Тема: Для чего нужен музыкальный размер? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема: Для чего нужен музыкальный размер?

2017-09-26 744
Тема: Для чего нужен музыкальный размер? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).

Ø Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).

Ø Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора П. Чайковского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Для чего нужен музыкальный размер?

Запись на доске:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ТАКТ * АКЦЕНТ

 

III. Работа по теме урока.

Чтобы понять, что такое музыкальный размер, нужно хорошо знать… математику. Да, математику. Потому что музыкант должен уметь правильно считать.

Разме́р та́кта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби, располагающейся в начале произведения, сразу после ключа и «ключевых» знаков, на каждом нотоносце отдельно, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера. Числитель этой доли показывает число основных долей в такте, а знаменатель — их относительную длительность.

Основные музыкальные размеры

Примеры:

1. Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;

2. Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;

3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;

4. Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;

5. Размер C эквивалентен 4/4;

6. Размер () эквивалентен 2/2 (Alla Breve)

Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей (так называемой «пульсацией») музыки, которые, как правило, легко услышать.

Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.

Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке.

Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые. Поэтому можно сказать, что такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями.

Сильная доля и акцент — не одно и то же. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую. Но из-за этого ее нельзя не называть «сильной» — сильная доля всегда первая в такте.

Слово вальс в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться». Это плавный кружащийся танец, который исполняется парами. Все вальсы имеют размер ¾.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ¾ ВАЛЬС ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ

 

¾ Прочитайте стихотворение из «Вальса собачек». Правильно выполните ударения: сильный хлопок на первую долю и два лёгких хлопка на слабые доли.

 

Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка

Затеяли вместе все вальс танцевать, -

Но не в лад, невпопад закружились, упали

И начали лапки друг другу кусать!

 

¾ Почему в «Вальсе собачек» «артисты» закружились невпопад?

¾ Как звучит «Вальс» из балета П. Чайковского «Спящая красавица»?

¾ П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).

Вокально-хоровая работа

¾ Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).

¾ Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).

IV. Итог урока.

На уроке вы узнали много нового. Постарайтесь сохранить эти знания, они вам ещё пригодятся.

V. Домашнее задание.

Выучить текст песен.

 

Урок 19


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.