Е.Н. Водовозова. На заре жизни — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Е.Н. Водовозова. На заре жизни

2017-09-30 496
Е.Н. Водовозова. На заре жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Водовозова Елизавета Николаевна (урожд. Цевловская; 1844 - 1923) - детская писательница, педагог. Дочь небогатого смоленского помещика Н.Г. Цевловского, умершего, когда Елизавете было 4 года.

В 1855 - 1861 гг. обучалась в Смольном институте. Ее пребывание здесь совпало с реформой женских учебных заведений, которую в Смольном осуществлял известный педагог К.Д. Ушинский. Еще в институте Елизавета Николаевна стала невестой своего учителя словесности В.И. Водовозова (1825 - 1886), а сразу по выпуске вышла за него замуж.

Журфиксы ("вторники") Водовозовых в 1860 - 1880-х гг. посещали многие народнически настроенные педагоги, литераторы, журналисты (А.В. Слепцов, П.И. Якушкин, С.В. Максимов, К.Д. Ушинский, Г.З. Елисеев и др.).

С 1863 г. Водовозова регулярно писала для детей и на педагогические темы, сотрудничала в журналах "Детское чтение", "Народная школа", "Голос учителя" и др. Овдовев в 1886 г., вновь вышла замуж за известного историка В.И. Семевского (1848 - 1916). С 1880-х гг. часто обращалась к мемуаристике (К.Д. Ушинский и В.И. Водовозов. Из воспоминаний институтки // Рус. старина. 1887. № 2; Дореформенный институт и преобразования К.Д. Ушинского // Рус. богатство. 1908. № 7 - 11, и др.), составила в итоге книгу "На заре жизни" (СПб., 1911). Вторая часть мемуаров Е.Н. Водовозовой "На заре жизни", включенная в сборник, печатается по этому изданию.

1 В первой публикации имелась следующая сноска: "Воспитанницы института и весь женский персонал, служивший в нем, кроме главной начальницы, названы вымышленными именами" (Рус. богатство. 1908. № 7. С. 132).

2 Ср. в книге Е. Лихачевой "Материалы для истории женского образования в России. 1856 - 1880" (СПб., 1901), где ссылаясь на очерк А. Чумикова "Мои цензурные мытарства" (Рус. старина. 1899. № 12), она писала о стоявшем в 1857 г. во главе цензурного ведомства князе Г.А. Щербатове, что он "довольно снисходительно относился к статьям, указывавшим недостатки в организации учебных заведений Министерства. Но лишь только речь касалась женских закрытых учебных заведений, независимость и либерализм кн. Щербатова пасовали, и в этих случаях он пропускал статьи лишь под непременным условием, чтобы слова: институт, начальница, классная дама, сторож были заменены словами: пансион, мадам, гувернантка, прислуга" (С. 292).

3 См.: Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц: Исторический очерк. 1764 - 1914. СПб., 1914. Т. 1. С. 55 - 65.

4 Мать Е.Н. Водовозовой - Александра Степановна Цевловская (урожд. Гонецкая; 1813-1887).

5 Дворянская книга предназначалась для записи дворян уезда или губернии. Велась соответствующими дворянскими депутатскими собраниями под наблюдением предводителя дворянства. Она разделялась на шесть разрядов по степени знатности. В третью часть дворянской книги вносились лица, получившие потомственное дворянство вследствие выслуги определенного чина на гражданской службе или в результате награждения российскими орденами.

6 Административное разделение Александровской и Николаевской "половин" произошло в 1864 г.

7 См. также примеч. 14 к воспоминаниям Г.И. Ржевской.

8 Сент-Илер Аделаида Карловна (урожд. Гилло) - инспектриса Александровской половины Смольного института в 1848 - 1867 гг.

9 Кофейный класс - название, закрепившееся в институтском обиходе и происходившее от цвета платьев. Первоначально, когда в Смольном было четыре класса, воспитанницы носили соответственно платья коричневого ("кофейный", самый младший класс), голубого, серого и белого цвета; к платьям полагались передники: у трех младших возрастов белые, а у "белых" - зеленые шелковые (см.: Черепнин Н.П. Указ. соч. Т. 1. С. 127). С уменьшением при Марии Федоровне срока обучения с 12 лет до 9 (императрица находила, что не следует принимать в институт детей раньше девятилетнего возраста, ибо "шестилетние дети нуждаются больше в домашнем уходе, чем в учении" - см.: Гиргас Л.Ф. Статс-дама М.П. Леонтьева. Киев, 1895. С. 4) на Николаевской половине остались "кофейный", "голубой" и "белый" классы, причем "белым" было присвоено платье зеленого цвета (ср. в воспоминаниях М.С. Угличаниновой: "старший, выходной (класс) почему-то назывался "белым", хотя платья носили зеленого цвета" - Угличанинова М. С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов // Рус. вестник. 1900. № 9. С. 159). На Александровской половине было два класса - "кофейный" и "белый". Те же цвета платьев - коричневый, голубой и зеленый - чаще всего использовались и в других столичных и провинциальных институтах. Серые платья обычно носили пепиньерки.

10 Екатерина Павловна (1788 - 1818) - великая княгиня, четвертая дочь императора Павла I, с 1809 г. - замужем за принцем Георгием Петровичем Ольденбургским (1784 - 1812), генерал-губернатором Тверской, Ярославской и Новгородской губерний.

11 М.П. Леонтьева (1792 - 1874) была дочерью Солигаличского уездного предводителя дворянства Павла Антоновича Шилова; училась в Смольном в 1800 - 1809 гг., была выпущена с шифром. Муж Марии Павловны - генерал-майор Н.Н. Леонтьев был на ней женат вторым браком, его первая жена, урожд. Пестель (двоюродная тетка известного декабриста), умерла, оставив ему троих сыновей. Два родных брата Леонтьевой - Иван и Сергей - были деятельными членами ранних декабристских тайных обществ (см.: Декабристы: Биографический справочник. М., 1988. С. 200 - 201). Гофмейстериной Мария Павловна стала в 1838 г., тогда же была назначена помощницей начальницы Смольного Ю.Ф. Адлерберг, а в 1839 г. - начальницей института. В 1864 г. ее сделали статс-дамой. В период начальствования Леонтьевой в Смольном были устроены новый лазарет, образцовая кухня и библиотека.

12 Клирос - место для певчих в церкви: возвышение перед алтарем по правую и левую руку от царских врат.

13 Кроме названной Водовозовой книги З.Е. Мордвиновой (СПб., 1902; автор - выпускница Николаевской половины Смольного 1862 г.) была написана еще одна биография М.П. Леонтьевой: Гиргас Л.Ф. Статс-дама Мария Павловна Леонтьева. Киев, 1895 (автор училась на Николаевской половине одновременно с Водовозовой). Даваемая здесь характеристика в основном совпадает с помещенной у Водовозовой. Гиргас считала Леонтьеву женщиной неглупой, хорошо для своего времени воспитанной, "любившей и русский язык, и все русское, но воспитанной на старинный лад; [она] почти не брала в руки русских журналов". Суховатая и холодная по натуре, она олицетворяла "порядок, точность и усердие", "жила по инструкции" и вследствие этого часто была мелочно придирчива и несправедлива. Общение с ней могло вызвать неловкость не только из-за несомненного консерватизма Леонтьевой, но и потому, что собеседники все время боялись "ответить невпопад и тем нарушить созданный ее воображением идеальный мир, где воспитательницы, ни на минуту не забывая исполнять инструкцию, следят за поведением гладко причесанных, аккуратно одетых, вежливых и сдержанных воспитанниц, всегда ходящих по парам и говорящих между собою на иностранных языках. <...> Сослуживцы ее никогда не могли решить вопроса: было ли высказываемое ею незнание зла и человеческих слабостей действительным неведением и близорукостью, или только позицией, удобной для начальствующего лица, которое, не видя зла, не может и помогать переносить его. <...> Она не была проницательна от природы, и этот недостаток еще усиливался от господствующей в то время методы замалчивать или смягчать пред распекающим за все начальством темные стороны всякого дела" (С. 11 - 12, 21).

14 Под псевдонимом Оленкина выведена воспитанница и компаньонка Леонтьевой - приемная (а скорее всего внебрачная) дочь ее институтской подруги Олимпиады Петровны Шишкиной - Анастасия Петровна Алонкина (1809 - 1885), которая жила у Леонтьевой с 1854 г.

15 Имеется в виду отдельно стоящий в институтской столовой стол, обедать за которым сажали в виде наказания.

16 Гарусный капор - шапочка с оборкой вокруг лица, вязанная из крученой шерсти; камлотовый салопчик - широкое пальто из камлота.

17 Мостки - деревянный настил, тротуар.

18 Врачей в описываемое время в Смольном было несколько: старший врач - действительный статский советник Иван Иванович Ниман, младший врач - статский советник Август Андреевич Зандер; штатный врач - Сергей Михайлович Ганшеев.

19 Температура в институте измерялась по Реомюру. По Цельсию - 11 - 12°.

20 При Водовозовой рукавчики и пелеринки полагалось снимать во время уроков; после реформы 1860-х годов этот обычай был отменен.

21 Нюта - Анна Николаевна Савельева, урожд. Цевловская (ок. 1835 -?), Шура (Саша) - Александра Николаевна Цевловская (ок. 1836 -?), с 1861 г. помощница начальницы Мариинского женского училища в Смоленске.

22 Дочь А.К. Сент-Илер - Аделаида Карловна Сент-Илер, выпускница педагогического класса Александровского института в 1857 г. (см.: Захарченко М.М. Исторический очерк педагогических классов С.-Петербургского Александровского института: 1848-1898. СПб., 1898. С. 96).

23 Табурет - здесь: соединение прикроватной тумбочки и сиденья.

24 Вдовьи дома были учреждены в 1803 г. при Московском и Петербургском Воспитательных домах для призрения неимущих, увечных и престарелых вдов государственных чиновников; в 1828 г. выделены в самостоятельные учреждения Ведомства императрицы Марии. У Е.Н. Водовозовой речь идет о Вдовьем доме при Смольном монастыре, основанном в 1808 г.

25 Книксен - приседание, короткий реверанс.

26 В Смольном институте, как и в большинстве других учебных заведений России, использовалась двенадцатибалльная шкала оценки знаний: "1 и 2 - худо, 3 и 4 - слабо, 5 и 6 - посредственно, 7 и 8 - хорошо, 9 и 10 - очень хорошо, 11 и 12 - отлично. Первая ученица, имея 12 по всем предметам, получала шифр, вторая - золотую медаль, третья - большую серебряную, следующая - мелкую серебряную, далее шли книги" (Р.Ф. Воспоминания институтки 60-х годов // Рус. старина. 1909. № 9. С. 483-484).

27 То есть ученицы "кофейного", младшего класса.

28 По свидетельству Л.Ф. Гиргас, Таврический сад в это время еще не был открыт для публики. "Обыкновенно для этой partie de plaisir (увеселительной прогулки. - фр.) выбирался хороший день и с утра отсылали во дворец [Таврический] лакомства для детей. После раннего обеда длинные вереницы девиц (младшие классы впереди) тянулись в строгом порядке под присмотром классных дам вдоль нынешней Тверской улицы по направлению к саду. Посреди улицы медленно шел швейцар с булавой и в парадной красной ливрее с гербами; шествие замыкалось служителями и служанками, необходимыми для услуги в саду. После всех выходила Марья Павловна [Леонтьева] и вместе с инспектрисой и дежурной пепиньеркой садилась в карету, которая, обогнав детей, привозила начальницу в сад, где она и встречала воспитанниц. На одной из лужаек ставились стулья для начальства, а девицы гуляли, танцевали на скошенном лугу, играли, ни на минуту не забывая, однако, что кроме наблюдающих за их поведением воспитательниц, из окна дворца "на нынешнюю молодежь" смотрят почтенные отставные фрейлины, которых может побеспокоить слишком громкий говор или смех. К вечернему чаю или ужину все возвращались домой" (Гиргас Л.Ф. Указ. соч. С. 29).

29 Антраша - прыжок на двух ногах, во время которого ноги, разойдясь несколько раз, быстро скрещиваются. Пируэт - круговой поворот тела на носке.

30 "восхитительная", "прелестная", "божественная", "небесная" (фр.).

31 Положению гувернанток Водовозова посвятила специальную статью "Что мешает женщине быть самостоятельною" (Библиотека для чтения. 1863. № 9).

32 "Извольте терпеть, когда вас наказывают, извольте терпеть!" (фр.)

33 Дядя Водовозовой - Иван Степанович Гонецкий (1810 - 1887), старший брат матери, генерал-адъютант. Отличился при подавлении Польского восстания 1863 г. См.: Корнилов И.П. Воспоминание о польском мятеже 1863 года в Северо-западном крае (по рассказам генерал-адъютанта И.С. Гонецкого) // Рус. архив. 1899. № 7.

34 Младший брат Водовозовой - Захар Николаевич Цевловский (ок. 1839 -?).

35 Дворянский полк был учрежден в 1807 г. при 2-м Петербургском кадетском корпусе как Волонтерный корпус для молодых дворян от 16 лет и выше, не желающих поступать на службу прямо в полк унтер-офицерами. Обучение в новом учебном заведении давало элементарное военное образование и при выпуске - сразу офицерский чин. В 1852 г. в Дворянский полк стали помещать воспитанников других корпусов, которые по молодости не могли быть выпущены в офицеры. В 1855 г. Дворянский полк был переименован в Константиновский кадетский корпус, а в 1859 г. - в Константиновское военное училище.

36 Старший брат Водовозовой - Андрей Николаевич Цевловский (ок. 1834 -?) окончил в 1850 г. Полоцкий корпус; затем учился в Дворянском полку, с 1853 г. служил в 3-м Финляндском батальоне.

37 Старов Николай Дмитриевич - преподаватель словесности в Смольном институте в 1851 - 1860 гг., известный педагог. Среди учеников Старова были историк В.И. Семевский (второй муж Водовозовой), художница и мемуаристка Е.Ф. Юнге и др. См. о нем: Юнге Е.Ф. Воспоминания (1843 - 1860). М., 1914. С. 146-147.

38 А.Н. Цевловская, взяв место гувернантки, была вынуждена бежать из помещичьего дома, спасаясь от приставаний хозяина. См. об этом: Водовозова Е.Н. На заре жизни. М., 1987. Т. 1. С. 283-284.

39 Этот эпизод был использован В.И. Водовозовым в его очерке "Секретные воспоминания пансионерки" (Отечественные записки. 1863. № 3. С. 228 - 230).

40 нахальной особы (фр.).

41 Ушинский Константин Дмитриевич (1824 - 1870) - педагог, служил инспектором классов Смольного института с февраля 1859 г. до лета 1862 г.

42 Фонтанель - искусственно вызванное нагноение: глубокий надрез на коже, куда закладывали горошину, кусок марли и т.п. Мобилизуя защитные средства организма, фонтанель способствовал быстрому выздоровлению. Считался также хорошим профилактическим средством при эпидемиях.

43 Царские дни - дни коронования царствующего императора, а также дни рождения императора, императрицы и наследника.

44 Судя по сохранившемуся конспекту уроков домоводства одной из смолянок, относящемуся к началу XX в., с течением времени многие из недостатков, перечисленных Водовозовой, были устранены. Институткам сообщали не только способы приготовления блюд, но и сведения по качеству, сезонности и ценам продуктов. Например: "Парное мясо на второй день убоя цвета спелой малины. Оно не должно увлажнять руки, если до него дотронуться; если его положить на стол, не должно давать вокруг себя кровавого озерца и не должно давать истечения сока. Оно должно быть упруго, если нажать пальцем, ямка сейчас же заполнится. На обоняние - запах приятный, ароматичный. При варении и жарении мягкое. Оттаявшее мясо - признаки, противоположные парному мясу: цвет - красновато-коричневый, не упругое, мягкое, т.е. ямка, сделанная пальцем, не заполняется; если дотронуться рукой, она увлажняется; положить на стол - получается кровяное озерцо, если его подвесить, то будет капать. Под верхнею оболочкой лежит коричневая полоса. <...> Капуста бывает ранняя и осенняя. Ранняя - зеленая, горькая, кочаны неплотные, стоит 20 - 30 коп. маленький кочан. Надо ее ошпаривать кипятком, чтобы уничтожить горечь. Осенняя капуста - белая, кочны плотные. При покупке надо обращать внимание, чтобы кочерыжка не была бы очень толстой, чтобы кочан был плотный, чтобы не было слизняков и чтобы снаружи кочан не был бы объеден. Самый дешевый сезон - это август, стоит 1 - 0,5 коп. фунт" и т.д. (Уроки домоводства в Смольном институте: Учебные конспекты смолянки. М., 1995. С. 23-24, 54).

45 Годовые праздники - двунадесятые праздники (12 важнейших православных праздников - Рождество, Крещение, Сретение, Пасха и др.).

46 См. примеч. 25 к воспоминаниям А.Н. Энгельгардт.

47 Выражение "кисейные барышни" впервые употребил в повести "Мещанское счастье" (1861) Н.Г. Помяловский: "Кисейная девушка!.. Ведь жалко смотреть на подобных девушек - поразительная неразвитость и пустота!.. Читали они Марлинского, пожалуй, и Пушкина читали; поют "Всех цветочков боле розу я любила" да "Стонет сизый голубочек"; вечно мечтают, вечно играют... Легкие, бойкие девушки, любят сентиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы... И сколько у нас этих бедных кисейных созданий!" (Помяловский Н.Г. Мещанское счастье // Помяловский Н.Г. Сочинения. Л., 1980. С. 103 - 104). Происхождение выражения - от названия легкой полупрозрачной хлопчатобумажной ткани, кисеи, широко распространенной в обиходе с 1810-х гг. и считавшейся наиболее пригодной для платьев молодых девиц. См. также: Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII - 1-й половины XX в.: Опыт энциклопедии. М., 1995. С. 126 - 127.

48 Мазурка - бальный танец польского происхождения; быстрый, с прыжками, притоптываньем и прищелкиванием каблуками, с эффектным мужским соло. Некоторые из фигур мазурки предусматривали возможность выбора партнера из двух кавалеров (или дам), в чем усматривали проявление особой благосклонности или даже влюбленности. Очевидно, что здесь исток того представления институток, о котором пишет Водовозова.

49 "Кормящая мать" (лат.) - уважительное наименование учащимися своего учебного заведения.

50 Фрагменты из дневников и стихотворений институток, сохранившихся у Водовозовой, легли в основу очерка В.И. Водовозова "Секретные воспоминания пансионерки" (Отечественные записки. 1863. № 8).

51 См. настоящее издание, с. 117.

52 Подобное "обожание" членов императорской семьи культивировалось во всех столичных институтах и до известной степени инициировалось начальством. В мемуарах М.Ф. Каменской описывается, как начальница Патриотического института собственноручно "искрошила на мелкие кусочки... и раздала "на память" всем девицам" турецкую шаль, подаренную одной из воспитанниц императрицей Елизаветой Алексеевной (Каменская М.Ф. Воспоминания. М., 1991. С. 67). В. Гарулли вспоминала: "Один из приездов Государя (Александра II) ознаменовался тем, что одна из мовешек моего класса тайно вытащила из кармана Государя носовой платок, который по его удалении был разрезан на маленькие кусочки, из которых один сохранился у меня на память. Этот платок был из тончайшего батиста с роскошным вензелем, вышитым гладью. Вензель достался виновнице похищения". В другой раз институтки остригли любимую собаку Александра II - Милорда и вырезали в нескольких местах дорогой мех от царской шубы (Гарулли В. Институтские воспоминания и стихотворения. Нежин, 1901. С. 12 - 13).

53 Цитата из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума".

54 Учреждения императрицы Марии (Ведомство учреждений императрицы Марии) - высший государственный орган управления женскими учебными заведениями и благотворительными заведениями, находившимися под покровительством императрицы и других представительниц императорской фамилии. Ведомство было основано в 1828 г. как IV отделение собственной е.и.в. канцелярии, получило свое название (в 1854 г.) в честь императрицы Марии Федоровны.

55 Маркус Михаил Антонович (1789-1865); о его докладе см. ниже, примеч. 96.

56 фи (фр.).

57 Скорее всего, речь идет о Карле Андреевиче Беккере, преподававшем немецкий язык в Смольном с 1848 г.

58 с листа (фр.).

59 Воспитанница, скрытая под псевдонимом Ивановская, была выведена Водовозовой в мемуарной повести "К свету" (впервые: Голос минувшего. 1916. № 4-8; см. также: Водовозова Е.Н. На заре жизни: Мемуарные очерки и портреты. М., 1987. Т. 2. С. 241-357).

60 после совершившегося (лат.).

61 Соболевский Дмитрий Петрович - выпускник Киевской духовной академии; преподаватель русской словесности в Смольном в 1851 - 1860 гг.

62 Строка из поэмы А.Ф. Вельтмана "Муромские леса" (1831; в оригинале: "Что отуманилась, зоренька ясная"). Фрагмент поэмы с этой строкой ("Песня разбойников") был положен на музыку А.Е. Варламовым и со временем сделался народной песней.

63 Гастроли американского чернокожего актера-трагика Айры Олдриджа (1805 - 1867) впервые проходили в России в 1858 г. По свидетельству Юнге (ученицы Н. Старова), "после спектакля все поехали в гостиницу, где он (Олдридж) остановился. Старов поцеловал ему руки, его благородные черные руки" (Юнге Е.Ф. Указ. соч. С. 107).

64 Зонтаг Анна Петровна (урожд. Юшкова; 1786 - 1864) - детская писательница, автор нравоучительных повестей и сказок.

65 Под этим названием печаталось тогда стихотворение А.С. Пушкина "Поэт и толпа".

66 Водовозов Василий Иванович (1825 - 1886) - преподаватель русского языка и словесности в Смольном институте в 1860 - 1862 гг.; детский писатель, переводчик; первый муж мемуаристки.

67 16 мая 1859 г. К.Д. Ушинский представил в совет Воспитательного общества "Проект некоторых преобразований в распределении классов Воспитательного общества благородных девиц и С.-Петербургского Александровского училища". 27 февраля 1860 г. проект был утвержден императрицей Марией Александровной, возглавлявшей совет, и с апреля началось преподавание по новой системе. Текст "Проекта" см.: Ушинский К.Д. Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 265-274.

68 Ушинский служил в Гатчинском сиротском институте в 1855 - 1859 гг., сначала преподавателем, а с 1856 г. инспектором.

69 Этот класс официально назывался теоретически-специальным или дополнительным. Уже в 1861 г. была введена новая программа обучения, рассчитанная на семь лет, при которой 7-й класс сделался младшим, а 1-й выпускным.

70 Журнал "для девиц" "Рассвет", издававшийся в Петербурге В.А. Кремпиным в 1859 - 1862 гг., имел просветительский характер, он проводил также идею женской эмансипации. В нем сотрудничали: Н.К. Михайловский, В.И. Водовозов, М.И. Семевский, Д.И. Писарев, Марко Вовчок и др.

71 См.: Павский Т.П. Филологические наблюдения над составом русского языка (Рассуждения 1-3). СПб., 1841-1842 (2-е изд.: Т. 1-4. СПб., 1850). Труд Герасима Петровича Павского (1787 - 1863), удостоенный Демидовской премии Академии наук, явился "целой эпохой в истории русских грамматических исследований" (Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М., 1978. С. 298).

72 Строка из вступления к "Евгению Онегину" А.С. Пушкина.

73 Экзархом (главой православной церкви) Грузии в 1858 - 1866 гг. был Евсевий (Ильинский), позднее архиепископ Тверской и Кашинский.

74 Редкин Петр Григорьевич (1808 - 1891) - профессор юридического факультета Московского университета в 1835 - 1848 гг.

75 Демидовский лицей - высшее учебное заведение в Ярославле (основанное в 1803 г. Н.Г. Демидовым, с 1870 г. - высшее юридическое учебное заведение). К.Д. Ушинский преподавал в Демидовском лицее в 1846 - 1848 гг.

76 Речь идет о последнем периоде царствования Николая I, "мрачном семилетии" 1848 - 1855 гг., когда из-за революционных событий в Европе русское правительство прибегло к целому ряду репрессивно-стеснительных мер в сфере образования и печати. См.: Нифонтов А.С. Россия в 1848 году. М., 1949.

77 Ушинский оставил Демидовский лицей не в 1850-м, а в 1849 г., и не по собственному желанию, а по указанию начальства (см.: Зажурило В.К. Ушинский в Петербурге. Л.. 1979. С. 19-20)

78 Ушинский опубликовал в "Современнике" очерк "Поездка за Волхов" (1852. № 9) и ряд компилятивных статей: "История одной французской эскадры" (1853. № 3); "Труды Уральской экспедиции" (1853. 8 - 10); "Магазин землеведения и путешествий <...>" (1854. № 5 - 6); "Сведения о современном состоянии Европейской Турции" (1854. № 4 - 5, 7) и др. В "Библиотеке для чтения" появились его статьи: "Сейденгемский дворец" (1854. № 7, 8), "О преступности в Англии и Франции" (1854. № 10) и др.

79 Речь идет об издании: Милль Дж.С. Основания политической экономии / Пер. и примеч. Н.Г. Чернышевского. СПб., 1860. О возможной причастности к этому изданию Ушинского сообщал его секретарь, биограф Фролков (см.: Фролков А.Ф. К.Д. Ушинский: Краткий биографический очерк. СПб., 1881. С. 20).

80 См.: Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы. СПб., 1861; книга многократно переиздавалась. Современное издание: Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1989. Т. 3. С. 22-457.

81 В результате реформ 1860-х годов в Смольном и других женских институтах была установлена семилетняя программа обучения (седьмой класс был самым младшим) с ежегодным переводом из класса в класс, а также введена единообразная программа и учреждены специальные педагогические классы (см.: Ушинский К.Д. Программа педагогики для специальных классов женских учебных заведений // Памяти Ушинского. СПб., 1896. С. 135 - 150). Воспитанницам разрешили ежегодные праздничные и летние отпуска. Все предметы, за исключением иностранных языков, стали преподаваться на русском языке. В провинциальных институтах был расширен социальный состав воспитанниц - во многие институты стали принимать купеческих дочерей, а в Восточно-Сибирский институт (Иркутск) - выходцев из всех свободных сословий. Подробнее см.: Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. 1856-1880. СПб., 1901. С. 290-295.

82Включение физики в число преподаваемых в Смольном институте дисциплин было сочтено необходимым еще Екатериной II (одна из смолянок, Е.И. Молчанова, была написана Д.Г. Левицким на фоне физического кабинета), но изучали ее в очень ограниченных масштабах и в основном на Николаевской половине. Преподавание естественных наук долгое время исключалось из ханжеских соображений. "Уроки ботаники и физиологии смущали Марию Павловну (Леонтьеву), пока она не побывала в классе нового преподавателя Я.П. Пугачевского, который показал ей, что можно учить девиц ботанике, не употребляя пугавших ее терминов" (Гиргас Л.Ф. Статс-дама М.П. Леонтьева. Киев, 1895. С. 48).

83 Л.Ф. Гиргас вспоминала: "При тогдашнем (дореформенном) состоянии учебного дела роль учителя ограничивалась спрашиванием уроков, причем выставлялись отметки с указанием того, что нужно выучить к следующему разу, а обязанность объяснить непонятное для детей <...>, спросить выученное, заставить решить задачу <...> падала на классных дам, которые справлялись с этим трудным делом, как умели, в каждую свободную минуту. Ученицы играли при этом пассивную роль: так как учителя редко что-нибудь объясняли и рассказывали, то девицам слушать было нечего, кроме монотонных ответов подруг, и они сидели в классе прямо, не шевелясь, как статуи, думая только о том, чтобы строгая классная дама не наказала за "manque de tenue" (неумение держаться - фр.). "При новых порядках <...> ученицы усваивали без чужой помощи, т.к. учителя умели заинтересовать их уроками; ученицам хотелось показать инспектору и его друзьям-учителям, что они понимают свою пользу и способны работать без наказания" (Гиргас Л.Ф. Указ. соч. С. 12, 13).

84 Постепенное изменение программы по основным предметам - русскому языку и словесности, истории и т.д. - началось в учебных заведениях с 1848 г. (первоначально в ведомстве военно-учебных заведений) по инициативе великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и продолжалось до конца 1860-х гг. К составлению новых программ были привлечены многие видные ученые и педагоги, в том числе Т.Н. Грановский, И.И. Введенский, Ф.И. Буслаев, А.Д. Галахов и др. Подробнее см.: Т.Н. Грановский и его переписка. М., 1897. Т. 1. С. 227 - 231; Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М., 1897. С. 327-330; Галахов А.Д. Записки человека. М., 1999. С. 290-299.

85 Косинский Михаил Осипович (1839 - 1883) - барон, преподаватель математики в Смольном институте в 1861 - 1869 гг.

86 Пугачевский Яков Павлович (1818 - 1896) - преподаватель естествознания и физики в Смольном институте в 1860 - 1872 гг. Д.Д. Семенов вспоминал: "Из Гатчины он (Ушинский) вызвал талантливого учителя физики Я.П. Пугачевского; тот долго упирался, не хотел покинуть любимой Гатчины, давно насиженного места, любивших его учеников. "Что я буду делать с девчонками; я не привык к ним; глупые, они не поймут меня", - твердил бедный Яков Павлович. Но красноречие Ушинского сломило и упорного Я.П., и он сделался любимцем всех институток" (Семенов Д.Д. Деятельность К.Д. Ушинского в Смольном институте. По личным воспоминаниям автора // Памяти К.Д. Ушинского. СПб., 1896. С. 93). Раевский Николай Иванович (1835-1898) - преподаватель естествознания в Смольном в 1860 - 1867 гг., позднее директор реальных училищ в Пскове и Петербурге, учительских институтов в Оренбурге и Москве; автор ряда учебников по географии, зоологии, ботанике и минералогии. Семевский Михаил Иванович (1837 - 1892) - историк, преподаватель истории в Смольном в 1861 - 1862 гг., редактор и издатель журнала "Русская старина" с 1877 г. до конца жизни. Семенов Дмитрий Дмитриевич (1834 - 1902) - преподаватель географии в Смольном институте в 1860 - 1865 гг. Модзалевский Лев Николаевич (1837 - 1896) - филолог, преподаватель русского языка и педагогики в Смольном в 1861 - 1862 гг., наставник-наблюдатель детей великого князя Михаила Николаевича. Миллер Орест Федорович (1833 - 1889) - историк русской литературы, фольклорист, преподаватель русской словесности в Смольном в 1861 - 1862 гг., профессор Петербургского университета в 1870 - 1887 гг. Дестунис Гавриил Спиридонович (1818 - 1895) - преподаватель истории в Смольном институте в 1861 - 1865 гг., с 1867 г. профессор греческой словесности Петербургского университета.

87 Головин Василий Васильевич (1835 - 1871) - священник, магистр богословия, законоучитель Александровской половины Смольного института в 1860 - 1870 гг. Академист - выпускник Духовной академии.

88 Журфиксы (от фр. jour fixe - определенный день) - приемы по определенным дням недели. О "четвергах" у Ушинского вспоминал Д.Д. Семенов: "В карты мы не играли, поздних ужинов тоже не было, - Ушинский был враг всяких излишеств, - а за чашкой чая толковали и спорили о новостях тогдашней литературы, о современных государственных реформах, одушевляющим образом действовавших особенно на хозяина, да и на всех его гостей; но больше всего говорили, конечно, о смолянских делах, о программах, методах, о разных педагогических вопросах и системах, которыми в то время интересовалось вообще все образованное русское общество" (Семенов Д.Д. Указ. соч. С. 99).

89 Л.Ф. Гиргас вспоминала: "Появление инспектора и новых учителей, их преподавание, а главное, их общение с ученицами, не начальническое, а дружеское, произвело на воспитанниц, не избалованных вниманием взрослых, такое впечатление, как будто в темном и душном помещении вдруг отворили наглухо запертые окна и впустили туда широкую струю света и воздуха; заключенные зашевелились и заговорили не по правилам, а как кому вздумалось и радовались своей свободе. Но когда они увидели, что инспектор, обращаясь к их уму и совести и всячески стараясь возбудить в них самолюбие, строго преследует лень и небрежность, то поняли, что за свет и воздух нужно пожертвовать покоем. Тогда способные и деятельные ученицы с радостью принялись читать и работать (инспектор наполнил библиотеку и выписал "Рассвет"), а слабые и ленивые, продолжая кое-как схватывать слова и фразы из каждого урока, старались по возможности скрыться от глаз инспектора, чтобы неумение их справиться с делом не было видно" (Гиргас Л.Ф. Указ. соч. С. 49).

90 Капелла - католическая часовня.

91 Тороватый (тароватый) - щедрый.

92 Ср.: "За эти полтора года, проведенные нами в институте после реформы Ушинского, мечты и стремления институток совершенно изменились. Никто из нас не мечтал более о балах, о выездах, об эффекте, произведенном роскошью туалета и легкостью танца, - теперь все хотели работать, все мечтали о серьезных занятиях, даже девушки, совершенно обеспеченные в материальном отношении" (Титова Н. [Водовозова Е.Н.] К.Д. Ушинский и В.И. Водовозов. Из воспоминаний институтки // Рус. старина. 1887. № 2. С. 485 - 491).

93 "Манифест об отмене крепостного права" и "Положение 19 февраля 1861 г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" были опубликованы в столичных газетах 5 марта 1861 г.

94 На отмену крепостного права Ушинский откликнулся статьей "Вопрос о народных школах" (Сын Отечества. 1861. № 8), где указывал на необходимость "устройства народных школ в селах и деревнях" как на насущнейший "государственный вопрос".

95 О необходимости преобразования женских учебных заведений в сторону их большей открытости и приближения к жизни постоянно говорилось во второй половине 1850-х - начале 1860-х гг. в многочисленных официальных записках, статьях в периодике (прежде всего в "Русском педагогическом вестнике" и "Журнале Министерства народного просвещения") и т.п. Подробнее см.: Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. 1856 - 1880. СПб., 1901. С. 1 - 41. В записке одного из членов Тамбовского институтского совета от начала 1860-х гг. можно было прочесть следующее: "...при институтском воспитании не всегда имеется в виду возвысить в глазах девицы собственное ее назначение, облагородить ее стремления указанием высшего идеала, представительницей которого суждено ей сделаться, вообще расширить ту узкую сферу, в которой простая жизненная практика хочет вместить назначение женщины". Классные дамы, - указывалось в записке, - по большей части сами бывшие институтки. "Действительная жизнь с ее назначением, условиями и правилами представляется для них неизменною и не прежде, как через призму институтской рутины. Эта рутина, дополненная собственным отвлеченным положением, передается ими следующему молодому поколению. В направлении, передаваемом воспитанницам классными дамами, очень мало живительных начал; в собственном развитии и образовании немногие классные дамы идут впереди <...> остается одно формальное отправление своих обязанностей, в чем они и достигают крайностей. Анализ душевных сил воспитанницы, умение определить ее направление и вообще психическая сторона воспитания - едва ли даже бывает для них предметом серьезного рассмотрения. Напротив, особенности характера, каковы бы они ни были, тщательно изглаживаются и все подводится под один никого не беспокоящий уровень". Отношения классных дам и учителей враждебны, "как будто опасаются нравственного влияния наставника и он там (в институте) имеет лишь официальное положение. Оживленная беседа во время урока считается неприличною, и поэтому уроки идут вяло, безжизненно, с вечным опасением встретить подозрительный взгляд классной дамы. В учителе видят не наставника, а только мужчину".

О новеньких институтках автор записки писал: "Никого не занимает ее тоска по родным, новые знакомства, игры, беседы. Она стремится чем-нибудь наполнить свою душу, а со всех сторон ей слышатся замечания о приличной выдержке, которая на всяком шагу охлаждает детскую резвость. Искренность, беззаботность и детское веселие мало-помалу оставляют девочку. Рождается недоверие, привычка скрывать свои мысли и желание искать удовольствий никем не подмеченных. Отсюда непостижимое для многих стремление к уединенности, к употреблению в пищу мыла, грифелей, бумаги и т.п., тайное обожание и явное нервное расстройство". "Не привыкши делиться своими мыслями с воспитательницами и наставниками, институтка вырабатывает мало-помалу свой особенный, фантастический взгляд на жизнь, резко противоположный действительности. Домашняя семейная обстановка забывается, и взамен является новый мир, полный роскоши, блеска и населенный сказочными героями. Reve de la fortune (грезы о богатстве - фр.) - общее последствие и неотъемлемая принадлежность институтской замкнутости. В умственном отношении она ведет к односторонности, в нравственном - к исключительности и даже эгоизму, в физическом - к раннему расстройству физиче


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.