Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных.

2017-09-28 478
Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На этом уроке вновь возникает тема «Все вместе». Дети видят результат общей работы при условии, что все приложат максимум усилий. Эмоционально насыщенным является момент соединения рисунков. Читатель уже успел заметить, что, кроме разнообразных навыков сотрудничества, на уроках отрабатываются и навыки измерений, черчения и т.п. В частности, на данном уроке ставятся следующие задачи.

1. Построение фигуры по чертежу (вариант графического диктанта). Здесь уместна новая форма фронтальной работы – «Я сам»: те дети, которые хотят работать совершенно самостоятельно, не глядя на доску, могут сесть спиной к доске. Для этого можно развернуть или переставить стулья.

Дети работают на листах бумаги в клетку, расчерченных крест-накрест.

Учитель диктует чертеж, одновременно строя его на доске: «Находим точку пересечения двух линий. Ставим на нее карандаш. Теперь отсчитываем две клеточки вверх. Ставим зарубочку. Теперь от пересечения двух линий отсчитываем три клеточки вниз...» (Получается фигура, изображенная на рисунке).

 
 

 

 


Что бы это могло быть? Учитель дорисовывает голову и ноги, и получается мальчик. Стирает голову и ноги, рисует заячьи лапы, потом – ноги клоуна... Итак, становится понятно, что каждый ребенок начертил руки и верхнюю часть туловища какого-то существа. Дорисовать это существо, раскрасить его дети должны по своему разумению. Но зачем надо было так точно и сложно рисовать верхнюю часть туловища? Чтобы потом все существа смогли взяться за руки. Учитель показывает, как из отдельных картинок будет сложен общий фриз, куда каждый ребенок вставит свою фигурку. Этот фриз станет украшением класса (место для него надо выбрать сообща).

 
 

 

 


2. Само- и взаимооценка.

«Нарисовали? – спрашивает учитель. – Каждую вашу работу надо оценить. Представьте себе, что ваши человечки в каждой руке держат оценочные линеечки. Пусть правый и левый края листа служат такими линеечками. Поставьте себе оценки за работу...»

Если дети не спрашивают, за что оценивать, а сразу приступают к действию, учитель останавливает их и сам спрашивает о критериях оценки.

«Если мы не договоримся, за что оценивать, то может получиться так: Миша поставит себе высокую оценку за красивый подбор цветов. А его друг Саша поставит ему на той же линеечке низкую оценку за некрасиво нарисованные руки. Миша обидится на Сашу за несправедливую оценку. А Саше покажется, что друг не переносит замечаний. Они могут даже поссориться. А все из-за чего? Из-за того, что вы забыли задать один вопрос. Какой?» (За что мы себя будем оценивать?) Дети сами назначают критерии оценки. Хорошо бы, если в них будут отражены оба аспекта задания: точность и выдумка. Обозначив линеечки буквами и поставив себе оценки, дети начинают ходить по классу – «хвалить лучшие работы». Их задача – выбрать только те работы, где крестик можно поместить, в верхней трети линеечки.

3. Соединение отдельных рисунков в общий узор. Склеить единый фриз можно и после уроков. А сейчас надо всех соединить и сыграть в хоровод.

4. Заключительная игра. Дети встают в круг, берутся за руки. Разучиваются три жеста: руки вперед – «И я тоже. Согласен. Вместе»; руки за спину – «Я не буду. Не согласен»; руки на голову, почесывание в затылке – «Я подумаю. Я еще не знаю». Игра «Кто чему хочет учиться в школе?». Начинает учитель: «Я – серенький волчонок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться. А вы?» Дети отвечают одним из трех жестов. Если кто-то из детей не сразу включается в игру, учитель предлагает одному ребенку быть слоненком, другому – лягушонком, третьему – маленькой феей... Домашнее задание: нарисовать картинку сказочного класса и написать под ней, кто ты, чему здесь учишься, кто твои друзья.

 

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

УРОК 1

Первое задание связано с отработкой знаков «+», «-», «?». Эти знаки – средства организации дискуссии. Таким образом, это задание можно рассматривать как повторение. Здесь есть ловушка – эмоциональные описания. При всей своей красочности они не имеют смысла для совместной работы, так как бессодержательны. Однако такие описания необходимы по двум причинам. С одной стороны, они позволяют создать атмосферу интереса, «собрать» класс вместе, сделать учебную работу приятной для всех. С другой стороны, фиксируют, подчеркивают разницу между содержательной дискуссией и пустой болтовней.

Итак, на данном уроке не столько отрабатывается использование знаков, сколько разыгрывается учебно-игровая ситуация, позволяющая детям увидеть те характерные для высказываний черты, которые только и могут сделать разговор дискуссией, обсуждением какого-то содержания. До сих пор внимание уделялось главным образом реакции ребенка на высказывание, т.е. предъявлялись требования к слушающему (ребенок должен был, слушая, адекватно реагировать, выбирать соответствующую высказыванию реакцию и выражать ее в реплике, в знаке). Теперь в центр содержания урока попадает говорящий. Раньше этого делать было нельзя, так как сначала надо было приучить детей говорить, показать им, что говорить «не страшно». Теперь, когда этот этап пройден и если в классе создалась атмосфера приятия, настала пора вводить требования для говорящего.

Однако эти требования не преподносятся ребенку в виде правил, поскольку привычка высказываться открыто у детей еще слишком слаба, ее надо «выращивать». К тому же представленные здесь требования далеки от полноты, по мере развертывания учебного содержания их границы будут меняться. Поэтому наиболее целесообразной формой введения требований является учебно-игровая. В отличие от учебной она формирует не понятие, а представление, образ требуемого содержания.

В этот день парты удобнее расставить стандартными рядами так, чтобы дети сидели по двое. Соответственно меняется и организация классного пространства.

1. Игра «Понятно ли мы говорим?». («Если я говорю понятно, покажите знак «+», если непонятно - знак «-».) На доске – набор однородных картинок: пейзажи, отображающие примерно одно и то же время года и один и тот же климатический пояс, собаки и лошади разной породы и т.п. Учитель дает три описания:

1) правильное, точное, однозначно узнаваемое;

2) слишком поверхностное, относящееся к нескольким рисункам, например: «В этой местности растут деревья, течет река, зеленеет травка, синеет небо» или «У этого пса черный мокрый нос, блестящие глаза, белые крепкие зубы. Он весело машет хвостом»;

3) слишком эмоциональное, бессодержательное: «Это одно из самых красивых мест, какие я когда-либо видела. Здесь все радует глаз, все вызывает улыбку» или «Это необыкновенно стройная лошадь, с изящными ножками, холеной гривой, большими добрыми глазами. Я всегда приношу ей сахар, а она вежливо берет его с моей ладони теплыми губами».

После каждого описания учитель применяет прием Ш.А. Амонашвили. Он предлагает: «Положите голову на парту, закройте глаза и вспоминайте этот пейзаж (эту лошадь). Потом я подойду, и каждый из вас по-очереди шепнет мне на ухо номер картинки». Собрав мнения детей (лучше каждый раз подходить к детям из разных рядов), учитель объявляет результат: все назвали одну и ту же картинку или все назвали разные картинки. Спрашивает, почему так получилось, что было непонятно в его описании, о чем дети хотели бы узнать дополнительно? Дети задают вопросы.

2. Двое детей выбирают одну из картинок, договариваются, как ее описать, дважды повторяют свой рассказ, чтобы не забыть. Рассказывают классу. Класс угадывает номер картинки. Если мнения всех совпадают, рассказ группы оценивается знаком «+», если не совпадают, дети поднимают знак «?» и задают вопросы, помогая паре составить понятное для всех описание. (Для этой работы очень удобны наборы открыток с бабочками, цветами и т.п., которые можно раздать каждой группе. Тогда дети будут поднимать и показывать загаданные картинки.)

3. Игра «Понятно ли мы действуем?». Дети разбиваются на четверки. Часть парт разворачивают, чтобы пары сидели лицом друг к другу. Это бригады по уборке класса. Они должны распределить обязанности: кто-то будет подметать пол, кто-то – мыть подоконники, кто-то – вытирать доску, кто-то – поливать цветы и т.п. Можно придумать и другие обязанности. Распределив дела, четверка сообщает: «Мы готовы».

Учитель приглашает к доске первые четыре группы по очереди (тех, кто договорился быстрее других). Группа показывает пантомиму «Уборка класса». По знаку учителя актеры останавливаются. Зрители должны назвать роль каждого актера. Если все зрительские мнения совпадают, действие актера оценивается знаком «+». По пантомиме следующей группы можно поставить перед зрителями новый вопрос: с помощью чего дети выполняют свою работу (подметают метлой и т.п.)?

Вторая пантомима – «Магазин головных уборов». Группы должны снова договориться, кто что будет покупать и примеривать в магазине (шляпа, кепка, ушанка, берет, платок).

Учитель действует вместе со всеми зрителями. Если ему действительно что-то непонятно, он поднимает знак вопроса и помогает актеру отреагировать на этот знак - подсказывает, как надо спросить («Что вам непонятно?»). Если эта непосредственная реакция на вопрос привьется, в классе возникнет удивительная форма фронтальной дискуссии, местами напоминающая разговор, который направляется взаимным интересом собеседников, а не учителем.

Третья пантомима – «Выставка скульптуры». Каждая группа (можно из двух человек) выбирает, кто будет глиной, а кто – скульптором. Сначала скульптор мнет глину (что-то типа массажа плеч, рук, спины). Глина должна размякнуть. Потом скульптор лепит скульптуру. Ставит ее на постамент (стул) и загадывает название (шепчет скульптуре на ухо) – скрипач, футболист, балерина, поэт, стрелок из лука. Учитель должен предложить названия, но не ограничивать ими детей. Все скульпторы обходят выставку, останавливаются возле каждой скульптуры и высказывают предположения по поводу ее названия. Если догадки совпадут, скульптор и его скульптура получают приз «За ясность в выражении своих мыслей». Хорошо, если скульптор и глина успеют поменяться ролями. Следует подчеркнуть, что вернисаж должен проходить в атмосфере всеобщего восхищения. Тон задает учитель. (Сюжеты пантомим – дело учителя, приведенные здесь лишь пример).

УРОК 2

 

Групповые задания с недоопределенными правилами.

Игра «Однорукие».

В зависимости от того, как учитель организует эту игру, с ее помощью можно отрабатывать различные стороны сотрудничества. При внутригрупповой форме главным становится выработка умения договариваться, «содействовать». Причем договариваться не посредством слов, а именно действием («содействие»). Если игра выходит на уровень межгруппового взаимодействия, то дети учатся обращаться друг к другу за помощью. При этом скорее всего дети будут обращаться не к другим группам, не друг к другу, а к учителю. Ведь для ребенка, пришедшего в первый класс, учитель является безусловным центром, ребенок иногда попросту не «видит» других. Поэтому задача учителя – перевести адресованность к себе в адресованность к другим группам. Она, конечно, не решается на одном уроке. Но, организуя взаимодействие между группами, это следует постоянно иметь в виду.

Игра «Повтори! Дополни! Отличись!» лишь на первый взгляд кажется игрой на внимание. Содержанием ее являются анализ признаков предъявляемых предметов, замена одного или всех признаков либо их дублирование. Таким образом, от ребенка требуется анализ предлагаемого предмета.

Дети работают группами из четырех человек.

1. Группа получает конверт с набором фигур (4 формы, 3 размера, 2 цвета), раскладывает весь набор посредине (всего 22 фигуры).

Каждый ребенок выкладывает перед собой знак «Вопрос».

Проводится игра «Однорукие». Учитель предлагает детям представить, что все они однорукие (для вживания в роль можно посоветовать им подложить одну руку под себя). «Однорукие – лучшие во Вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать мысли, поэтому договариваются друг с другом вмиг, без слов. Вот четверо одноруких строят дом. (Далее учитель рассказывает и рисует.) А рядом сажают дерево. Я скажу им «айн» – и каждый возьмет в руку нужную деталь. Шепну «цвай» – и все будет построено.

 

7

10 7

 

а в с

 

 

7 5

 

10 7 5

5

3,5 2,5

10 7 5

 

 

Раз-два – сделал – так работают однорукие.

А сейчас попытайтесь вырастить елочку. (Вывешивает на доску образец).

 
 

 

 


Кому удалось сложить елочку вчетвером без единого слова? Те, у кого сразу не получилось, послушайте меня. Когда я скажу: «Задумайтесь», вы подумайте, кто какую деталь возьмете, и укажите на эту деталь пальцем. Тут вы увидите, что на какую-то деталь нацелились два пальца, а на какую-то нужную деталь никто не указывает. Тогда вы сможете договориться без слов. Попробуем? Собираем машину. (Образец постройки на доске).

 
 

 


Отлично! Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они поднимают один знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. Если им не хватает двух рук, они поднимают два знака вопроса».

Далее дети собирают птичку. Учитель ходит вдоль рядов и хвалит те группы, которые подняли знак вопроса: это честные однорукие. Они так устроены: делают только одно дело. В тех группах, где птичка собрана полностью, кто-то стал двуруким (собираются еще 3-4 фигурки).

 

 

  Рис. 25

 

Если учитель захочет налаживать взаимопомощь групп, задания с недостающими руками надо доводить до конца и следует разрешать детям переходить временно в другие группы. Если его этот организационный вопрос не занимает, он может сам работать «лишними» руками, совершая столько действий, сколько закажет группа. Следующее усложнение в работе вводится при сборе тележки.

 
 

 

 


Прежде чем дать команду приступать, учитель спрашивает, не беспокоит ли детей что-то в этой конструкции, чем она отличается от предыдущих? Подтверждает, что в ней только три детали, стало быть, четвертый однорукий будет бездельничать. А однорукие от безделья болеют: они его не переносят. Поэтому надо догадаться, как сделать эту работу вчетвером, какую деталь надо собирать вдвоем.

Далее дети собирают кораблик и домики трех видов. И наконец детям предлагается собрать кота.

Кот – тестовая фигура, для нее в наборе недостает деталей: полукружий. Хорошо, если дети поднимут знак вопроса (где взять полукружья?). Если это сделают хотя бы две группы, отработку знака вопроса можно считать удачной.

2. Игра «Повтори! Дополни! Отличись!». Играть можно четверками и парами. Условия игры: если ведущий поднимает фигуру и говорит: «Повтори!» – все должны поднять такую же фигуру; если ведущий говорит: «Дополни!» – надо поднять фигуру, отличающуюся каким-то одним признаком. Например, если ведущий показывает фигуру и говорит: «У меня есть маленький зеленый кружок», ответ-дополнение может быть таким: «А у меня есть маленький зеленый треугольник» («Большой зеленый кружок» или «Маленький синий кружок»). На команду: «Отличись!» – надо показать фигуру, полностью отличающуюся от заданной. (В ответ на показ маленького зеленого круга надо показать фигуру не маленькую, не зеленую и не круглую.) В дальнейшем игру «Повтори! Дополни! Отличись!» можно продолжать на материале математики и русского языка. Например, дети выполняют задание подобрать слово по схеме. На команду: «Повтори!» – ребенок повторяет ответ предыдущего ученика, на команду: «Дополни!» – говорит слово, которое еще не называлось, на команду «Отличись!» – придумывает слово не по этой схеме. Каждый ответ учитель оценивает знаками «+», «-».

 

УРОК 3

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.