Конституционное право – ведущая отрасль национального права — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Конституционное право – ведущая отрасль национального права

2017-09-29 257
Конституционное право – ведущая отрасль национального права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

 

Практикум

 

 

 

УДК 349.6

ББК 67.407

 

Конституционное право. Составители: Е.В. Заякин, П.Ю. Иванов, А.М. Архипов, П.Ю. Фесик. Учебно – методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2017. – 56 с.

 

 

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теории, истории

государства, права и судебной власти» ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет Правосудия» Сапожников С.М.

 

В учебно – методическом пособии находится материал для изучения и закрепления знаний по вопросам отраслевой идентификации, основам конституционного строя, правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, государственного устройства и институтов власти.

 

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии ИЭП ННГУ,

к.э.н., доцент Летягина Е.Н.

 

УДК 349.6

ББК 67.407

 

Содержание

 

Введение.................................................................................................... 4

 

Тема 1.Конституционное право – ведущая отрасль

национального права......................................................................6

 

Тема 2. Конституция России и конституции зарубежных

государств......................................................................................10

 

Тема 3.Основы конституционного строя...................................................15

 

Тема 4.Конституционно – правовой статус физических лиц в

российском и международном праве............................................19

 

Тема 5.Отечественный и мировой опыт федеративных

отношений.....................................................................................23

 

Тема 6.Президент Российской Федерации................................................27

 

Тема 7.Правительство Российской Федерации.........................................31

 

Тема 8.Современный парламентаризм......................................................35

 

Тема 9.Избирательное право......................................................................39

 

Тема 10.Судебная власть. Российская и зарубежная модель.....................44

 

Тема 11. Местное самоуправление...............................................................49

 

3. Заключение................................................................................................56

 

Введение

Данное учебно – методическое пособие предназначено для изучения дисциплины «Конституционное право» студентами – бакалаврами всех форм обучения, обучающимися по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Цели его применения в учебном процессе сводятся к следующему:

- ознакомление с основными положениями Конституции Российской Федерации 1993 года;

- изучение основных групп источников, используемых при ознакомлении

с дисциплиной;

- ознакомление с конституционными основами российского государства;

- формирование представлений о правах, свободах и обязанностях различных категорий физических лиц;

- получение информации об основных характеристиках государства;

- изучение системы, порядка формирования, структуры и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления России и зарубежных стран;

- формирование навыков, знаний и умений, позволяющих учащимся ориентироваться в современном мире правоотношений и применять полученные знания на практике.

Данное пособие адресовано студентам – бакалаврам всех форм обучения, обучающимся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Подбор источников и литературы определяется целями изучения дисциплины «Конституционное право».

Данное учебное издание по своей структуре и содержанию является учебно – методическим пособием. Оно включает в себя введение, основную часть (темы семинарских заданий, тесты, эссе и контрольные работы) и заключение. Пособие снабжено информационным материалом: источниками, литературой и электронными ресурсами. В системе учебных изданий данное пособие выступает как комбинация знаний теоретического и практического характера, позволяющее использовать изученный материал для решения практических задач.

Данное учебно – методическое пособие является актуальным. Актуальность определяется как большой степенью правой безграмотностью населения, так слабой его ориентацией в вопросах об органах власти и их полномочиях. Новизна данного учебно – методического пособия определяется подбором разнообразной и современной литературы и нормативно – правовых актов в последней редакции, а так же целым комплексом заданий, являющихся материалами проверочного характера по каждой теме.

При подготовке заданий данного пособия предполагается двухэтапный подход. Сначала студенты формируют базовые знания по каждой теме путём изучения вопросов семинара. На следующем этапе полученные на семинарских занятиях знания необходимо закрепить посредством решения тестовых заданий, написанием эссе и ответами письменного характера на вопросы контрольной работы. Итоговым закреплением полученных знаний является экзамен по изученной дисциплине. Важно усвоить следующий момент: последовательность изучения дисциплины должна совпадать с последовательностью тем, предлагаемых для изучения. При таком подходе осуществляется последовательное формирование знаний от более простых к более сложным знаниям.

Учебно –методическое пособие по дисциплине «Конституционное право» включает в себя введение, формы оценочных средств (семинары, тесты, темы эссе, вопросы контрольных работ, экзаменационные вопросы), а также заключение.

 

2.Учебные задания

Тематика учебных заданий

Семинарское занятие №1

Тема

Тест №1

1.Роль конституционного права в системе отраслей права:

 

А) подчинённая;

Б) основополагающая;

В) опосредованная;

Г) производная;

Д) неопределённая.

 

2.Какой источник не относится к системе источников конституционного права:

 

А) указы Президента;

Б) постановления Правительства;

В) указы министров;

Г) ведомственные нормативные акты;

Д) федеральные законы.

 

3.Сколько глав включает в себя Конституция РФ:

 

А) 9;

Б) 8;

В) 5;

Г) 7;

Д) 6.

 

4.Какой нормативно – правовой акт принимается только Государственной Думой:

 

А) федеральные конституционные законы;

Б) ведомственные нормативные акты;

В) федеральные указы;

Г) конституции республик;

Д) федеральные законы.

 

5.Какой нормативный акт принимается Президентом РФ:

 

А) указы;

Б) постановления;

В) приказы;

Г) положения;

Д) инструкции.

 

6.Какой нормативный акт принимается Правительством РФ:

 

А) распоряжения;

Б) указы;

В) законы;

Г) конституции;

Д) положения.

 

7.Чему посвящена третья глава Конституции РФ:

 

А) государственному устройству;

Б) основам конституционного строя;

В) правам и свободам человека и гражданина;

Г) судебной власти;

Д) президентской власти.

 

8. В какой стране нет конституции:

 

А) США;

Б) Германия;

В) Франция;

Г) Великобритания;

Д) Китай.

 

9.В каком году была принята современная российская конституция:

 

А) 1994;

Б) 1996;

В) 1993;

Г) 1992;

Д) 1997.

 

10.При помощи каких актов вносятся изменения в российскую конституцию:

 

А) поправки;

Б) уточнения;

В) указы;

Г) постановления;

Д) распоряжения.

 

Темы эссе №1

 

1.Опишите основные черты российской конституции.

2. Основные виды конституций, признаваемые современной теорией права.

3.Последовательность источников права с точки зрения их статусности.

4.Роль указов президента в регулировании правоотношений.

5.Опишите роль регионального законодательства в регулировании правоотношений.

6.Охарактеризуйте нормативные акты федерального уровня.

7.Опишите алгоритм принятия федеральных законов.

8.Опишите порядок принятия федеральных конституционных законов.

9.Определите роль конституционного права в системе отраслей современного российского права.

10.Опишите порядок принятия конституции вы современном российском праве.

 

Вопросы контрольной работы №1

 

1.Перечислите название глав российской конституции.

2.Дайте краткую характеристику основам конституционного строя.

3.Перечислите источники конституционного права.

4.Назовите объекты регулирования конституционного права.

5.Перечислите отличительные особенности конституционного права.

6.Сравните порядок принятия федеральных конституционных и федеральных законов.

7.Определите разницу между постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

8.Дайте характеристику ведомственным нормативным актам.

9.Охарактеризуйте содержание конституций и уставов субъектов РФ.

10.Опишите различия между источниками конституционного права России и конституционного права зарубежных стран.

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 года). № 11 – ФКЗ // СЗ РФ, 2014, № 30, ст. 4202.

2. Федеральный Закон от 15 июля 1995 года. №101 – ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изм. и доп. на 12 марта 2014 года) // СЗ РФ, 1995, № 29, ст.2757.

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»// http:// ппвс. РФ/ 2003 – postanovlenie – plenuma – vs - rf

4. «Декларация прав и свобод человека и гражданина России» от 22 ноября 1991 года// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 52.

5. Авакьян С.А. Основные тенденции современного развития конституционного права // Конституционное и муниципальное право. – 2017. - № 4. – с.3 – 7.

6. Конституционное право зарубежных стран. Учебник / под общей ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юридическая норма, НИЦ ИНФРА - М, 2016. – 976 с.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.В. Баглай – М.: Норма: Инфра – М, 2015. – 768 с.

 

 

Методические рекомендации

 

Цель данного занятия заключается в познании и закреплении понятий и отличительных особенностей, связанных с конституционным правом как отраслью современного российского права. Поэтому, при изучении первого вопроса семинарского занятия, студенты должны чётко представлять себе, что такое отрасль права как таковая. В контексте сравнительного анализа необходимо отличать конституционное право как отрасль права от соответствующей учебной дисциплины и науки конституционного права.

Второй вопрос требует акцентирования внимания на объекте (отношениях) регулирования конституционного права, что позволит студентам провести различие между конституционным правом и другими отраслями российского права.

При изучении третьего вопроса следует установить, как отражены положения Конституции Российской Федерации в современном отечественном законодательстве. Подобный подход позволит понять и проиллюстрировать важнейшую тенденцию развития права – влияние конституционного права на другие отрасли.

Четвёртый вопрос предполагает определение студентами основных групп нормативно – правовых актов современного отечественного права, а также некоторых международных актов, признаваемых в российском праве. Для лучшего усвоения данной проблемы необходимо чётко определить место каждого вида нормативно – правового акта в системе источников конституционного права.

Заключительный вопрос занятия связан с предыдущим. Его подготовку рекомендуется начать с изучения положений Конституции Российской Федерации о нормах международного права, что позволит определить их место в российском праве. Полученные в ходе изучения темы знания необходимо проверить при решении тестовых заданий, написания эссе и контрольных работ.

 

Семинарское занятие №2

 

Тема

Тест №2

1.Какой орган власти осуществляет толкование российской конституции:

 

А) Верховный Суд РФ;

Б) Президент РФ;

В) Председатель Правительства РФ;

Г) Конституционный Суд РФ;

Д) Государственная Дума РФ.

 

2.Назовите дату принятия одной из советских конституций:

 

А) 1936;

Б) 1948;

В) 1975;

Г) 1980;

Д) 1919.

 

3. Назовите государство, где впервые была принята конституция:

 

А) Франция;

Б) Германия;

В) США;

Г) Япония;

Д) Швеция.

 

4.Назовите страну, где конституция заменялась прецедентами:

 

А) Россия;

Б) Франция;

В) США;

Г) Англия;

Д) Германия.

 

5.Конституция Франции 5 республики –это:

 

А) Конституция 1946 года;

Б) Конституция 1958 года;

В) Конституция 1875 года;

Г) Конституция 1848 года;

Д) Конституция 1927 года.

 

6.Какие основные виды собственности признавались советскими конституциями:

 

А) частная и государственная;

Б) государственная и кооперативная;

В) государственная и колхозная;

Г) государственная и колхозно – кооперативная;

Д) государственная и муниципально – кооперативная.

 

7.Какая отечественная конституция закрепила частную собственность как один из основных видов собственности:

 

А) Конституция 1977 года;

Б) Конституция 1936 года;

В) Конституция 1993 года;

Г) Конституция 1918 года;

Д) Конституция 1924 года.

 

8.Принятие поправок к российской конституции осуществляется в виде:

А) федеральных законов;

Б) конституционных федеральных законов;

В) региональных законов;

Г) федеральных указов;

Д) федеральных постановлений.

9.По характеру изменения конституции делятся на:

 

А) изменчивые и неизменчивые;

Б) твёрдые и мягкие;

В) жёсткие и гибкие;

Г) стойкие и поддающиеся;

Д) сложные и простые.

 

10.По характеру возникновения конституции делятся на:

 

А) случайные и не случайные;

Б) принятые и дарованные;

В) вырванные и уступленные;

Г) временные и постоянные;

Д) писанные и не писанные.

 

Темы эссе №2

1.Сравните конституции США и России.

2.Возникновение манифеста 17 октября 1905 года: причины и содержание.

3.Опишите содержание поправок к конституции США.

4.Развитие советского конституционализма.

5.Высшие органы власти по советским конституциям.

6.Основные акты английского и британского конституционализма.

7.Опишите основные права советских граждан по конституциям.

8.Дайте анализ содержанию зарубежной конституции (по выбору).

9.Охарактеризуйте конституцию РСФСР 1918 года.

10.Проанализируйте нововведения российской конституции 1993 года.

 

Вопросы контрольной работы №2

 

1.Назовите основные черты современного российского конституционализма.

2.Опишите порядок принятия современной российской конституции.

3.Изложите основное содержание российских конституционных актов начала 20 века.

4.Дайте характеристику первой советской конституции.

5.Перечислите права советских граждан по конституции 1936 года.

6.Дайте характеристику конституции пятой республики.

7.Изложите алгоритм принятия поправок к российской конституции 1993 года.

8.Перечислите вопросы, регулируемые английскими конституционными парламентскими актами.

9.Дайте правовую оценку американскому «Биллю о правах».

10.Изложите основные этапы эволюции современного российского конституционализма.

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 года). №11 – ФКЗ// СЗ РФ,2014, №30, ст. 4202.

2. Федеральный Конституционный Закон от 28 июня 2004 года. №5 – ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 18 июня 2017 года) // СЗ РФ, 2004, №27, ст. 2710.

3. Федеральный Закон от 4 марта 1998 года. №33 - ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации (в ред. от 8 марта 2015 года) // СЗ РФ, 1998, №10, ст. 1146.

4. Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие для студентов бакалавриата и магистратуры/ под ред. Б. А. Страшун. – 2-е изд., перераб. и доп. –Т.1.- Москва: Юрайт, 2015 – 448с.

5. Конституция СССР 1924 года (в ред. от 17 марта 1931 года) //http:/constitution. garant. ru/history/ussr – rsfsr/1924/rf

6. Конституция СССР 1936 года (в ред. от 29 октября 1976 года)// Ведомости ВС СССР, 1976, №44.

7. Конституция СССР 1977 года (в ред. от 26 декабря 1990 года) //Ведомости ВС СССР, 1977, №41.

8. Конституционное право зарубежных стран. Учебник / под общей ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юридическая норма, НИЦ. ИНФРА. – М., 2016. – 976 с.

9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/М.В. Баглай - М: Норма: Инфра. – М, 2015 – 768 с.

10. Карташова И.И. Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура// Вестник Воронежского института МВД России – 2012. - № 2. – с.154 – 159.

11. Шустров Д.Г. Учредительная функция конституции // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - № 9. – с.10 – 16.

 

Методические рекомендации

 

Данное занятие может быть рассчитано на несколько часов. Поэтому при подготовке этого и всех аналогичных занятий рекомендуется разделить изучаемый материал на отдельные блоки, группы вопросов и т.д. Первые два вопроса связаны с сущностью, структурой конституции как главного закона любого государства, а также с разновидностями этого основополагающего документа. Здесь следует иметь в виду, что конституции принято подразделять на отдельные виды по многим критериям: порядку принятия, порядку изменения, форме выражения содержания и т.д.

Вопросы №№ 3 – 5 требуют концентрации внимания на отечественном опыте конституционализма. Студентам необходимо рассмотреть конституционные акты досоветского периода, а также союзные советские конституции и современную российскую конституцию. При изучении данных документов рекомендуется определить объекты конституционного регулирования, раскрыть противоречия и достижения конституционализма различных эпох нашего государства.

Вопросы №№ 6 – 7 предполагают работу с индивидуальными свойствами российской конституции и изучение основных форм и механизмов её охраны. Студенты должны выявить основные стадии таких процедур как толкование конституции, принятие поправок к конституции и пересмотр конституции. Подготовка темы «Охрана Конституции» заключается как в определении студентами данного понятия, так и в выявлении основных её форм.

Восьмой вопрос может быть целиком посвящён зарубежному опыту развития конституционализма. Студентам рекомендуется изучить основные конституционные акты отдельных стран и определить главные направления развития европейского и северо – американского конституционализма. Полученные в ходе изучения темы знания необходимо проверить при помощи решения тестов, написания эссе и контрольных работ.

 

Семинарское занятие №3

 

Тема

Тест № 3

 

1.К каким основам относится положение о многопартийности:

А) идеологическим;

Б) экономическим;

В) социальным;

Г) государственно – территориальным;

Д) политическим.

 

2.К каким основам относятся положения статьи 6 Конституции РФ:

 

А) политическим;

Б) экономическим;

В) государственно – территориальным;

Г) социальным;

Д) идеологическим.

 

3.Назовите формы прямого народовластия:

 

А) представительство;

Б) назначение;

В) конкурс;

Г) выборы;

Д) референдум.

 

4.Официальное название нашего государства по конституции:

 

А) Российская Федерация;

Б) Русь;

В) Российское государство;

Г) Русское государство;

Д) Российская империя.

 

5.Согласно 7 статье конституции Россия – это:

 

А) социалистическое государство;

Б) демократическое государство;

В) республиканское государство;

Г) светское государство;

Д) социальное государство.

 

6.Согласно 10 статье конституции в России существует:

 

А) принцип разделения ветвей власти;

Б) принцип разделения формирования властей;

В) принцип несменяемости властей;

Г) принцип разделения властей;

Д) принцип объединения власти.

 

7.Как Конституция РФ определяет статус религий:

 

А) религии не равны;

Б) религии запрещены;

В) религии разрешены;

Г) религии равноправны;

Д) религии не нужны.

 

 

8.Укажите статус Конституции РФ:

 

А) конституция действует в столице;

Б) конституция действует в городах федерального значения;

В) конституция действует в пределах России;

Г) конституция действует в Крыму;

Д) конституция действует в пределах субъектов РФ.

 

9.Принцип регулирования в статье 8 Конституции РФ:

 

А) идеологическое многообразие;

Б) политическое многообразие;

В) социальное многообразие;

Г) собственническое многообразие;

Д) культурное многообразие.

 

10.Россия – это:

 

А) федеративное государство;

Б) конфедеративное государство;

В) унитарное государство;

Г) дуалистическое государство;

Д) моноцентрическое государство.

 

Темы эссе №3

1.Перечислите основные виды основ конституционного строя.

2.Определите значение основ конституционного строя для регулирования отношений.

3.Дайте определение основам конституционного строя.

4.Охарактеризуйте политические основы конституционного строя.

5. Охарактеризуйте статус религий.

6.Охарактеризуйте территориальный состав России.

7.Опишите религиозные отношения в светском государстве.

8.Определите соотношение государственных и муниципальных властей.

9.Дайте характеристику многообразию форм собственности.

10.Выделите основные виды субъектов РФ.

 

Вопросы контрольной работы №3

1.Определите форму правления и государственное устройство Российской Федерации.

2.Назовите формы прямого народовластия и охарактеризуйте их.

3.Назовите формы собственности, признаваемые конституцией, и охарактеризуйте их.

4.Что запрещает Конституция РФ?

5.Охарактеризуйте отношение Конституции РФ к международным актам.

6.Статус республик по Конституции РФ.

7.Как вы понимаете тезис о разделении властей?

8.Опишите структуру органов государственной власти.

9.Охарактеризуйте тезис о социальном государстве.

10.Какие органы осуществляют власть на федеральном уровне?

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 года). №11 – ФКЗ// СЗ. РФ, 2014, №30, ст. 4202.

2. Федеральный Закон от 19 мая 1995 года. №81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 19 декабря 2016 года, с изм. на 28 марта 2017 года) // СЗ РФ, 1995, №21, ст.1929.

3. Федеральный Закон от 31 мая 2002 года. №62 – ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 1 мая 2016 года) // СЗ РФ, 2002, №22, ст. 2031.

4. Федеральный Закон от 24 июля 2007 года. № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 года) // СЗ РФ, 2007, № 31, ст. 400.

5. Федеральный Закон от 12 июня 2002 года. №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред., вступающей в силу 28 июня 2017 года) // СЗ РФ, 2002, №24, ст. 2253.

6. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года. № 125 – ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (в ред. от 6 июля 2016 года) // СЗ РФ, 1997, № 39, ст.4465.

7. «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 2, ст. 22.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /М.В. Баглай – М.: Норма: Инфра, 2015 – 768 с.

 

Методические рекомендации

 

Содержание занятия можно рассматривать в контексте решения трёх проблем. Во – первых, необходимо уяснить сущность основ конституционного строя и их значение для регулирования отношений. Во – вторых, на основе анализа текста Конституции Российской Федерации нужно выделить основные группы основ конституционного строя и раскрыть содержание каждой основы. В – третьих, студентам рекомендуется определить, как эти основы нашли своё выражение в федеральном законодательстве. Полученные в ходе изучения темы знания необходимо проверить при помощи решения тестовых заданий, написания эссе и контрольных работ.

 

Семинарское занятие №4

 

Тема

Тест № 4

1.Физическое лицо – это:

 

А) организация;

Б) общество;

В) человек;

Г) секта;

Д) клуб.

 

2.Назовите личное право гражданина:

 

А) право собственности;

Б) право избирать;

В) право на образование;

Г) право на труд;

Д) право на жизнь.

 

3.Назовите социальное право гражданина:

 

А) право на личную неприкосновенность;

Б) право на тайну частной жизни;

В) право на образование;

Г) право на участие в выборах;

Д) право на участие в референдуме.

 

4.Каким правом на территории России не обладают иностранные граждане:

 

А) право на труд;

Б) право на собственность;

В) право на личную неприкосновенность;

Г) право на государственную службу;

Д) право на жилище.

 

5.Лицо без гражданства – это:

 

А) лицо, не имеющее российского гражданства;

Б) лицо, не имеющее доказательства принадлежности к гражданству какого- либо государства;

В) лицо, не имеющее доказательства принадлежности к российскому гражданству;

Г) лицо, не имеющее гражданства иностранного государства.

 

6.В конституционном праве выделяют следующие физические лица:

 

А) граждане России;

Б) иностранные граждане;

В) лица без гражданства;

Г) всё вышеперечисленное.

 

7.Категория, определяющая способность лица иметь права и обязанности:

 

А) правоспособность;

Б) платёжеспособность;

В) деликтоспособность;

Г) дееспособность.

 

8.Категория, определяющая способность лица осознавать последствия своих действий:

 

А) платёжеспособность;

Б) правоспособность;

В) дееспособность;

Г) деликтоспособность.

 

9.Свободное волеизлияние народа, не требующее официального утверждения:

 

А) выборы;

Б) назначение;

В) референдум;

Г) обращение в органы власти.

 

10.Какие лица не имеют права принимать участие в выборах:

 

А) осуждённые к лишению свободы;

Б) хромые;

В) недееспособные;

Г) не достигшие возраста 18 лет;

Д) косые;

Е) находящиеся в сизо.

 

Темы эссе №4

1. Сравнительный анализ различных категорий физических лиц.

2. Порядок получения российского гражданства.

3. Основные группы прав физических лиц.

4. Характеристика политических прав и свобод.

5. Права и обязанности российского гражданина.

6. Правовой статус иностранных граждан в России.

7. Права и их содержание.

8. Правоспособность и дееспособность: сравнительный анализ.

9. Мои политические права.

10.Проблемы реализации прав и свобод в современном обществе.

 

Вопросы контрольной работы №4

 

1.Определите составляющие правового статуса физического лица.

2. Раскройте содержание правоспособности.

3. Опишите основные экономические права физических лиц и дайте им оценку.

4.Какая категория физических лиц в России имеет наибольший объём прав? Обоснуйте свой ответ.

5.Изложите основные формы народовластия и охарактеризуйте их.

6.Какие объекты, согласно Конституции РФ, могут находиться в собственности граждан? Обоснуйте свой ответ.

7. Определите различия между правом на жилище и правом на неприкосновенность жилища.

8.Раскройте содержание дееспособности.

9.Изложите своё понимание деликтоспособности лица.

10.Выделите основания перемены гражданства.

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 года). № 11 – ФКЗ // СЗ РФ, 2014, № 30, ст. 4202.

2. «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 года // «Российская газета» - 1998. – 10 декабря.

3. Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 года (пересмотренная, по состоянию на 16 октября 2014 года) // http: // base. garant. ru / 2541037/

4. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года (с изм. и доп. на 13 мая 2004 года) //http://base. garant. ru/2540800/

5. Федеральный Конституционный Закон от 28 июня 2004 года. № 5 – ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 18 июня 2017 года) // СЗ РФ, 2004, №27, ст. 2710.

6. Федеральный Закон от 31 мая 2002 года. № 62 – ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 1 мая 2016 года) // СЗ РФ, 2002, № 22, ст. 2031.

7. Федеральный Закон от 11 июля 2001 года. №95 – ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 19 декабря 2016 года) // СЗ РФ, 2001, №29, ст.2950.

8. Федеральный Закон от 15 августа 1996 года. № 114 – ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 7 июня 2017 года) // СЗ РФ, 1996, № 34, ст.4029.

9. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года. № 115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 17 апреля 2017 года) // СЗ РФ, 2002, № 30, ст.3032.

10. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года. № 125 – ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (в ред. от 6 июля 2016 года) // СЗ РФ, 1997, № 39, ст.4465.

11. Федеральный Закон от 2 мая 2006 года. № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 3 ноября 2015 года) //СЗ РФ, 2006, № 19, ст.2060.

12. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 1 мая 2017 года) // СЗ РФ, № 53, ст.7598.

13. Федеральный Закон от 12 июня 2002 года. № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред., вступившей в силу 28 июня 2017 года) // СЗ РФ, 2002, № 24, ст. 2253.

14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /М.В. Баглай – М.: Норма: Инфра, 2015 – 768с.

15. Костюков А.Н. Реализация прав человека и гражданина в конституционном праве России: год 2017 // Конституционное и муниципальное право. – 2017. - № 2. – с. 17 – 23.

 

Методические рекомендации

 

Первый вопрос занятия носит преимущественно определительный характер. Студентам необходимо раскрыть сущность конституционно – правового статуса личности через его составляющие: правоспособность, дееспособность, права и обязанности физического лица.

Изучение второго вопроса желательно осуществлять в сравнительном ключе, сопоставляя правовые статусы основных физических лиц, регулируемых конституционным правом.

Вопросы №№ 3 – 5 предполагают подробное рассмотрение отдельных прав и свобод, закреплённых конституцией за российскими гражданами. При подготовке данной проблемы следует обратить внимание на раскрытии содержания этих прав и свобод.

При подготовке шестого вопроса необходимо изучить акты международного универсального характера, закрепляющие основные права и свободы человека. Завершая изучение данного вопроса, следует раскрыть проблему признания вышеуказанных международных норм в современном российском праве. Полученные в ходе изучения темы знания следует проверить при помощи тестовых заданий, написания эссе и контрольных работ.

 

Семинарское занятие №5

 

Тема

Тест № 5

1.Назовите не существующий тип государственного устройства:

 

А) федерализм;

Б) унитаризм;

В) конфедерализм;

Г) эгоцентризм.

 

2.Какие из нижеперечисленных стран не являются федеративными:

 

А) Германия;

Б) США;

В) Франция;

Г) Бельгия;

Д) Россия.

 

3.При каком государственном устройстве составные части страны обладают большей автономией:

 

А) федерация;

Б) унитаризм;

В) конфедерация.

 

4.Какой субъект не входит в состав Российской Федерации:

 

А) республика;

Б) регион;

В) область;

Г) край;

Д) округ.

 

5.Город федерального значения:

 

А) Казань;

Б) Нижний Новгород;

В) Севастополь;

Г) Краснодар;

Д) Ленинград.

 

6.Отечественный федерализм впервые был закреплён:

 

А) в нормах российской империи;

Б) в современном российском законодательстве;

В) в положениях сталинской конституции;

Г) в законодательстве периода Великой Отечественной войны.

Д) в Конституции 1918 года.

 

7.К вопросам федерального значения относится вопрос:

 

А) об образовании;

Б) об управлении собственностью.

В) о внешней политике;

Г) о подготовке профессиональных кадров;

Д) об охране окружающей среды.

 

8.К вопросам регионального значения относится вопрос:

 

А) о внешней торговле;

Б) о вооружении государства;

В) о развитии права;

Г) о бюджете субъекта РФ;

Д) о развитии спорта.

 

9.Количество субъектов РФ:

 

А) 86;

Б) 80;

В) 84;

Г) 85;

Д) 83.

 

10.Статус республик в составе России определяется:

 

А) уставами;

Б) инструкциями;

В) положениями;

Г) конституциями;

Д) приказами.

 

Темы эссе №5

1.Характеристика современного российского федерализма.

2.Отражение федеративного устройства в Конституции РФ 1993 года.

3.Территориальный состав России.

4.Федеративная модель государственного устройства.

5.Становление федерализма в российском государстве.

6.Современный унитаризм и международный опыт.

7.Субъекты Российской Федерации: правовой статус.

8.Современная конфедерация.

9.Механизмы разделения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.

10.Перспективы российского федерализма.

 

Вопросы контрольной работы №5

1.Охарактеризуйте нормативные основы российского федерализма.

2.Опишите территориальный состав России.

3.Проведите сравнительно – правовой анализ основных типов государственного устройства.

4.Опишите механизмы разграничения полномочий в федеративном государстве.

5.Перечислите вопросы, относящиеся к исключительному ведению федеральных властей.

6.Перечислите вопросы, относящиеся к совместному ведению федеральных властей и властей субъектов федерации.

7.Назовите края, входящие в состав России.

8.Дайте оценку правового статуса городов федерального значения.

9.Охарактеризуйте значение федеральных округов.

10.Определите статус главы субъекта РФ (на примере Нижегородской области).

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 года). № 11 – ФКЗ // СЗ РФ, 2014, № 30, ст. 4202.

2. Федеральный Закон от 6 октября 1999 года. № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 7 июня 2017 года) // СЗ РФ, 1999, № 42, ст.5005.

3. Положение «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном окру


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.41 с.