Самооценка, критерии, оценка. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Самооценка, критерии, оценка.

2017-09-28 224
Самооценка, критерии, оценка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материалом урока является графический диктант, выполненный детьми накануне. Но на данном уроке ребенок оценивает свою работу и соотносит свою оценку с оценкой учителя. Таким образом, предмет работы – соотнесение внешней оценки и самооценки.

На уроке вводятся новые критерии оценки работы: легкость-трудность, интересно-неинтересно и т.п. (в зависимости от предложений детей).

Впервые вводится взаимооценка (на материале игры «Стрельба по мишеням»).

Сначала дети оценивают диктанты друг друга. Вся предшествующая работа с ними была направлена на то, чтобы они были справедливы и доброжелательны друг к другу. Это предмет внимания учителя. Оценка должна доставить детям удовольствие, а не привести к конфликтам. Задача учителя – обеспечить благожелательную обстановку в классе. Ему следует быть все время наготове, чтобы успеть предупредить разногласия.

Итоги дня.

Заканчивается третий день в школе, поэтому необходимо уже начать подводить итог школьной жизни, а не только дня. Пора уже обратиться к «Хронике». Пока еще нельзя говорить о плохом (конфликты и т.п.), но появляется тема «Что сделать, чтобы стало лучше?».

1. Подготовка к уроку.

Дети получают задание достать из портфеля простой карандаш (и больше ничего), найти себе пару, показать: «Мы готовы работать вместе...» Пары усаживаются за парты, учитель раздает каждому ребенку листочек со вчерашними узорами.[5]

Сейчас дети впервые получили свои работы, оцененные учителем. При обсуждении результатов главное, чтобы учитель ясно сформулировал, что он поощряет. А поощрять он должен только точную самооценку (а не правильное рисование узоров). Поэтому про качество самих узоров учитель не говорит ни слова. Речь идет только о том, умеет ли ребенок себя оценивать.

– Вчера вы учились оценивать свои работы по-школьному – с помощью линеечек. Я посмотрела, как вы себя оценили. Если я соглашалась с вашей оценкой, то обводила ваш крестик карандашом красного цвета. Встаньте те, у кого на листочке крестик обведен красным. Вы вчера очень честно себя оценили: не перехваливали и не слишком придирались. А у одного мальчика получилось так. (Рисует на доске).

 
 

 


Он был слишком строг к себе. Прошу этого мальчика сегодня быть к себе добрее. А что вы скажете тому, кто оценил свою работу вот так? (Рисует на доске).

 

 
 

 


Верно, я тоже советую этому человеку быть к себе построже. Вы, наверное, уже догадались, чему мы будем учиться на этом уроке. Правильно оценивать свою работу. Какой значок мне нарисовать на схеме времени? Линеечку с крестиком. И я вам всем желаю, чтобы завтра я смогла обвести ваши крестики красным карандашом и сказать: я согласна с этой оценкой.

Учитель продолжает: «Сейчас я продиктую новый узор. Две клеточки влево. Две клеточки вниз. Две клеточки вправо. Две клеточки вниз. Две клеточки вправо. Две клеточки вверх. Две клеточки вправо. Две клеточки вверх. Две клеточки влево. Две клеточки вверх. Две клеточки влево. Две клеточки вниз». (Должен получиться замкнутый крест).

 
 

 

 


Учитель открывает на доске образец узора. Просит детей оценить правильность их работ, поставив над первой линеечкой букву П («Правильно»).

«А за что еще можно оценить работу?» – спрашивает учитель. Выслушивает предложения детей. Если ничего оригинального они не предложат, назначает свои критерии: «Оцени, легко тебе было делать эту работу или трудно (пометь вторую линеечку буквой Т – «Трудно»), интересно тебе было делать такую работу или нет (пометь третью линеечку буквой И – «Интересно»). Работа парами. Взаимооценка.

Игра «Стрельба по мишеням».

Каждый ребенок получает бланк для работы, на обороте пишет свое имя (списывает с визитной карточки) и рисует три линеечки для оценки.

 

 

Правила игры учитель показывает с кем-то из детей на доске. Ребенок-стрелок берет мел и приставляет его к точке «Пистолет». Учитель-командир командует: «Готовься! Целься! Пли!» При слове «Пли» стрелок ведет линию к мишени. Учитель оценивает результат так: «Стреляешь метко (попал в мишень), но пуля должна лететь прямо (а здесь пуля петляла) и быстро». Проводится вторая попытка...

Пары должны договориться, кто стреляет первым. (После трех выстрелов дети меняются ролями.) Игра начинается и заканчивается по звонку.

Взаимооценка. Командир оценивает, как стреляет стрелок. Хорошо, если бы дети сами предложили критерии оценки типа «Меткость» (попадание в «яблочко»), «Скорость», «Ровно ли летела пуля» и т.п. Учитель подхватывает предложенные детьми критерии, озаглавливая линеечки нужными буквами. Подчеркивает, что командирская оценка должна быть справедливой.

Для оценки стрелок берет свой лист, отдает его командиру. Тот ставит свои оценки.

«Кто хочет поблагодарить своего командира за справедливость, пусть пожмет ему руку», – предлагает учитель.

Итоги дня. Прощание. Учитель организует прощание в любой форме, можно оставить детей на их рабочих местах, можно предложить им встать в круг, а можно сесть на расставленные в кружок стулья. Но подвести эмоциональные итоги дня необходимо. (Желателен тихий музыкальный фон.)

Учитель обращается к детям: «Закройте глаза, вспомните те три дня, которые вы провели в школе. Вы работали парами. Вы работали группами. Вы работали по одному. Вы работали всем классом, отвечая хором все как один. Я хочу знать, кому что больше понравилось. Кто хотел бы завтра работать один, поднимите один палец, кто хотел бы работать вдвоем – два пальца, кто хотел бы работать впятером – пять пальцев, всем классом – сжатый кулак... Откройте глаза. Видите, все выбирают разное. Чтобы всем было хорошо, завтра будем работать по-всякому, и парами, и группами. Наша задача на завтра – научиться работать по-разному: и самостоятельно, и всем классом, и маленькими компаниями». Далее целесообразно прочесть несколько записей из «Хроники» о первых двух днях в школе.

Домашнее задание: принести линейку, ластик, простой карандаш: продиктовать кому-то из взрослых любую картинку из школьной жизни – описание какого-нибудь дела, случай, рассказ про нового друга.

Но лучше всего подумать о серьезном и начать новый раздел в «Хронике» – «Как сделать жизнь класса совсем замечательной?». (Может быть, кто-нибудь заметил или испытал в школе что-то неприятное, скучал... Как сделать, чтобы всем было весело, не страшно и не скучно?)

Учитель говорит детям: «Перед уходом из класса, стоя (сидя) в кругу, попытайтесь встретиться глазами с кем-то из товарищей, кивните ему, улыбнитесь, помашите рукой на прощание...» Хорошо, если в конце дня учитель начнет разучивать с классом песенки или короткие забавные стихи. В дальнейшем с них можно начинать и ими можно заканчивать многие дела.

 

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

УРОК 1

 

Отработка введенных ранее знаков: «+», «-», «Я», «Мы», «Хор».

Урок имеет две содержательные линии. Во-первых, это диагностика освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. Важным моментом этой диагностики является то, что не детей экзаменуют, а, наоборот, дети являются экзаменаторами. В подобной ситуации всякая ошибка ребенка становится деперсонифицированной, т.е. с ребенка снимается личная ответственность за его успех или неуспех. Задача учителя на данном этапе – «сделать фотографию класса». Характер задания позволяет ему увидеть детей, испытывающих трудности, слишком медлительных, слишком импульсивных и вместе с тем впервые увидеть класс целиком.

Дети работают группами, поэтому следует обратить внимание на тех, кто становится лидером группы, а также на тех, кто, стараясь привлечь к себе внимание, вносит в общий труд дезорганизацию.

На данном уроке учитель должен убедиться, что большинство детей легко справляются с заданиями, овладели введенными ранее приемами работы. Двигаться дальше можно лишь в том случае, если большинство детей адекватно, хотя и с обдумыванием, используют средства взаимодействия.

Вторая содержательная линия урока – введение ситуации несогласия в группах. Учитель использует этикетную форму несогласия, обсуждения, спора. Показывает, что бывают ситуации, когда прийти к согласию трудно, невозможно, необязательно.

Дети сидят по группам, соответственно расставлена и мебель в классе (как в первый день).

На схеме класса – значки групп. Дети рассаживаются группами по 4-6 человек так, как указано на схеме (места групп изменены).

 

1. Мини-тест – напоминание о школьных правилах. Учитель здоровается с классом, поздравляет тех, кто уже умеет здороваться по-школьному, спрашивает: «Кто готов работать?..» Поднявших руку поздравляет с тем, что они умеют отвечать правильно. «Посмотрим, как вы запомнили имена друг друга. Меня зовут Борис Андреевич... (Снова поздравляет тех, кто умеет отвечать по-школьному: дети, показавшие знак «-»).

Итак, в школе есть много правил. Так же как водители автомашин должны знать и соблюдать все правила дорожного движения (иначе будут аварии), так и школьники должны соблюдать школьные правила. Для каждого правила есть свой знак. Сейчас проведем испытание, понимаете ли вы все школьные знаки».

 

2. Учитель продолжает: «К нам в гости пришли веселые человечки (куклы или картинки с изображениями человечков). Я спросил каждого, как его зовут. И каждый ответил: «Знайка». Но мне кажется, что они меня разыгрывают. Проверим, правда ли к нам в гости пришли Знайки. Я буду задавать гостям вопросы, а вы будете оценивать их знания. Но каждый гость хочет работать в одной из групп.

Человечек будет по схеме указывать, в какой группе он хочет работать, а группа должна ответить жестами: знак «Мы» (готовы с тобой работать)». Учитель раздает группам кукол или картинки, оставив 4-5 про запас, чтобы ложных Знаек заменять на настоящих.

Учитель задает вопрос, каждый Знайка на него отвечает. Учитель по схеме класса (каждый раз в новом порядке) указывает, какой Знайка сейчас отвечает. Группа должна:

а) не начинать работу, пока не ответят все Знайки;

б) тихо повторять друг другу ответ своего Знайки (если мнения группы не совпадают, вся группа встает, к ней подходит учитель и подсказывает нужное слово);

в) показывать друг другу знак «+» или «-» (оценка ответов Знайки).

Если мнения членов группы совпадают, на листе ставится «+» или «-»; если мнения разные, ставятся оба знака. Что делать, если в группе возникают разные мнения?

На примере двух-трех групп учитель привлекает внимание класса к разногласию: «Вася (мальчик показал знак «-»), почему ты не согласен?» Поощряет детей к обмену мнениями. Не настаивает на том, что надо обязательно прийти к общей точке зрения: у ребенка может не хватить аргументов, каждый может остаться при своем мнении, и в этом нет ничего плохого. Нет ли в классе ложных Знаек? Учитель еще раз прочитывает ответы каждого Знайки, не прибегая к схеме. Форму ответа он указывает по схеме («Я», «Мы», «Хор»). Если задано «Мы», детям предоставляется 20 секунд на то, чтобы посовещаться. После этого группа, весь класс или отдельные ученики должны назвать ошибочный ответ. Ложного Знайку отправляют с урока в детский сад. На его место приходит новый Знайка.

Работа может строиться на основе сюжета «Игра в школу». Учитель предлагает проэкзаменовать всех Знаек по всем школьным предметам. Задает им примерно следующие вопросы.

По географии: какие страны вы знаете? Ответы: Япония, Франция, Испания, Нева, Индия...

По астрономии: назовите планеты Солнечной системы. Ответы: Марс, Земля, Венера, Юпитер, Австралия...

По литературе: назовите русских писателей и поэтов. Ответы: Пушкин, Чайковский, Лермонтов, Есенин, Толстой…

По биологии; назовите домашних птиц. Ответы: индюк, утка, гусь, воробей, петух...

По математике; сравните по величине слона, мышь и комара. Ответы: слон больше мыши, а мышь больше комара; комар меньше мыши, а мышь меньше слона; мышь больше комара, но меньше слона; слон больше мыши, больше комара; слон больше мыши, а комар меньше мыши...

Продолжение сюжета «Знакомство»: «Кто что знает? Кто что умеет?» На эти вопросы дети должны ответить дома в письменной форме – для книги «Хроника». Ответ следует начать так: «Я знаю... Я умею...»

Задание группам: обсудить ответы на два вопроса (ответить не словами, а пантомимой):

1. Что наверняка умеют все-все дети в классе?

2. Что наверняка не умеет никто-никто из детей (а может быть, никто-никто из людей)?

 

УРОК 2

 

Содержание урока провоцирует детей на разные мнения. Оптические иллюзии, использованные в материале к уроку, подобраны таким образом, что они обязательно должны столкнуть мнения детей. Очень важным эмоциональным моментом является разыгрывание ссоры персонажей (Мишка и Буратино).

Здесь можно разыграть разные варианты ссор и споров (на усмотрение учителя). Такие ссоры и споры возможны только в исполнении учителя, иначе могут возникнуть нежелательные, «непарламентские» выражения, обиды, продолжение конфликта вне игровой роли. (Различные варианты споров могут быть разыграны детьми при условии, что учитель подчеркнет их игровой, ролевой характер.) Интересным вариантом может стать разыгрывание вежливой, но бессодержательной ссоры – ситуация, когда персонажи не оскорбляют друг друга, но и не обсуждают суть противоречия. Таким образом, главное в ситуации несогласия – выявление сути противоречия и попытка найти конструктивное решение.

Тот же сюжет разыгрывается и на рисунках. На сюжете «Зайка и Ежик» разыгрывается ситуация бессмысленного спора, когда разговор идет о предпочтениях, вкусах и т.п.

Данный урок – важный этап в становлении линии учебной дискуссии, поэтому его следует готовить особо. Если учителя почему-либо не устраивает материал, представленный в конспектах, он может заменить его своим собственным.

Этот урок можно рассматривать как контрольный для учителя, показывающий, насколько успешно происходит введение детей в школьную жизнь. Он требует от детей достаточной доли доверительности, открытости. Если учитель чувствует, что по какой-то причине дети не готовы к уроку, его следует перенести.

В домашнем задании очень важным является введение новой трактовки оценки, когда отсутствие похвалы служит порицанием. Мы полагаем, что такая концепция оценки позволяет предотвратить многие неприятные моменты во взаимоотношениях детей и учителя.

 

«Как надо и как не надо спорить?»

1. Индивидуальная работа. На столах – бумага, линейки, простые карандаши, ластики. Сюжет работы: жуки и гусеницы соревнуются в беге; для них дети должны изготовить абсолютно одинаковые беговые дорожки.

Учитель показывает, как пользоваться линейкой, и просит сделать беговые дорожки длиной ровно 7см. Каждый ребенок совершает 3-5 попыток, сам выбирает лучшую свою дорожку, оценивает собственный результат по линеечкам: Р («Ровно»), Т («Точно»).

 

2. Работа парами. Сидящие рядом дети обмениваются листами и оценивают (по тем же линеечкам) работу партнера: прикладывают линейку и проверяют ровность линии и точность измерения.[6] Пары должны договориться, чья дорожка для жука, а чья для гусеницы. Жуки руками изображают усы, гусеницы – острую головку.

 
 


для гусениц

 

       
 
   
 


для жуков

 

Договорившись, дети метят свои беговые дорожки. (Образец на доске не надо рисовать старательно и ровно и не следует располагать линии друг под другом.)

 

3. Помеченные беговые дорожки передаются соседней паре. Теперь все – судьи. Задача судей – положить две беговые дорожки друг под другом, сравнить их на глаз и поставить знак «+», если беговые дорожки одинаковой длины, или знак «-» – если разной. Забракованные (отмеченные знаком «-») дорожки надо вернуть исполнителям.

 

Работа вчетвером. Перед началом работы проводится короткая инсценировка «Как не надо спорить?». Учитель разыгрывает эту сценку, используя два любых игрушечных персонажа, например Буратино и Мишку.

Буратино. Забирай, Мишка, свои дорожки. Они не равные!

Мишка. Неправда! Я все точно отмерил! Меня еще Лис проверял и сказал, что все точно!

Буратино. Нет, для жука ты нарисовал длиннее!

Мишка. Нет, одинаково!

Буратино. Нет, длиннее!

Мишка. Значит, ты – плохой судья!

Буратино. А ты – плохой измеритель!

Мишка. А ты нечестно судишь!

Буратино. А ты косой или слепой!

Мишка. А про тебя все рассказывают, как ты папу Карло обманул!

Буратино. Про тебя тоже рассказывают, как ты лапы всем отдавил!

 

Учитель задает классу вопросы: смогут Мишка и Буратино договориться и сделать общее дело? Спорят они или ссорятся? Если у людей разные мнения, могут ли они поспорить, но не поссориться – не обидеть друг друга? Что надо сделать, чтобы выяснить, кто прав, может, подраться?

Дети дают советы Мишке и Буратино (померить дорожки линейкой, приложить мерку и т.п.). Учитель резюмирует: «Поссориться – это значит сказать или сделать другому что-то обидное, злое. Чтобы поспорить, надо постараться отыскать доказательства своей правоты.

В споре о длине беговых дорожек лучшим доказательством является измерение с помощью линейки».

 

4. «Итак, если люди думают по-разному, надо приводить доказательства. Попробуйте», – говорит учитель. Материалом для этой работы служат рисунки, построенные на оптической иллюзии и провоцирующие на неверный ответ. Кажется, что одна линия короче другой, тогда как на самом деле они. Каждая группа получает рисунок.

 

 

 


Учитель объясняет: «Каждый из вас должен поставить кончик карандаша на более короткую линию...»

Если все группы поддаются зрительной иллюзии и дают один и тот же неправильный ответ, учитель высказывает свое мнение и предлагает всем переставить карандаш на другую линию. Конечно, в классе будут послушные, но будут и упрямцы. Им предлагается выбор – ссора или спор.

Если учитель видит, что в каких-то группах кто-то потянулся за линейкой, то разные мнения стоит представить как мнения разных групп. Им тоже предлагается выбор – ссора или спор. Та же ситуация повторяется еще дважды. Группа получает листы с новыми рисунками, где надо указать, у какого цветка серединка крупнее, и где надо найти, какая нижняя линия продолжает верхнюю.

       
   
 
 

 


Сначала дети молча и быстро выражают свое первое мнение: ставят карандаш на нужный кружок или линию. Потом учитель фиксирует, что в классе есть разные мнения. Предлагает поссориться. Помогает изобразить ссору (это лучше всего сделать с помощью кукол). Просит приводить доказательства. Более всего поощряет те группы, которые сами начинают обращаться к доказательствам: берут линейку, пробуют наложить кружки и т.п.

 

5. Учитель говорит: «Вы уже умеете спорить, приводить доказательства. К вам за помощью обратились Зайка и Ежик. Они спорить не умеют, поссорились, но хотят помириться. Решите, кто из них прав. Выслушайте обоих и тому, кто прав, покажите знак «+», а тому, кто ошибся, – знак «-». Ежик пришел к своему другу Зайке и зовет его гулять: «Пойдем, Зайка, погуляем, пока на дорожках столько сухих листьев. Будем шуршать, шуметь, шелестеть. Это так приятно». А Зайка в ответ: «Что ты! Шуршать и шуметь опасно: лиса услышит. Пойдем лучше на каменную тропу. По ней можно ступать тихо-тихо, совсем неслышно!» – «Нет, лучше по листьям». – «Нет, по листьям хуже, лучше по камням». – «Ты ничего не понимаешь!» – «Сам ты ничего не понимаешь! Зачем мне такой глупый друг?!». – «И я с тобой водиться не буду». – «Нет, знаешь, все-таки жалко терять друга. Пойдем к школьникам. Они умеют спорить и пусть нас рассудят...». Учитель кратко повторяет утверждения Ежика (лучше всего гулять по дорожкам, усыпанным шуршащими листьями) и Зайки (лучше всего гулять по бесшумным дорожкам). Дети должны показать знаки «+», т.е. выбрать, кто прав и кто не прав. Но это сделать невозможно: каждый прав по-своему. Вывод: о вкусах не спорят! А о чем же спорят?

Учитель открывает новую главу в книге «Хроника» – «Наши споры» – и просит детей подавать заявки, о чем они хотели бы поспорить. Первую заявку делает сам: предлагает поспорить на тему «Можно ли жить без драк, без ссор и обид?»

Домашнее задание: приготовить рассказ на тему «Можно ли жить без драк, без ссор и обид?». Можно рассказать случай, как тебе удалось не поссориться или не подраться либо, наоборот, про то, как без драки невозможно было обойтись.

Сегодня на первых двух уроках дети получили два домашних задания. В начале третьего урока, нарисовав схему времени и выяснив, чем дети занимались первые два урока, учитель напоминает про оба задания. Объясняет, что по школьным правилам задание задают на каждом уроке и настоящие школьники дома выполняют несколько домашних заданий, хотя самым маленьким пока позволяется выбрать себе одно задание. Но это одно надо сделать обязательно! А оба задания пусть выполнит тот, кто захочет.

Завтрашний школьный день учителю следует начать с просьбы к детям: выложить на парты листы с домашними заданиями. Далее нужно будет выразить радость и удовлетворение тем, кто не забыл о своих главных школьных делах во второй половине дня, и ни словом, ни жестом не осудить «забывших». Последних можно спросить о других школьных делах: убрал ли вчера сам свою форму, сложил ли портфель, чем помог домашним? Целесообразно высказать твердую уверенность в том, что через несколько дней каждый ребенок захочет все это делать самостоятельно.

 

УРОК 3

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.