Судебная власть в Республике Беларусь — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Судебная власть в Республике Беларусь

2017-10-01 532
Судебная власть в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Судебная власть наряду с законодательной и испол­нительной является особой ветвью государственной власти и важнейшим признаком демократического государства. Самостоятельное функционирование судебной власти, ее обособление от иных государственно-властных структур


I


 


свидетельствует о реализации на практике принципа вер­ховенства права. Деятельность судебной власти призвана обеспечить господство права, в том числе и по отношению к государству. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая социально-экономические и полити­ческие права, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независи­мо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Демократические основы организации и деятельности судебной власти (гласность судебного процесса, независи­мость судей, состязательность и равноправие сторон) поз­воляют рассматривать ее в качестве важнейшей составной части народовластия. Вместе с тем реализация судебной власти (приговор по уголовному делу, решение по граждан­скому иску) представляют собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах.

__ Судебная власть играет важную роль в сдерживании и уравновешивании законодательной и исполнительной вет­вей власти. Она располагает возможностью оценивать де­ятельность данных ветвей власти в соответствии с Консти­туцией. Так, в силу статьи 112 Конституции Республики Беларусь, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, то он ставит в установленном порядке воп­рос о признании данного нормативного акта неконституци­онным. При этом следует учитывать, что законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное влияние на функционирование судебной власти. Так, че­рез принятие законов законодательная власть определяет судебную систему и принципы ее деятельности, компетен­цию судебных органов, юридический статус судей и т. д. В свою очередь исполнительная власть осуществляет под­готовку кадров судебных органов, организационное и ма­териально-техническое обеспечение деятельности судов. Вместе с тем ни одна из ветвей власти не должна вмеши­ваться в деятельность судов, в осуществление функций су­дебной власти и в сферу правосудия в целом.

В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принад­лежит судам. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нор-


м.тпшпых правовых актов. При осуществлении правосудия судьи независимы и, подчиняются только закону. Какое-п||)() вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по зако­ну. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в пре­дусмотренных законом случаях1-- единолично судьями. Рллбирательство дел во всех судах Республики Беларусь проводится открыто. Слушание дел в закрытом судебном насгдании допускается лишь в случаях, определенных за­коном, с соблюдением всех правил судопроизводства. Пра­восудие в стране осуществляется на основе состязательнос­ти и> равенства сторон в процессе. При этом стороны и ли­ца, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Будучи важнейшей составной частью государственной власти, судебная власть как форма социального регулиро­вания в соответствующей сфере общественных отношений, обладает всеми ее основными признаками. В частности, су­дебные решения в соответствии со статьей 115 Конституции Республики Беларусь являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Принимая решения в рамках четко очерченной компетенции, судебный орган, руковод­ствуясь законом, может применять различные виды государ­ственного принуждения — лишение человека свободы и да­же жизни, конфискацию у физических и юридических лиц собственности, роспуск политических партий и т. д.

В то же время судебной власти присущи специфические признаки, отличающие ее от других ветвей власти — зако­нодательной и исполнительной. Одним из этих признаков является исключительность судебной власти, суть которой заключается в том, что осуществление основной функции судебной власти — правосудия — не может осу­ществляться каким-либо иным органом кроме су­да. Это положение устанавливается в большинстве конс­титуций. Так, в соответствии со статьей 109 Конституции Республики Беларусь и статьей 1 Закона Республики Бе­ларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» судебная власть в Республике Беларусь принад­лежит только судам, образованным в установленном по­рядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

Кроме того, судебная власть отличается особым ста­тусом и режимом деятельности судей, осуществляющих

 

9 Зак. 1955


эту власть. Конституция Республики Беларусь устанавли­вает, что судьи не могут осуществлять, к примеру, пред принимательскую деятельность, выполнять иную оплачи­ваемую работу, кроме преподавательской и научно-иссле­довательской. Эти и иные требования определяются специ­альным законодательством. Так, обязательным условием занятия должности судьи является достижение граждани­ном Республики Беларусь двадцатипятилетнего возраста, наличие высшего юридического образования (за исключе­нием судей судебной коллегии по патентным делам Вер­ховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование), стаж работы по юриди­ческой специальности не менее двух лет (или стажировка на протяжении двух лет в установленном порядке) и сда­ча квалификационного экзамена специальной экзаменаци­онной комиссии. Кандидатом на должность судьи может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. ^Кроме того, кандидаты на должности: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет. Судьи Верховного Суда Республики Беларусь долж­ны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет (за исключением судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, не имею­щих высшего юридического образования, которые должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее трех лет). Судьи военных судов Республики Беларусь и Воен­ной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь наз­начаются на должность из числа военнослужащих, имею­щих воинские звания офицерского состава. Судьей по ад­министративным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста двадцати трех лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Кроме того, при назначении на должность судьи либо при занятии им новой должности кандидаты должны пре­доставлять для проверки органу, занимающемуся подго­товкой решения, сведения о себе в объеме и порядке, установленном законодательством для служащих государ­ственного аппарата.

Особенность режима деятельности судей в Республике Беларусь определяется такими конституционными принци-


1ЫМП, как независимость судей и подчинение их только ' п «ту. Они осуществляют судебную власть помимо чьей-'П1(ю воли, подчиняясь только Конституции и закону. В и!/iv статьи 64 Закона Республики Беларусь «О судоуст­ройстве и статусе судей в Республике Беларусь» воздейст-пмг и какой-либо форме на судей с целью воспрепятство-в;т> всестороннему, полному и объективному рассмотре­нию конкретного дела или добиться вынесения незаконно-к> судебного решения, приговора, определения или поста­новления влечет за собой уголовную ответственность в соот­ветствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Под судебной системой государства понимает­ся совокупность всех судов страны. Судебная систе-м;| Республики Беларусь — это совокупность взаимодейст­вующих между собой судебных учреждений Беларуси всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процессуальных формах.

Конституционные основы судебной системы представ­ляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодатель­ства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех орга­нов судебной системы.

Судебная система Республики Беларусь включает основные разновидности судебных учреждений:

• суды общей юрисдикции (осуществляют рассмотрение
уголовных, гражданских и административных дел);

• специальные суды.

Систему общих судов составляют:

• Верховный Суд Республики Беларусь;

• областные суды;

• городские суды;

• районные (городские) суды.

Кроме того, в систему общих судов входят и военные су-

, возглавляемые Военной Коллегией Верховного Суда.

Специальными судами в Республике Беларусь являют­ся Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд и возглавляемая им система хозяйственных судов.

Помимо конституционного законодательства правовую >снову судебной системы составляют обычные законы и -шые нормативные правовые акты. В их числе процессу-1ьные кодексы, законы: «О Конституционном Суде Рее-


 


 




публики Беларусь», «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», «О хозяйственных судах в Респуб­лике Беларусь», «О государственной защите судей, долж­ностных лиц правоохранительных и контролирующих ор­ганов», «О Прокуратуре Республики Беларусь», а также указы и декреты Президента, регулирующие отдельные ас­пекты организации и функционирования судебной системы.

Правовая охрана конституции представляет собой сово­купность контрольно-надзорных полномочий и мер со сто­роны государственных органов, обладающих правом про­верки содержания нормативных правовых актов и действий субъектов права на предмет их соответствия Конституции.

Организация охраны конституции осуществля­ется в следующих формах:

1) в форме использования властных полномочий главой
государства как гарантом конституции;

2) в форме прямого конституционного надзора, когда
компетентный государственный орган выявляет неконсти­
туционность акта;

3) в форме косвенного конституционного надзора, ког­
да правомочные органы (суды) вправе ставить в установ­
ленном порядке вопрос о признании того или иного нор­
мативного акта неконституционным (статья 112 Конститу­
ции Республики Беларусь);

4) в форме установления особого порядка пересмотра и
внесения предложений о поправках в текст действующей
конституции;

5) в форме использования компетентными субъектами
права законодательной инициативы;

6) в форме предварительного и последующего консти­
туционного контроля, когда компетентные государствен­
ные органы отменяют акты, не соответствующие Основно­
му Закону;

7) в форме официального нормативного конституцион­
ного толкования;

8) посредством конституционно-правового судебного
разрешения споров о компетенции (между органами госу­
дарственной власти и управления и т. д.);

9) в форме конституционной экспертизы правопримени­
тельной практики, когда Конституционный Суд рассмат­
ривает дела по жалобам о нарушении основных прав и сво­
бод граждан.


В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и се непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприме­нении, решения иных вопросов, предусмотренных Консти­туцией и Законом «О Конституционном Суде Республики

Беларусь».

Основными принципами деятельности Конституци­онного Суда являются:

законность;

независимость;

коллегиальность;

открытость (гласность);

устность;

равноправие;

состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на данный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствует­ся Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Бе­ларусь, а также законами и другими нормативными акта­ми. При рассмотрении вопросов о соответствии норматив­ных актов Конституции Республики Беларусь Конституци­онный Суд исходит из презумпции их конституционности. Независимость Конституционного Суда обеспе­чивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью су­дей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопро­сов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответ­ственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.


Рассмотрение дел, относящихся к компетенции Консти­туционного Суда, осуществляется коллегиально. Дела разрешаются Конституционным Судом открыто, за иск­лючением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 26 Закона Республики Беларусь «О Конституцион­ном Суде Республики Беларусь», которая предусматрива­ет, что по решению Суда в случае, если это необходимо для сохранения государственной тайны, могут проводить­ся закрытые заседания. Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушива­ет стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы. При рассмотрении дел Конституционным Судом стороны поль­зуются равными правами. Конституционное судопроиз­водство строится на началах состязательности сторон.

Согласно статье 12 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конс­титуционного Суда и десять судей, из которых шесть наз­начаются Президентом Республики Беларусь, а шесть избираются Советом Республики Национального собра­ния Республики Беларусь. В случае досрочного выбытия избранного или назначенного судьи из состава Конститу­ционного Суда применяется аналогичный порядок либо избрания, либо назначения другого судьи.

Председатель Конституционного Суда назначается Пре­зидентом Республики Беларусь с согласия Совета Респуб­лики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. Заместитель Предсе­дателя избирается Конституционным Судом из состава су­дей по предложению Председателя Конституционного Су­да. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя дан­ного Суда Президентом Республики Беларусь по основа­ниям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с уведомлением Совета Рес­публики Национального собрания.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен или избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высоко­квалифицированным специалистом в области права и име-


ющий, как правило, ученую степень, а также обладающий нысокими моральными качествами. После назначения или избрания на должность судье Конституционного Суда присваивается квалификационный класс судьи Президен­том Республики Беларусь. Предельный возраст членов Конституционного Суда — семьдесят лет. Судьи Конститу­ционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.

Член Конституционного Суда вправе принимать учас­тие в его работе только после принесения присяги. К при­сяге членов Конституционного Суда, как назначенных Президентом Республики Беларусь, так и избранных Со­нетом Республики Национального собрания Республики Зеларусь, приводит Президент в присутствии Председате-

Палаты представителей и Председателя Совета Респуб-1ики Национального собрания. Каждый член Конституци­онного Суда принимает присягу следующего содержания: *Я (фамилия, имя, отчество) беру на себя обязательство перед народом Республики Беларусь честно, добросовест-ю и беспристрастно защищать конституционный строй и исрховенство Конституции Республики Беларусь».

Конституционный Суд правомочен принимать решения приступает к работе, когда в его состав назначено и из-5рано не менее восьми членов Суда. В случае отсутствия Тредседателя Конституционного Суда и его заместителя лли невозможности исполнения этими лицами своих обя­занностей старший по возрасту судья Конституционного Зуда пользуется полномочиями, перечисленными в статье 19 Закона «О Конституционном Суде Республики Бела-эусь», закрепляющей компетенцию Председателя Консти­туционного Суда.

Компетенция Конституционного Суда определя­ется статьей 5 Закона Республики Беларусь «О Конститу­ционном Суде Республики Беларусь», в соответствии с ко­торой данный орган рассматривает дела и дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Рес­публикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президен­та Республики Беларусь, изданных во исполнение закона,


 


 




Конституции, международно-правовым актам, ратифици­рованным Республикой Беларусь, законам и декретам;

• соответствии постановлений Совета Министров
Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республи­
ки Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь,
Конституции, международно-правовым актам, ратифици­
рованным Республикой Беларусь, законам, декретам и
указам Президента Республики Беларусь;

• соответствии актов любого другого государственного
органа Конституции, международно-правовым актам, ра­
тифицированным Республикой Беларусь, законам, декре­
там и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд может рассматривать вопросы о конституционности нормативных правовых актов, как в целом, так и отдельных их положений. Проверяя консти­туционность оспариваемого нормативного акта, Конститу­ционный Суд устанавливает соответствие его Конститу­ции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Пре­зидента Республики Беларусь:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта;

3) с точки зрения разграничения компетенции между
государственными органами;

4) по порядку принятия, подписания, опубликования и
введения в действие.

Конституционный Суд Республики Беларусь не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (статья 116), Конституционный Суд по предло­жению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого наруше­ния Конституции палатами Парламента — Национального собрания.

Конституционный Суд рассматривает вопросы на осно­вании соответствующих предложений инициаторов. Пред­ложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд:


 

• Президент Республики Беларусь;

• Палата представителей Национального собрания Рес­
публики Беларусь;

• Совет Республики Национального собрания Респуб­
лики Беларусь;

• Совет Министров Республики Беларусь;

• Верховный Суд Республики Беларусь;

• Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

Другие государственные органы, общественные объеди­нения, а также граждане выступают с соответствующей ини­циативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд вправе вносить Президенту Рес­публики Беларусь, палатам Парламента — Национального собрания, Совету Министров, другим государственным ор­ганам в соответствии с их компетенцией предложения о не­обходимости- внесения в акты действующего законодатель­ства изменений и дополнений, или принятия новых норма­тивных актов. Конституционный Суд вправе также вно­сить в государственные и другие органы иные предложе­ния, вытекающие из его полномочий.

Законы, декреты и указы Президента Республики Бе­ларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образо­ваний, в которые входит Республика Беларусь, постанов­ления Совета Министров, акты Верховного Суда, Высше­го Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конститу­ционным Судом не соответствующими Конституции, счи­таются утратившими силу в целом или в опреде­ленной их части с момента, определяемого Конс­титуционным Судом.

Признание нормативного акта либо отдельных его по­ложений не соответствующими Конституции является ос­нованием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких норматив­ных актов не могут применяться судами, другими органа-чи и должностными лицами.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на


территории Республики Беларусь всеми государст­венными органами, предприятиями, учреждениями, орга­низациями, должностными лицами и гражданами.

Решения Конституционного Суда должны быть рас­смотрены органами и лицами, которым они адресованы, с обязательным направлением Конституционному Суду отве­тов в установленный им срок. Отказ или уклонение от рас­смотрения, нарушение сроков, неисполнение или ненадле­жащее исполнение решений Конституционного Суда вле­кут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 45 Закона Республики Бела­русь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе су­дей в Республике Беларусь» (с послед, измен, и дополн.) Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих су­дов Республики Беларусь в порядке, установленном зако­нодательством.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из:

• Председателя суда;

• первого заместителя;

• заместителей Председателя;

• судей Верховного Суда Республики Беларусь.
Верховный Суд действует в составе:

 

• судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда Республики Беларусь;

• судебной коллегии по уголовным делам Верховного
Суда Республики Беларусь;

• Военной коллегии Верховного Суда Республики Бела­
русь;

• судебной коллегии по патентным делам Верховного
Суда Республики Беларусь;

• Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

• Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Состав Верховного Суда Республики Беларусь в соот­ветствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. установлен в количестве пятидесяти одного человека.

Согласно статье 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь с согласия Совета Рес­публики назначает на должность Председателя Верховно­го Суда, судей Верховного Суда, иных судей Республики Беларусь, а также освобождает от должности Председателя


и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотрен­ным законом, с уведомлением Совета Республики.

Полномочия Верховного Суда Республики Беларусь определены в статье 47 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бе­ларусь», в соответствии с которым он:

• в пределах своих полномочий рассматривает дела в
кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь от­
крывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой ин­
станции в случаях, предусмотренных законами Республи­
ки Беларусь;

• изучает и обобщает судебную практику, анализирует
судебную статистику и дает разъяснения по вопросам при­
менения законодательства Республики Беларусь, возника­
ющим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения Пле­
нума Верховного Суда являются обязательными для судов,
иных органов и должностных лиц, применяющих закон;

• осуществляет контроль за исполнением судами Респуб­
лики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда;

• вносит предложения в Конституционный Суд о провер­
ке конституционности тех или иных нормативных актов;

• оказывает помощь судьям по применению законода­
тельства;

• решает в пределах своих полномочий вопросы, вытека­
ющие из международных договоров Республики Беларусь;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с зако­
нодательными актами.

Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пре­делах своей компетенции правосудие в области хозяйствен­ных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Хозяйственные суды являются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Бела­русь. Единую систему хозяйственных судов составляют:

1) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

2) хозяйственные суды областей, хозяйственный суд го­
рода Минска, а также специализированные хозяйственные


суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), об­разуемые при необходимости Президентом Республики Бе­ларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйст­венного Суда.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь воз­главляет систему хозяйственных судов, несет ответствен­ность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенство­вание их деятельности. Он является высшим судебным ор­ганом по разрешению хозяйственных (экономических) спо­ров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Основными задачами Хозяйственных судов являются:

• обеспечение защиты прав и охраняемых законом ин­
тересов организаций и граждан в сфере предпринима­
тельской и иной хозяйственной (экономической) деятель­
ности путем осуществления правосудия;

• обеспечение правильного и единообразного примене­
ния законодательства при осуществлении правосудия;

• содействие укреплению законности и предупрежде­
нию правонарушений в сфере предпринимательской и
иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Деятельность хозяйственных судов основывается на принципах:

1) законности;

2) независимости судей при осуществлении правосудия;

3) состязательности и равенства сторон в процессе;

4) открытости и гласности судебного разбирательства;

5) свободного доступа к правосудию;

6) обязательности судебных актов для всех организа­
ций и граждан.

В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь с согласия Со­вета Республики назначает на должность Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей данного Суда, а также освобождает от должности Председателя и судей данного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики. Судьи хозяйственных судов областей назначаются Президентом и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначенных на долж­ность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.


Судьи Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Рес­публики Национального собрания и исполняют свои обя­занности бессрочно.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, перво­го заместителя и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом. Количественный состав Выс­шего Хозяйственного Суда устанавливается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

1) Пленума Высшего Хозяйственного Суда;

2) Президиума Высшего Хозяйственного Суда;

3) коллегии по проверке законности решений хозяйст­
венных судов;

4) судебных коллегий по разрешению отдельных кате­
горий споров.

В Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь действует также квалификационная коллегия судей.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Бе­ларусь решает важнейшие вопросы деятельности хозяйст­венных судов и действует в составе Председателя Высше­го Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместите­лей Председателя, судей Высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов областей.

Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Респуб­лики Беларусь определяются в статье 12 Закона Респуб­лики Беларусь от 9 декабря 1998 г. «О хозяйственных су­дах в Республике Беларусь», в соответствии с которой он:

• рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные
Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Бе­
ларусь к его подсудности;

• рассматривает дела в порядке надзора по протестам
на вступившие в законную силу судебные акты хозяйст­
венных судов;

• пересматривает по вновь открывшимся обстоятель­
ствам принятые им и вступившие в законную силу судеб­
ные акты;


 

• обращается в Конституционный Суд Республики Бе­
ларусь с предложением о даче заключений о соответствии
нормативных правовых актов, международных договоров
и иных обязательств Республики Беларусь Конституции
(в соответствии с частью второй статьи 112 и частью чет­
вертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь);

• изучает и обобщает практику применения хозяйствен­
ными судами законодательства, регулирующего отношения
в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (эко­
номической) деятельности, дает разъяснения по вопросам
судебной практики;

 

• разрабатывает предложения по совершенствованию
законодательства, регулирующего отношения в сфере
предпринимательской и иной хозяйственной (экономиче­
ской) деятельности;

• осуществляет проверку деятельности хозяйственных
судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изу­
чает и распространяет положительный опыт их работы;

• ведет судебную статистику и организует работу по ее
ведению в хозяйственных судах;

• осуществляет меры по созданию условий для эффектив­
ной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их
кадровому, организационному и другим видам обеспечения;

• решает в пределах своих полномочий вопросы по зак­
лючению и исполнению международных договоров Рес­
публики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с су­
дами иностранных государств;

• осуществляет иные полномочия, предоставленные ему
Конституцией Республики Беларусь, Законом «О хозяйст­
венных судах в Республике Беларусь» и другими законо­
дательными актами.

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из­
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе­
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак­
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0,

2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь
от 15 декабря 1998 г. // Ведомости Национального собрания Рес­
публики Беларусь. 1999. № 13-14. Ст. 195.

3. Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О Проку­
ратуре Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от
20 июня 1996 г.) // Ведомости Верховного Совета Республики Бе­
ларусь. 1993. № 10. Ст. 95; 1996. № 23. Ст. 427.


 

4. Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Консти
туционном Суде Республики Беларусь» (с изменениями и дополне­
ниями от 7 июля 1997 г. и 16 июня 2000 г. // Ведомости Верхов­
ного Совета Республики Беларусь. 1994. № 15. Ст. 220; Ведомости
11ациональнального собрания Республики Беларусь. 1997. № 25-26.
Ст. 465; Национальный реестр правовых актов Республики Бела­
русь. 2000. № 59. 2/176.

5. Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судо­
устройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с последующи
ми изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Сове-
га Республики Беларусь. 1995. № 11. Ст. 120; Ведомости Нацио­
нального собрания Республики Беларусь. 1998. № 28. Ст. 463;
№ 35. Ст. 514; Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. 2000. № 59. 2/173.

6. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1998 г. «О хозяйст­
венных судах в Республике Беларусь» // Ведомости Национально­
го собрания Республики Беларусь. 1999. № 2. Ст. 32.

7. Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О междуна­
родном арбитражном (третейском) суде» // Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 56. 2/60.

8. Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государст­
венной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов» // Национальный реестр правовых ак­
тов Республики Беларусь. 2000. № 2. 2/115.

9. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 1999 г.
№ 41 «О военных судах Республики Беларусь и Военной коллегии
Верховного Суда» // Национальный реестр правовых актов Рес­
публики Беларусь. 1999. № 91. 1/799.

 

10. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 января 2000 г.
№ 2 «О некоторых вопросах единоличного рассмотрения судьей
уголовных дел» // Национальный реестр правовых актов Респуб­
лики Беларусь. 2000. № 10. 1/944.

11.Декрет Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2000 г.
№ 4 «О коллегиальном рассмотрении уголовных дел в судах» //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000.
№ 14. 1/977.

 

12. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2002 г.
№ 5 «Об утверждении Положения о порядке принесения присяги
судьями общих и хозяйственных судов Республики Беларусь» //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002.
№ 24. 1/3526.

13. Указ Президента Республики Беларусь от 25 января 1999 г.
№ 54 «О некоторых вопросах деятельности Верховного Суда»
(с изменениями и дополнениями от 4 января 2000 г.) // Нацио­
нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 9.
1/64; 2000. № 4. 1/912.


14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
10 апреля 2001 г. № 497 «О медицинском и санаторно-курортном
обеспечении судей» // Национальный реестр правовых актов Рес­
публики Бел


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.