Характеристика факторов развития — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Характеристика факторов развития

2017-09-30 278
Характеристика факторов развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

1) НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами.

По наследству от родителей к детям передаются:

 

Анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности.

 

Физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

 

Физиологические особенности: обмен веществ, группа крови, стадии созревания организма.

 

Особенности нервной системы: строение коры головного мозга, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

 

Аномалии в развитии организма, предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственого характера: гемофилия, сахарный диабет…

 

Наследуются также задатки – анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Задатки -это типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность…

 

При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков.

Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

 

Задатки — это только предпосылки, одно из условий развития способностей.

Способность формируется в деятельности.

Примеры задатков:

- возбудимость — сила, (работоспособность) нервных процессов

- подвижность нервных процессов

- особенности строения анализаторов

- особенности межполушарных связей

- быстрота образования нервных связей

- особенности двигательного аппарата и конституции телесной организации

2) СРЕДА – реальная действительность, в которой происходит развитие человека.

 

Социальная ситуация развития, или шире — социальная среда, включает в себя систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, и рассматривается в качестве основного условия личностного развития.

 

 

ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ СРЕД:

 

№1

 

макросреда (уровень государства, например, средства массовой информации),

 

мезосреда (уровень региона, населенного пункта) и

 

микросреда (ближайшее окружение /семья, друзья, учебная группа, производственный коллектив/).

 

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осу­ществляется

в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения,

в определенных социально-политических, экономических условиях

региона,страны,

в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем ко­торого он является (э то макроситуация личностного развития).

 

 

№2

 

- природно-географическая,

- национально-этническая,

- территориально-поселенческая,

- культурная, социально-нормативная,

- религиозная,

- материально-экономическая,

- воспитательно-образовательная,

- ближайшее окружение

 

МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

Вхождение ребенка как социального существа в жизнь общества предполагает прохождение трех фаз:

адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности;

индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации»

и интеграции личности в эти общности.

 

 

Если индивидуализация характеризуется «поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности»

С тем, чтобы снять противоречие

Между этим стремлением и результатом адаптации («стал такой же, как все в общности»),

 

то интеграция «детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т.д.»

 

 

ВОСПИТАНИЕ —

система целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах общественного бытия.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательного влияния среды и наследственности на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию.

 

4) СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АКТИВНОСТЬ / в различных видах деятельности /.

Например, в контексте среды:

Ребенок старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям.

Если это не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями (А.Н. Леонтьев).

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.