Упражнение «Персонажи и профессии» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Упражнение «Персонажи и профессии»

2017-09-29 452
Упражнение «Персонажи и профессии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: умение соотнести личностные характеристики человека и требования к определенным профессиям.

Инструкция

Перед началом занятия педагог-тренер готовит две коробочки, где находятся карточки двух видов:

– известные персонажи,

– популярные профессии.

Количество карточек каждого вида должно соответствовать числу участников (если точное их число заранее неизвестно, можно сделать по максимуму). Список известных персонажей и популярных профессий педагог составляет самостоятельно, с учетом уровня образованности участников.

Примеры известных персонажей из книг и фильмов:

– Балда из сказки Пушкина,

– Обломов,

– Герасим из "Муму",

– Раскольников,

– Андрей Болконский,

– Гамлет,

– Д'Артаньян,

– Том Сойер,

– Фродо из "Властелина колец",

– Гарри Поттер.

Примеры популярных профессий:

– экономист,

– юрист,

– программист,

– полицейский,

– водитель,

– автомеханик,

– артист,

– модель,

– учитель,

– врач.

Участники по очереди из двух коробок вытаскивают по одной карточке: персонаж и профессия. Сначала сам участник рассуждает, как, на его взгляд, смог бы работать данный персонаж по данной профессии: какие у него были бы сильные стороны, какие слабые. Потом к нему могут присоединиться другие участники со своими мнениями.

Педагог следит за тем, чтобы упражнение происходило достаточно живо и где-то даже весело. Рассуждения участников следует слегка направлять на то, чтобы они думали о том: смог бы данный персонаж (хватило бы у него способностей, здоровья) работать по данной профессии ("могу"), интересно было бы ему это и есть ли у персонажа вообще склонности к этой профессии ("хочу").

 

Упражнение-дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

Цель: определение престижных и необходимых для жизни профессий.

Инструкция

Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…

Обсуждение

1. Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?

2. Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения города?

Выводы жителей города

Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства.

Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.

Упражнение «Лучший мотив»

Цель: помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Оборудование: карточки с наименованием 16 мотивов.

Инструкция

Задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого педагог-тренер зачитывает по 2 мотива. Участники путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше.

Список мотивов включает 16 фраз:

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Педагог зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й,... 15-й и 16-й. После исключения у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т. д. В результате остается «лучший мотив».

Продолжительность упражнения 10-15 минут.

 

Упражнение «Защити свои интересы»

Цель: обучение участников аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями).

Инструкция

Между участниками распределяются роли: обучающийся, родители или родственники (мама, папа, бабушка, старшая сестра и т. д.).

Предлагается см оделировать ситуацию:«Представьте, что обучающийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях. Родители не согласны с его позицией и пытаются его отговорить. Возникает домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее». Участники обсуждают выполнение упражнения.

Упражнение «Ресурсы»

Цель: обучение участников преодолению препятствий на пути получения желаемой профессии.

Инструкция

Из группы участников выбираются четверо. Одному из них предлагается с закрытыми глазами дойти до своей цели. Ему дается установка: «Твоей целью ближайшего будущего является правильный выбор профессии и ее получение. Представь, что твоя цель в данный момент находится перед тобой. Тебе остается только дойти до нее, но есть одно условие: сделать это нужно закрыв глаза и идти к своей цели не открывая их».

Задача остальных участников - создать для него препятствия на пути к своей цели. Заранее им дается установка: перегородить первому участнику дорогу и не пропускать его, ничего не произнося при этом.

Первый участник не должен этого видеть и знать. Он с закрытыми глазами идет к своей цели, «натыкаясь на препятствия». Как только он заметит это препятствие, педагог сообщает: «Это препятствие на твоем пути достижения цели. В данном случае это могут быть экзамены. Сможешь ли ты преодолеть это препятствие?»

Участник пытается преодолеть преграду на пути, педагог-тренер наблюдает, какими методами и способами он пользуется при этом. Необходимо учитывать качества участника и эмоции в этот момент: сомневается, напорист, отказывается или избегает преодоления преграды, использует хитрость и т. п.

При проведении упражнения участнику можно задавать следующие вопросы:

− Как можно преодолеть это препятствие?

− Может откажешься от своей цели, тогда исчезнет препятствие?

− Что ты почувствовал, столкнувшись с препятствием: дискомфорт, тревогу, неуверенность, растерянность?

− Откуда оно взялось?

− Что можно делать, чтобы его преодолеть?

Обращаясь к группе, педагог спрашивает:

− Как бы поступил каждый из вас?

После того, как участники группы обсудят данное упражнение, следует сделать вывод: «Каждый из нас в различных ситуациях поступает так, как умеет, как его воспитали, в зависимости от своего жизненного опыта, от того, как его научили или он научился справляться с трудностями, то есть, от личных особенностей человека. Не стоит думать о том, что у меня что-либо не получится, по тем или иным причинам, нужно настраивать себя на то, что я все смогу, я научусь, у меня получится и т. п.»

Упражнение «Советчик»

Цель: получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.

Оборудование: ручки, бланки для упражнения по количеству участников.

Инструкция

Упражнение может проводиться с целым классом, но более, эффективно оно проходит в подгруппе из 12-15 человек.

Время проведения 15-25 минут.

Упражнение вклю­чает следующие этапы:

1. Все участники берут заранее приготовленные бланки.

2. Каждый участник выписывает в своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку педагога-тренера. Важно, чтобы все присутствующие бы­ли выписаны в одном и том же порядке.

3. Всем дается задание: напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие образовательные организации, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Жела­тельно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7-10 минут.

4. Педагог собирает бланки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и образовательная организация. После этого берется второй листочек, зачитывается эта же фамилия и соответствую­щие рекомендации и т. д. После того, как зачитывается всё по первому человеку, педагог-тренер переходит ко второму и т. д.

Всем присутствующим педагог может посоветовать: внимательно прислушаться к советам своих товарищей, а что-то может быть для себя и пометить в тетрадях.

К сожалению, возможны глупые шутки, когда кто-то «рекомендует» своим одноклассникам «туалеты чистить» и т. п. Тренер не зачитывает такие «рекомендации» и не обращает на это никакого внимания.

Если все же окажется, что кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации своих одноклассников, то педагог должен спокойно удовлетворить эту просьбу, предло­жив после занятия (по желанию) ознакомиться с советами, которые написали ему товарищи.

Бланк для упражнения «Советчик»

Фамилии и имена всех обучающихся в классе (в строго определенном порядке и по номерам) Рекомендуемая профессия Рекомендуемая образовательная организация (или место работы) после школы
1.    
2.    
3.    

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.