История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-09-30 | 1799 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Вопросы | Ответы |
1. С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы? | Род, число, падеж |
2. Что такое родовые варианты? | Слова, допускающие вариативность по категории рода |
3. В каких случаях определение рода вызывает трудности? | В заимствованных словах |
4. Почему возникают трудности при образовании формы именительного падежа множественного числа только от существительных мужского рода? | Здесь возможны разные окончания: доктора, но директоры |
5. Почему возникают трудности при образовании формы именительного падежа единственного числа от некоторых существительных? | По причине незнания рода данного существительного (новый шампунь, а не новая шампунь) |
Задание 2. Являются ли данные слова родовыми вариантами или это разные слова? Определите их значение по словарю.
Слова | Разные слова (указать значение каждого слова) | Родовые варианты (указать общее значение) |
Лавр – лавра | Растение - монастырь | |
Вольера – вольер | Загородка для животных в зоопарке | |
Опал – опала | Драгоценный камень – немилость, изгнание | |
Взяток – взятка | Проба нового меда - деньги | |
Георгин - георгина | цветы | |
Карьер - карьера | Место разработки природных ресурсов – продвижение по службе | |
Клавиша - клавиш | Деталь музыкального инструмента | |
Жар – жара | Большая температура у больного – жаркая погода | |
Манера - манер | Стиль поведения – способ действий | |
Метод – метода | Принцип действия | |
Желатин - желатина | вещество | |
Гранат – граната | Фрукт - оружие | |
Барк - барка | судно |
Задание 3. Определите, какие из данных форм являются литературной нормой, а какие – устаревшими. Какие слова являются родовыми вариантами? В каком словаре вы можете найти ответ?
Формы | Примечание |
1. Антик - антика | |
2. Арабеск - арабеска | 2-11: родовые варианты; арабеск – устар. |
3. Эпюр - эпюра | |
4. Чинар - чинара | |
5. Бацилл - бацилла | Бацилл – устар. |
6. Спазм - спазма | |
7. Клипс - клипса | |
8. Санаторий - санатория | Санатория – устар. |
9. Апогей - апогея | Апогея – устар. |
10. Канделябр - канделябра | Канделябра – устар. |
11. Бакенбард - бакенбарда | Бакенбарда – устар. |
З адание 4. Различаются ли по значению данные формы слов? Объясните.
Формы | Объяснение |
листы – листья | Бумаги - деревьев |
корни – коренья | Дерева - растений |
собраты – собратья | Собраты – устар. |
лоскуты – лоскутья | Лоскуты – устар. |
колени – коленья | Часть ноги – звено, сочленение |
вееры - веера | Вееры – устар. |
друзья – други | Други – устар. |
мужи – мужья | Мужи – устар. |
сыны – сыновья | Сыны – устар. |
клины – клинья | Не различаются |
князи – князья | Князи – устар. |
Задание 5. Сопоставьте данные ниже формы множественного числа существительных. Можно ли сказать, что одна из форм является нарушением нормы? Объясните.
|
Формы | Объяснение |
тоны – тона | Шумы сердца – цвета картины |
учители – учителя | Наставники – работники школы |
соболи – соболя | Животные – меха этих животных |
токи – тока | Движения воды – места для обмолачивания зерна |
ордены – ордена | Объединения средневековых сословий, групп – награды |
корпусы – корпуса | Части тела - здания |
лагери – лагеря | Политические, идеологические группировки - детские дома отдыха |
мехи – меха | Части музыкальных инструментов – шкуры животных |
образы – образа | Представления, возникающие в сознании - иконы |
проводы – провода | Прощание, отправка - проволока |
счеты – счета | Прибор для счета – бухгалтерские документы |
цветы – цвета | Растения - расцветки |
Задание 6. Зачеркните неправильные формы Именительного падежа множественного числа существительных. Выделите существительные, допускающие вариантные формы множественного числа (проверьте по словарю).
Диспетчер – диспетчеры – диспетчера (неверн.)
крейсер – крейсера (неверн.) – крейсеры
офицер – офицеры – офицера (неверн.)
почерк – почерки – почерка (неверн.)
торт – торта (неверн.) – торты
лектор – лектора (неверн.) – лекторы
ректор – ректора (неверн.) – ректоры
слесарь – слесаря (неверн.) – слесари
джемпер – джемперы – джемпера (неверн.)
договор – договора (неверн.) – договоры
катер – катера – катеры (неверн.)
Ветер – ветра – ветры
Вымпел – вымпелы – вымпела
|
конструктор – конструктора (неверн.) – конструкторы
Доктор – доктора – докторы
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!