Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-30 | 2232 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Как вы уже знаете, слово — это основная единица языка, служащая для названия предметов, признаков, действий, количеств и т. д. и отношений между ними. Совокупность слов составляет словарный запас, или лексику данного языка. Любое слово обладает лексическим значением, т. е. смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, говорящими на данном языке. В лексических значениях слов получают отражение прежде всего понятия о различных предметах и явлениях действительности. Помимо понятийного содержания, в лексических значениях слов могут закрепляться эмоции и оценки. Ср.: хам (презр., бран.), показуха (неодобр.), голубушка (ласк.).
Слова в русском языке представляют собой не разрозненное
множество, а строгую систему, элементами которой выступают
лексические единицы (слова) и совокупность связей между ними.
Чтобы правильно употреблять слова, необходимо знать законы
их взаимодействия. В частности, нужно учитывать некоторые
ограничения сочетаемости, которые обусловливаются спецификой
семантики слова, его внутренней формы и т.п. Соединение слов в словосочетания может быть связано с разного рода ограничениями.
Во-первых, слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости (фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит); во-вторых, объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы (мой – плыть, близко – веселый); в-третьих, объединению слов могут препятствовать их лексические особенности (слова, обозначающие, казалось бы, соединимые понятия, не сочетаются; говорят причинить горе, неприятности, но нельзя сказать причинить радость, удовольствие). Например, нельзя сказать облокотился спиной, поскольку внутренняя форма глагола указывает на характер действия: опереться локтем; нельзя замещать разные обозначения коричневого цвета в словосочетаниях: карие глаза, каштановые волосы, гнедой конь.
|
Синонимы
Синонимы отражают взаимосвязи в системе языка, которые проявляются в сходстве слов, имеющих близкое значение, но разную форму: великолепный, прекрасный, чудесный.
Абсолютных синонимов в языке очень мало; часто в таком качестве
упоминают пары языкознание – лингвистика, гиппопотам – бегемот, телогрейка – ватник.
Синонимы могут быть однокорневыми: (родня – родственники; касаться – прикасаться) и разнокорневыми (плохо – ужасно – отвратительно).
Различают синонимы следующих типов:
а) семантические (отличаются друг от друга оттенками значения: прыгать – скакать, идти – ходить);
б) стилистические (принадлежат разным стилям: (чушь –
абсурд; лицо – лик – физиономия – рожа – фейс; разговаривать –
болтать – трепаться);
в) семантико-стилистические (отличаются и по стилю, и по значению: осязать – щупать; клевета – поклеп – инсинуация).
Несколько синонимов образуют синонимический ряд (хороший — замечательный — прекрасный — чудесный). Следует учитывать, что в отношения синонимии вступают слова только в одном своем значении. Например, слово горячий в составе синонимического ряда ‘температура’ является синонимом к словам разогретый, раскаленный, а горячий в составе синонимического ряда ‘эмоции’ выступает синонимом слова страстный.
Синонимы могут заменяться в тексте (хотя и не всегда): кидать — бросать. Синонимы бывают языковыми (бежать, мчаться, нестись, лететь) и контекстными (несказанное, синее, нежное). Языковые синонимы являются словами, близкими по значению в любом тексте; контекстные синонимы сближаются только в определенном фрагменте текста и выражают индивидуально-авторское восприятие мира: По дороге длинной, скучной тройка борзая бежит; Я вас любил безмолвно, безнадежно.
|
Антонимы
Антонимы — это слова с противоположным лексическим значением. Антонимия как явление языка отражает взаимодействие предметов и явлений в реальности, то есть за пределами языка. Противоположность может быть: а) по разным сторонам одной шкалы (например, шкала «температура»: горячий — холодный, огненный — ледяной);
б) направлению (шкала «направление»: верх — низ, входить —
выходить); в) делению всего множества на две части (день — ночь, мужчина — женщина) и др.
Антонимы могут быть однокорневыми (прибежать — убежать,
правда — неправда, богатый — небогатый, далеко — недалеко)
и разнокорневыми (черствый — мягкий, сзади — спереди, запад —
восток, богатый — бедный, далеко — близко).
Наряду с языковыми антонимами, которые называют противоположные явления и понятия, в речевых произведениях могут
существовать контекстные (контекстуальные) антонимы, которые
указывают на противопоставление исключительно в рамках контекста (На севере диком — в том крае, где солнца восход…).
Многозначные слова
Многозначные слова также вступают в отношения антонимии.
Нужно учитывать, что при этом разные значения слова могут иметь
разные антонимы, например: яркий — тусклый (свет), яркая —
серая (личность); черствый — мягкий (хлеб), черствый — сострадательный, сердечный (человек).
В отношения антонимии могут вступать как отдельные слова
(отдавать — брать, активный — пассивный, будущее — прошлое),
так и фразеологические единицы (задавать вопрос — давать ответ, отвечать; работать — бить баклуши; усердно — спустя
рукава; сильный — еле-еле душа в теле).
В русском языке, помимо слов с одним значением (однозначных, или моносемантичных) имеется довольно много многозначных слов (полисемантичных), которые имеют два, а иногда и более значений. Значения многозначных слов отражены в толковых словарях. Например, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (М., 1998) приводит следующие значения глагола бежать:
БЕЖАТЬ несов. 1. Двигаться быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног. Б. рысью. 2. Перен. Быстро двигаться, проходить, течь. Облака бегут. Дни бегут. Вода бежит ручьями. Кровь бежит из раны. 3. Также сов. Спасаться (спастись) бегством. Б. из плена. 4. О часах: спешить, идти вперед.
Первым в словарной статье дается прямое значение слова,
а затем — сформировавшиеся на его основе переносные значения.
В норме в правильной, грамотной речи в одном контексте многозначное слово реализует одно свое значение. Использование разных значений многозначного слова в одном контексте является ошибкой. Отступление от нормы может быть связано с желанием говорящего достичь определенного эффекта, чаще всего комического: Шел дождь и два студента; Ноздрев был в некотором отношении исторический человек (т.е. имеющий отношение к развитию человечества). Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (т.е. без скандального происшествия) (Н. В. Гоголь).
|
Паронимы
Паронимы (от греч. para – "около" и onyma – "имя") – это слова, в большинстве случаев однокоренные, близкие по звучанию, но имеющие различные значения. Например: адреса нт (отправитель) – адреса т (получатель); эми грант (выезжающий из страны) – имми грант (въезжающий); дипломатич еск ий (относящийся к дипломатии) – дипломатич н ый (вежливый, тактичный).
Типичной речевой ошибкой является путаница слов-паронимов пре д ставить и пре до ставить.
Представить — 1) дать, вручить, сообщить о чем-либо для ознакомления, осведомления; 2) показать, продемонстрировать что-то.
Пред о ставить — 1) дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо; 2) дать возможность делать что-либо, поручить кому-либо исполнение какого-либо дела.
Например: Справка о болезни ребенка представляется в школу. Новый учитель представляется классу.
Возможность совершить учебную экскурсию предоставляется всем студентам.
Смешение паронимов часто приводит к искажению смысла: Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и березовыми лесочками (правильно: вековыми).
Фразеологизмы
Использование фразеологизмов, то есть устойчивых выражений, воспроизводимых в речи в готовом виде, требует точности их употребления. Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:
— сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит;
— замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
|
— совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение.
Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту и выразительность, например: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» (А. П. Чехов)(ср: с высоты своего величия).
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучают лексические нормы русского языка?
2. Что представляет собой лексическое значение слова? Какая информация может входить в лексическое значение?
3. Сколько значений может иметь слово?
4. Чем отличаются многозначные слова от омонимов?
5. Почему соблюдение лексических норм требует знания синонимов, антонимов и паронимов русского языка? Что представляют собой названные явления?
6. Что такое лексическая сочетаемость слова и почему она важна для культуры речи?
7. Что такое фразеологизмы? Какие значения они могут выражать?
Тренировочные упражнения
Упр. 21. Рассмотрите предложенные каламбуры (примеры взяты
из монографии О. Е. Вороничева «Русский каламбур: семантика, поэтика,
стилистика» (Брянск, 2013)) и покажите, что все они основаны на многозначности слова.
1. Острое слово — холодное оружие. 2. Не зерно ты мелешь,
а чепуху. 3. Не подведу! — сказал прораб народу. И не подвел — нигаз, ни свет, ни воду. 4. Долг врача — не отмахиваться от больного,
а довести его до конца. 5. Автор не несет ответственности — автор
несет ахинею. 6. А не пойти ли мне на работу? И не пошел. 7. И где
я только не был! В Африке не был, в Америке не был, во Франции,
Англии, Китае и Японии тоже, в Урюпинске и то не был! 8. Его мысли путались бог знает с кем. 9. Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — другое. 10. Настраиваем рояль против соседей.
11. Бросил жребий, но забыл куда.
Упр. 22. Найдите и объясните ошибки построения приведенных выражений. В случае затруднений обращайтесь к словарям.
Оказать впечатление, кто-нибудь пришел, играть значение,
начал бежать, скорое будущее, сильно молодой, произвести влияние, в близком времени, играться с мячом, когда-то расскажу,
раздевать ответственность, взимать зарплату, принялась за хохот,
белокурые усы, притормозить скакуна, благодаря катастрофе,
тащить воздушный шарик, тщедушный атлет, как горстка в море,начал завершать, большущая книжица.
Упр.23. Исправьте предложения, в которых наблюдается нарушение лексической сочетаемости слов. Запишите правильный вариант употребления.
1. К сегодняшнему часу точныхсведений об этом происшествии еще нет. 2. Необходимо ускоритьурегулирование кровопролития.3. Девичья фамилия моего отцаСобакин.4. После гибели Ленского ни дуэлиОльга жениласьна гусаре.5. Наш лидер здоров вдоль и поперек. 6. Большинство времени депутаты тратят на дискуссии. 7. Голос цифр не утешителен. 8. В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки. 9. Мы потерпели победу и больше не вправе медлить. 10. Достигли зияющих вершин. 11. В глубоком детстве он был похож на мать.
|
Упр. 24. Продолжите синонимические ряды. Укажите, какие пары синонимов относятся к стилистическим, какие – к семантическим, а какие – к семантико-стилистическим. При необходимости обращайтесь к словарям синонимов.
Работать…
Житель…
Положительный…
Кардинально…
Политик…
Взятка …
Упр. 25. В приведенных ниже конструкциях из двух синонимов выберите тот, который соответствует контексту.
1. В этом сезоне певец стал (любимцем – фаворитом– любимчиком) публики.2. В соответствии с изменившимися обстоятельствами мыдолжны (корректировать – исправить – подправить) наши планы.3. Профессор стал настоящим (преподавателем – учителем – наставником)для многих поколений лингвистов.
Упр. 26. Найдите, объясните и исправьте ошибки.
1. Были сделаны первые шаги в интернациональном сотрудничестве. 2. После скоротечного периода временного спада удалось добиться перелома ситуации. 3. В этих условиях привольно чувствовали себя нарушители дисциплины. 4. Академик Д. С. Лихачев был зачинщиком новой научной дисциплины — лингвистической экологии. 5. Пришедшие на брифинг журналисты навострили внимание: вошел пресс-секретарь президента. 7. Под предводительством академика Н. М. Шанского был организован новый научно-исследовательский институт по преподаванию русского языка.
Упр. 27. Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственных им значениях. Исправьте ошибки.
1. На брифинге были подписаны важные документы. 2.Мужчина энергично кивал очень радостным лицом. 3. Л.Н. Толстой был ярким корифеем своего века. 4. В этой статье подводится резюме сборной российских атлетов на Олимпиаде в Сиднее. 5. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Макс». 6. Экспорт в нашу страну товаров из Европы достиг небывалого масштаба. 7. Новый спектакль появился в содержании Воронежского Академического Театра драмы им. А.В. Кольцова. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества.
Упр. 28. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов, омонимов и многозначности слов. Объясните характер ошибки.
1. Я мыслю, что сдам экзамены. 2. Ученики малость переигрывают в спектакле. 3. Иванов исключен из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия. 4. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации. 5. В нескольких школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы. 6. Учеба у Алексея улучшается все хуже и хуже. 7. Рабочие Франции выходили на улицы и заявляли свой протест. 8. Студенты прослушали лекцию. 9. Об этом человеке ничего плохого, кроме хорошего, нельзя сказать 10. Старый моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. 11. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 12. Екатерина была поставлена на престол.
Упр. 29. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним (паронимы - это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения. Ср.: единый (общий, объединенный) - единичный (единственный, отдельный); факт (событие, явление, случай) - фактор (момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении).
1. Этот депутат сумел (сыскать – снискать) доверие у горожан. 2. В моей жизни это было самое (памятливое – памятное) событие. 3. В качестве (демонстрационного – демонстративного) материала использовались старые плакаты и фотографии. 4. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 5. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должность. 6. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 7. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 8. В конце книги приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. Его (исполнительный, исполнительский) талант высоко оценен критикой. 10. В конце соревнования (авторитарному – авторитетному) жюри предстоит назвать победителя.
Упр. 30. Объясните значение следующих слов-паронимов, составьте с ними словосочетания. При затруднении обращайтесь к толковым словарям русского языка.
Абонент-абонемент, адресат-адресант, гарантийный-гарантированный, дефектный-дефективный, длинный-длительный, отборный-отборочный, подпись-роспись, представить-предоставить.
Упр. 31. Замените выделенные курсивом слова близкими по смыслу.
Главная задача, видный деятель, огромные успехи.
Слова: важный, большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный, выдающийся, громадный, актуальный, основной, насущный, значительный, замечательный.
Упр. 32. К каждому слову 1 группы подберите соответствующее слово из 2 группы и запишите образованные словосочетания.
1) Толпа, стая, куча, плеяда, множество, сборище, мириады, табун, уйма, стадо, кипа.
2) Звёзды, лжецы, факты, друзья, коровы, революционеры, гуси, бумаги, лошади, мусор, время.
Упр. 33. Найдите в приведенных ниже словосочетаниях ошибки, сделайте необходимые исправления. Отметьте случаи намеренного нарушения лексического сочетания как стилистический прием.
Оплатить за проезд, одеть пальто, коллега по работе, ностальгия по родине, свободная вакансия, веселый инцидент, живой труп, очевидное-невероятное, экспонаты выставки, отменный негодяй, оказать внимание, потерпеть потери, играть значение, производить воздействие, поднять кругозор.
Упр. 34. В приведенных предложениях найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Вместо ошибочных словосочетаний запишите правильные сочетания слов.
1. Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствовали их стоя. 2. В газете написали о подорожании цен на автобус. 3. Сбылась моя самая заветная судьба. 4. Чтение этих книг значительно подняло наш кругозор. 5. Улики играют важное значение при раскрытии преступления. 6. Пора подвести результаты встречи: была достигнута предварительная договоренность о совместном проекте. 7. Большую половину конференции участники потратили на обсуждение городских проблем. 8. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. А.Бунина. 9. Поговорим о будущих перспективах нашего города. 10. Постановка пьесы на сцене была большим прогрессивным шагом вперед в развитии нашей драматургии.
Упр. 35. Выясните, какие сочетания слов имеют и прямое, и переносное значение. Выпишите фразеологизмы, определите их значения. При затруднении воспользуйтесь фразеологическим словарем русского языка.
Поставить на ноги, лезть в глаза, поймать на слове, идти в ногу, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, входить в колею, сгущать краски, смотреть сквозь пальцы, стричь под одну гребенку.
Упр. 36. Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизма (незнанием его значения, пропуском или вставкой слова, смешением двух фразеологизмов, искажением грамматической формы фразеологизма и т.д.).
1. Розанов – интеллигент самой золотой пробы. 2. Как долго нам будут вставлять сучья в колеса?3. Случайная шальная пуля задела Илью несильно, но крови было много. 4. Ты у нас прямо канцелярская мышь. 5. Здесь собрался узкий круг ограниченных людей. 6. Тяжёлый сизифов труд предстоял нашему коллективу на весь ближайший месяц. 7. Положив руку на сердце, хочу сказать.8. В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 9. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 10. Тесть попался на дешёвую удочку рекламы.11. Чтобы победить, нужно плыть, стиснув зубы в кулак. 12. Здесь все неправда – от первого слова до второго. 13. Подарки сыпались на толпу рогом изобилия. 14. Мы долго ждали, пока наши футболисты пробьют окно в Европу. 15. Такая знакомая многим картина: наступает суббота, и…кто в лес, кто по дровам.
Упр. 37. Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие фразеологически связанными. Запишите их в 2 группы. Значение фразеологизмов объясните. При выполнении задания пользуйтесь фразеологическим словарем русского языка.
Белый танец, белая бумага, белая рубашка, белые воротнички, белый уголь, белые руки, белая кость, белые стены, белый стих, белое вино, белая ворона, белое пятно, белая горячка, белый свет, белые мухи, белое золото, белые халаты.
Тестовые задания
1. Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…
А) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в словарях;
Б) правила употребления терминов и иноязычных слов;
В) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
Г) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
2. Укажите правильное определение. Паронимы – это…
А) слова, противоположные по значению;
Б) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;
В) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;
Г) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.
3. Определите, какое языковое явление делает данное предложение
двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление
А) омонимия;
Б) полисемия;
В) плеоназм;
Г) синонимия.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!