Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.

2017-09-28 344
Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детей продолжают знакомить с разнообразием критериев оценки. Этой цели служит игра «Одно и то же по-разному».

1. Дети получают листы бумаги, на которых нарисованы полукружия (образцы). Задание: нарисовать 10 таких же фигур; оценить свою работу; попросить, чтобы ее оценил сосед по парте. Критерий оценки дети формулируют сами – не важно, каков он будет (ровно, аккуратно, правильно, похоже на образец и т.п.).

Задание на воображение. Учитель показывает на доске, как одну и ту же фигуру можно превратить в разные картинки.

 
 

 


Предлагает детям превратить 10 одинаковых полукружий в разные картинки.

3. Соседи по парте рассматривают рисунки друг друга, отмечают знаком «+» те, которые им понравились больше всего. Окончившим работу учитель предлагает походить по классу и поставить знак «+» за те картинки, которые покажутся самыми интересными, необычными, особенными, непохожими на другие. Учитель также ходит по классу и просит авторов наиболее оригинальных рисунков воспроизвести их на доске.

4. Учитель обращается к классу: «Подумайте и ответьте, почему в первой работе (рисование полукружий) мы выше всего ценили точность, сходство всех фигур с образцами, а во второй работе для нас самое главное – непохожесть, особенность каждого рисунка? Кому какая работа больше нравится?»

5. Проводится игра «Одно и то же по-разному», в которой дети упражняются в непохожести, оригинальности с помощью пантомимы, разыгрываний маленьких сценок. Условия игры объясняет учитель: «Сейчас я изображу трех учеников. Все они поднимают руку, чтобы отвечать. Но один не уверен в своих знаниях, не очень хочет, чтобы учитель его вызвал. Другой хочет во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Поднимая руку, он как бы кричит без слов: «Меня спросите, только меня, я лучше всех!» Третий старается быть настоящим учеником. Угадайте, кого из них я сейчас изображу?» (три короткие пантомимы).

Задания группам (хорошо, если дети объединятся по 4-6 человек и предварительно порепетируют в разных углах класса):

1) покажите, как разные ученики слушают учителя;

2) твой сосед по парте только что отвечал у доски, и всем очень понравился его ответ. Он возвращается на свое место. Покажи, как ты его встретишь;

3) сегодня был на редкость удачный, радостный день: весь день с тобой был твой друг (подруга). Покажи, как ты с ним (с ней) будешь прощаться.

Разбившись на группы, дети должны придумать несколько вариантов решения одной и той же сценки и изобразить их перед классом. Можно сопровождать пантомиму словами. Зрители должны рассказать, что они увидели. Каждое представление заканчивается бесшумной овацией.

Итоги дня. Учитель спрашивает: «За что можно поблагодарить сегодняшний день? За что вы можете поблагодарить своих одноклассников (нескольких, всех)? Пусть каждый из вас, уходя, попрощается и поблагодарит двух самых приятных для него сегодня детей».

Домашнее задание: изготовить орден Ловкости (орден «Л»), придумать и новые ордена (за что нужно награждать школьников?) и изготовить их.

 

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

УРОК 1

 

Разминка.

Игра «Третий лишний» (на отработку знаков, введенных ранее). Работа идет сначала индивидуально, затем – парами. Третий вариант игры предусматривает ловушку: учитель называет не три, а два или четыре предмета. На этом уроке дети также упражняются в умении аргументировать, доказывать свои суждения. Это трудное для первоклассников умение: ведь ребенок, как правило, не умеет выстраивать логическую цепочку умозаключений, быстро отвечает и легко отказывается от своего решения. В дальнейшем на протяжении основного учебного курса дети постоянно будут сталкиваться с необходимостью доказывать, спорить и т.п. Пока же это только первые пробы и в основном не совсем удачные. Но именно отсутствие фиксированного, единственно правильного ответа делает такие пробы безобидными: обсуждаются лишь сами доводы, и если они непротиворечивы, то признаются правильными.

1. Разминка (применение знаков «+», «Л», «?»). Игра «Третий лишний». Для объяснения условий игры лучше использовать картинки. Учитель вывешивает на доске три картинки, например: медведь, лев, ворона. Надо найти среди этих существ два, которые подходят друг другу, и выявить одно лишнее. Учитель спрашивает, кто может назвать лишнее. Наиболее вероятны два ответа:

а) лишняя ворона, потому что она – птица;

б) лишний лев, потому что он водится в Африке. Нам сейчас не важно, какой ответ даст ребенок, лишь бы он смог свой ответ обосновать. Если ответ дается без доказательства, учитель (а за ним и весь класс) оценивает такой ответ знаком «?»: непонятно, как ты рассуждаешь (может быть, и правильно, но непонятно). Если ребенок приводит доказательство, дети могут использовать знак «+» (я согласен) и знак «-» (я думаю по-своему). Учитель произносит три слова, дети (по одному) называют лишнее, аргументируют свою мысль. Каждый ответ оценивается («+», «-» или «?»).

Учитель приучает детей обращаться к несогласному с вопросом: «Федя (Коля и др.), почему ты со мной не согласен?» Словарный материал: чай – кофе – торт, купальник – платье – река, панамка – сапоги – сандали, бабочка – сачок – муравей. Усложнение игры: теперь дети должны отвечать по двое. Ребенок поворачивается к соседу и называет ему лишний предмет, слушает, что скажет он. Если выясняется, что мнения разные (два ответа и два доказательства), дети могут привести оба. Словарный материал: ложка – тарелка – каша, тетрадь – карандаш – книга, машина – конь – самолет. Следующее усложнение: учитель называет 2-4 слова вместо трех, например, ученик – школьник, бабушка – мама, папа – сын, и предлагает определить третье лишнее слово (это ловушка) или называет три слова, в том числе одно на иностранном языке. В последнем случае дети должны вместо ответа поднять знак «?».

2. Картинки-загадки. Дети объединяются в группы из четырех человек (двое должны развернуть стульчики и сесть лицом к паре, сидящей за ними). Сначала каждый берет линейку и карандаш и готовит поле для игры: делит лист бумаги на 4 части. Далее учитель показывает, как составляется игра «Четвертый лишний»: чертит на доске игровое поле и задает сюжет этой игры – «Четвертый лишний в лесу». Приглашает трех помощников. Сначала команда должна договориться, кто что увидит в лесу и нарисует. (Конечно, надо выбирать то, что легко нарисовать). Учитель берет на себя самое трудное: «Я буду рисовать четвертый лишний – то, чего в лесу не бывает. Можно я нарисую змею? – Нет, змеи в лесу бывают. А можно я нарисую пылесос?».

 

Задание группам: взять лист бумаги, поделенный на 4 части, положить его посредине, вооружиться карандашами и составить игру «Четвертый лишний в портфеле школьника». «Договоритесь, где будет нарисован лишний предмет, какой он будет, какие будут три других предмета. Выберите то, что легко и быстро рисовать», – советует учитель.

Готовые работы-загадки учитель сначала отгадывает сам, молча указывая группе на лишнее. Потом дети обмениваются картинками. Такие же картинки-загадки дети могут сделать и самостоятельно. Следующий сюжет игры учитель может задать общий для всех, а может предоставить детям возможность выбора. Сюжеты могут быть такие: «В аквариуме», «В небе», «На кухне», «В спортивном магазине». Когда дети закончат игру, им предлагается новый, самый сложный вариант: группа должна сама придумать три подходящих и один неподходящий предмет. Отгадывающие определяют, по какому признаку предметы подходят друг другу. Следующий вариант игры надо разыграть не на бумаге, а в пантомиме. Группы составляют живую игру-загадку (живые статуи) на сюжеты «Четвертый лишний в зоопарке» и «Четвертый лишний в классе». Каждый сюжет учитель разыгрывает на доске в двух-трех вариантах, обязательно вводя ловушку – нерешаемую, неверно составленную загадку (все четыре предмета подходящие или все четыре предмета лишние. «Если не хочешь думать сам, срисуй с доски. Но не попади в ловушку!»). Например, тема «В небе» может быть обыграна так, как показано на рисунке.

 

А свободная тема может быть решена так, как на рисунке. Ясно, что в загадке (тема «Играем с другом») лишнего нет: если убрать мяч, то детям не во что будет играть, а если убрать кого-то из детей, то оставшемуся не с кем будет играть. Тема второй загадки – «Дружеский обед».

 

 

Загадка не имеет решений: если убрать волка, то зайке не нужна кость; если убрать зайку, то волку не нужна морковка. В двух других случаях волк съест зайца, и не останется трех подходящих предметов.

Ловушки отмечаются буквой «Л». Всякий раз, когда ребенок выражает свою мысль сбивчиво, невнятно, учитель поднимает знак вопроса и говорит, что он не понял. Так личным примером он побуждает детей сознаваться в своем непонимании и задавать вопросы.

 

УРОК 2

 

На этом уроке с помощью игры «Ателье» развертывается ситуация недостаточности средств, которая может быть разрешена обращением ребенка (группы детей) к другому ребенку (к другой группе). Главным, как и на предшествующих уроках, где отрабатывается знак «?», является то, что дети анализируют имеющиеся в их распоряжении средства с целью решения какой-либо задачи. Сама недостаточность здесь является буквальной – для выполнения задания группе не хватает деталей. За ними следует обратиться к другим группам.

Наиболее важен момент осознания, обнаружения того, что для решения задачи чего-то не хватает. Этот простой вывод требует от ребенка или от группы сложной цепи действий – анализа образца, соотнесения его с имеющимся набором деталей, мысленного или предметного соотнесения элементов образца с набором деталей, обнаружения «недостачи». Поиск выхода из этой ситуации – обращение за помощью. До сих пор ситуация, если она не могла быть разрешена, просто квалифицировалась как ловушка; теперь от ребенка требуется проанализировать недостаток средств решения и сформулировать условия, при которых задача будет решена. Такое подробное рассмотрение простейшей на первый взгляд ситуации объясняется тем, что она представляет собой модель гораздо более серьезной задачи с недостающими средствами решения.

Если проанализировать все необходимые ребенку этапы мыслительных действий на пути от первоначального знакомства с задачей к формулированию недостающего средства, то мы получим сложное рефлексивное действие, называемое рефлексивным контролем. В нашем же случае все этапы решения задачи наглядны и для многих детей очевидны. Поэтому главным является фиксация результата игры – возможности обратиться за помощью, если ты уверен, что средств для решения задачи действительно не хватает

Дети объединяются по четыре человека. Каждая группа получает конверт, в который вложены детали одежды: платья и комбинезона. По цвету, отделке и раскрою все 6-8 вариантов (по числу групп) одежды отличаются друг от друга. В каждом конверте не хватает деталей для сборки. Но в сумме во всех конвертах все необходимые детали есть. Это заранее не сообщается.

Учитель говорит: «Представьте, что мы – портные в ателье. Закройщики раскроили разные платья и комбинезоны и прислали нам сшить детали. Приступайте к работе и следите, чтобы ни одна деталь не потерялась, иначе какое-то платье будет без рукава, а какой-нибудь комбинезон останется без одной штанины». (На доске изображены черно-белые модели одежды).

Тот, кто будет готов соединить все детали одежды, должен сообщить об этом учителю и получить клей и бумагу, на которую наклеиваются детали. Если группы никак не сообщают учителю о своих затруднениях, не поднимают знак «?» или «Л», учитель сам не предлагает помощь, а только следит за тем, чтобы дети не разговаривали слишком громко.

Когда группа обращается к учителю за помощью по-школьному (с помощью знака), он дает детям совет: выбрать самого вежливого представителя – гонца, сказать ему, какую деталь надо просить у других групп, и послать его на поиски, потому что у кого-то из соседей может оказаться лишняя деталь. Другие группы учитель предупреждает, что гонцов выслушивают вежливо и отдают им то, что они просят, если гонцы произносят все волшебные слова и хорошо ведут себя – ничего не берут без спроса. Когда 2-3 группы закончат сборку и получат у учителя клей, остальным детям надо помочь сформулировать их запросы. Так, учитель предлагает всем выслушать просьбу группы «Солнышко». Кто-то из детей этой группы встает и рассказывает, что им требуется. Учитель тоже участвует в поиске, предлагая образцы ответов на запросы, например: «У меня есть левый рукав зеленого комбинезона. Какого цвета манжета вам нужна?»

Оценка готовых работ. Сдавая готовую одежду учителю, мастера должны сами оценить свои изделия (по аккуратности исполнения):

«Д» (дорого) – за очень хорошо сшитое платье, «С» (средне) – за продукцию среднего качества, «Н» (недорого) – за продукцию низкого качества, которую придется продавать по сниженным ценам. Можно использовать привычные линеечки. Можно поставить три коробки, чтобы дети могли складывать в них изделия и видеть, как оценили свои работы другие мастера.

Обратите внимание на то, как дети раскладывают свои работы, и вы получите очень важную информацию об их самооценке! Если остается время, можно провести игру «Встань по пальцам». Учитель назначает ведущую группу, поднимает одну или обе руки и показывает задуманное количество пальцев. В группе должно подняться столько человек, сколько пальцев показано. Если пальцев показано больше, чем детей в группе, дети показывают знак «Л», но ищут выход: приглашают присоединиться к ним еще одну группу. Для объединенной группы учитель задает то же или чуть большее количество пальцев.

 

УРОК 3

 

На этом уроке актуализируются все те навыки содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее. Наличие этих навыков характеризуется следующим: понятность (содержательность) высказывания, достаточность информации, которая заключена в сообщении, содержательность задаваемого вопроса и т.п., но все это применительно к работе парами, т.е. в группе, где средством контроля адекватности обмена информацией является «встреча». Если раньше подобные упражнения контролировались всем классом, да еще и под наблюдением учителя, то теперь эта работа выполняется только двумя детьми.

Работа на уроке осуществляется парами. Каждая пара получает лист бумаги с изображением лабиринта.

 
 

 


Учитель объясняет: «Это план подземного мышиного городка. Вы все – мышки и ходите друг к другу в гости. Сейчас каждая мышка глазами, не показывая пальцем, загадает, в каком домике она живет. Мышки, живущие слева, сидят в левом ряду. (Дети должны поднять левую руку.) Мышки, живущие справа, сидят в правом ряду. Сегодня день рождения у мышек, которые живут слева. Сейчас они позвонят по телефону своим подружкам и пригласят их в гости. Подружки берут план города и спрашивают, как идти». Сначала учитель показывает образец действий. На доске нарисован лабиринт (такой же, как у детей). Учитель отмечает дом, в который надо прийти. Весь класс выступает в роли одной из мышек, живущих слева. Учитель: «Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно. Я дойду до центральной площади. (Отмечает свой путь, ведя мелом по схеме, останавливается у развилки левого квартала.) Куда теперь: вверх к грибочку или вниз мимо стульчика?.. (Поворачивает к стульчику, снова останавливается у развилки.) А теперь куда повернуть: к елочке или к грибочку? (Поворачивает к елочке, останавливается у последней развилки.) Твой дом около стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днем рождения!» После этого дети работают парами: ходят друг к другу в гости. С этим же лабиринтом можно провести другую работу: один из детей загадывает какой-то домик и с помощью значков или словами сообщает партнеру, как до него добраться.

Итоги дня. Объявляется конкурс на лучшее имя для класса. На дверях класса должно быть написано такое слово или такие слова, чтобы все видели и знали, какие дети здесь учатся, какой это класс. Предложения выслушиваются, и учитель записывает их. Те, кто еще не внес предложения, получают задание подумать до завтра. (В день инициации на дверях класса будет вывешен плакат с именем типа: «Дружные», «Веселые», «Озорные», «Упрямые», «Находчивые», «Добрые».)

Домашнее задание: послезавтра праздник – посвящение в ученики. К празднику надо украсить класс. Лучше всего – детскими рисунками. Хорошо, если рисунок ты сделаешь сам, сегодня, специально к празднику. Но если ты очень хочешь сделать классу подарок, ты еще напишешь (продиктуешь взрослым) рассказ для книги «Хроника» на тему «У нас в классе». Можно рассказать о случаях из школьной жизни, ваших мечтах, пожеланиях...

 

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

УРОК 1

 

К девятому дню у учителя обязательно появится необходимость что-то повторить, остановиться на каких-то особенно удачных, полюбившихся детям сюжетах или заданиях. Как правило, к этому времени обнаруживается, что что-то не удалось или удалось не всем. Поэтому для девятого дня мы планируем только два урока. Третий – на усмотрение учителя. Кроме того, нужно подготовиться к завтрашнему празднику. В последний, десятый день должен состояться праздник «Посвящение в ученики». (Сюжет для него, который предлагается ниже, – лишь описание того, что делали мы сами, и мы ни в коем случае не настаиваем на его воспроизведении. Его следует рассматривать лишь как пример, иллюстрацию. Тот сюжет праздника, который учитель придумает сам, возможно, потребует специальной подготовки.)

Этот урок по своей тематике продолжает урок № 1 восьмого дня. Вновь дети в процессе игры упражняются в употреблении знаков «+», «-». Сначала дети работают все вместе под руководством учителя, затем – по группам. Среди предлагаемых детям заданий есть и ловушки.

Учитель сам демонстрирует детям способ работы, потребует предположений о законе построения ряда (этот закон, как правило, задается сюжетно). Затем гипотеза проверяется. Необходимо проследить на каждой из имеющихся картинок, выполняется ли закон построения ряда. Если закон верен, находится недостающее звено (элемент ряда). Для наглядности можно вначале продемонстрировать детям неверный способ работы; например, в отношении ряда первым выдвигается предположение, что у человечка с шариками день рождения. Ему дарят шарики: «Вот у него уже три шарика, – говорит учитель, – сейчас придет следующий гость, и у него их будет четыре. Нет, не четыре, а только два. Значит, мы неправильно придумали. Наверное, он сам дарит шарики. Давайте посмотрим: вот у него три шарика, один он подарил, значит, должно остаться два. А сколько их на другой картинке? Верно, два. Значит на третьей будет один – правильно! Ну а потом? Верно, ни одного! Вот мы и решили задачу».

Можно и сразу обратить внимание детей на характер изменения элементов ряда: от картинки к картинке у человечка все меньше шариков – было три, потом два, потом один, а потом... ни одного. «Давайте придумаем сюжет для такой задачи», – предлагает учитель.

Поскольку следующие задачи дети будут решать парами, учитель должен помочь им договориться. Дети учатся «этикету» содержательной дискуссии. Поэтому должны присутствовать высказывания типа: «Ты со мной согласен?» и т.п.

Парты расставлены в форме каре.

1. Учитель дает классу образец решения задачи «Продолжи ряд». На доске – «текст» задачи.

 

 

Условие задачи. Учитель: «Слева нарисованы три разные фигурки. Чем они отличаются друг от друга? (количеством шариков.) Четвертая клеточка пустая. Но ее надо заполнить. Справа тоже нарисованы три разные фигурки. Одну из них можно вставить в пустую клеточку. Какую фигурку можно вставить? (На вопрос учителя дети отвечают жестом – пальцами показывают номер фигурки. Учитель не дает оценку ответам. Он лишь обозначает на доске, что в классе есть несколько мнений, ставя знак «+» под первой, второй и третьей фигурками.) Как узнать, кто прав? Может быть, кто-то один, а может быть, все. (Надо привести доказательства, порассуждать, объяснить свою мысль другим.) Кто хочет защитить первую точку зрения?» Далее учитель задает главный вопрос: «Почему ты так думаешь?» Когда ребенок сформулирует свою мысль, учитель обращается к классу: «Вы поняли Мишу? Есть вопросы? Если что-то непонятно, поднимите знак вопроса. Если поняли и согласны, поднимите знак «+». Если поняли, но не согласны, покажите знак «-». Добивается реакции каждого ребенка.

Решение задачи. Учитель: «На первой картинке (крайняя левая) – человек с тремя шариками. Он отпускает (продает, дарит) по одному шарику. (Все дети поднимают три пальца.) Вторая картинка – человек выпустил в небо один шарик. У него осталось... (Дети загибают один палец, поднимают два.) Третья картинка – выпущен еще один шарик. Четвертая картинка – выпущен еще один шарик. Сколько осталось?»

2. Работа втроем. Трое сидящих рядом детей объединяются в группу. Сидящему в середине учитель дает лист с пятью задачами.

 

 
 

 


Слева нарисованы три картинки. Надо рассмотреть их и понять, по какому закону они меняются. Затем найти недостающую четвертую картинку. Она нарисована справа. Из трех правых картинок нужно найти одну верную и отметить ее знаком «+». Но среди пяти задач есть одна ловушка, в ловушке все ответы справа неверные! Надо найти ловушку и нарисовать около нее знак «Л». Как работать втроем? Учитель приглашает двух помощников (из числа желающих) и вместе с ними, пользуясь новым рисунком на доске, демонстрирует образец совместной работы над решением задач.

 

 

1) Дети думают и пытаются найти решение, затем указывают на соответствующую картинку. Если ответ находят оба ребенка, учитель указывает на любую другую картинку. Если сразу ответ находит только один ребенок, учитель снова указывает на другую картинку, а второму ребенку говорит: «Ты еще не знаешь решения? Послушай, что думаем мы. Может быть, ты с кем-то из нас согласишься».

2) Учитель обращается к первому ребенку: «Почему ты так думаешь?»

3) Ребенок аргументирует свое мнение. Учитель советует ему закончить высказывание так: «Вы (ты) со мной согласны? Нет? Почему?»

4) Партнер может ответить: «Я с тобой не согласна, потому что...»

5) Итог: «Мы не можем друг друга убедить. Что нам делать?» Рекомендация: отметить оба решения – поставить около этой задачи знак вопроса («Мы не знаем, кто прав»), перейти к следующим задачам; если останется время, обратиться к другим группам или к учителю за помощью (узнать мнения других). Группы приступают к самостоятельной работе. Учитель наблюдает за классом. Тех, кто закончит первым, отправляет помогать другим группам.

Общее обсуждение результатов. Сначала все показывают (на пальцах) номер нужной картинки. Если класс единодушен, учитель (от лица какой-либо куклы) просит объяснить ход рассуждений. За каждое новое доказательство благодарит. Всякий раз спрашивает: «А как еще можно доказать ту же самую мысль?» В конце повторяет все приведенные доказательства, хвалит детей за то, что все пытались рассуждать по-своему. Подчеркивает, что мысль каждого по-своему интересна.

На доске – три новые задачи: легкая (Л), средней сложности (С) и трудная (Т).

 

Учитель объясняет, что на схеме загаданы четыре движения утренней зарядки. Правила построения движений: двигаются либо ноги, либо руки, либо туловище. Поэтому нельзя давать команду типа: «Руки вверх, ноги в стороны!» Если ты командуешь: «Руки вверх!» – ноги должны оставаться на месте. Надо угадать третье пропущенное движение и показать классу все четыре движения. Показывать будет вся группа (трое). Для этого надо встать и прорепетировать, отдавая команды голосом на счет «раз-два-три-четыре». Можно сделать по-другому: назначить командира, который будет говорить, как учитель физкультуры: «Руки вверх», «Ноги в стороны» и т.д. Группам дается 3-5 мин на подготовку:

1) выбрать задачу;

2) найти пропущенное третье движение;

3) прорепетировать выполнение всех четырех движений.

4. Группы выступают перед классом, не объявив заранее, какую задачу они выбрали. Класс – судьи международного соревнования. Судья поднимает один палец, если спортсмены выступают очень плохо, 10 пальцев – если спортсмены «выступают так, что лучше не бывает». Судьи дают две оценки: за точность движений (насколько то, что делали спортсмены, соответствует заданию в схеме) и за красоту и согласованность движений (насколько слаженно работала группа).

Задачи могут быть решены двумя способами. Если дети этого не заметят и предложат только одно решение, учитель может назвать им другое. Можно даже разыграть спор, настаивая на своем учительском решении. Проверьте, станут дети спорить с вами или сразу же согласятся, что вы, конечно, правы. Хорошо бы они отважились поспорить или хотя бы настояли на том, что оба решения правильные.

 

УРОК 2

 

Критерии оценки, точка зрения оценивающего. На этом уроке осуществляется отработка у детей умения оценивать действия друг друга. Оценка происходит одновременно по двум трудно соединимым критериям. Для верного решения задачи дети должны найти оптимальное соотношение между скоростью и безопасностью езды.

1. Действия по правилам. Оценка выполнения правил. Задание «Езда по дорожкам».

Работа парами. Один ребенок – постовой. Другой – водитель (с обязательной сменой ролей). Задача: водитель «скорой помощи» едет по вызову. Дорога горная, трудная и скользкая (гололед). Но водитель должен ехать быстро, без остановок, по возможности не снижая скорости даже на опасных участках дороги. Это первое правило для водителей «скорой помощи». Правило второе: никаких аварий. Если машина слетит в кювет (заедет за край дороги), то «скорая помощь» не сможет помочь больному, а водитель будет сам нуждаться в помощи. Поэтому он не должен рисковать, надо ехать по самому центру своей половины шоссе. Заезжать на другую половину тоже нельзя: ведь можно столкнуться со встречной машиной.

Пока водитель едет (ведет карандашом линию по дорожке), постовой следит за скоростью (молча). Когда водитель доедет, постовой дает две оценки:

1) выполнено ли первое правило (ехать быстро);

2) выполнено ли второе правило (никаких аварий).

Рассказывает водителю о своих наблюдениях за его ездой. Сначала рассказывает хорошее: «Вот этот поворот ты прошел замечательно: у тебя рука даже не дрогнула, хотя тут очень опасное место». Потом следуют замечания: «Здесь ты так близко подошел к краю пропасти, что я хотел уже свистнуть, чтобы остановить тебя: ведь ты мог свалиться. На обратном пути, когда ты повезешь больного, так рисковать нельзя. Оштрафую!»

Затем дети меняются ролями. Далее, если есть время, можно еще раз повторить весь маршрут.

Перед началом работы учитель с кем-то из детей показывает на нарисованном на доске плане дорог, что надо делать, а главное – как оценивать результат, как ставить крестики на двух линеечках: «С» («Скорость») и «А» («Аккуратная езда»).

2. Взаимопомощь. Оценка за понятное исполнение рисунка. Задание «Письмо доброму, но безграмотному волшебнику». Этот волшебник никогда не учился в школе. Писать и читать он не умеет, но умеет и любит выполнять любые просьбы детей, если они понятны. Учитель предлагает, чтобы каждый загадал три желания и послал волшебнику письмо. Желания надо нарисовать так, чтобы волшебник, взглянув на картинку, сразу понял, о чем его просят... Не важно, красивая картинка или нет, яркая она или нарисована простым карандашом. Главное, чтобы письмо можно было легко прочитать.

Дети рисуют каждый на своем листе бумаги три желания. Учитель ограничивает время работы. Кто не закончит по звонку, загадает столько желаний, сколько успеет. Далее происходит обмен письмами. Каждый должен прочесть письмо соседа и сказать ему, что он загадал («Ты загадал...») Если сосед говорит «да», около рисунка ставится знак «+». Это означает, что желание будет выполнено. Если сосед говорит «нет», около рисунка ставится знак «?». Это означает, что волшебник не поймет. Подводится итог: каждый ребенок на пальцах должен показать, сколько его желаний будет исполнено. (Рисунки со знаками стоит собрать в волшебный почтовый ящик).

Учитель обсуждает с детьми, стоит ли оценивать рисунки так же, как оценивалась прежняя работа, – по скорости и аккуратности, – и почему там это было самое главное, а здесь желательно, но необязательно. Делает вывод: в школе есть задания, выполняя которые дети учатся быть аккуратными, но есть задания, где главное не это. Когда писатель сочиняет сказку, что важнее – интересная ли она будет или то, что он напишет красиво? А когда портной шьет платье, что важнее – красивым ли он его придумает или то, что он это аккуратно сделает?.. Итак, надо оценивать самое главное и не придираться к второстепенному.

Если окажутся дети, которые не смогли понятно нарисовать ни одной картинки, учитель может спросить всех остальных, кто готов им помочь – нарисовать для них только одну, но очень понятную картинку. Пары - помощник и тот, кому помогают, – садятся за отдельный стол или выходят в коридор. Они присоединяются к общей работе, когда опустят картинку в почтовый ящик.

3. Относительность оценок. Точка зрения оценивающего:

а) Учитель рисует на доске три дерева разной высоты. Дети по линеечке «Р» оценивают рост деревьев (деревья пронумерованы, крестики оценок тоже пронумерованы). Учитель спрашивает, почему у всех получилось одинаково, хотя ранее на уроках не раз говорилось, что каждый судит по-своему.

б) Учитель на доске рисует грибок, ежика, человечка, мошку и линеечку оценки. Говорит, что рост грибка оценили ежик, человечек и мошка. Спрашивает, почему их оценки разошлись так сильно, какая оценка кем дана.

 

в) Учитель рисует еще две линеечки, обе – для оценки роста («Р»). Говорит: «На первой линеечке находятся все люди на свете – и взрослые, и малыши. Пусть каждый из вас определит на ней свое место. На второй линеечке – все дети нашего класса. Найдите каждый свое место».

Учитель смотрит работы. Тех детей, самооценки которых по обеим линеечкам сильно расходятся, спрашивает, почему они оценили свой рост в обоих случаях по-разному («Может, ты за минуту между первой и второй мыслями сильно вырос?») Учитель подводит итог: «Чему мы учились? Учились ли мы измерять рост? Зачем нам учиться оценке, разве недостаточно, чтобы детей оценивал учитель? В жизни очень много ситуаций, когда никто никого не оценивает. Подумайте об этом на перемене. Вернувшись с перемены, выскажите свои мысли».

Если остается время, то игру на безоценочную ситуацию можно разыграть прямо на уроке. Игра называется «Конкурс на лучшую похвалу». Кульминация игры такова. Дети встают в круг. Каждый по очереди (начиная с учителя) делает шаг вперед и говорит, за что он хочет себя похвалить, например: «Я хвалю себя за то, что я красивая и умею хорошо печь пироги». Но начало игры надо разыграть с помощью кукол. Учитель берет 4-5 кукол и ведет диалоги от их имени. Одна из кукол говорит: «Я очень умная». – «Вот и неправда. Ты глупая», – отвечает другая. «Умная» плачет. Еще одна кукла говорит: «Я добрая». Другая ей в ответ: «Ты злюка». Учитель помогает детям сделать вывод: не оценивай, не спорь; разреши товарищам быть умными, добрыми. И они такими станут.

 

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.