Тема 6.6 Бессоюзное сложное предложение — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 6.6 Бессоюзное сложное предложение

2017-09-29 1118
Тема 6.6 Бессоюзное сложное предложение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Студент должен знать:

- виды сложных предложений;

- синтаксический строй предложений;

- основные синтаксические способы построения текстов разной стилистической направленности;

- синтаксические нормы.

Студент должен уметь:

- различать предложения простые и сложные;

- расставлять правильно знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных стилей разной стилистической направленности(официально-делового, учебно-научного публицистического, официально-делового стилей);

- редактировать собственные тексты и тексты, других авторов.

 

 

Тема 6.7 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Период и его построение

 

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Студент должен знать:

- виды сложных предложений;

- синтаксический строй предложений;

- основные синтаксические способы построения текстов разной стилистической направленности;

- синтаксические нормы.

Студент должен уметь:

- различать предложения простые и сложные;

- расставлять знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;

- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных стилей разной стилистической направленности(официально-делового, учебно-научного публицистического, официально-делового стилей);

- редактировать собственные тексты и тексты, других авторов.

 

 

Раздел 7.Функциональные стили речи и их особенности

Тема 7.1Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи. Научный стиль речи. Художественный стиль речи

 

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Студент должен знать:

- функциональные стили речи и их особенности;

-основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента).

Студент должен уметь:

- создавать тексты различной стилистической направленности и жанров (в устной и письменной форме);

- различать элементы нормированной и ненормированной речи.

 

Тема 7.2Официально-деловой стиль речи. Публицистический стиль речи, его назначение

Официально-деловой стиль речи. Признаки, назначение. Подстили официально-делового стиля.

Публицистический стиль речи, его назначение.Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Студент должен знать:

- функциональные стили речи и их особенности;

-основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента).

Студент должен уметь:

- создавать тексты различной стилистической направленности и жанров (в устной и письменной форме);

- различать элементы нормированной и ненормированной речи.

2 РЕКОМЕНДАЦИИ студентам по работе

С ЛИТЕРАТУРОЙ

Проработку материала нужно начинать с прочтения всего текста, параграфа, придерживаясь таких правил:

- сосредоточиться на том, что читаешь;

- выделить суть прочитанного;

- мыслить последовательно и осторожно;

- представить то, о чем читаешь.

В процессе работы над темой словотолкования незнакомых и специальных терминов искать в словаре иноязычных слов и в специальных справочниках из соответствующих областей науки.

Непонятные места, фразы, выражения перечитывать несколько раз, чтобы понять их содержание.

В тексте встречаются отдельные слова, фразы или целые предложения, выделенные курсивом, жирным шрифтом. Это свидетельствует об акценте автора на главном.

После проработки текста необходимо:

– определить основную мысль;

– отделить основные вопросы текста от второстепенных;

– осознать связь между теоретическими положениями и практикой;

– закрепить прочитанное в сознании;

– связать новые знания с предыдущими в данной отрасли;

– перейти к заключительному этапу усвоения записей.

Записи необходимо начинать с названия темы и пособия, фамилии автора, года издания и названия издания. Если это журнал - записывают год, номер издания и заглавие статьи. После этого составить план, то есть краткое перечисление основных вопросов текста в логической последовательности.

Составление плана или тезисов логично законченного по смысловому содержанию отрывка текста способствует лучшему его пониманию. План может быть простым или развернутым, то есть более углубленным, особенно во время проработки дополнительной литературы по этой теме.

После составления плана необходимо перейти к тестированию записей.

Записи необходимо вести разборчиво и четко. Они могут быть короткие или большие, в зависимости от уровня занятий студента, богатства его литературной и профессиональной лексики, навыков самостоятельной работы с книгой. После кропотливого и систематического труда записи должны быть логично последовательными.

Для удобства пользования записями необходимо оставить поля для заметок и свободные строки для дополнений. Записи не должны быть однообразными. Необходимо выделять важные места, главные слова, которые акцентируются разным шрифтом или разным цветом шрифтов, подчеркиванием, заметками на полях, рамками, столбиками и тому подобное.

Записи могут быть в виде конспекта, тезисов, цитат, выписок, систематизированных таблиц, трафиков, диаграмм, схем.

Конспект - это короткая, сжатая, последовательно изложенная универсальная форма записи основного содержания прочитанного, которая может сопровождаться разными вышеупомянутыми записями.

Составление конспекта сводится к коротким записям содержания каждого пункта плана, подтверждения основных мыслей, положений примерами. Все вопросы плана должны быть связаны между собой.

Выписки используются при необходимости фиксирования наиболее важных мест, фактов, цифровых данных, точного формирования правил и законов.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста. Она хранит остроту высказывания автора, выписывается последовательно, грамотно и содержит указания на источник сообщения.

Важным элементом конспектирования является умение использовать иллюстрированные работы (схемы, графика, диаграммы) и систематизированные таблицы. Основным недостатком является механическое выполнение иллюстраций, которые не связаны с текстовым материалом.

Преподаватель должен акцентировать внимание студентов на необходимости выполнения графических изображений и систематизированных таблиц и их значения, научить их самостоятельно составлять, анализировать и пользоваться при изучении теоретического материала.

Составление тематических графических изображений и таблиц способствует лучшему усвоению однородных явлений, позволяет проследить за развитием одного и того же явления, то есть охватить весь учебный материал темы.

Систематизированные таблицы позволяют обобщить приобретенные знания, анализировать полученную информацию.

Составление иллюстрированных материалов выявляет творческую и сознательную активность студента к овладению знаниями, обогащает будущего специалиста практическими умениями и навыками к самостоятельному труду.

Конспектирование прививает студенту навыки написания рефератов.

Реферат - это короткое изложение содержания любой книги, темы, отдельного вопроса, прочитанного источника.

Реферат оформляют в виде свободной записи, придерживаясь последовательностей фактов согласно источникам, сопровождая текст выписками, цитатами, иллюстрированными материалами.

Для выполнения контрольной работы студент должен научиться создавать опорный конспект лекций, конспектировать учебную и справочную литературу.

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ студентам по выполнению контрольной работы

По курсу «Русский язык и культура речи» студент – заочник выполняет одну контрольную работу. При ее выполнении рекомендуется пользоваться не одним, а несколькими источниками.

Цель контрольной работы - охватить основные темы курса, помочь студентам закрепить, систематизировать и углубить знания, которые они получили при самостоятельном изучении курса, формировать навыки самостоятельной работы с научной литературой, содействовать развитию общей культуры речи, усвоить сущность понятий и категорий дисциплины и уметь их использовать, а также овладеть искусством ведения деловой корреспонденции, элементарными знаниями правил этикета деловой речи.

Основными формами контроля преподавателя за выполнением контрольной работы студентов-заочников, а также оказания индивидуальной помощи в освоении программного материала являются рецензирование контрольных работ, консультации и проведение занятий в период установочной сессии.

Рецензированию подлежат все выполненные контрольные работы. Цель рецензирования – оценить степень усвоения студентами содержания программного материала, обратить внимание на имеющиеся ошибки и недостатки и указать пути их исправления.

Контрольная работа оценивается: «зачет», «незачет», «зачет с доработкой». Если контрольная работа не будет зачтена или зачтена с доработкой, студент обязан её доработать в соответствии с замечаниями и предложениями преподавателя; работу не переписывать полностью, а к начальному варианту внести необходимые изменения и дополнения. (В контрольной работе преподаватель не будет исправлять ошибки, а будет подчеркивать, поэтому необходимо сделать после рецензии работу над ошибками. Выписать слово, словосочетание или предложение, где сделана была ошибка, в правильном варианте и уметь объяснить, на какое правило сделана эта ошибка и т.д.).Все проверенные контрольные работы возвращаются студенту, который предъявляет их при сдаче дифференцированного зачета по предмету «Русский язык и культура речи».

Методические рекомендации относительно выполнения контрольной работы:

1 Детально проработайте теоретический материал по теме. Лучше изучайте программный материал небольшими разделами, частями (2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа), чем по несколько тем подряд и с большими перерывами.

2 Перед каждым занятием повторяйте предыдущий материал, потому что он может быть связан с новой темой.

3 Новый материал изучайте осмысленно. Хорошо разберитесь в материале, объясните его своими словами, напишите конспект.

4 После этого проверьте усвоение темы. Ответьте на вопросы для самопроверки; при этом в письменном виде фиксируйте необходимые примеры, составьте план ответа.

 

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие общие требования:

 

1 Контрольная работа выполняется в ученической тетради.

2 Необходимо придерживаться стандартного оформления титульной страницы работы:

 

Оформление титульной страницы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Студента ______ курса

Группы_____________

номер зачетной книжки_________

Фамилия, имя, имя отчество в родительном падеже

 

3 Указать номер варианта. Номер варианта выбирается по последней цифре номера в зачетной книжке (если номер зачетной книжки заканчивается на 0, то берется контрольная № 10).

4Четко и правильно переписать задание контрольной работы по своему варианту. Допускается ксерокопирование варианта задания. Работы, выполненные по другому варианту, возвращаются без проверки.

5Работа должна быть выполнена чернилами (пастой), четко и разборчиво.

6 Задания выполняются в соответствии с нумерацией.

7Каждое задание оформляется с новой страницы.

8 Деловые документы записывать полностью.

9 Сокращать слова не разрешается, кроме тех случаев, когда это установлено соответствующим стандартом или правилами орфографии и пунктуации русского языка.

10В тетради следует оставлять поля и место в конце работы для заметок и заключения рецензента, а также указать перечень использованной литературы в алфавитном порядке.

11 Контрольная работа должна быть сдана за две недели до начала сессии.

12 Защита контрольной работы в межсессионный период.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Затранскрибируйте слова.

Дела - [д, иэла́], дома - [д^ма́], дуб - [ду́п].

 

2. Поставьте правильно ударение в словах

еретИк, характЕрный (поступок), пОнял, грАмота, музЕй.

 

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

В два счета – очень быстро, моментально.

В два счета мы обогнали соперников.

 

4. Подберите синонимы к заимствованным словам:

Форвард – нападающий, лидер; догма- мнение, решение, постановление.

 

5. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:

Тормоз – торможение. Электрический тормоз, торможение программы.

 

6. Подберите антонимы к словам:

Конкретный – абстрактный, большой – маленький.

 

7. Запишите пять многозначных слов и укажите их значение. Приведите примеры к каждому значению.

Земля

1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).

4. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная э. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

7. В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица. || уменьш.-ласк. земелька, -и, ж. (к 3, 4 и 6 знач.) и землица, -ы, ж. (к 3,4 и 6 знач.). || прил. земельный, -ая, -ое (к 6 и 7 знач.), земляной, -ая, -ое (к 3 и 4 знач.) и земной, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Земельный участок. Земельный кодекс. Земельное законодательство. Земельное правительство. Земельный канцлер. Земной тар. Земная ось. Земная кора. Земляные работы (работы, связанные с выемкой и укладкой грунта). Земляной червь. * Земной поклон - 1) глубокий поклон до земли; 2) кому, глубокая благодарность.

 

8. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (М. Лермонтов).

 

Золотой (луч) – прилаг., н.ф. – золотой, качеств., полн.форма, Им.п., ед.ч., м.р., является определением в пр-и.

 

9. Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.

Николай Иванович очень встревожен: от Катюши нет никаких вестей, где онане знает. (А. Н. Т.)

Это повествовательное предложение сложное, с разными видами бессоюзной и союзной подчинительной связи. Оно состоит из четырёх простых предложений: 1) Николай Иванович очень встревожен, 2) от Катюши нет никаких вестей, 3) где она, 4) не знает- Эти предложения сгруппированы таким образом, что к первому относятся все остальные (2,3,4-е).При этом 3-е и 4-е предложения связаны друг с другом теснее, чем со вторым.

Первое предложение соединено с остальными (2, 3, 4-м) бессоюзной, с помощью пояснительной интонации, так как во 2, 3, 4-м предложениях указывается причина того, о чём говорится в первом предложении (причина тревоги Николая Ивановича).

2-е предложение соединено с 3-м и 4-м также бессоюзной, с помощью соединительно-перечислительной интонации: в 3-м и 4-м предложениях указывается, чего именно не знает Николай Иванович.

3-е и 4-е предложения представляют собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, которое присоединяется союзным словом и стоит перед главным.

Между 1-м предложением и остальными ставится двоеточие, так как остальные указывают на причину того, о чём говорится в первом. Между 2-м, с одной стороны, и 3-м и 4-м предложениями, — с другой, ставится запятая, как в бессоюзных сложных предложениях, выражающих перечисление. Между 3-м и 4-м предложениями ставится тире, так как придаточное предложение с союзным словом стоит перед главным. В конце сложного предложения ставится точка, так как это повествовательное предложение.

 

10. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:

И. одни,четыре студента

Р. одних, четырех студентов,

Д. одним, четырем студентам,

В. одних (одни), четырех студентов (четыре студента),

Т. одними, четырьмя студентами,

П. (об) одних, (о) четырех студентах.

Список рекомендуемой литературы:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М. Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов/ Л.А. Ввведенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 539 с.

5. Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю. Заярная.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 479 с.

6. Кузнецов И.Н Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: справочное пособие для вузов/ И.Н. Кузнецов.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 396 с.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений и диктантов. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь.- 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.- 448 с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант – 1

1.Затранскрибируйте слова.

Желтый, разъезд, мороз, рассечь, рядовой.

 

2. Поставьте правильно ударение в словах

Алфавит, жалюзи, завидно, каталог, давнишний, гнала, надолго, обеспечение, молода, творог.

 

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

Седьмая вода на киселе, увенчанный лаврами, ходить на задних лапках, шарашкина контора, прикусить язык.

 

4. Подберите синонимы к заимствованным словам.

Дистанция, уникальный,акварель, багаж, вандализм, гуманоид, декларация, депиляция, каллиграфия, легализация.

 

5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Морегудело под ногами грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи.

 

6. Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.

Мальчики стали дергать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная.

 

7. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:

954, 600, два, сорок стульев, оба мальчика.

 

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Прим..рять костюм, посв..тить фонарём, упл..тить по счёту, отл..жной воротничок, г..ристый склон, заст..лить постель, р..внинная местность, уд..влённый взгляд, б..лконная дверь, м.лекула, г..рючее, п..ровать, зам..рать, заг..рать, г..ревать, изло..жение, накл..няться, прибл..жаться, передв..жение, ур..внение, д..лина, бл..стящий, др..жащий, попл..вок, впеч..тление, насл..ждение.

 

9. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Был та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра. 2. Пирует Пётр. И горд и ясен и славы полон взор его. 3. Так тяжкий млат дробя стекло куёт булат. 4. Уж меркнет солнце за горами вдали раздался шумный гул с полей народ идёт в аул сверкая светлыми косами. 5....Звёзды ночи как обвинительные очи за ним [Мазепой] насмешливо глядят. Итополистеснившись в ряд качая тихо головою как судьи шепчут меж собою. 6. Ещё Мария сладко дышит дремой объятая и слышит сквозь лёгкий сон что кто-то к ней вошёл и ног её коснулся. 7. Никто не ведал не слыхал зачем и как она [Мария] бежала... 8. Раздался утра шум игривый и пробудился человек. (А. С. Пушкин.)

 

10. Напишите автобиографию.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М. Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов/ Л.А. Ввведенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 539 с.

5. Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю. Заярная.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 479 с.

6. Кузнецов И.Н Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: справочное пособие для вузов/ И.Н. Кузнецов.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 396 с.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений и диктантов. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь.- 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.- 448 с.

 

 

Вариант – 2

1. Затранскрибируйте слова.

Пляска, подъём, изморозь, безветрие, ссора.

 

2. Поставьте правильно ударение в словах

Сверлит, цемент, щавель, шарфы, эксперт, черпать, убрала, торты, центнер, приручённый.

 

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

Семи пядей во лбу, увидеть свет, хоть трава не расти, шапка Мономаха, заметать следы.

 

4. Подберите синонимы к заимствованным словам.

Каприз, универсал, адресат, базар, варвар, губернатор, делегат, дефект, камбуз, линчевание.

 

5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.

 

6.Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.

Когда рассвело, туман еще не рассеялся; он был так густ, что в пяти шагах силуэт человека почти исчезал в молочной-белой тьме.

 

7. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:

568,200, один, девяносто карандашей, обе девочки.

 

8.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Крыж..вник, камыш..вый, ш..лковистый, мыш..нок, наш..птывать, дириж..р, трещ..тка, танц..вать, ситц..вый, марганц..вка, напряж..нный, ноч..вка,реш..тка, кирпич..м, ш..фёр, жени..ба, сва..ба, филосо..ский, ку..шин, про..ба, во..зал, моло..ба, застё..ка, ро..ственник, перево..чик, ланды.., лоша..ка.

 

9. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Обь собиралась вот-вот двинуться в свой длинный путь к Ледовитому океану и по ночам потрескивала уже грознои сухо предупреждающе как сосновые стойки в шахте перед обвалом. 2. На реке торосы были синими и цвет неба голубым. 3. Женька Столетов бежал по высохшему тротуару было по-весеннему тепло солнечно хотя в Лягушачьем болоте лежал рыхлый чёрный снег дул пропитанный влагой ветер. 4. До начала собрания оставалась минута когда Женька ворвался в контору окунувшись в шум и гром и понял что действительно чуть-чуть не опоздал. 5. Не говоря ни слова Пётр Петрович взял Женьку за руку несильно потянув посадил рядом с собой. 6. Продолжайте продолжайте пожалуйста проговорил Гасилов Продолжайте Борис это любопытно. 7. Если говорить откровенно вам можно позавидовать не каждому дано сохранить такой заряд оптимизма в вашем возрасте. 8. Ночь на землю спускалась быстро и туча повисшая в зените не увеличилась а только потемнела как и вода в Оби. (По В. Липатову.)

 

10. Напишите доверенность на получение почтового перевода.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М. Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов/ Л.А. Ввведенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 539 с.

5. Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю. Заярная.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 479 с.

6. Кузнецов И.Н Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: справочное пособие для вузов/ И.Н. Кузнецов.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 396 с.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений и диктантов. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь.- 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.- 448 с.

Вариант – 3

1. Затранскрибируйте слова.

Вьюга, яблоко, книжка, легковерный, жжение.

 

2. Поставьте правильно ударение в словах

Прибыла, донельзя, включишь, аэропорты, намерение, клала, исчерпать, звонишь, зимовщик, опломбировать.

 

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

Семь пятниц на неделе, ум за разум заходит, хуже горькой редьки, шишка на ровном месте, заронить искру.

 

4. Подберите синонимы к заимствованным словам.

Лимит, юриспруденция, авиатор, бал, вахтёр, дайвинг, демарш, кампания, камин, лингвистика.

 

5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье.

 

6. Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.

Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту-две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма.

 

7. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:

1986, четыре, 50, сто книг, полтораста.

 

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Счас..ливый, шес..надцать, буревес..ник, безглас..ный, чудес..ный, гиган..ский, гнус..ный, крепос..ной,доблес..ный, уча..ствовать, чу..ствительный, ше..ствовать по дороге, окрес..ность, ше..ствовать над школой, словес..ный, бе..печность, бе..вкусный, бе..дарный, бе..корыстный, во..кликнуть, ра..жечь, в..дремнуть, бе..приданница, пр..открыть, пр..забавный, трёх..ярусный, меж..этажный, об..язательство, об..явление.

 

9. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Лет пять тому назад осенью мне пришлось просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей (Т.). 2. Вдали ближе к роще глухо стучали топоры (Т.). 3. Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского который втихомолку удалился (Т.). 4. Белые чистые пески с рядами разноцветной гальки то есть камешков широко расстилались перед нами (Акс.). 5. Мы стали бороться с поднявшимся бурным или как моряки говорят «свежим» ветром (Гонч.). 6. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли кроме одной какой-то упрямой (Гонч.). 7. В числе молодых людей введённых Ростовым был одним из первых Долохов который понравился всем в доме исключая Наташи (Л. Т.). 8. Пьер торжественно посмотрел сверх очков на слушателей (Л. Т.). 9. По праздникам сверх всего пекли пироги с капустой морковью с луком и яйцами (М. Г.). 10. Телегин напрягал внимание чтобы вслушаться в слова обвинения но помимо воли мысль его остро и торопливо работала в ином направлении (А. Т.).

 

10. Напишите письмо-предложение о поставке сырья.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М. Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов/ Л.А. Ввведенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 539 с.

5. Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю. Заярная.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 479 с.

6. Кузнецов И.Н Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: справочное пособие для вузов/ И.Н. Кузнецов.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 396 с.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений и диктантов. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь.- 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.- 448 с.

 

Вариант – 4

1. Затранскрибируйте слова.

Песня, обезьяна, ошибка, методика, в идеале.

 

2. Поставьте правильно ударение в словах

Восприняла, гражданство, нанявшийся, осведомиться, ногтя, иксы, искра, средствами, свёкла, столяр.

 

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

Семь футов под килем, умывать руки, цены нет, шут гороховый, заткнуть за пояс.

 

4. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:

Длинный – длительный, желанный – желательный, жизненный – житейский, одеть – надеть, главный – заглавный.

 

5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царила теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, и забитый на зиму дом, и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью.

 

6. Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.

Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъему.

7. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:

1970, 40, три, восемьдесят станков, трое друзей.

 

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Стари..ый товарищ, варё..ое яйцо, ветре..ыйдень,исти..ый друг, лома..ая линия, воспита..ый человек, ю..ый пионер, орли..ое гнездо, ледя..ой ветер, балова..ый ребёнок, шипы кол..тся, кони скач..т, люди бор..тся за мир, ушислыш..т, глаза вид..т, туман стел..тся, ветер свищ..т, больной ровно дыш..т, колебл..мый ветром тростник, бре..щий полёт.

 

9Прочитайте. Выпишите, расставляя недостающие знаки препинания, предложения с обособленными определениями и приложениями. Объясните расстановку знаков.

1. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (П.). 2. Маша бледная и трепещущая подошла к Ивану Кузьмичу (П.).'З. А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой! (Л.). :4. Стрелы пущенные в него мужчинами упали жалкие обратно на землю (М. Г.). 5. Дети разных народов мы мечтою о мире живём (Ош.). 6. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю. 7. Голубой рассвет глядится в. Москву-реку. 8. А. С. Пушкин великий русский поэт родился в Москве. 9. Из окна самолёта виднеется залитый электрическим светом недавно построенный город.

 

10. Напишите резюме.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М. Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов/ Л.А. Ввведенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 539 с.

5. Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю. Заярная.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 479 с.

6. Кузнецов И.Н Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: справочное пособие для вузов/ И.Н. Кузнецов.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 396 с.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений и диктантов. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь.- 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.- 448 с.

 

Вариант – 5

1. Затранскрибируйте слова.

Трюм, люк, сделать, к дому, вырядить.

 

2. Поставьте правильно ударение в словах

Гастрономия, колосс, цепочка, тортов, тотчас, средства, сливовый, сняла, принудить, понявший.

 

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

Сердце не лежит, утереть нос, час от часу не легче, щи да каша,звезда первой величины.

 

4. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:

Гривастый – гривистый, дипломатичный – дипломатический, экономические- экономическое, уплатить – оплатить, подпись – роспись.

 

5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы.

 

6. Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.

По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.

 

7. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:

1941, 700, 5, полтора ведра, тысяча рублей.

 

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки

(Динамо)машина, (сено)хранилище, (легко)раненный в руку, (юго)восточный, (аэро)(фото)съёмка, (квартиро)съёмщик, (выше)перечисленные недочёты, (отчётно)выборное собрание, попасть (в)просак, нести (под)мышкой, живём (по)старинке, поступить (не) (по) товарищески, испытывать (не) доумение, (в) последстви.. мы не виделись, (во) круг (н..) души, (не) (за) чем было отвлекаться, (не) хватило терпения, (в) течени.. недели дул ветер, сорок..летний юбилей, электр..фикация.

 

9. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Лун


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.209 с.