Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-09-30 | 1294 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Русский язык функционирует в устной и письменной форме.
Устная речь – это речь звучащая, которая создается в процессе говорения. Для устной речи характерны импровизация и следующие языковые черты: свобода в выборе лексики; использование простых предложений; употребление побудительных, вопросительных, и восклицательных предложений; повторы, незаконченность выражения мысли, перебивы и проч. Цель устной речи – быстрота передачи и восприятия определенного содержания.
Письменная речь – это речь графически закрепленная, которая может быть заранее продумана, исправлена или скорректирована. Письменная речь характеризуется следующими языковыми особенностями: преобладание книжной лексики; соблюдение языковых норм; отсутствие внеязыковых элементов (жестов, мимики). Письменная речь отличается от устной, прежде всего, сложной системой графики и орфографии, с помощью которой передается определенное содержание.
Традиционно выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо. Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.
Слушание – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Традиционно выделяются следующие виды слушания: пассивное, активное, избирательное, внимательное слушание.
Чтение – это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Традиционно выделяются следующие виды чтения: а) просмотровое, или ознакомительное; б) изучающее, или аналитическое чтение, в) поисковое, или выборочное; г) быстрое.
Письмо – это продуктивный вид речевой деятельности, характеризующийся письменной формой выражения мысли, когда информация передается с помощью графических знаков – знаков письменности (подробнее о нормах письменной речи см. глава II «Нормы современного русского литературного языка»).
|
Речь может быть реализована в форме монолога, диалога или полилога.
Монолог – это устное или письменное высказывание одного человека. Под диалогом понимают непосредственный обмен высказываниями между двумя лицами. Полилог – это разговор более чем двух собеседников.
Результатом речевой деятельности является речевое произведение, или текст. Текст – объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
Выделяют 3 типа речи (текстов): описание; повествование; рассуждение.
Описание – это изображение какого-либо человека, предмета, явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков, качеств и свойств, а также передачи внутреннего состояния.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.
Рассуждение – это тип текста, в котором анализируются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
У каждого типа речи есть схематизированный информационный вариант: повествование соответствует сообщению, описание – информационному описанию, рассуждение – умозаключению.
Комбинация привычных для читателя типов речи помогают сделать содержание текста рельефным, существенно увеличивает шансы на внимательное прочтение и адекватное восприятие информации.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое язык? Назовите его основные признаки.
2. Какие функции выполняет язык? Охарактеризуйте их.
3. Что такое речь? В каких разновидностях она существует?
|
4. Чем отличаются язык и речь?
5. Что объединяет эти понятия?
6. Какими признаками характеризуется речь?
7. В каких формах существует речь?
8. В какой зависимости находятся язык – речь – мышление?
Тренировочные упражнения
Упр. 1. Письменно прокомментируйте высказывание Д. С. Лихачёва. Чем, с вашей точки зрения, объясняется огрубление современной речи в обыденном общении и в средствах массовой информации? Выполните задание в форме эссе (объем текста – не менее 350 слов):
«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе».
Упр. 2. Н.И. Лобачевский, гениальный русский учёный-математик, выдающийся университетский деятель, талантливый педагог и просветитель, подчёркивал исключительную роль языка в человеческом обществе, остро критиковал распространённое среди высших слоёв
общества увлечение французским языком в ущерб русскому, резко порицая
пренебрежение «отечественным языком». Обоснуйте свою точку зрения по поводу данного высказывания в форме эссе (объем – не менее 350 слов):
«Знать иностранные языки похвально, но не знать своего, не постигать духа в своём отечественном языке постыдно..Изучение иностранных языков даже в том отношении полезно, что помогает к изучению природного. В сравнении двух языков открывается особенность, которая каждому принадлежит. Если мы видим, что в лучшем сословии русских пренебрегают своим языком и тщеславятся познанием иностранного, то надобно сожалеть об этом и называть это жалким событием нашего времени».
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!