Об особенностях преподавания информатики и ИКТ — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Об особенностях преподавания информатики и ИКТ

2017-09-26 122
Об особенностях преподавания информатики и ИКТ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическое письмо

Об особенностях преподавания информатики и ИКТ

В 2017/2018 учебном году

Место предмета «Информатика и ИКТ» в учебном плане

 

Современная школьная информатика – это дисциплина, направленная на формирование широкого спектра метапредметных образовательных результатов, отвечающая требованиям времени и непрерывно изменяющаяся в соответствии с этими требованиями. Сегодня основные изменения в содержании школьного курса информатики связаны: с пересмотром содержания общего образования в целом, с развитием самой информатики как области знания, с широким использованием средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Преподавание предмета «Информатика» в образовательных организациях Мурманской области в 2017/2018 учебном году осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (далее – ФГОС ОО), следующих нормативных правовых документов:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

– приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

– приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»;

– приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

– приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

– приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики на уровне основного общего образования является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в 10-11 классах (на базовом или профильном уровне).

Рекомендуемый недельный учебный план для I-IV классов не предусматривает ведение информатики в начальной школе в инвариантной части. Информатика может изучаться в рамках внеурочной деятельности. Важно осознавать, что компетенции учащихся в области ИКТ обязательно должны быть сформированы к завершению этапа начальной школы, поэтому соответствующие знания, умения, универсальные учебные действия формируются если не на отдельном предмете информатика, то в рамках других предметов учебного плана.

Общеобразовательная организация, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы. Не допускается замена предмета «Технология» предметом «Информатика и ИКТ».

Примерный учебный план общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, используется в 2017/2018 учебном году в VIII-IX классах образовательных организаций и предусматривает изучение информатики в 8 –х классах в объеме 1 час в неделю и в 9-х классах в объеме 2 часа в неделю.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта в 10-11 классах предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» на базовом и профильном уровнях.

Профильный принцип образования является одной из особенностей нового ФГОС, для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. На базовом уровне отводится один час в неделю на изучение предмета «Информатика и ИКТ» во всех профилях, кроме информационно-технологического и физико-математического. Возможна организация элективных курсов по информатике, ориентированных на приобретение практических умений использования компьютерных технологий в жизни, социальной сфере, расширяющих кругозор учащихся, повышающих их эрудицию, демонстрирующих социальную значимость знаний, получаемых в рамках базового курса информатики и ИКТ. На профильном уровне (информационно-технологический, физико-математический профили), информатика и ИКТ изучается в объеме 280 часов (4 часа в неделю). Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в этих профилях может быть расширено за счет часов, отводимых на элективные курсы. В качестве элективных курсов могут реализоваться курсы, которые либо поддерживают содержательные линии курса информатики и ИКТ, либо удовлетворяют потребности учащихся получить углубленные знания по данному предмету.

 

Особенности преподавания информатики в условиях ФГОС общего образования

 

В соответствии с ФГОС ООО меняется наименование учебного предмета: предмету «Информатика и ИКТ» вновь возвращено название «Информатика».

ФГОС общего образования определены требования к условиям реализации стандарта, среди них – наличие специализированного кабинета информатики, который становится центром информационной культуры и информационных сервисов школы и центром формирования ИКТ-компетентности учащихся и педагогов.

ФГОС ООО определяет общие для предметной области «Математика и информатика» требования к образовательным результатам: развитие логического и математического мышления; получение представления о математических моделях; овладение математическими рассуждениями; умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладение умениями решения учебных задач; развитие математической интуиции; получение представления об основных информационных процессах в реальных ситуациях.В стандарте усиливается направленность не только в курсе информатики, но в курсе математики на формирование и развитие алгоритмического мышления, навыков алгоритмизации и программирования.

Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать учащимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Метапредметность содержания курса информатики проявляется во всё возрастающем числе междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Среди характеристических черт ФГОС следует отметить:

– перенос акцентов в достижении образовательных целей от отдельных предметов к надпредметным, межпредметным, метапредметным результатам;

– возрастающую роль электронной информационно-образовательной среды в организации образовательной деятельности.

 

По информатике и ИКТ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) выделяет предметные, личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.

Для получения более объективной оценки результатов учащихся и необходимо разработать систему контроля, распределенную по годам и включающую различные формы оценки.

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

К предметным результатам по информатике на уровне основного общего образования относятся:

• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы. Итоговые комплексные работы включают систему заданий по содержанию курса информатики. Задания имеют различный уровень сложности, строятся на межпредметной основе и включают критерии, позволяющие выявить достижение всех групп образовательных результатов (метапредметных, предметных и личностных).

В образовательной деятельности оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Итоговая аттестация учащихся проводится как процедура системы внешней системы оценивания образовательных результатов в форме ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

Содержание курса информатики и ИКТ также выступает как инструментарий для решения целей и задач курса математики. В первую очередь, это визуализация абстрактных математических моделей и способов действий: работа с электронными пособиями, в графических редакторах, математических средах.

С введением ФГОС ООО значимым направлением при изучении не информатики является овладение методами работы с информацией: метод перебора, логические методы, метод последовательных приближений, обход на графе и другие. Владение методами работы с информацией является содержанием курса, а по отношению к математике выступает как инструментарий для решения математических задач.

Задания на проверку умений в представлении табличных и графических данных, поочередного и одновременного выбора нескольких элементов из конечного множества, умения решать комбинаторные задачи, определять вероятность и статистическую частоту наступления события включены в КИМы ЕГЭ по информатике (таблицы с расписанием движения; планирование событий; анализ информации, представленной в виде диаграмм).

Можно выделить основные проблемы изучения предмета «Информатика и ИКТ» по результатам государственной итоговой аттестации:

• несформированность базовой логической культуры в основной школе, опирающейся на теоретические факты и опорные конструкции;

• недостаточный уровень умений смыслового чтения;

• недостаточный опыт применения знаний и умений в новой ситуации;

• недостаточные умения формального исполнения алгоритмов, проведение анализа условия задачи и выделение необходимых для решения алгоритмов;

• неумение применять стандартные алгоритмы в конструировании программ, составить программу эффективную по памяти и по времени;

• недостаточные умения строить и преобразовывать логические выражения;

• недостаточное владение математическими навыками.

 

Формирование знаний и отработку базовых умений можно реализовать через решение классических логических задач на тренажерах УМК «Роботландия» (URL: http://www.botik.ru/~robot/). На последующих этапах обучения с целью визуализации абстрактных логических понятий стоит рекомендовать применение тренажеров «Логика» и «ЛамПанель». Тренажер «Логика» позволяет познакомить с действием логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ». Визуализация логических операций реализована в программе «ЛамПанель». Необходимо обратить внимание, что в контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена внесены задания, предполагающие знание рекурсии как метода структурирования информации. Традиционно в школе данная тема рассматривалась в курсе математики.

Рекомендуется в общеобразовательной организации реализовывать межпредметные связи математики и информатики. Целесообразно использовать интегративные связи этих предметов для проектирования и проведения комплекса бинарных/интегрированных уроков, планировании межпредметных элективных, факультативных курсов, программ внеурочной деятельности.

Для коррекции знаний и в качестве пропедевтики программирования и практико-ориентированного подхода при изучении темы «Алгоритмизация» рекомендуется использовать в процессе обучения программные среды «КуМир», «Машины Поста и Тьюринга», «Паркетчик», «Чѐрный ящик», «Web-приложение «Colors» (распознаватель цветов), которые размещены в разделе «Программная поддержка уроков информатики» на портале издательства «Просвещения» (http://www.prosv.ru).

В связи с переходом на новые образовательные стандарты стоит уделить внимание изучению теоретических законов и методов информатики (методы структурирования информации: графы, деревья, таблицы, префиксные коды, метод пошаговой детализации, дихотомический метод, метод наименьших квадратов, метод кругов Эйлера и др., законы де Моргана и др.). Для активизации познавательной деятельности учащихся стоит включать в образовательную деятельность интерактивные методы обучения, инновационные образовательные технологии, стратегии и приемы технологии развития критического мышления через письмо и чтение и все то, что способствует развитию мышления учащихся.

Работа с одаренными учащимися в области информатики как научной сфере деятельности и учащимися, профессионально ориентированными на специальности в сфере информационных технологий, может быть организована в традиционных формах урочной и(или) внеурочной деятельности: кружки, факультативы, элективные курсы, профильное обучение, курсы предпрофильной подготовки, дистанционные курсы. Подготовка учащихся к решению олимпиадных задач по информатике в обязательном порядке предполагает у учащихся наличие не только теоретических знаний по математике, а именно: знание числовых характеристик рядов данных, свойств биномиальных коэффициентов, треугольника Паскаля, формул числа перестановок, сочетаний, размещений, формулы бинома Ньютона, но формирование практических умений применять их для решения практико-ориентированных задач. Курс информатики способствует приведению в систему знаний учащихся о моделях и осознанному применению информационного моделирования в своей учебной, а затем и практической деятельности. Целенаправленное знакомство с данными вопросами необходимо начинать уже в базовом курсе информатики, поскольку именно в среднем звене школы начинается активное применение информационных моделей как средства обучения и инструмента познания практически на всех предметах. В рамках профильных курсов должны осуществляться систематизация и обобщение знаний об информационном моделировании, и первоначальное знакомство с основными информационными моделями выбранного профиля деятельности.

ГАУДПО МО «ИРО»

 

 

Методическое письмо

об особенностях преподавания информатики и ИКТ

В 2017/2018 учебном году

Место предмета «Информатика и ИКТ» в учебном плане

 

Современная школьная информатика – это дисциплина, направленная на формирование широкого спектра метапредметных образовательных результатов, отвечающая требованиям времени и непрерывно изменяющаяся в соответствии с этими требованиями. Сегодня основные изменения в содержании школьного курса информатики связаны: с пересмотром содержания общего образования в целом, с развитием самой информатики как области знания, с широким использованием средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Преподавание предмета «Информатика» в образовательных организациях Мурманской области в 2017/2018 учебном году осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (далее – ФГОС ОО), следующих нормативных правовых документов:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

– приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

– приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»;

– приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

– приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

– приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики на уровне основного общего образования является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в 10-11 классах (на базовом или профильном уровне).

Рекомендуемый недельный учебный план для I-IV классов не предусматривает ведение информатики в начальной школе в инвариантной части. Информатика может изучаться в рамках внеурочной деятельности. Важно осознавать, что компетенции учащихся в области ИКТ обязательно должны быть сформированы к завершению этапа начальной школы, поэтому соответствующие знания, умения, универсальные учебные действия формируются если не на отдельном предмете информатика, то в рамках других предметов учебного плана.

Общеобразовательная организация, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы. Не допускается замена предмета «Технология» предметом «Информатика и ИКТ».

Примерный учебный план общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, используется в 2017/2018 учебном году в VIII-IX классах образовательных организаций и предусматривает изучение информатики в 8 –х классах в объеме 1 час в неделю и в 9-х классах в объеме 2 часа в неделю.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта в 10-11 классах предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» на базовом и профильном уровнях.

Профильный принцип образования является одной из особенностей нового ФГОС, для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. На базовом уровне отводится один час в неделю на изучение предмета «Информатика и ИКТ» во всех профилях, кроме информационно-технологического и физико-математического. Возможна организация элективных курсов по информатике, ориентированных на приобретение практических умений использования компьютерных технологий в жизни, социальной сфере, расширяющих кругозор учащихся, повышающих их эрудицию, демонстрирующих социальную значимость знаний, получаемых в рамках базового курса информатики и ИКТ. На профильном уровне (информационно-технологический, физико-математический профили), информатика и ИКТ изучается в объеме 280 часов (4 часа в неделю). Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в этих профилях может быть расширено за счет часов, отводимых на элективные курсы. В качестве элективных курсов могут реализоваться курсы, которые либо поддерживают содержательные линии курса информатики и ИКТ, либо удовлетворяют потребности учащихся получить углубленные знания по данному предмету.

 

Особенности преподавания информатики в условиях ФГОС общего образования

 

В соответствии с ФГОС ООО меняется наименование учебного предмета: предмету «Информатика и ИКТ» вновь возвращено название «Информатика».

ФГОС общего образования определены требования к условиям реализации стандарта, среди них – наличие специализированного кабинета информатики, который становится центром информационной культуры и информационных сервисов школы и центром формирования ИКТ-компетентности учащихся и педагогов.

ФГОС ООО определяет общие для предметной области «Математика и информатика» требования к образовательным результатам: развитие логического и математического мышления; получение представления о математических моделях; овладение математическими рассуждениями; умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладение умениями решения учебных задач; развитие математической интуиции; получение представления об основных информационных процессах в реальных ситуациях.В стандарте усиливается направленность не только в курсе информатики, но в курсе математики на формирование и развитие алгоритмического мышления, навыков алгоритмизации и программирования.

Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать учащимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Метапредметность содержания курса информатики проявляется во всё возрастающем числе междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Среди характеристических черт ФГОС следует отметить:

– перенос акцентов в достижении образовательных целей от отдельных предметов к надпредметным, межпредметным, метапредметным результатам;

– возрастающую роль электронной информационно-образовательной среды в организации образовательной деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.