Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков

2017-09-28 439
Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Над вокальной установкой и вокально-хоровыми навыками работа продолжается в течение всех четырёх лет программы. Возрастает уровень сложности и протяжённость разучиваемых произведений. Происходит целенаправленная работа по дальнейшему развитию вокально-хоровых навыков, расширению диапазона голоса в пределах: «си-ля» малой октавы – «ми» второй октавы (возможно выше - при правильных систематических занятиях), а также развитию эмоциональных и артистических возможностей хорового коллектива.

Продолжается работа над дыханием. Задачи следующие: спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, овладение техникой смешанного типа дыхания, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение продолжительных музыкальных фраз).

В пении возможно применение различных штрихов: legato, non legato, staccato.

Дикционные навыки – грамотное произнесение текста при пении - ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Чёткое, правильное и осознанное произношение текста, выделение логического ударения. С целью улучшения дикции при пении вводятся дикционные упражнения - скороговорки, стихи с трудными сочетаниями, артикуляционная гимнастика.

Продолжается работа по развитию навыка сольфеджирования, чтению

нот в простых произведениях, работа по нотам с упражнениями.

Строй и ансамбль.

Расширяется репертуар доступных хору по сложности произведений. Помимо пения двухголосных произведений с сопровождением, укрепляются навыки пения двухголосья а капелла

Продолжается работа с ладовыми комплексами ступеней по системе Хорового сольфеджио Струве. В упражнениях вводится пение трёхголосья - трезвучия.

Упражнения на развитие ладового чувства:

-пение мелодий и попевок с ручными знаками,

-пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов и гамм,

- мелодические и гармонические последовательности интервалов в тональности,

- сознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые.

5.3. Требования к репертуару

Правильный подбор репертуара – важное условие для успешной деятельности хора. Репертуар должен быть художественно ценным, разнообразным по жанрам, интересным детям, полезным в педагогическом отношении, то есть способствующим художественному росту хора, развивающим и обогащающим мир музыкальных представлений детей. Жанры детской хоровой музыки, которые должны быть представлены в репертуаре:

Народные песни на родном языке.

Произведения русских и зарубежных композиторов классиков.

Произведения современных композиторов.

Произведения популярных массовых жанров.

Игровые театрализованные композиции.

Ритмические композиции.

Тематика произведений детского репертуара: о Родине, об окружающем мире, о природе, произведения духовной тематики, детские образы и сюжеты сказок, шуточные произведения.

В репертуаре детского хора должен соблюдаться баланс между количеством простых и сложных произведений. При отборе репертуара хормейстер ставит определенные художественные и воспитательные задачи, учитывая возможности своего коллектива в данный период и перспективу развития. Произведения должны быть одновременно высокохудожественными и доступными для исполнения.

В наше исполнительство с 90-х годов XX века вошел новый пласт хоровой музыки - русская духовная музыка обихода и церковных праздников – Рождества, Пасхи, ныне поистине народных, широко отмечаемых. В репертуаре должны быть посильные для исполнения детьми духовные произведения - колядки, знаменные распевы, духовные стихи, произведения классиков, которые включаются в программы Рождественских и Пасхальных концертов, и фестивалей, песни на не канонические тексты православных авторов, священников.

О жанрах популярной музыки надо сказать особо. Жанры массовой культуры - музыка развлекательная, танцевальная, написанная для дискотек, к сожалению, часто с антихудожественными текстами, конечно, привлекает внимание детей своей танцевальной ритмикой, броскостью, именами и имиджем исполнителей. Включение таких произведений в репертуар детского хора неправомочно, идёт в разрез с целями и задачами хорового воспитания, является педагогическим просчётом. Но: песенные произведения, написанные в жанре популярной музыки, с хорошими текстами, удачной мелодией, конечно, могут быть включены в репертуар. Один из главных критериев в этом случае, наличие хороших содержательных текстов.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Учащиеся знакомятся с полифоническими формами. Каноны как естественный путь к многоголосию, рекомендуется вводить с 1 класса.

Следует стремиться к исполнению произведений зарубежных композиторов не в переводах, а на языке оригинала. Приучать детей к пению музыки на итальянском, немецком, латинском, английском. Знакомить с особенностями произношения лучше с младших классов, на примере канонов, где текста мало, и он повторяется во всех голосах. В средних классах, когда дети уже неплохо ориентируются в латинском алфавите, текст на иностранном языке не будет препятствием для знакомства с доступными произведениями классической и современной музыки. Следующей задачей будет наполнение программы по хору репертуаром на иностранных языках в средних классах, например, Бетховен «Ода к радости», Ф.Гендель «Dignare», Каччини «Ave Maria» (минимум текста!), спиричуэлс «Go Down, Moses», произведения Д. Гершвина, «Beatles» - «Yesterday» и нек. др.

Большая трудность произведений требует особого внимания при знакомстве детей с новым репертуаром. Общая характеристика содержания, времени создания произведения, особенности истории создания. Разбор текста и музыки в доступной учащимся форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строению. Средства выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки.

Продолжается работа со сценическими вариантами трактовки произведений. Художественные задачи исполнения произведений обсуждаются вместе с учащимися - использование театрализации, танцевальных движений, жестов, звучащих жестов, ударных и шумовых детских инструментов и т.д.

 

Рекомендованная методическая литература:

 

1. Бергер, Н. Сначала-ритм. – СПб.: Композитор, 2004.

2. Ефремова, Л. Ритм. Песни и игры. – СПб.: Композитор, 2006.

3. Жданова, Т.А. Петь могут все. – М.: Радость, 2006. (См. также: Современный хормейстер. Вокально-хоровые технологии // Сборник методических статей. Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов. Автор-составитель Роганова И.В. – Вып. 2. – Спб., 2014).

4. Нестерова, Н. Начинаем мы считать. Ритмическая тетрадь. – СПб.: Композитор, 2008.

5. Покровский, А.В. Певческое дыхание. – Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Серия «Гуманитарные науки». – 2013. – № 9-10.

6. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – СПб.: Композитор, 2007 (См. также: Современный хормейстер. Вокально-хоровые технологии // Сборник методических статей. Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов. Автор-составитель Роганова И.В. – Вып. 2. – Спб., 2014).

7. Роганова, И.В. Ритмическое воспитание сегодня (ритмические игры, подготовительные упражнения, произведения с элементами и собственно body percussion) // Современный хормейстер. Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы. По материалам конференций «Современный хормейстер» ассоциации дирижёров детских и молодёжных хоров Северо-Западного региона (Санкт-Петербург) 2011-2012 гг. Автор-составитель Роганова И.В. – Спб.: Композитор, 2013.

8. Сафонова, В.И. Резонансная основа методики певческого воспитания в хоре. Москва, академия хорового искусства, материалы конференции, 2007 (См. также: Современный хормейстер. Вокально-хоровые технологии // Сборник методических статей. Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов. Автор-составитель Роганова И.В. – Вып. 2. – Спб., 2014).

9. Струве, Г.А. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детского хора по развитию музыкальной грамотности. – Спб.: Композитор, 2014.

10. Стулова, Г.П. Хоровое пение в школе. – М., 2013.

11. Современный хормейстер. Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы // По материалам конференций «Современный хормейстер» ассоциации дирижёров детских и молодёжных хоров Северо-Западного региона (Санкт-Петербург) 2011-2012 гг. Автор-составитель Роганова И.В. – Спб.: Композитор, 2013.

12. Современный хормейстер. Вокально-хоровые технологии // Сборник методических статей. Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов. Автор-составитель Роганова И.В. – Вып. 2. – Спб., 2014.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.