Акцент 1 строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий 4 — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Акцент 1 строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий 4

2017-09-30 2253
Акцент 1 строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий 4 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Антураж 2 совокупность специфических особенностей 7

Априори 3 не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта 3

Аскетизм 4 ударение в слове; подчеркивание какого-нибудь положения, мысли; особенности выговора, свойственные говорящему не на родном языке 1

Ассоциация 5 составная часть чего- либо, компонент 8

Кодификация 6 совокупность окружающих условий, окружающая обстановка 2

Специфика 7 объединение лиц, учреждений; связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое 5

Элемент 8 сведение в совокупность правил 6

Адекватный 9 сокровенный, задушевный, глубоко личный 14

Аксессуар 10 совокупность обстоятельств, положение, обстановка17

Апелляция 11 точка зрения, взгляд на что-нибудь 12

Аспект 12 сложившееся состояние, положение; правовое положение 18

Идеал 13 принадлежность чего-нибудь; сопутствующий чему-нибудь предмет 10

Интимный 14 действительно существующий, не воображаемый; осуществимый, отвечающий действительности; практический, исходящий из пониманий действительности 16

Компонент 15 обжалование решения суда в более высокую судебную инстанцию с целью пересмотра дела; обращение с просьбой, призывом о чем-нибудь.11

Реальный 16 вполне соответствующий,

Совпадающий 9

Ситуация 17 составная часть чего-либо 15

Статус 18 то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений; совершенное воплощение чего - нибудь13

Задание 2.. Дайте русские эквиваленты следующим иноязычным словам. К какому словарю вы обратитесь в случае затруднения?

информация Сведение, сообщение
этикет Правила поведения
оригинальный (текст) изначальный
коммуникативный Связанный с общением
когнитивный познавательный
аккумулировать сосредотачивать
волюнтативный воздействующая
этимология Наука о происхождении слов
ономастика Наука об именах собственных
императивный повелительный

 

Задание 3. Проверим грамотность! Вставьте вместо точек, где необходимо, согласный k:


Э…скурсия, э…скаватор, э…сгумация, э…спорт, э…стакада, э…спертиза, э…спедиция, э…спромт, э…скорт, э…слибрис, э…зекуция, э…скалатор, э…сперимент.

 


Д.С. Лихачев говорил: « Если вам что-то не нравится в каком-нибудь предмете – напрягитесь и старайтесь найти в нем источник радости, радости приобретения нового. Учитесь любить учиться!» Согласны ли вы с ученым? Аргументируйте своё согласие или несогласие.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2

Правильность речи. Понятие нормы. Виды норм.

Орфоэпические нормы

З адание 1. Ответьте на вопросы.

Вопросы Ответы
1. Что такое литературная норма? Норма языка (литературная норма) – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития
2. Какие нормы относятся к императивным? Императивные (т.е. строго обязательные) – это такие нормы, нарушение которых расценивается как слабое владение русским языком (например, нарушение норм склонения, спряжения или принадлежности к грамматическому роду). Эти нормы не допускают вариантов (невариативные), любые другие их реализации рассматриваются как неправильные:
3. Какие нормы относятся к диспозитивным? Диспозитивные (восполнительные, не строго обязательные) нормы допускают стилистически различающиеся или нейтральные варианты
4. Что такое вариант? Какие варианты норм существуют? Варианты (или дублеты)– это разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме Равноправные и неравноправные
5. Что влияет на изменение литературной нормы? 6. живая разговорная речь, 7. диалекты, 8. заимствования, профессионализмы
9. Каковы причины отклонения от нормы? плохим знанием самих норм, непоследовательностями и противоречиями во внутренней системе языка, воздействием внешних факторов – территориальных или социальных диалектов
10. С чем связаны фонетические нормы? С особенностями произношения
11. Какие основные нормы 12. существуют в области произношения гласных звуков? В безударном положении гласные утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией, гласные редуцируются
13. Какие нормы существуют в области произношения согласных звуков? Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.  
14. С чем связаны акцентологические нормы? С соблюдением норм ударения
15. Каковы характеристики русского словесного ударения? Оно свободное, разноместное, подвижное

 

Задание 2. Отметьте утверждения, не соответствующее действительности.

1. НОРМА – это…

Ø Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.

Ø Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.

Ø Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.

Ø Для нормы характерны процессы нормализации и кодификации.

 

2. ВАРИАНТЫ – это…

Ø Варианты - это формальные видоизменения одной и той же языковой единицы.

Ø Варианты могут быть равноправными и неравноправными.

Ø Равноправные варианты взаимозаменимы во всех ситуациях речи, независимо от стиля, времени и т.д.

Ø Выделяют неравноправные варианты: стилистические, семантические, хронологические и абсолютные.

Задание 3. Какая словарная статья говорит об императивных нормах, а какая – о диспозитивных? Выпишите из любых словарей по две словарные статьи на императивные и диспозитивные нормы.

 

1. Алфав И т (не алф А вит) ИМП

2. А вгустовский и август О вский

3. Лотер Е я (допуст. ТЭ), лотер Е и…, о лотер Е е.

4. Клипсы, -ов, ед. клипс, -а, муж. и кл И пса, -ы, жен. Род серег, прикрепляемых к мочке зажимом

5. Наверно и наверное. 1. наречие. Несомненно, верно, точно. 2. Вводное слово. По всей вероятности.

6. Отдыхать душой {сердцем}. Отдохнуть душой {сердцем}. Обретать душевный покой.

7. Шинель! ИМП

8. Дек А н (допуст. ДЭ), дек А на…, о дек А не.

9. Фьорд (фьё), -а, и фиорд, -а. Узкий, глубоко вдавшийся в берег морской залив со скалистыми берегами.

 

Императивные нормы:___1, 7__________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Диспозитивные нормы:__остальные__________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 4. Перечислите, какие пометы даются в различных словарях для указания на императивные или диспозитивные нормы.

Императивные нормы ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Диспозитивные нормы______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Определите функцию ударения в данных парах слов.

атл А с и А тлас __словоразличительная________________________________________________

О браза (Р.п. ед. числа сущ образ) и образ А (И.п. мн.числа)___словоразличительная____________

О зера и оз Ё ра _различает формы олного и того же слова__________________________________________________

с О ли (Р.п. сущ. соль) и сол И (пов. накл. глаг.солить) __различает глагол и существительное__________________

вод Ы и в О ды__формы одного слова____________________________________________________

брон И ровать и брониров А ть __словоразличительная______________________________________

г О рода и город А _формы слова_________________________________________________

И рис – ир И с ___словоразличительная___________________________________________________

м О ря и мор Я _формы слова___________________________________________________

сел А (Р.п. ед. числа сущ. село) и с Е ла (от глаг. сесть) _различает_существительное и глагол__________________

Задание 6. Определите причины отклонения от литературной нормы в данных примерах.

1. По телевизору рекламировали новую шампунь.__ неверный род существительного ____________________

2. Последний раз я платила за переговоры в марту месяцу.__ неверный падеж____________

3. Знает кошка, чью мясу съела.__ неверный падеж___________________________________

4. Дайте мне, пожалуйста, один кофе и одна булка.__ неверное _ согласование по роду ________________

5. Рядом с нашим домом строится новый магАзин.___ неверное ударение _________________

6. На все у меня времени не хватат.__ диалектная форма глагола _______________________________

7. У меня на кухне висит кружевная тюль.__ неверное согласование по роду__________________________

8. Я скажу тебе один умный вещь.___ неверное согласование по роду________________________________

Задание 7. Зачеркните слова с неправильным ударением.

алфАвит – алфавИт, арАхис – арахИс, катАлог – кталОг, квАртал – квартАл, сАжень – сажЕнь, слИвовый – сливОвый, снАдобье – снадОбье, укрАинец – украИнец, дОговор – договОр, дОбыча – добЫча, диспАнсер – диспансЕр, дОсуг – досУг, докУмент – докумЕнт, жАлюзи – жалюзИ, Искра – искрА, фенОмен – феномЕн, щАвель – щавЕль, Эксперт – экспЕрт, ворожЕя – ворожеЯ, обеспЕчение – обеспечЕние, Оптовый – оптОвый.

 

Задание 8. Определите, в каких словах произносится ('Э), а в каких – ('О). Неправильный вариант зачеркните. В каких словах возможны оба варианта? Подчеркните их и запомните.

Опека – опёка, афера – афёра, маневры – манёвры, пещера – пещёра, свекла - свёкла, недоуменный – недоумённый, нареченный – наречённый, белесый – белёсый, блеклый – блёклый, издевка – издёвка, желчь – жёлчь, береста – берёста, истекший – истёкший, издалека – издалёка, новорожденный – новорождённый, блеф - блёф.

Задание 9. По орфоэпическому словарю проверьте произношение согласных перед Е в данных словах. В чем особенность? Запомните эти слова!

Дезодорант (дэ), бизнесмен (доп. нэ и не; мэ и ме), лорнет (нэ), лотерея (доп. тэ и те), маузер (доп. зэ и зе), маренго (доп. рэ), менеджмент (мэ, нэ, ме), новелла (вэ и ве), сенбернар (сэн), сенсорный (сэ), сентенция (сэ, тэ), сессия (сэ и се), терапевт (те), стратегия (те), рейс (ре).

 

Задание 10. Подчеркните сочетания, в которых на месте ЧН невозможно фонетическое «ШН».

Скучный день, вкусная яичница, старая перечница, удобный очечник, молочная кислота, круглый двоечник, сердечная мышца, сердечный друг, круглый отличник, коричневый цвет, устроить девичник, хорошая булочная, двуручная сумка, полуночница.

 

Задание 11. Найдите слово, в котором написание и произношение согласных полностью совпадает.

Праздник, лестница, сверстник, астма, солнце, лестный, страстный, честный, крестный, поздний, прелестница, костный.

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Проверим грамотность! Найдите слова, написанные без ошибок. Исправьте ошибки, допущенные в остальных словах.

Скурпулезный (скру), друшлаг (дур), без брелка (брелока), с брелоком, перетурбация (перт), явства (яства), светопредставление (прест), времяпрепровождение, летосчисление, перспектива, полисемия, ретроспектива, альтернатива, прерогатива, полиартрит, полифония, инцидент (инцид), интендант, прецендент (прецед), претендент, дикообраз (дикоб), дермантин (дерматин), беспрецендентный (цед), мебелировка (мебл), межгородний (между), брудершафт, ланшафт (ланд), прелесница (лест), леймотив (лейт).

 

Задание 2. Расставьте ударения в данных словах. Проверьте правильность постановки ударения по орфоэпическому словарю. Выпишите в правую колонку слова, имеющие равноправные акцентологические варианты, запомните их…

Расставьте ударение Слова, имеющие равноправные акцентологические варианты
АлкогОль, агЕнтство, апартамЕнты, бАрмен, гЕнезис, гастронОмия, дОгмат, донЕльзя, жалюзИ, Иконопись, инсУльт, инАче, Искра, исчерпАть, коклЮш, кОлледж, корЫсть, красИвее, кремЕнь, ломОта, мИУть, мИзЕрный, напЕрчИть, одноврЕмЕнный, опошлЕние, пАсквиль, партЕр, перЕсланный, пЕреданный, плЕсневелый, предвосхИтить, придАное, присовокупИть, пригУбить, приручИть, псевдонИм, позолОченный, подрОсткОвый, пОискОвый, портфЕль, пылИтся, рАкурс, процЕнт, срЕдства, стАтуя, табУ, тамОжня, тЕфтели, тОсты, тунИка, тУфля, увЕдомить, факсИмиле, феЕрия, фейервЕрк, ходАтйство, цемЕнт, шассИ, Экскурс.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3. Следующие заимствованные слова распределите в две колонки. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю. Можно отметить знаками + или – в соответствующих колонках.

Слова с твердым произношением согласных перед е с мягким произношением согласных перед е
Адекватный 1    
Академия 2    
Безе 1    
Бифштекс 1    
Брюнет 2    
Бутерброд 1    
Детектив 1    
Дефис 1    
Интерьер 1    
Индекс 1    
Интеграл 1    
Кабаре 1    
Капелла 1    
Кашне 1    
Компьютер 1    
Крем 2    
Купе 1    
Протеже 1    
Свитер 1    
Сонет 1    
Термин 2    
Тембр 1    
Термос 1    
Шатен 1    
Штепсель 1    
Тенор 2    
Темп 1    
Тенденция 1    
Фонетика 1    
Шинель 2    

 

Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.