Коммуникативная активность (фактор Н) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Коммуникативная активность (фактор Н)

2017-10-01 1539
Коммуникативная активность (фактор Н) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зона 1

Подросток робкий, застенчивый, может теряться в новой обстановке, не умеет сам знакомиться с новыми людьми. Может испытывать затруднения, когда приходится отвечать на уроках без подготовки. У подростка слабый тип нервной систе­мы, по И.П. Павлову, и вытекающие из этого особенности пове­дения и трудности адаптации. Из всех личностных характеристик только фактор Н, по нашим данным, имеет достаточно тесную связь с типом нервной системы человека, поэтому низкие его значения мало изменчивы, что создает проблемы адаптации на протяжении всей жизни и может накладывать определенные ог­раничения на выбор профессиональной деятельности.

Зона 2

Средние способности к адаптации. Может не про­являть особой инициативы в установлении контактов, но и не ис­пытывать трудностей, когда это приходится делать.

Зона 3

Легко адаптируется в новых условиях, знакомится с новыми людьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Кон­тактирует с различными микрогруппами в классе.

Зона 4

Повышенная активность в общении. Подросток стре­мится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводит­ся новыми «друзьями». Общение чаще поверхностное, отноше­ния неглубокие. Проявляет инициативу при знакомстве и со взрос­лыми, легко разговаривает с ними на любые темы.

 

Конформизм (фактор Q2)

Зона 1

Индивидуалист. Не принадлежит ни к какой компа­нии (или группировке) в классе. Не любит быть как все, его раз­дражает «стадность». Может легко противостоять групповому давлению. Подростка не волнует мнение одноклассников о себе. Он поступает так, как считает правильным сам, никак не учитывая мнение других ребят. За это его могут не любить в классе.

Зона 2

Хотя подросток и входит в какую-то группу в классе или вне его, но не идентифицирует себя с ней полностью. Может критиковать групповые нормы, не всегда склонен подчиняться, хотя и готов к сотрудничеству. Предпочитает оставаться при своем мнении, готов действовать самостоятельно, может и - напере­кор группе.

Зона 3

Компанейский, придерживается норм и ценнос­тей, принятых в группе, с которой себя идентифицирует. С ува­жением относится к групповому мнению, готов к сотрудничеству, может подчиниться групповому решению. Хочет быть на хоро­шем счету в группе. Наиболее типичный и обеспечивающий адаптированность в подростковом возрасте тип поведения.

Зона 4

В одиночестве чувствует себя неуютно, беспомощ­но, предпочитает проводить время со своей компанией, нужда­ется в одобрении со стороны ее членов, не может пойти против группы. Только находясь в компании, чувствует себя хорошо. Не сможет перенести, если приятели выказывают неприязнь, стара­ется вести себя так, чтобы не вызывать осуждения. Ему необхо­димо ощущать себя членом компании. Во всем старается быть похожим на лидера группы и наиболее

 

 

значимых ее членов (в одежде, манере разговора, увлечениях и пр.).

 

Потребность в общении (фактор А)

Зона 1

Потребность в общении выражена слабо. Это озна­чает, что подросток не старается установить близкие отношения со всеми, с кем приходится разговаривать. Он хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается нечасто. Друзей не меняет, с трудом может обзавес­тись новым другом, если из-за переезда или смены школы отношения оборвались.

Зона 2

Потребность в общении выражена средне.

Зона 3

Подросток нуждается в общении. И не просто в совместном провождении времени, а в глубоких дружеских от­ношениях с теми людьми, с которыми встречается и разговари­вает. Формальные, чисто деловые разговоры его не удовлетво­ряют, ему необходимо понимание и эмоциональное сопережи­вание. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссо­ры с друзьями.

Зона 4

Общение для подростка выступает одной из глав­ных жизненных потребностей. Одиночество его тяготит. В школу он в основном ходит общаться. Для него важно неформальное, индивидуализированное общение. Ему неважно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами. Его поведение может быть навязчивым, раздражать ме­нее общительных ребят, которые стараются от него избавиться. Подросток тяжело переносит ссоры с друзьями, но не может ос­таваться в одиночестве: либо старается любым способом поми­риться, либо установить с кем-то из одноклассников более тес­ные эмоциональные отношения.

 

В процессе интерпретации «Психологической характерис­тики» потребность и активность в общении следует рассматри­вать совместно. Наиболее комфортно подросток чувствует себя в том случае, когда обе характеристики находятся в одной зоне. Это означает, что подросток проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превос­ходит его потребности, ученик тоже не испытывает проблем, но взаимоотношения с одноклассниками бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Подросток может чув­ствовать себя плохо, когда его потребность в общении не нахо­дит удовлетворения, когда он не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения - то есть, когда активность в общении ниже, чем потребность.

 

Психологическая энергия (фактор Q4)

Зона 1

Слабый уровень психического напряжения. Свиде­тельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Подросток обычно все выполняет фор­мально, по минимуму. Часто - это просто лень. Иногда может быть следствием общей астенизации, крайней соматической ослабленности или хронического переутомления. Бывает, слабое психическое напряжение характерно для детей с высокими спо­собностями, которым все очень легко дается. Они привыкают работать без напряжения, а когда возникают трудности, то ока­зывается, что они не умеют прикладывать усилия для преодоле­ния. Обязательно необходимо контролировать учебную деятель­ность таких подростков. Школьники, которым свойственно низ­кое психическое напряжение (или лень), всегда учатся значительно ниже своих способностей.

Зона 2

Средний уровень психологического напряжения. Нормальная работоспособность.

Зона 3

Подросток эмоционально включается в любую дея­тельность, проявляет заинтересованность. Имеет место моти­вация достижений. Отличается хорошей

 

 

работоспособностью.

Зона 4

Высокий уровень психического напряжения. Из-за высокой мотивации подросток работает на пределе своих воз­можностей, полностью выкладывается. Очень переживает, если что-то не успевает сделать или получается не. так, как хотелось бы. Могут быть из-за этого нервные и поведенческие срывы.

Факторы Q, и I отдельно в психологической характеристике не рассматриваются, но используются при оценке самостоятель­ности и гуманитарных способностей, частично - творческого потенциала подростка. Творческие способности лучше развива­ются в том случае, если факторы Q, и I находятся в 3 зоне.

Фактор Q, дает информацию о такой личностной характери­стике как «консерватизм-радикализм», устойчивость или измен­чивость жизненных ценностей, доверие авторитетам или интеллектуальная независимость. Известно, что жизненные установки и ценности с трудом поддаются изменению. У старшеклассников чаще всего встречается средний (неопределенный) уровень фак­тора Q,, т.е. большинство из них еще не определилось в собствен­ных жизненных ценностях и в том, насколько они будут абсолюти­зировать эти ценности и сохранять им верность на протяжении собственной жизни. Сдвиг значения фактора Q, в хорошую зону свидетельствует о готовности подростка к освоению различных вариантов жизненного сценария, к саморазвитию, самостоятель­ному выбору жизненного пути и к тому, что он допускает для дру­гих иные варианты этического, политического и социального самоопределения, не абсолютизирует собственный жизненный выбор, как единственно правильный. Сдвиг значения фактора Q, в слабую зону свидетельствует об интеллектуальной несамостоя­тельности подростка, абсолютной его приверженности опреде­ленным, привитым с раннего детства жизненным ценностям, не­возможности изменения жизненной позиции, неосознанном не­приятии и осуждении других вариантов жизненного выбора. Вы­сокие значения фактора Q, встречаются редко( свидетельствуют о приверженности подростка к крайним взглядам, суждениям, о его категоричности, неприемлемости компромиссов, но при этом имеются и явная новаторская ориентация, стремление к получе­нию новых знаний, освоению новых приемов деятельности, не­доверие к авторитетам, потребность в самостоятельной проверке любых гипотез и утверждений.

Фактор I характеризует такие особенности личности, как интуитивность и рационалистичность. Высокие значения факто­ра I свидетельствуют о развитии интуиции, эстетического вос­приятия, сентиментальности, увлечениях в области поэзии, ли­тературы, искусства. Для развития гуманитарных и творческих способностей необходимы высокие значения фактора I. Низкие значения фактора свидетельствуют о рационалистичности, не­доверии интуитивным догадкам и решениям, потребности найти всему рациональное обоснование и объяснение. Данный показа­тель имеет некоторую связь с полом, которую, тем не менее, нельзя абсолютизировать. Чаще высокие значения фактора I свойственны девушкам, чем юношам. Однако (и нередко) у юношей встречаются высокие значения фактора I, а у девушек - низкие.


 

 

В течение периода обучения с 7 по 11 класс личностные особенности подростков неустойчивы, могут значительно изменяться. Иногда эти изменения плавны, постепенны и однонаправлены. Но могут происходить и резкие, скачкообразные изменения, когда значения фактора становится противоположным. Частично это связано с собственной личностной неопределенностью и неус­тойчивостью образа «Я» подростка, частично - с пробами, «примериванием» различных стилей поведения в процессе построе­ния образа «Я».

Бланк для ответов

 

«Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой» (нормы)

Показатели Уровень выраженности
слабый средний хороший высокий
  Исполнительность (G) 0-3 4-6 7-10 11-12
  Волевой самоконтроль (Q3) 0-3 4-7 8-10 11-12
  Честолюбие (L) 0-2 3-5 6-8 9-12
  Самостоятельность, независимость (Е, L,Q1. Q2) 0-3 4-7 8-10 11-12
  Прагматизм (М) 10-12 6-9 3-5 0-2
  Тревожность (О) 0-2 3-6 7-9 10-12
  Беспечность (F) 0-4 5-7 8-10 11-12
  Эмоциональность (С) 11-12 7-10 4-6 0-3
  Дипломатичность (N) 0-4 5-7 8-10 11-12
  Коммуникативная активность (Н) 0-4 5-7 8-10 11-12
  Конформизм (Q2) 10-12 7-9 3-6 0-2
  Потребность в общении (А) 0-3 4-7 8-10 11-12
  Психологическая энергия (Q4) 0-3 4-6 7-10 11-12
  Радикализм (Q1) 0-3 4-6 7-9 10-12
  Эстетическое развитие (I) 0-4 5-6 7-10 11-12

 

 

Интерпретационные нормы (7-11 класс)

Психологическая защита (Q 5):

0 баллов - психологическая защита отсутствует, самооценка адекватна;

1-2 балла - существует потребность в психологической защите, возможна не вполне адекватная самооценка по отдель­ным личностным характеристикам;

3 балла - начальная стадия формирования психологической за­щиты по одному из типичных профилей, возможно соответствующее искажение самооценки;

4-7 баллов - наличие психологической защиты, неадекватная самооценка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.