Тема: Весна: поэт – художник – композитор — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема: Весна: поэт – художник – композитор

2017-09-26 706
Тема: Весна: поэт – художник – композитор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Э. Григ. Утро.Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт». Фрагмент (слушание).

Ø С. Полонский, стихи Н. Виноградовой. Весенняя песенка (пение).

Ø В. Райн. Стихи А. Толстого. «Вот уж снег последний тает…» (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора Э. Грига.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Весна: поэт – художник – композитор

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Общность и отличия музыкальных, поэтических и изобразительных настроений в передаче пейзажных образов».

w Знать

-Музыкальные термины, их определения: КРЕЩЕНДО.

-Сюжет сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

-Произведения искусства: П.БОННАР «РАННЯЯ ВЕСНА», Э.МУНК «СОЛНЦЕ», СТИХИ Э.ДРОЖЖИНА.

-Имена выдающихся композиторов: ЭДВАРД ГРИГ.

w Уметь

-Внимательно рассматривать иллюстрации.

-Внимательно слушать музыку, рассказывать о содержании музыкального произведения, характере, настроении.

-Включаться в поисковую деятельность (Как вы думаете, почему люди так любят весну? Что происходит в природе в весеннее время года? Как композитору Э.Григу удалось передать картину наступающего утра? Что объединяет произведения искусства, изученные на уроке?).

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился;
На его окраине, из травы душистой,
Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

С. Дрожжин

Ø Как вы думаете, почему люди так любят весну? Что происходит в природе в весеннее время года?

Ø Рассмотрите картины художников П. Боннара «Ранняя весна» и Э. Мунк «Солнце».

Ø Постепенное нарастание силы звучания называется крещендо. В нотах изображается знаком

Ø Э. Григ. Утро.Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт». Фрагмент (слушание).

Ø Как композитору Э. Григу удалось передать картину наступающего утра?

 

Действие поэмы охватывает первую половину XIX века и происходит в Норвегии (в Гудбраннской долине и окрестных горах), на марокканском побережье Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова в Норвегии, на родине героя. Главный герой — Пер Гюнт, сын когда-то богатого и всеми уважаемого Йона Гюнта, впоследствии спившегося и потерявшего все свои деньги.

 

Пер хочет восстановить все уничтоженное его отцом, но теряется в своих похвальбах, мечтах и снах наяву. Его втягивают в драку, и он похищает невесту, Ингрид из Хэгстеда, в день её свадьбы. Его объявляют вне закона, и он вынужден бежать из своей деревни. Находясь в изгнании, он встречает трех жаждущих любви пастушек, женщину в зелёном, дочь Доврского деда, которую он хочет взять в жены, а также чудовище Бейген.

 

На свадьбе на хуторе Хэгстед он встретил и полюбил Сольвейг. Она приходит жить к нему в лесную хижину, но он покидает её и продолжает свои странствия. Пер провёл вдали от родины много лет, пробовал множество профессий и исполнял множество ролей: он был дельцом, проворачивавшим тёмные сделки в марокканских портах, странствовал по пустыне, видел колосс Мемнона и Сфинкса, стал вождем бедуинов и предсказателем, пытался соблазнить Анитру, дочь вождя бедуинов, а закончил свои путешествия в сумасшедшем доме в Каире, где его нарекли императором. Когда, наконец, состарившись, он отправляется домой, его корабль терпит крушение. Среди прочих пассажиров на борту судна он встретил Неизвестного пассажира, который хочет использовать тело Пера в своих экспериментах, чтобы узнать, где же находятся мечты.

 

Вернувшись в родную деревню, он посещает похороны крестьянина и аукцион, на котором он распродает всё своё имущество из прошлой жизни. Там он также встречает мастера пуговиц, который придерживается мнения, что душу Пера нужно плавить вместе со всем остальным грязным имуществом, пока он не сможет объяснить, где и когда в своей жизни он был самим собой. А Некто худощавый верит, что Пера нельзя назвать настоящим грешником, которого нужно отправить в ад.

 

Отчаявшись, Пер приходит к Сольвейг, которая ждала его в хижине с тех самых пор, как он уехал. Она говорит ему, что он всегда оставался для нее самим собой.

Вокально-хоровая работа

Ø С. Полонский, стихи Н. Виноградовой. Весенняя песенка (пение).

Ø В. Райн. Стихи А. Толстого. «Вот уж снег последний тает…» (пение).

IV. Итог урока.

Что объединяет произведения искусства, изученные на уроке?

V. Домашнее задание. Выучить песни.

Урок 29

Тема: Звуки-краски

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø И. Стравинский. Появление Жар-птицы, преследуемой Иваном-царевичем. Пляс Жар-птицы. Из балета «Жар-птица». Фрагмент (слушание).

Ø Речка. Русская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора И. Стравинского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Звуки-краски

Запись на доске:

Постепенное ослабление силы звучания называется диминуэндо.В нотах изображается знаком.

III. Работа по теме урока.

Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица; на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала…

На третью ночь пошел в сад караулить Иван-царевич и сел под ту же яблонь; сидит он час, другой и третий — вдруг осветило весь сад так, как бы он многими огнями освещен был: прилетела жар-птица, села на яблоню и начала щипать яблочки. Иван-царевич подкрался к ней так искусно, что ухватил ее за хвост; однако не мог ее удержать: жар-птица вырвалась и полетела, и осталось у Ивана-царевича в руке только одно перо из хвоста, за которое он весьма крепко держался… С тех пор жар-птица не летала в сад.

Ø И. Стравинский. Появление Жар-птицы, преследуемой Иваном-царевичем. Пляс Жар-птицы. Из балета «Жар-птица». Фрагмент (слушание).

¾ Можно ли сказать, что музыка И. Стравинского яркая, красочная? Почему?

¾ Каким вы видите оперение Жар-птицы?

¾ Почему музыка так часто изменяется: быстрое движение становится медленным, громкое звучание – тихим?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Иногда музыкальные звуки как будто замирают. Постепенное ослабление силы звучания называется диминуэндо. В нотах изображается знаком.

Вокально-хоровая работа

Ø Речка. Русская народная песня (пение). Разучить песню, исполнять умеренно, не торопясь

IV. Итог урока.

Игорь Фёдорович Стравинский использовал краски инструментов для передачи красочного облика Жар-птицы.

V. Домашнее задание.

Стр. 75-77 (рабочая тетрадь).

-Доучить песню, исполнять умеренно, не торопясь.

-Рассмотреть рисунок. Подумать, какие нужно выбрать цвета для передачи весеннего настроения в рисунке.

Раскрасить рисунок и дать ему название.

 

 

Урок 30

Тема: Звуки клавесина

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø И.С. Бах. Гавот I. Из французской увертюры си минор DWV 831 (в клавесинном исполнении, слушание).

Ø Г. Гладков, стихи В. Ливанова, Ю. Энтина. Дуэт Принцессы и Короля. Из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (слушание).

Ø Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Старый добрый клавесин (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора И.С. Баха.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Звуки клавесина

Запись на доске:

КЛАВЕСИН ГАВОТ * ИЗЯЩНО*ГРАЦИОЗНО*ГАЛАНТНО

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Знакомство с музыкальным инструментом КЛАВЕСИН».

w Знать

-Старинный французский танец: ГАВОТ.

-Музыкальные характеристики: ИЗЯЩНО, ГРАЦИОЗНО, ГАЛАНТНО.

-Старинный музыкальный инструмент: КЛАВЕСИН.

-Имена выдающихся композиторов: ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ, ГЕННАДИЙ ГЛАДКОВ.

w Уметь

-Внимательно рассматривать иллюстрации.

-Внимательно слушать музыку, рассказывать о содержании музыкального произведения, характере, настроении.

-Включаться в поисковую деятельность (Запомнилось ли вам звучание клавесина? Что его отличает от звучания фортепиано? Почему такие танцы, как гавот, сейчас почти никто не танцует? С чем это связано? Как вы думаете, для чего композитор Г.Гладков использовал в песне звучание клавесина?).

 

Клавесин – старинный музыкальный инструмент. Как и фортепиано, клавесин имеет клавиатуру. Только у клавесина нет молоточков, ударяющих о струну.

Вместо молоточков у него маленькие стерженьки из птичьего пера. Они щиплют струны. Вот почему клавесин называют щипковым инструментом.

 

Гавот – старинный французский танец. В 17 – 18 веках гавот часто исполнялся на придворных балах.

Движения танца неспешны и грациозны.

Ø И.С. Бах. Гавот I. Из французской увертюры си минор DWV 831 (в клавесинном исполнении, слушание).

Ø Г. Гладков, стихи В. Ливанова, Ю. Энтина. Дуэт Принцессы и Короля. Из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (слушание).

¾ Запомнилось ли тебе звучание клавесина? Что его отличает от звучания фортепиано?

¾ Почему такие танцы, как гавот, сейчас почти никто не танцует? С чем это связано?

Вокально-хоровая работа

Ø Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Старый добрый клавесин (пение).

¾ Как вы думаете, для чего композитор Г. Гладков использовал в песне звучание клавесина?

¾ Разучить песню, исполнять умеренно, не спеша.

IV. Итог урока.

Мы познакомились с удивительным старинным инструментом – клавесином.

V. Домашнее задание.

Стр. 80-82 (рабочая тетрадь).

-Доучить песню, исполнять умеренно, не спеша.

-Написать, звучание каких музыкальных инструментов вы услышали на уроке.

-Рассмотреть запись мелодии песни. Обвести красным цветом знак «диез», зеленым цветом – знак «бекар».

-Рассмотреть внимательно нотную запись песни. Подумать, какие оттенки в ней встречаются? Подчеркнуть нужные слова.

-Написать названия знакомых инструментов, изображенных на рисунке.

-Подумать, что общего у этих инструментов?

-Произвести записи в тетради.

 

Урок 31

Тема: Тембры-краски

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø О. Мессиан. Страдания Иисуса (№ 7). Из органного цикла «Рождество Господне». Фрагмент (слушание).

Ø И.С. Бах. Итальянский концерт. I часть. (в клавесинном исполнении, слушание).

Ø С. Рахманинов. Прелюдия ре мажор, соч. 23 № 4 (фортепиано, слушание).

Ø Б. Бриттен. Вариация I. Из цикла «Вариации и фуга на тему Пёрселла (Путеводитель по оркестру для молодёжи)» (соло арфы, слушание).

Ø С. Прокофьев. Симфония № 7. I часть, заключительная партия (соло колокольчиков, слушание).

Ø В. Щукин, стихи С. Козлова. Маленький кузнечик (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портреты композиторов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Тембры-краски

Запись на доске:

ТЕМБР

 

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Знакомство со звучанием отдельных музыкальных инструментов: орган, фортепиано, клавесин. Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов».

w Знать

-Музыкальные термины, их определения: ТЕМБР.

-Музыкальные инструменты: ОРГАН, КЛАВЕСИН, ФОРТЕПИАНО, АРФА, КОЛОКОЛЬЧИКИ.

w Уметь

-Внимательно рассматривать иллюстрации.

-Внимательно слушать музыку, рассказывать о содержании музыкального произведения, характере, настроении.

-Включаться в поисковую деятельность (Назовите изображенные в учебнике музыкальные инструменты.).

 

Вы уже знаете, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой тембр.

Орган звучит мощно и величественно, а флейта – легко и нежно. Клавесин звучит отрывисто, арфа – переливчато, звонко, колокольчики – сказочно и волшебно.

¾ Назовите изображённые музыкальные инструменты.

¾ В рабочей тетради запишите, звучание каких музыкальных инструментов вы услышите сейчас.

 

Ø О. Мессиан. Страдания Иисуса (№ 7). Из органного цикла «Рождество Господне». Фрагмент (слушание).

Ø И.С. Бах. Итальянский концерт. I часть. (в клавесинном исполнении, слушание).

Ø С. Рахманинов. Прелюдия ре мажор, соч. 23 № 4 (фортепиано, слушание).

Ø Б. Бриттен. Вариация I. Из цикла «Вариации и фуга на тему Пёрселла (Путеводитель по оркестру для молодёжи)» (соло арфы, слушание).

Ø С. Прокофьев. Симфония № 7. I часть, заключительная партия (соло колокольчиков, слушание).

Вокально-хоровая работа

Ø В. Щукин, стихи С. Козлова. Маленький кузнечик (пение).

-Разучить песню, исполнять умеренно, неторопливо.

IV. Итог урока.

Надеюсь, что вы запомнили звучание каждого инструмента, их внешний вид. Я буду очень рада, если вы будете заниматься в музыкальной школе и овладеете игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте.

V. Домашнее задание.

Стр. 83-84 (рабочая тетрадь).

-Доучить песню, исполнять умеренно, неторопливо.

-Подумать, что передаёт музыка? Подчеркнуть нужные слова.

-Записать названия музыкальных инструментов, которые услышали на уроке.

-Произвести записи в тетради.

 

Урок 32

Тема: «Эту музыку лёгкую… называют эстрадною…»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Б. Баккарах. Все капли дождя (слушание).

Ø Луиги. Браво, клоун! Песня из репертуара Э. Пиаф (слушание).

Ø А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Песенка о медведях. Из кинофильма «Кавказская пленница» (слушание).

Ø Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты» (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Запись на доске:

ЭСТРАДА ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР

I. Работа по теме урока.

w Беседа

«Знакомство с эстрадной музыкой».

w Знать

-Музыкальные термины, их определения: ЭСТРАДА, ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА, ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР.

-Музыкальные инструменты: ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ГИТАРА, СИНТЕЗАТОР, БАРАБАННАЯ УСТАНОВКА.

w Уметь

-Внимательно рассматривать иллюстрации.

-Внимательно слушать музыку, рассказывать о содержании музыкального произведения, характере, настроении.

-Включаться в поисковую деятельность (Вспомните и назовите известные вам эстрадные песни. Где вы их слышали? Почему в цирке звучит именно лёгкая музыка? Послушайте «Песенку о медведях» А.Зацепина в эстрадном исполнении. Звучание какого музыкального инструмента в ней особенно выделяется?).

 

Эстрадную музыку иногда называют «лёгкой музыкой». Легкой – потому что она доступна всем слушателям.

Эстрадная музыка звучит повсюду – по радио, телевидению… Она всегда сопровождает различные весёлые представления. Без Эстрадной музыки невозможны и цирковые спектакли.

Эстрадный оркестр
От оркестра эстрадного настроенье мажорное,
И такое нарядное, и такое задорное!
Эту музыку легкую, эту музыку ладную,
Эту музыку ловкую называют эстрадною.
Эта музыка стелется, как по снегу метелица,
Эта музыка кружится, как комарик над лужицей.
До чего же в оркестрах я хочу выступать!
Пожелал мне маэстро поскорей подрастать.

Л. Яковлев

¾ Вспомните и назовите известные вам эстрадные песни. Где вы их слышали?

¾ Почему в цирке звучит именно лёгкая музыка.

Ø Б. Баккарах. Все капли дождя (слушание).

Ø Луиги. Браво, клоун! Песня из репертуара Э. Пиаф (слушание).

Ø А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Песенка о медведях. Из кинофильма «Кавказская пленница» (слушание).

¾ Звучание какого музыкального инструмента в этом произведении особенно выделяется?

Вокально-хоровая работа

Ø Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты» (пение).

¾ Разучить песню, исполнять умеренно, в веселом настроении.

III. Итог урока.

Сегодня на уроке звучала музыка эстрадная.

IV. Домашнее задание.

Стр. 85-86 (рабочая тетрадь).

-Доучить песню, исполнять умеренно, в веселом настроении.

-Рассмотреть рисунок. Написать, на каких инструментах играют герои.

-Произвести записи в рабочей тетради. Выучить текст песни.

Урок 33


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.