С младшими подростками из классов КРО — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

С младшими подростками из классов КРО

2017-09-28 222
С младшими подростками из классов КРО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

С младшими подростками из классов КРО

 

В массовых школах в настоящее время обучается боль­шое количество детей, имеющих негрубые нарушения развития, затрудняющие школьную адаптацию, но по­зволяющие в той или иной степени осваивать общеоб­разовательные программы. Среди этих школьников до­статочно высок процент учащихся с задержкой психи­ческого развития (ЗПР). Организация классов коррек­ционно-развивающего обучения (КРО) призвана обес­печить учащимся с ЗПР адекватные их особенностям условия обучения и воспитания, предупредить дезадап­тацию в условиях образовательного учреждения. Педа­гогу отводится особая роль в коррекционно­-развивающей работе с данной категорией школьников.

Приоритетным направлением считается коррекция мотивационной сферы учащихся, поскольку личностные отклонения являются вторичными, то есть образуются вследствие общей неблагоприятной ситуации, в кото­рой оказывается ребенок. Кроме того, школьные трудности учащихся с ЗПР обостряются при переходе в сред­нее звено школы. Учителя знают, что подростковый воз­раст - самый трудный, особенно это касается учащих­ся классов КРО. Трудно учителям, трудно родителям, трудно самим подросткам. Задача педагога - помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность в себе в различных ситуациях, научить общаться. Специально организованная групповая работа с подростками спо­собствует реализации на практике названных задач.

Предложенная программа предназначена для груп­повой работы школьного психолога или классного руководителя с подростками 10-13 лет (5-7-е классы).

Групповые занятия проводятся во внеурочное время, один раз в неделю с каждой группой. Продолжитель­ность одного занятия - 45-55 минут.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: формирование положительной установки на работу в развивающей группе; создание доверительной и деловой атмосферы; формирование коммуника­тивных умений.

Оборудование: набор игрушек, статуэток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал приветствия

Ведущий предлагает детям занять места на расстав­ленных кругом стульях. Ритуал приветствия вырабатыва­ется всей группой. Можно предложить приветствовать друг друга, передавая привет пожатием руки по кругу.

Упражнение «Знакомство»

Ведущий предлагает учащимся задуматься, что в каж­дом ученике, его характере, отношении к жизни явля­ется самым важным, а потом в краткой форме изло­жить это группе. Начинать по желанию.

З. Игра «Прорыв»

Выбирается учащийся, которому необходимо любы­ми силами прорваться в круг. Bcя группа становится в тесный круг и старается не пустить внутрь прорыва­ющегося. Ученику разрешается применять хитрость, уго­воры, подкуп, но не грубую физическую силу. Затем участники прорыва меняются ролями. После игры идет обсуждение ощущений игравших.

Упражнение «Метафора»

Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе - совместном создании художественного об­раза (портрета) одноклассника. Желающему предлага­ется сесть в центр круга. Все остальные думают над вопросами:

- Какой образ рождается у вас при взгляде на наше­го героя?

- Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу?

- Какие люди могут его окружать, какой пейзаж со­ставляет фон картины? И т.д.

Участники обмениваются впечатлениями, создают «картину» - каждый свою либо совместную. Если ге­рой картины хочет узнать, какое он производит впечат­ление или какие ассоциации вызывает, можно «нари­совать» еще картину.

Игра «Молчанка»

Выбирается ведущий. Он произносит:

- Кто скажет слово или рассмеется, тот исполнит мое желание. Стоп!

Все затихают. Ведущий должен разговорить или рас­смешить кого-нибудь из участников. Кто издал звук, тот и исполняет желание ведущего.

6. Игра «Кто летает?»

Детям объясняют, что это игра на внимание. Ведущий (сначала учитель, а затем участник группы) спрашивает, все должны без паузы отвечать. Если называется живот­ное или механизм, который летает, например стрекоза, все хором должны ответить «летает» И руками показать, как это делает стрекоза. Кто ошибется, тот будет водить.

Игра проводится в кругу.

 

Игры индейцев»

Выбирается доброволец. За его спиной расставляются в произвольном порядке игрушки, статуэтки. По сигналу доброволец резко поворачивается, в течение пяти се­кунд рассматривает установленные предметы и опять отворачивается. Затем рассказывает всем, что он ви­дел. Игру можно повторить несколько раз. Кто запом­нил наибольшее количество предметов, тот и выиграл.

Ритуал прощания

На первом занятии обсуждается ритуал прощания.

Обычно ритуал прощания подобен приветствию: «пока» передается пожатием руки по кругу.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: формирование положительной установки на работу в группе; выработка групповых норм и правил; развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: разрезанная открытка, листки бума­ги, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Ритуал приветствия.

2. Выработка групповых норм и правил

Учитель говорит подросткам:

- На прошлом занятии вы как бы заново познакоми­лись, узнали друг о друге что-то новое. Однако мне приходилось постоянно напоминать вам, как надо об­ращаться друг к другу, как вообще следует вести себя в группе. На сегодняшнем занятии я предлагаю всем вме­сте выработать правила поведения в группе.

Примерные правила поведения в группе:

- обращаться друг к другу только по имени;

- не рассказывать никому о происходящем на занятиях;

- говорить только о чувствах и эмоциях, испытыва­емых в данный момент, забыть о вчерашних (давниш­них) обидах;

- не перебивать друг друга;

- не опаздывать не занятия;

- посещать занятия группы всем составом, пропуск занятия одним членом группы без уважительной при­чины - минус для всей группы;

- группа, пришедшая на занятие в полном составе, получает разрезанную на части открытку (по части от­крытки каждому члену группы). В конце полугодия под­водится подсчет целых открыток и таким образом вы­ясняется, какая из групп лучше посещала занятия.

З. Игровое упражнение «Песня»

Учащимся предлагается спеть хором. Для начала предлагается всем знакомая песня типа «В лесу роди­лась елочка». По первому хлопку ведущего все начи­нают петь, по второму хлопку - пение продолжается «про себя», молча, по третьему хлопку - опять поют вслух. И так несколько раз, до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Тот, кто ошибется, платит штраф (стихи, песня и др.) и сам становится ведущим.

Игра «Пары»

Группа разбивается на пары в произвольном порядке.

На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бума­ги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время дви­жения по помещению без помощи рук - руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо посто­янно, в произвольном направлении.

Каждая пара имеет по три попытки. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала листок.

6. Упражнение «Художники»

Выбирается художник. Он будет рисовать то, что по­просят игроки. Причем, прежде чем начать игру, участ­ники договариваются, картину какого жанра они будут рисовать. Затем художник садится отдельно от игро­ков, а те говорят, что, какого цвета, в каком месте он должен нарисовать, то есть руководят "художником", когда он рисует. После того как картина готова, все обсуждают, что и как получилось.

7. Упражнение «Не может быть!»

Каждый из участников по кругу называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное жи­вотное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто ни разу не повторится и кому никто ни разу не скажет, что такое в принципе может быть.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: формирование коммуникативных навыков; трени­ровка, внимания, памяти; развитие умения восприни­мать критические ситуации реалистично и с пользой для себя.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, мяч, платок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Ритуал приветствия.

2. Разминка «Я знаю пять названий ••»

Игрок должен в ритме отскакивающего мяча назвать пять предметов, названий на заданную тему (транспорт, растения, животные и т.п.). Итак, каждый игрок прого­варивает пять названий предметов, считая и ритмично ударяя мячом об пол.

 

З. Упражнение «За что мы любим»

Ведущий говорит учащимся:

- Вступая во взаимодействие с людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся (или не нравятся). Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, ка­кие качества в людях мы ценим, принимаем, одобряем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, ко­торый вам нравится. Укажите пять качеств, которые вам в этом человеке нравятся особенно. Имя человека на характеристике не пишите. Мы прочитаем и попробуем угадать человека, к которому относится характеристика.

Упражнение «Хор»

Выбирается водящий и выходит из комнаты. Вспоми­нают строчку из стихотворения, пословицу или поговорку и распределяют ее по игрокам: каждому одно слово.

Водящий приглашается в кабинет и внимательно слу­шает: игроки дружно хором произносят каждый свое слово из загаданной строчки. Водящий должен отга­дать загаданное с трех попыток. Если отгадывает, то может загадать желание любому игроку. Если нет, то сам платит штраф (песня, танец и т.п.).

 

Упражнение «Конспиратор»I

Группа становится в круг лицом, водящий - внутри круга. Ему завязывают глаза, и он должен узнать всех играющих на ощупь, начиная с головы. Лучший конспи­ратор - последний из узнанных.

 

б. Упражнение «Ярость»

Объяснение ведущего:

- Все подвластно настроению. То неразрешимые задачи решаются с ходу, то пустяковый вопрос оказы­вается непреодолимым препятствием. И причина это­му - настроение. Однако хорошо известно, что настрой каждый может создать себе сам. Если настроение пло­хое, им можно воспользоваться, чтобы сделать работу, которую вы давно откладывали на потом. Для этого надо, как ни странно, еще ухудшить настроение, а это со­всем нетрудно - достаточно вспомнить несколько последних неудач, когда вам очень не повезло, вспом­нить все, что вас раздражает и вызывает ярость. Зада­ча - направить ярость в нужное русло, что-то совер­шить!

Ощутите, как вскипает в вас ярость, раздражение собственными неудачами. Вы превращаете это ощуще­ние в задор и направляете его на полезное дело, кото­рое вы давно собираетесь сделать. Вы яростно бере­тесь за работу и быстрее, чем ожидали, без остановок и перерывов, с ходу, ее завершаете.

Итак, поработаем над настроением. Попробуем до­вести себя до яростного азарта и... нарисовать лошадь.

Обсуждается эмоциональное состояние каждого игрока в процессе выполнения задания.

 

Упражнение «Не может быть»

См. занятие 2.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: формирование коммуникативных навыков; раз­витие умения работать вместе над поставленной про­блемой; формирование оценочных способностей уча­щихся.

Оборудование: клубок ниток, любая картина, бумага, карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Ритуал приветствия.

Упражнение «Связующая нить»

Дети по кругу передают клубок ниток таким образом, что все, кто уже держал клубок в руках, продолжают держать нить. Передача клубка друг другу сопровожда­ется высказываниями о том, что участники сейчас чув­ствуют, что хотят для себя, что могут пожелать другим.

Передавать клубок начинает учитель со словами: «Я рад(а) всех вас видеть. За выходные дни я соскучил­ся(лась) и по школе и по нашей группе... "

Когда клубок возвращается к ведущему, дети натяги­вают нить и закрывают глаза, представляя, что все со­ставляют единое целое, что каждый из них важен и зна­чим в этом целом.

З. Игра «ситуации»

Участникам группы предлагается поиграть в театр. При этом отмечается, что если такая игра группе понравится, то можно будет в нее играть и на последующих за­нятиях. На данном занятии разыгрываются следующие ситуации:

• На соревнованиях в классе ты занял первое мес­то, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться. (Затем участники сценки ме­няются ролями.)

• Ты опоздал на занятия, и мы без тебя начали игру. Попроси, чтобы тебя приняли.

• Твой друг попросил у тебя вещь поиграть (напри­мер, «тетрис»), а ты отдал ее сломанной. Обыграй воз­вращение сломанной вещи. (Затем участники меняют­ся ролями.)

4. Упражнение «Я и другие»

Ребятам предлагается придумать рассказ о своем друге, близком человеке - о том, о ком хочется рас­сказать в данный момент. Важно подчеркнуть положи­тельные черты другого человека и объяснить, почему именно про него хочется сейчас рассказать.

5. Игра «Картинка»

Группе предлагается картинка (любая), но перед объяснением задания ее не показывают.

Ведущий го­ворит, что по картинке надо будет составить рассказ из тех слов, которые ребята придумают заранее, еще не видя ее. Все придуманные слова надо записать на лис­те бумаги. Затем демонстрируется изображение, и уча­стники составляют свой рассказ, используя записан­ные слова и добавляя служебные слова в случае необ­ходимости.

6. Игра «Критики»

Используется та же картинка. Вся группа делится на две команды критиков: одна хвалит картинку, другая отмечает недостатки. Например, первая группа крити­ков говорит: «хорошая», вторая - «плохая» и т.д.

Выигрывает та группа, на которой игра закончилась.

 

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: продолжение формирования коммуникативных навыков; запуск процесса самораскрытия; определе­ние личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать на групповых заня­тиях.

Оборудование: мяч, бумага, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал приветствия.

Разминка «Закончи слово»

Ведущий называет начало слова и одновременно бро­сает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, закан­чивает слово и возвращает мяч. Так со всеми детьми. Причем слово можно и не загадывать, а лишь сказать первый слог, например «ма».

Упражнение «Игрушка»

Каждый член группы думает, какой игрушкой он хо­тел бы стать. Через минуту все по очереди показывают свою игрушку. Группа пытается угадать игрушку каждо­го, идет обмен впечатлениями, ощущениями.

 

4. Упражнение «Свободный рисунок»

Всем участникам выдаются листки бумаги, каранда­ши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражение своего настроения.

После выполнения задания организуется выставка рисунков, качество которых не оценивается, а идет об­мен своими ощущениями от процесса творчества.

Игра «Телефон доверия»

Детям предварительно рассказывают об этой служ­бе, говорят, что «телефон доверия» есть и в нашем го­роде, называют его номер. Затем ведущий предлагает представить ситуацию:

- Вы набираете номер «телефона доверия». О чем бы вы хотели спросить дежурного специалиста? Зада­вайте по очереди свои вопросы.

Ответом может быть коллективное обсуждение либо чье-то персональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного товари­ща).

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 6

Цель: формирование коммуникативных навыков; продолжение процесса самораскрытия; формирование умения думать о себе в положительном русле, диффе­ренцируя позитивные и негативные черты своего ха­рактера.

Оборудование: мяч, листы бумаги, самохарактери­стики (с прошлого занятия), списки необходимых для общения качеств с самооценками, задания к упражне­нию «Разговор через стекло».

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Ритуал приветствия.

Разминка «Пожелание»

Учащимся предлагается по кругу пожелать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца - так, чтобы человек поверил в искренность пожелания. За­тем идет обсуждение, кто что по­чувствовал.

3. Упражнение «Угадай, кто ЭТО?» (2-я часть)

Зачитываются самохаракте­ристики, написанные на прошлом занятии. Все угадывают, чьи они, насколько они объективны и подходят авторам. Члены группы высказываются, с чем они соглас­ны, а с чем нет. Затем самохарак­теристики дополняются чертами характера, которые отметили в подростке другие участники. Ак­цент делается на положительных чертах.

После проделанной работы уча­щиеся получают листки с само­оценками качеств, необходимых для общения, которые они запол­няли на прошлом занятии, и оце­нивают выделенные качества вто­рично. Листочки сдаются ведуще­му.

4. Игра «Разговор через стекло"

Двое желающих лишь с помо­щью жестов пытаются о чем-то договориться. Тема сообщается одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед звуконепроница­емым стеклом. (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.)

Примерные темы:

"Ты зовешь товарища на рыбал­ку", "Завтра в школе контрольная работа по математи­ке, товарищу надо подготовиться», "Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Узнай, который сейчас час" и Т.д.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; изучение возможностей использования своих сильных сторон в стенах шко­лы.

Оборудование: листки бумаги, карандаши, платок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Ритуал приветствия.

2. Разминка «Здравствуй!»

Начинает один из участников. Обращаясь к соседу сле­ва, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает фразу: «Здравствуй!..» - выражая свое чув­ство и голосом, и жестом, и улыбкой. Необходимо по­пробовать сказать это без кривляния, от чистого серд­ца. Коротко обсуждаются ощущения после приветствия.

Игра «Зоопарк»

Каждый из участников выбирает зверя, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение двух-трех минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру двигаться, повад­ки, звуки.

Условие игры: о своем выборе не говорить.

Все дружно играют в зоопарк. Затем группа обмени­вается впечатлениями, угадывая, кто какое существо изображал.

Упражнение «Да-диалог»

Двое из участников садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу - о пого­де, книге, фильме и т.д., другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера по диалогу.

Вся группа проходит через работу в парах в режиме "Да-диалога».

Игра «Жмурки»

Завязывают глаза водящему, и он ищет по писку чле­нов группы.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 8

Цель: формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; формирование представ­ления о различных формах поведения.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, конструктор "Кирпичики".

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Ритуал приветствия.

2. Разминка «Здравствуй, я хочу тебе рассказать...»

Надо поздороваться со своим соседом слева и рас­сказать ему что-нибудь хорошее, веселое (можно при­думать забавную историю).

3. Упражнение «Сила слова»

Участники группы обсуждают слова, характерные для уверенного, неуверенного и грубого поведения. Состав­ляются соответственно три списка слов.

Упражнение «Сила жеста»

Все члены группы продумывают, какие жесты, позы, мимика характерны для уверенного, неуверенного или грубого человека. Затем каждый по очереди показыва­ет позы (жесты, походку), характерные для грубого, неуверенного и уверенного поведения (кто что жела­ет), а вся группа отгадывает.

После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение:

- Какие позы чаще загадывались и почему?

- Какие легче угадывались и почему?

Игра «Ситуации»

Ребятам предлагается проиграть каждую ситуацию, используя различные формы поведения:

- тебя вызывают к доске, а ты плохо выучил урок;

- тебя не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с этими ребятами;

- тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.

 

6. Игра «Вавилонская башня»

Ведущий объясняет ребятам, что такое мифы, и рас­сказывает миф о Вавилонской башне:

- Давным-давно люди жили в одном месте Земли и говорили все на одном языке. И прежде чем расселять­ся по всей Земле, решили они построить высокую баш­ню в память о своей силе и дружбе. Место это называ­лось Вавилоном. Построили люди высокую, почти до неба башню, но тут боги, живущие на небе, сделали так, что люди заговорили на разных языках и переста­ли понимать друг друга. Башня осталась недостро­енной. Я вам предлагаю построить свою Вавилонскую башню. И мы посмотрим, все ли из нас говорят на од­ном языке.

Ребята в течение 5-7 минут строят башню из кирпи­чиков, затем идет обсуждение: кто, что чувствовал в про­цессе строительства, кому было неинтересно строить и почему.

Упражнение «Рисуем радость»

Подросткам в течение 5 минут с помощью цветных карандашей предлагается нарисовать, что такое ра­дость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания все рисунки вкладываются в большой конверт, в котором есть ра­боты и других групп.

Педагог достает рисунки по одному из конверта.

Проводится небольшое обсуждение и делается вы­вод о том, как по-разному люди понимают радость.

(Все рисунки сохраняются для последующих занятий, на которых устраивается "Эмоциональный верни­саж».)

 

Ритуал прощания.

 

ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

с младшими подростками из классов КРО

 

В массовых школах в настоящее время обучается боль­шое количество детей, имеющих негрубые нарушения развития, затрудняющие школьную адаптацию, но по­зволяющие в той или иной степени осваивать общеоб­разовательные программы. Среди этих школьников до­статочно высок процент учащихся с задержкой психи­ческого развития (ЗПР). Организация классов коррек­ционно-развивающего обучения (КРО) призвана обес­печить учащимся с ЗПР адекватные их особенностям условия обучения и воспитания, предупредить дезадап­тацию в условиях образовательного учреждения. Педа­гогу отводится особая роль в коррекционно­-развивающей работе с данной категорией школьников.

Приоритетным направлением считается коррекция мотивационной сферы учащихся, поскольку личностные отклонения являются вторичными, то есть образуются вследствие общей неблагоприятной ситуации, в кото­рой оказывается ребенок. Кроме того, школьные трудности учащихся с ЗПР обостряются при переходе в сред­нее звено школы. Учителя знают, что подростковый воз­раст - самый трудный, особенно это касается учащих­ся классов КРО. Трудно учителям, трудно родителям, трудно самим подросткам. Задача педагога - помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность в себе в различных ситуациях, научить общаться. Специально организованная групповая работа с подростками спо­собствует реализации на практике названных задач.

Предложенная программа предназначена для груп­повой работы школьного психолога или классного руководителя с подростками 10-13 лет (5-7-е классы).

Групповые занятия проводятся во внеурочное время, один раз в неделю с каждой группой. Продолжитель­ность одного занятия - 45-55 минут.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: формирование положительной установки на работу в развивающей группе; создание доверительной и деловой атмосферы; формирование коммуника­тивных умений.

Оборудование: набор игрушек, статуэток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал приветствия

Ведущий предлагает детям занять места на расстав­ленных кругом стульях. Ритуал приветствия вырабатыва­ется всей группой. Можно предложить приветствовать друг друга, передавая привет пожатием руки по кругу.

Упражнение «Знакомство»

Ведущий предлагает учащимся задуматься, что в каж­дом ученике, его характере, отношении к жизни явля­ется самым важным, а потом в краткой форме изло­жить это группе. Начинать по желанию.

З. Игра «Прорыв»

Выбирается учащийся, которому необходимо любы­ми силами прорваться в круг. Bcя группа становится в тесный круг и старается не пустить внутрь прорыва­ющегося. Ученику разрешается применять хитрость, уго­воры, подкуп, но не грубую физическую силу. Затем участники прорыва меняются ролями. После игры идет обсуждение ощущений игравших.

Упражнение «Метафора»

Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе - совместном создании художественного об­раза (портрета) одноклассника. Желающему предлага­ется сесть в центр круга. Все остальные думают над вопросами:

- Какой образ рождается у вас при взгляде на наше­го героя?

- Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу?

- Какие люди могут его окружать, какой пейзаж со­ставляет фон картины? И т.д.

Участники обмениваются впечатлениями, создают «картину» - каждый свою либо совместную. Если ге­рой картины хочет узнать, какое он производит впечат­ление или какие ассоциации вызывает, можно «нари­совать» еще картину.

Игра «Молчанка»

Выбирается ведущий. Он произносит:

- Кто скажет слово или рассмеется, тот исполнит мое желание. Стоп!

Все затихают. Ведущий должен разговорить или рас­смешить кого-нибудь из участников. Кто издал звук, тот и исполняет желание ведущего.

6. Игра «Кто летает?»

Детям объясняют, что это игра на внимание. Ведущий (сначала учитель, а затем участник группы) спрашивает, все должны без паузы отвечать. Если называется живот­ное или механизм, который летает, например стрекоза, все хором должны ответить «летает» И руками показать, как это делает стрекоза. Кто ошибется, тот будет водить.

Игра проводится в кругу.

 

Игры индейцев»

Выбирается доброволец. За его спиной расставляются в произвольном порядке игрушки, статуэтки. По сигналу доброволец резко поворачивается, в течение пяти се­кунд рассматривает установленные предметы и опять отворачивается. Затем рассказывает всем, что он ви­дел. Игру можно повторить несколько раз. Кто запом­нил наибольшее количество предметов, тот и выиграл.

Ритуал прощания

На первом занятии обсуждается ритуал прощания.

Обычно ритуал прощания подобен приветствию: «пока» передается пожатием руки по кругу.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: формирование положительной установки на работу в группе; выработка групповых норм и правил; развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: разрезанная открытка, листки бума­ги, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Ритуал приветствия.

2. Выработка групповых норм и правил

Учитель говорит подросткам:

- На прошлом занятии вы как бы заново познакоми­лись, узнали друг о друге что-то новое. Однако мне приходилось постоянно напоминать вам, как надо об­ращаться друг к другу, как вообще следует вести себя в группе. На сегодняшнем занятии я предлагаю всем вме­сте выработать правила поведения в группе.

Примерные правила поведения в группе:

- обращаться друг к другу только по имени;

- не рассказывать никому о происходящем на занятиях;

- говорить только о чувствах и эмоциях, испытыва­емых в данный момент, забыть о вчерашних (давниш­них) обидах;

- не перебивать друг друга;

- не опаздывать не занятия;

- посещать занятия группы всем составом, пропуск занятия одним членом группы без уважительной при­чины - минус для всей группы;

- группа, пришедшая на занятие в полном составе, получает разрезанную на части открытку (по части от­крытки каждому члену группы). В конце полугодия под­водится подсчет целых открыток и таким образом вы­ясняется, какая из групп лучше посещала занятия.

З. Игровое упражнение «Песня»

Учащимся предлагается спеть хором. Для начала предлагается всем знакомая песня типа «В лесу роди­лась елочка». По первому хлопку ведущего все начи­нают петь, по второму хлопку - пение продолжается «про себя», молча, по третьему хлопку - опять поют вслух. И так несколько раз, до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Тот, кто ошибется, платит штраф (стихи, песня и др.) и сам становится ведущим.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.