Тема 10 российская экономическая мысль — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 10 российская экономическая мысль

2017-09-27 387
Тема 10 российская экономическая мысль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопросы для изучения

1. Развитие экономической мысли России в русле мировой экономической науки.

2. Российские вариации первых школ политэкономии: русский меркантилизм (Ю.Крижанич, А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков), физиократия (Д.А. Голицын), классичесая школа (И.Я. Горлов, И.В. Вернадский).

3. Вклад в науку М.И. Туган-Барановского.

4. В клад в науку А.В Чаянова.

5. Экономико-математическая школа в России.

 

Задания и вопросы для самопроверки

 

1. Назовите этапы развития экономической мысли в России.

2. Развитие марксизма в России.

3. Как развивалась историческая школа в России?

4. Назовите основные достижения русской исторической школы?

5. Математическая школа: становление и развитие.

6. Кто из российских ученых внес вклад в теорию экономического цикла?

7. В какие области экономической науки внес вклад Е. Слуцкий?

 

Тесты

 

1. Кому из представителей отечественной экономической мысли принадлежит исследование монополистической стадии капитализма:

а) М.И. Туган-Барановскому;

б) В.И. Ленину;

в) Г.В. Плеханову;

г) П.Б. Струве;

д) Л.М. Крицману.

2. Кто из отечественных экономистов впервые в мире дал способ выражения полных затрат и ввел понятие «технологический коэффициент затрат продукции, ставшей основой современного метода «затраты – выпуск»:

а) Л. Слонимский;

б) Л. Винярский;

в) В. Дмитриев;

г) Е. Слуцкий;

д) М. Туган-Барановский.

3. И.Т. Посошков в своих экономических взглядах исходил из:

а) идеи прогрессивного развития производительных сил в России;

б) приоритетного развития сельского хозяйства;

в) первостепенного развития ремесла;

г) приоритетного развития промышленности;

д) приоритетного развития внешней торговли.

4. Сущность аграрной реформы П.А. Столыпина заключалась в:

а) укреплении общинного землепользования;

б) насильственном подавлении крестьянских выступлений против реформы;

в) передаче земли в собственность государства;

г) разрешении общинного землепользования и передачи земли в частную собственность;

д) переселении крестьян на свободные государственные земли.

5. Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова основана на предположении, что крестьянское хозяйство ориентируется на оптимальное сочетание дохода и тягот труда:

а) да;

б) нет.

6. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н.Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств:

а) да;

б) нет.

7. Источником богатства И.Т. Посошков считал труд:

а) да;

б) нет.

8. Идея, лежащая в основе современного метода межотраслевых балансов в виде технологических коэффициентов затрат, высказана впервые Е.Е. Слуцким:

а) да;

б) нет.

9. Какая из западных экономических теорий нашла применение в теориях устойчивости мелкого крестьянского хозяйства и организационно-производственного баланса А.В. Чаянова:

а) трудовая теория стоимости;

б) теория предельной полезности;

в) теория прибавочной стоимости;

г) теория трех факторов производства;

д) теория предельной производительности.

 

Тематика домашних творческих заданий (эссе) по дисциплине

и требования к их оформлению

1. Неоднонаправленное продвижение экономической науки к истине: факты и аргументы.

2. Этапы и особенности эволюции предмета изучения в истории экономической мысли.

3. Этапы и особенности эволюции методологического инструментария экономической науки.

4. Методологическая обусловленность возникновения альтернативных теоретических направлений, течений и школ в истории экономической мысли.

5. Протекционистские и либеральные принципы экономической политики и хозяйственного устройства в истории экономической мысли.

6. Истоки экономической науки в воззрениях античных философов и средневековых схоластов.

7. Основные этапы и направления истории мировой экономической мысли.

8. Меркантилизм как начало экономической науки.

9. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции и их отражение в эволюции хозяйственной жизни и экономической науки этих стран.

10. Место и роль классической политической экономии в истории экономической науки.

11. Физиократия как специфическое течение классической политической экономии.

12. Концепция Д. Рикардо и К. Маркса о тенденции нормы прибыли к понижению.

13. Особенности теории стоимости, прибавочной стоимости и цены производства К. Маркса.

14. Место и роль учения К. Маркса в истории экономической науки.

15. Марксистская методологическая парадигма в советский период эволюции хозяйственной жизни и экономической науки.

16. Затратные теории стоимости классической политической экономии.

17. Теории богатства в творчестве представителей меркантилизма, классической политической экономии и социалистов-утопистов: общее и особенное.

18. Место и роль социально-исторического направления в истории экономической науки.

19. Место и роль «законов Госсена» в истории экономической науки.

20. Субъективистские и психологические основания австрийской школы маржинализма и их значение в эволюции экономической науки.

21. Место и роль неоклассицизма в истории экономической науки.

22. «Крест Маршалла» и его роль для экономики фирмы.

23. Место и роль в истории экономической науки концепции Дж.Б. Кларка о статике и динамике.

24. Теории стоимости маржиналистских направлений экономической науки.

25. Поведенческие теории стоимости как новейший этап в ее эволюции.

26. Концепции реформ родоначальников институционализма.

27. Классовые аспекты теорий разделения труда и производительного труда в истории экономической науки.

28. «Крест Кейнса» и его роль в современном макроэкономическом анализе.

29. Теории денег в истории экономической науки.

30. Теории доходов в истории экономической науки.

31. Неокейнсианские доктрины экономической науки: общая характеристика.

32. Неолиберальные доктрины экономической науки: общая характеристика.

33. Ордолиберальные концепции социального рыночного хозяйства Фрайбургской школы неолиберализма.

34. Чикагская школа неолиберализма (М. Фридмен).

35. Современный этап эволюции экономической науки в трудах Нобелевских лауреатов по экономике (авторы на выбор).

 

Требования к оформлению домашних творческих заданий (эссе)

Выбор темы домашнего творческого задания эссе осуществляется, как правило, под контролем старосты учебной группы таким образом, чтобы каждая конкретная тема была закреплена за одним студентом.

К промежуточной аттестации по дисциплине (зачет) студент допускается только после получения положительной оценки за выполнение домашнего творческого задания (эссе).

При изложении и оформлении ключевых моментов содержания домашнего творческого задания (эссе) следует учесть следующее:

а) проблему, избранную в качестве наименования темы домашнего творческого задания (эссе), необходимо сопроводить краткой аргументацией с точки зрения присущей ей актуальности и места и роли в истории экономической науки;

б) теоретико-методологические особенности позиций и нововведений, рассматриваемых в рамках домашнего творческого задания (эссе) в связи с творчеством представителя (либо представителей) определенной школы экономической мысли, должны быть охарактеризованы непременно через призму сопоставления (сравнения) ключевых моментов по поводу этой же проблематики в рамках творчества представителей как данной, так и, возможно, другой (других) школ;

в) во избежание легковесности и необоснованного характера выводов, которые должны содержать собственное видение (позицию) магистранта по нескольким (до 3-х вопросов) положениям, их формулировка в завершающей части домашнего творческого задания (эссе) должна иметь предельно лаконичный характер. Они должны вытекать непосредственно из содержания выполненной работы; их объем в сопоставлении с текстом самого домашнего творческого задания (эссе) не может превышать 1/5 всего его объема;

г) постраничные примечания и ссылки на источники и первоисточники, а также возможные заимствования определенных суждений следует оформлять с указанием автора (авторов), названия работы, места и года издания, тома, названия и номера журнала, количества страниц.

Объем домашнего творческого задания (эссе) не должен превышать 5 машинописных страниц в компьютерном варианте (формат бумаги – А4, то есть 210 на 297 мм; шрифт текста – 14; шрифт сносок – 11; шрифт печати – Times New Roman; поля страницы: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.; интервал междустрочного значения – полуторный). Страницы домашнего творческого задания (эссе) (кроме 1-й) должны быть пронумерованы.

В связи с требующейся компактностью изложения домашнего творческого задания (эссе) может иметь относительно произвольную структуру оформления. При этом при его оформлении рекомендуется:

а) отразить в верхней части 1-й страницы: ф.и.о. магистранта; наименование темы; наименование факультета; номер группы и студенческого билета; ф.и.о., ученую степень и ученое звание преподавателя, читающего лекции по данной дисциплине;

б) выделить по тексту (полужирным либо подчеркнутым шрифтом, либо курсивом) наименования (рубрики) сопоставляемых (сравниваемых) позиций (теоретико-методологических положений), фамилии, основные труды и годы жизни представителей тех школ экономической мысли, о месте и роли нововведений которых в истории экономической науки идет речь на страницах домашнего творческого задания (эссе);

в) пронумеровать пункты собственного видения (обобщений и выводов) по итогам рассматриваемой проблематики;

г) привести в конце домашнего творческого задания (эссе) список использованной литературы.

После внимательной считки и полного устранения опечаток и редакционных и оформительских погрешностей один экземпляр оформленного и сброшюрованного надлежащим образом домашнего творческого задания (эссе) в установленном порядке сдается для проверки преподавателю (как правило, не позднее, чем за месяц до начала зачетной и экзаменационной сессии), поставив на последней странице личную подпись.

Вопросы к зачету

 

1. Предмет истории экономических учений.

2. Внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие экономической мысли.

3. Проблема периодизации истории экономических учений. Понятия научной парадигмы, научной революции.

4. Традиционные воззрения на место экономики в общественной жизни.

5. Взгляды современных экономистов на рыночную экономику: «формалисты» и «субстантивисты».

6. Древнегреческое происхождение экономического знания и используемых ныне экономических терминов. Платон об общественном разделении труда.

7. Аристотетель о природе ценности, денег и частной собственности.

8. Экономические представления в средние века (Европа и Средиземноморье).

9. Догма Мишеля Монтеня. Лозунг «Сделай соседа нищим».

10. Меркантилизм: роль государства.

11. Меркантилизм: критика и оправдания.

12. Физиократы. Чистый продукт. Принцип laissez fair, laissez passer.

13. Анн Робер Жак Тюрго. Роль и значение земледельческого класса.

14. Адам Смит: принцип действия «невидимой руки», природа ценности товара.

15. Давид Рикардо: происхождение рыночных цен, земельная рента, теория сравнительных преимуществ.

16. Томас Мальтус: закон народонаселения, классическая теория ренты, принцип эффективного спроса.

17. Закон рынков и теория производственных факторов Жана Батиста Сэя.

18. Экономические представления Карла Генриха Маркса.

19. Предтечи маржинализма.

20. «Изолированное государство» Иоганна фон Тюнена; законы потребления Германа Госсена.

21. Карл Менгер: предельная полезность, теория органического развития.

22. Леон Вальрас: теория экономического равновесия.

23. Немецкая историческая школа, ее русские интерпретаторы.

24. Джон Бейтс Кларк: предельная производительность.

25. Альфред Маршалл – неоклассический синтез.

26. Михаил Туган-Барановский и Николай Кондратьев – вклад в понимание экономической цикличности.

27. Торстейн Веблен: роль социальных стереотипов в экономическом поведении.

28. Александр Чаянов: крестьянская экономика. Категория «тягостность труда».

29. «Великая депрессия» и Джон Мейнард Кейнс.

30. Джоан Робинсон и Эдвард Чемберлин: механизмы реальной конкуренции.

31. Элвин Хансен: развитие кейнсианства и практическое его применение.

32. Рой Харрод и Евсей Домар: развитие кейнсианской модели экономики.

33. Рональд Коуз: теория фирмы и трансакционных издержек.

34. Экономический либерализм Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека.

35. Милтон Фридмен, монетаризм, его исторические корни (от меркантилизма).

36. Дуглас Норт, новый институционализм.

37. Гэри Беккер, человеческий капитал.

Темы рефератов

1. Развитие представлений о предмете экономической науки.

2. Эволюция идеи общественного разделения труда.

3. Рынок: эволюция объекта – эволюция представлений о нем.

4. Происхождение и изменение названия экономической науки.

5. Кто первым употребил слово «ойкономика»: Гесиод или Ксенофон?

6. Вклад Элвина Хансена в экономическую науку.

7. Вклад Дугласа Норта в экономическую науку.

8. Роль институтов в экономической сфере.

9. Вклад Рональда Коуза в экономическую науку.

10. Открытие трансакционных издержек.

11. Развитие Роем Харродом кейнсианской теории.

12. Вклад Иозефа Шумпетера в экономическую науку.

13. Шумпетер как историк экономической науки.

14. Развитие взглядов на роль предпринимателей в экономике.

15. Вклад Томаса Мальтуса в экономическую науку.

16. Факторы экономического равновесия по Мальтусу.

17. Вклад Жана Батиста Сэя в экономическую науку.

18. Закон Сэя: критика и оправдания.

19. Вклад Иоганна фон Тюнена в экономическую науку.

20. Вклад Германа Госсена в экономическую науку.

21. Междисциплинарные связи истории экономической мысли.

22. Вклад А.В.Чаянова в экономическую науку.

23. Евсей Домар: вклад в понимание макроэкономического равновесия.

24. Возникновение христианства и изменение экономических взглядов.

25. Ислам и экономика.

26. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую науку.

27. Графическая интерпретация экономических моделей.

28. Вклад Карла Менгера в экономическую науку.

29. Вклад Давида Рикардо в экономическую науку.

30. Вклад Н.И.Кондратьева в экономическую науку.

31. Вклад Саймона Кузнеца в экономическую науку.

32. Вклад Франка Найта в экономическую науку.

33. Вклад Карла Маркса в экономическую науку.

34. Вклад Анн-Робера-Жака Тюрго в экономическую науку.

35. Вклад Франсуа Кенэ в экономическую науку.

36. Развитие взглядов экономистов на цикличность рыночной экономики.

37. Вклад Герберта Саймона в экономическую науку.

38. Роберт Солоу: работа по макроэкономическому равновесию и росту.

39. Эволюция моделей экономического роста.

40. О лауреатах Нобелевской премии по экономике

Расчет баллов для оценки рейтинга успеваемости студентов по дисциплине

«История экономических учений»»

Планом предусмотрено: лекции - 24 часа; практика - 36 часов; самостоятельная работа – 48 часов. Итого – 108 часов.

Качество освоения студентами дисциплины преподавателем оценивается как по итогам самостоятельных аудиторных работ, так и в ходе проверки знаний, полученных в процессе внеаудиторной самостоятельной работы.

Текущая и промежуточная аттестация осуществляется на основе использования балльной системы с учетом уровня домашней подготовки учащихся и работы в аудитории. Баллы суммируются. Максимальный результат, которого может достичь студент, составляет 100 баллов.

Форма итогового контроля знаний для студентов – зачет.

К зачету студент дневного отделения должен представить полный комплект аудиторных и самостоятельных работ, подготовленный в ходе изучения дисциплины, а студент заочного отделения – выполненную в письменном/электронном виде контрольную работу.

Уровень успеваемости по дисциплине соответствует 50%. Установлены границы перевода рейтинговой оценки в пятибалльную. К моменту окончания изучения студентами дисциплины суммы балов должны соответствовать следующим критериям:

- пороговый («оценка «удовлетворительно) 50% - 69% – 50 – 69 баллов.

- стандартный (оценка «хорошо») 70% - 89% – 70 – 89 баллов.

- эталонный (оценка «отлично») 90% -100% – 90 – 100 баллов.

 

Литература:

1. Агапова И.И. История экономических учений. – М., 2001. – 285 с.

2. Бартенев С.А. история экономических учений: учебник/ с.А. Бартенев.- Москва: Магистр: Инфра_М, 2013.- 476 с.

3. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: учебное пособие / Л.Н. Даниленко. – М.: ИНФРА-М. – 2013. – 576с.

4. Заславская, М.Д. История экономики: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика", "Менеджмент" (квалификация "бакалавр") / М. Д. Заславская. – Москва: Дашков и Кº, 2013. – 293 с.

5. История экономики: учебник для студентов высш. Учеб. завед., обучающихся по экономическим специальностям/ О.Д. кузнецова и др. _ Москва: Инфра-М, 2013.- 415 с.

6. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. 5-е доп. и перераб. изд-ие - Киров: «АСА», 2003. –510 c.

7. Носова, С. С. Экономическая теория. Дистанционное обучение: учеб. пособие / С. С. Носова. – М.: КНОРУС, 2013. – 254 с.

 

8. Синельник Л.В. история экономических учений: учебное пособие для аспирантов и студентов высших учебных заведений.- Москва: КноРус, 2014.-282 с.

9. Современные проблемы экономической науки: коллектив. моногр. / под общ. ред. И. Ю. Карелина. – Уфа: БАГСУ, 2013. – 285 с.

 

10. Худокормов А.Г История экономических учений (современный этап): учебник для студентов экономических специльностей.- Москва: Инфра-М, 2013.-732 с.

11. Ядгаров Я.С.История экономических учений: Учебник / Я. С. Ядгаров; [ВЗФЭИ]. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,2011. Гриф ЭБС «Знаниум» (2011, 2012)

 

 

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.