когда я написала об этом, мне уже не так страшно переходить к конкретным рекомендациям по развитию мелкой моторики, и я, пожалуй, даже решусь привести несколько теоретических обоснований, касающихся организации игр.

Навыки крупной и мелкой моторики тесно связаны, а в первые месяцы жизни их очень трудно, практически невозможно разделить. Например, малыш поднял руку и ударил по игрушке, висящей над ним. Как разделить этот навык на крупную и мелкую моторику? Какое место в этом навыке занимает сенсорное развитие: зрение (ребенок увидел игрушку), слух (ударил по ней, игрушка зазвучала), и, наконец, – тактильные ощущения: он ее ощутил рукой, а если повезло схватить и потащить в рот, то и губами и языком. Ну и самое главное – если все получилось и понравилось, то ему захочется все это повторять снова и снова. Так появится и начнет развиваться исследовательская деятельность, которая является основой мышления ребенка раннего возраста.

Второе, о чем хотелось бы сказать – это потребность ребенка в стабильной позе. Чтобы ребенок мог совершать целенаправленные движения руками, то есть играть, его не должно волновать, как удержаться в этой позе и не упасть во время совершения движения. Таким образом, играя с ребенком, вы должны точно представлять себе его возможности, с одной стороны, и цель, которой вы хотите достигнуть, – с другой.

Если ваша цель имеет оношение к развитию крупных движений (скажем, к умению удерживать равновесие в позе сидя), то игра должна быть очень несложной: например, просто потянуться вверх и ударить по воздушному шарику. Если же задание предусматривает сложные для малыша движения кистью, то вы должны обеспечить ему стабильную позу.

Следующее, что нужно отметить: все игры, которые вы предлагаете вашему малышу, должны соответствовать его уровню развития. Если игрушка висит в кроватке слишком высоко, а у младенца не хватает сил вытянуть руку, чтобы ударить по ней, то его интерес постепенно угаснет. Таким образом, те игры, которые мы предлагаем ребенку для самостоятельного развлечения, должны быть очень легки для выполнения, чтобы малышу доставляло удовольствие повторять их снова и снова, наслаждаясь успехом. Шаг к более сложному заданию вы будете делать с ребенком вместе: например, учить его тянуться чуть выше, чем он умеет делать сам.

Ну и последнее по порядку, но не по значению, – это учет интересов ребенка. Вполне возможно, что малыш не станет прикладывать усилия, чтобы открыть сундучок и достать оттуда погремушку, но сделает это, если его целью будет ваш телефон.

В круг навыков мелкой моторики у маленького ребенка входят:

Умение осознанно и целенаправленно двигать руками – по большей части это происходит под контролем зрения.

Умение координировать движения рук. Этот навык проходит несколько стадий: от неточных асимметричных движений ребенок переходит к симметричному использованию рук, а затем снова, но уже на более выкоком уровне, использует асимметричные действия, когда одной рукой он держит предмет, а другой рукой трогает детали. Здесь можно привести в пример игру, когда ребенок играет с колечком и висящими на нем пластмассовыми ключами.

Умение поворачивать запястья. Мы можем заметить такие движения у малыша, когда он рассматривает свои ручки или поворачивает и вращает игрушкой, зажатой в кулачок, ища способ засунуть ее в рот.

Умение использовать разные виды захватов, начиная от ладонных и до сложных пальцевых. Сразу скажу, что, вопреки сложившемуся представлению о сроках появления захватов, даже самые сложные из них можно заметить у младенца первого года жизни: например, когда он, лежа у груди матери, теребит ее цепочку, удерживая ее щепотным или пинцетным захватом.

Расскажем о захватах подробнее:

Ладонный захват: ребенок берет предмет, подгребая его пальцами к ладони. В раннем возрасте ребенок, захватив игрушку, удерживает ее в кулачке. При этом важно, чтобы большой палец был снаружи и лежал поперек остальных четырех пальцев. Сожмите кулак сами – и вы поймете, о чем идет речь.

Ладонно-пальцевый захват. Это переходный захват от ладонного к захвату щепотью. В сложной деятельности формируется после двух лет, но захватывать мелкие детали предметов таким способом ребенок может уже на первом году жизни. Именно таким образом ребенок способен хватать плоские детали игрушек.

Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцем. В деятельности используется после трех лет, но, как уже было сказано выше, присутствует у малыша уже на первом году жизни: например, при захвате длинной тонкой ленты или шнурка.

При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами. Так малыши могут брать крошки со стола или, к ужасу родителей, подбирать с пола перышки и соринки.

Какие игры любят младенцы*

* Подробное описание игр, методик, направленных на формирование крупной моторики, общения и речи, вы можете найти в книгах, выпущенных Даунсайд Ап специально для родителей:

Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010;

Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. – М.: Монолит, 2007;

Поле Е. В., Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. Практическое руководство для родителей. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010.

Поза на спине

Игры со взрослым. Ребенок лежит под углом (первые полгода этот угол должен составлять около 30 градусов, как при кормлении малыша грудью) на согнутых коленях у взрослого или сидит в специальном шезлонге или автомобильном кресле. Помогайте малышу тянуться, трогать и захватывать интересные для него объекты: ваши волосы и очки, его собственные ножки и, наконец, интересную игрушку.

Самостоятельные игры. Поскольку малыш будет играть сам, то предусмотреть важно всё: и на какой высоте должны висеть игрушки, чтобы ребенок задевал их при случайных движениях рук, и на чем они висят (лучше, если они нанизаны на бельевую резинку). Очень важно и то, какие игрушки подвешены над малышом, и об этом скажем подробнее. Они должны быть контрастными по цвету. В первые месяцы предпочтительны черно-белые и желто-синие цвета, далее – любые яркие игрушки. Если ваши игрушки не удовлетворяют этим требованиям, то, обмотав бледно-розового барашка черным шнурком, оставив розовые просветы, вы добьетесь того, что, став похожим на зебру, он привлечет внимание ребенка. Как минимум, одна из игрушек, подвешенных на резинке, должна быть звучащей, и звук ее не должен пугать малыша. Важно также, чтобы та часть игрушки, которая предназначена для захвата, не была очень тонкой, а приближалась по диаметру к пальцу взрослого.

Поза на животе

Игры со взрослым. Ваша задача – помочь ребенку понять, что он может перенести вес тела на одну руку, другой ухватив игрушку. Для этого вы можете слегка качнуть малыша на одну сторону, например влево, а справа передложить ему интересную игрушку. Когда ребенок захватит игрушку, дайте ему поиграть ею.

Самостоятельные игры. Если малыш еще не умеет сам смещать вес, освобождая для игры руку, вы можете использовать валик, который легко сделать из полотенца или простыни. Его вы можете подложить под мышки ребенка.

Поза сидя

Игры со взрослым. Используется поза лицом к лицу со взрослым. Для этого также используется детский шезлонг или автомобильное кресло. Если ребенок уже умеет держать спинку в позе сидя с поддержкой, то угол наклона увеличивается до 45-50 градусов. Для ребенка, умеющего сидеть самостоятельно, но еще плохо удерживающего равновесие, используется угол, близкий к прямому: 70-80 градусов. На этом этапе ребенку больше всего нравятся игры на взаимодействие и общение, и поэтому игры «дай – на» и «прятки с платочком» помогут вашему малышу, наряду с развитием общения и речи, совершенствовать навыки мелкой моторики.

Самостоятельные игры. Когда малыш сидит в креслице, вы можете положить перед ним разнообразные предметы, которые помогут ему развивать разные виды захвата. Наряду с игрушками и бытовыми предметами, можно положить на плоский подносик маленькие кусочки твердой пищи (кусочки варенных овощей и сыра, волоконца рыбы и мяса). Так вы поможете малышу развить не только точные движения пальцев рук, но и первые навыки самообслуживания.

Помните, что развитие мелких движений не может быть самоцелью ни для младенца, которому само по себе это неинтересно, ни для вас, потому что это бесполезно, если не используется в игре и повседневной жизни.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.