Предмет, методы, региональные исследования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Предмет, методы, региональные исследования

2017-09-30 674
Предмет, методы, региональные исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция №1

Тема: Предмет исследования регионального управления и территориального планирования

 

Предмет, методы, региональные исследования

Методы региональных исследований

Основная литература

 

 

Предмет, методы, региональные исследования

Региональное управление и территориальное планирование являются частью региональной науки, которая изучает особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов во взаимосвязи с национальным хозяйством, т. е. исследует пространственный аспект развития национального хозяйства, его отраслей, а также факторы размещения производительных сил и регионального развития. Важной составляющей национального и регионального экономического роста является постоянный поиск лучших вариантов территориальной организации производительных сил, которая обусловлена повышением отдачи сосредоточенных на территории природных ресурсов, населения.

Региональное управление – это наука о развитии и размещении производительных сил, которая изучает социально-экономические процессы в регионах, развитие хозяйства в конкретно-региональном аспекте.

Региональное управления является отраслью экономической науки и которая опирается на экономические законы, исследует совокупность экономических, социальных факторов и явлений. Это обусловливает формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в различных иерархических уровнях, как в целом по стране, так и в каждом экономическом районе, в каждой территориальной единице.

Необходимость хозяйственного управления на региональном уровне прежде всего связана с особенностями формирования системы региональных рынков, основанными не только на изменении отношений собственности, но и на новых межтерриториальных хозяйственных связях, на рациональном размещении производительных сил по территории страны, оптимизации хозяйственных пропорций в регионах.

Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Методы региональных исследований

В своих исследованиях региональной экономики используют широкий ком­плекс научных методов:

Системный анализ.

Системный анализ представляет собой сово­купность научных методов и практических приемов, которые мо­гут быть использованы при исследовании и конструировании слож­ных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при управлении социально-экономическими, технологическими системами.

Метод систематизации.

Он связан с разделением изучаемых яв­лений (исходя из целей исследования) и избранными критериями на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как клас­сификация, типология, концентрация и др.

Метод экономико-географического исследования.

Который в свою очередь подразделяетсяна 3 составные части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изу­чение развития и размещения общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в геогра­фическом аспекте, изучение развития и размещения общественно­го производства в отраслевом разрезе), местный метод (исследова­ние путей формирования и развития производства отдельного города, селения, изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).

Метод экономико-математического моделирования

Моделирова­ние территориальных пропорций развития экономики региона, моделирование по отраслям хозяйства региона, моделирование формирования хозяйственных комплексов региона)

Картографический метод.

Это специфический метод исследова­ния в регионоведении. Известно, что карта является существенным источником знаний, источником обогащения информацией разме­щения производительных сил в каждом регионе, и в первую оче­редь позволяет наглядно представить особенности этого размеще­ния.

Метод таксонирования.

Это процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны.

Вариантный метод

Размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования.

Индексный метод.

Чаще всего используется для количественного определения уровня специализации социально-экономического районирования.

Лекция №2

Тема Основы территориального планирования регионов России

Вопросы

1. Понятие, значение и задачи территориального планирования

2. Стратегическое планирование в современной России

3. Методы территориального планирования

 

 

Основная литература

 

1.Понятие, значение и задачи территориального планирования Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Задачами территориального планирования являются: § Разработка предложений по совершенствованию административно- территориального деления территории субъекта Российской Федерации; § Подготовка предложений по перераспределению земель по формам собственности; § Определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям; § Определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики; § Формирование фонда перераспределения земель для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продажи на аукционах и другое; § -Упорядочение структуры землепользований и землевладений; § -Разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; § -Территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий; § -Определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме землеустройства; § -Оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны в регионе. Существуют три вида территориального землеустройства: 1. Стратегическое направлено на проведение анализа социально-экономического потенциала; на формирование структуры программных документов, формулировку целей и индикаторов их достижения; на выбор направлений территориального развития, обеспечивающих наибольший социально-экономический эффект с учетом современного состояния использования земель. 2. Тактическое направлено на определение потребности в необходимой территории для отраслей экономики; на выбор территориального планирования; на расстановку организаций-исполнителей подготовки схем территориального планирования, подготовку и переподготовку кадров, привлечение специалистов и консультантов, организацию изучения опыта разработанных и утвержденных документов территориального планирования; на организацию публичного обсуждения и общественных претензий документов территориального планирования. Текущее направлено на оценку выполнения плана; на напряженность плана; на динамику планируемого показателя.   2. Стратегическое планирование в современной России В России вплоть до конца 1990-х годов отсутствовало понимание необходимости проведения целенаправленной политики по управлению развитием регионов. Федерация занималась вопросами макроэкономических показателей, таких, как денежная масса, курс рубля, доля расходов федерального бюджета в ВРП. В этом горизонте управления линии развития отдельных регионов не просматривались. С конца 1990-х годов, когда увеличился поток инвестиций в Россию и начал расти внутренний рынок, ситуация изменилась. Стало очевидно, что материальная база страны устроена так, что ресурсы не накапливаются, повышать цены на сырье не позволит сырьевой суперцикл, и что — как стране в целом, так и отдельным регионам — необходимо задумываться о стратегии, обращенной в будущее. Например, нужно ли наращивать темпы добычи и производства угля, черного и цветных металлов и пр., если стране столько не требуется? Понятно, что в такой ситуации экспорт будет расти и стремиться к 100%, но произойдет ли при этом развитие территорий? Проблемы территориального развития начинают постепенно перемещаются в область общегосударственных приоритетов. На федеральном уровне осознали, что в управлении регионами нужны изменения, чтобы ресурсы, которые приходят в страну, оставались в ней и способствовали устойчивому развитию регионов и городов. Правительству Михаила Фрадкова потребовалась государственная политика по региональному, территориальному, муниципальному развитию, но на тот момент инструментария и даже подходов к этой теме выработано не было. За последние несколько лет перечень документов, регулирующих региональное развитие РФ, существенным образом расширился. На сегодняшний момент функцию стратегии для страны должна выполнить концепция долгосрочного развития до 2020 го- да. Она несет в себе видение, возможный сценарий развития, риски, с которыми столкнется страна, при реализации целей в рамках вариативных сценариев. Главная цель концепции – достижение конкурентно способности страны. В отличие планов и стратегий других европейских государств, у России здесь гораздо более сложная система вызовов и решений. Главный из них – на какой базе будет достигнута конкурентно способность, ведь Методы территориального планирования 1. Метод экспертных оценок: Сущность: § принятие решений в условиях дефицита информации; § принятие решений посредством получения ответов специалистов на поставленные вопросы. Решаемые задачи: § разработка предложений по совершенствованию административно-территориального деления АТО; § определение перечня возможных вариантов территориального развития АТО и отдельных отраслей; § определение возможных интервалов времени достижения перспективных технико-экономических показателей схемы территориального планирования. 2. Экономико- статистический метод: Сущность: § выражение связи прогнозируемого показателя с основными влияющими на него факторами; § возможность получения обоснованных вариантов прогноза для различных значений определяющих факторов, гипотез развития экономики. Решаемые задачи: § подготовка предложений по перераспределению земель по отраслям экономики, формам собственности; § оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по территориальному планированию в регионе. 3. Метод экстраполяции: Сущность: § продление на будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом году; § прогнозируемый показатель формируется под воздействием большого количества факторов, выделить которые либо невозможно, либо по которым отсутствует информация; § ход изменения прогнозируемого показателя связывается не с факторами, а с течением времени, что проявляется в образовании одномерных временных рядов. Решаемые задачи: § подготовка предложений по перераспределению земель по отраслям экономики, формам собственности; § определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям. 4. Балансовый метод Сущность: § установление и соблюдение пропорций при распределении земель по категориям и угодьям; § учет, отчетность и оценки землепользования; § координация и увязка всех показателей, характеризующих состав и соотношение земель. Решаемые задачи: § определение по периодам динамики перераспределения земель по отраслям экономики, категориям и угодьям; § обеспечение единства и сбалансированности всех частей и разделов схемы территориального планирования; § выявление резервов землепользования и территориального развития; § предупреждение и преодоление отдельных диспропорций в использовании земель. 5. Экономико- математический метод Сущность: § установление оптимального уровня интенсивности и использования земли на перспективу; § определение оптимального значения технико-экономических показателей схемы территориального планирования при заданных условиях и факторах развития. Решаемые задачи: § упорядочение территориальной структуры отраслей экономики региона, землепользований и землевладений; § оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по территориальному планированию в регионе; § определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме; § формирование фонда перераспределения земель и иных спецфондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, военнослужащих для предоставления в целях садоводства и т.п., для продажи на аукционах и конкурсах; § улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства; § рациональная прокладка коммуникаций и инфраструктурное обустройство дорог. 6. Метод районирования и зонирования территории Сущность: § выявление единиц районирования и зонирования территории различного порядка (пояса- зоны- округа- районы- ареалы). Решаемые задачи: § адаптация унифицированных способов, форм и технологий использования и охраны земель в разрезе единиц районирования и зонирования территории региона; § разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; § территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий.
 

 

 

 

 

Лекция 3

 

Тема: Политика правовая основа формирования и функционирования регионов – субъектов Российской Федерации

 

 

1. Современные проблемы федерализма

2 Конституция РФ – политико-правовая основа формирования и функционирования регионов.

 

Основная литература

 

 

Лекция 4

Лекция 6

Лекция № 6

Вопросы

Минеральные ресурсы

Полезные ископаемые — это природные минеральные об­разования в земной коре (органического и неорганического происхождения), которые при современном уровне развития экономики могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде (как сырье) или после соответствующей обработки.

Лекция 5

Лекция 8

Лекция 9

Вопросы

1.Общие экономические проблемы регионов России

2.Формирование единого экономического пространства России

Основная литература

 

 

 

 

Лекция 10

Тема: Система управления финансовыми ресурсами регионов

1. Финансовые ресурсы регионов.

2. Региональный бюджет РФ

3.Система управления финансами.

 

Основная литература

 

 

 

Финансовые ресурсы регионов

Финансовой базой региональных структур власти являются региональные бюджеты, экономическая сущность которых проявляется в их назначении. Бюджеты регионов выполняют такие важные функции, как формирование денежных фондов, распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства, контроль за финансово- хозяйственной деятельностью предприятий, организаций учреждений. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных регулирующих источников доходов.

В число этих доходов входят: процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов в процессе исполнения бюджета. Федеральный бюджет утверждается по расходам и по доходам исходя из прогнозируемого объема ВВП и уровня инфляции и он формируется за счет:

- связанных инвестиционных иностранных кредитов, получаемых под гарантии Правительства;

- налоговых доходов федерального бюджета (за исключением земельного налога).

Ключом к стабилизации социально-экономического положения в России и в ее регионах по праву считается принятие в июле 1998г. Бюджетного кодекса Российской Федерации. Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы бюджетной сферы, порядок регулирования межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ.

Все средства бюджета направляются:

- на финансирование экспортно - ориентированных и импортозаменяющих инвестиционных проектов и других инвестиционных проектов российских организаций.

- на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов. - на реализацию инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности.

- на формирование резервного фонда бюджетного фонда бюджета развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии.

В Бюджетном кодексе четко определяются правовые основы, порядок функционирования бюджетной системы регионов- субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ, согласно бюджетному кодексу состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень -федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень – местные бюджеты.

2. Региональный бюджет РФ.

Региональный бюджет- это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящиеся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Рассматривая налоговую часть доходов бюджета субъектов РФ, остановимся на неналоговых доходах, которые включают:

- доходы от использования имущества, находящегося в региональной государственной собственности;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти регионов, а также бюджетными учреждениями, находившимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ;

Рассматривая налоговую часть доходов бюджета субъектов РФ, остановимся на неналоговых доходах, которые включают:

- доходы от использования имущества, находящегося в региональной государственной собственности;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти регионов, а также бюджетными учреждениями, находившимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ;

Часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законом субъектов РФ.

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов могу быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично- в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъекта РФ на срок не менее трех лет.

средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в порядке возмещения вреда, причиненного субъектам РФ;

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджета федерального уровня;

Расходы региональных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы- часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть оформлен бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов- часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование.

- Проведение в пределах своей компетенции ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использованием внебюджетных средств, доходов от имущества (включая ценные бумаги), находящегося в федеральной собственности;

- проведение документальных проверок финансово- хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

Проведение в пределах своей компетенции ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использованием внебюджетных средств, доходов от имущества (включая ценные бумаги), находящегося в федеральной собственности;

- проведение документальных проверок финансово- хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

В соответствии с поручениями Минфина РФ осуществление контроля за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе); - участие в разработке проектов нормативно правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления; - анализ практики применения законодательства по вопросам относящимся к компетенции управления, предоставления в установленном порядке предложений по совершенствованию этого законодательства;

- Осуществление в необходимых случаях контроля за своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово- хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций; - координация своей деятельности с деятельностью других органов финансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности;

Соблюдение режима секретности проводимых Управлением работ, в том числе при обработке с использованием технических средств и документов, составляющих государственную тайну.

Региональное контрольно – ревизионное управление возглавляет руководитель, назначенный на должность и освобожденный от должности Минфином РФ. Контроль за деятельностью управления осуществляет Минфин РФ, а финансируется за счет средств федерального бюджета.

 

Лекция №1

Тема: Предмет исследования регионального управления и территориального планирования

 

Предмет, методы, региональные исследования


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.