Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков

2017-09-28 439
Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные задачи начального обучения включают целый комплекс задач. Над вокальной установкой и вокально-хоровыми навыками работа продолжается в течение всех четырёх лет программы. На втором и третьем году обучения возрастает уровень сложности и протяжённость разучиваемых произведений, происходит целенаправленная работа по закреплению и дальнейшему развитию вокально-хоровых навыков, расширению диапазона голоса. Первоначальные задачи сохраняют свою актуальность. Качество певческого звука совершенствуется, закрепляются сформированные навыки. Большее внимание уделяется при исполнении окраске звука, выразительности пения в связи с возросшими возможностями хора. Именно в унисонном пении целесообразнее всего не только формировать качество певческого звука, но и воспитывать у юных певцов вокальный слух и стремление к самоанализу качества своего пения и пения хора в целом. На базе правильной манеры звукообразования можно решать более сложные технические задачи, в том числе и освоение умений и навыков многоголосного пения.

Происходит дальнейшая работа над певческим дыханием, развитием ладового и гармонического слуха. Двухголосные упражнения, народные песни в двухголосном изложении, каноны – вот жанры произведений, на которых происходит закрепление и развитие навыков двухголосного пения.

Следующие задачи вокальной работы относятся к качеству звучания, окраске звука и к ним нужно переходить позже, сохраняя принцип постепенности усложнения заданий, после того, как дети освоили навыки формирования гласных, научились правильно дышать, вести мелодию легато, а главное - слушать себя, анализировать, оценивать мышечные ощущения и оценивать получающийся результат с помощью учителя и других учеников. Трудно провести временную границу - когда переходить к более сложным вокальным задачам: во втором полугодии первого класса, или это станет возможно только во втором классе.

Многое зависит от личности педагога, избранной им методики, результативности его работы, правильности подбора репертуара и упражнений.

Близкая вокальная позиция.

На практике довольно часто можно услышать детские коллективы с преобладанием грудного регистра, низким звучанием голоса по типу фольклорного. Иногда кажется, что дети не поют, а проговаривают мелодию песни, им не запеть, не оторваться от низкого регистра, звук форсирован, зажат, громкое пение на уровне крика. Произведения подвижные по темпу звучат тяжело, произведения классического репертуара звучат неестественно, так как используется манера пения в другом регистре.

Эта вокальная установка приемлемая для фольклорных коллективов, не годится для работы по данной программе воспитания певческих навыков. Работать с детьми надо, используя все возможности их голоса, во всех регистрах, сохраняя традиции певческого воспитания детей в нашей стране, где работе с детьми в высоком регистре всегда уделялось большое внимание. Яркое, радостное, или светлое, прозрачное звучание детских голосов характерно для ведущих отечественных хоровых коллективов. Большое значение имеет настрой ка звучания хора на близкую вокальную позицию.

Нахождению близкой вокальной позиции способствуют сонорные согласные: Р, Л, М, Н, а также «3» (см. статьи Сафоновой и Стуловой)

Важно «сочетание при пении ощущений высокой позиции, головного (лицевого) резонатора и направления звука вперед вдаль. Если на стене перед поющими детьми висит, например, какая-нибудь картина, тогда им легче добиваться «полетности» звука, они поют на эту картину и навык вырабатывается естественно. Надо научить детей настроиться на легкое, светлое, «тонкое», звонкое исполнение. А во время пения звук как бы направляется в лицо, переносицу, в глаза. Полезны нисходящие попевки, начинающиеся со звуков «ля» первой – «ре» второй октавы. Такие упражнения помогают найти головное звучание и перенести его на более низкие звуки» (Жданова).

Объёмность звучания.

Дети должны ощутить небольшой объём внутри рта, округлость внутреннего пространства во рту- как натолкнуть детей на эти ощущения?

Я использую сравнения в своей работе- петь звук У так, как будто дудочка во рту есть-тогда дети формируют протяжённое - длинное округлое пространство. Работа с буковой А: на язычке, во рту лежит орешек небольшой - сделали объём, потом сохраняем его при пении А. Надо всё время следить за правильным звучанием, за тем, что получается в результате объяснений, т.к. дети, очень стараясь, могут зажать корень языка. Чтобы ошутить внутренний объём - можно представить горячую ложку во рту - сразу мягкое нёбо поднимается, гортань опускается.

Пение требует объёма, речь – нет, об этом надо постоянно напоминать детям. Анализируя недостатки пения можно отметить - ты сказал, а не спел.

Жданова Т.А. объясняет детям так, звук должен быть во рту всё время-рот полон звуком.

Пение на зевке.

«У детей часто встречается открытое бестембровое звучание, как результат неокругленного формирования гласных и нечеткого произношения согласных. Вдох, взятый на «зевке», углубляет и улучшает дыхание, приводит голосовой аппарат в певческое состояние, а последующее пение при сохранении приподнятого верхнего неба становится более округлым, прикрытым, ровным, красивым. Но не следует требовать очень глубокого «зевка», это может привести к зажатости голосового аппарата. Полезны упражнения на слоги «ма», «но», «лё». Постепенно два навыка («дыхание в пояс» и «зевок») объединяются в один более сложный (Жданова).

А вот другая рекомендация, тоже полезная и верная. Приём, который использовал на занятиях с хором мальчиков А. В. Свешников: это зевнуть перед началом пения, так как при этом снимаются все мышечные зажимы голосового аппарата и активизируется мягкое нёбо, но не петь на зевке (так как обычно дети понимают все буквально), чрезмерно выраженный зевок приводит к перенапряжению зева и заглублению вокальной позиции звука.

Работа с мягким нёбом.

Объёмность звучания достигается за счёт подъёма верхнего нёба. Иногда преподаватели объясняют детям взрослым языком технологию работы. Но можно не утомляя детей объяснениями попробовать найти эти ощущения в пении при помощи звуков Г, К, НГ. В песне Лазарева «Курочка» ко–ко повторяется многократно, и дети тренируют нужный вокальный навык, не задумываясь об этом, играя. Удобны и распространены распевки со слогами нго, нга (вверх и вниз по пентахорду) При их исполнении надо напоминать детям о хорошем открывании рта, звук получается заглублённый, звучит внутри, но главное, дети могут ощутить поднятие верхнего нёба, а это ощущение – внутри- вверху, не близко


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.