Возражения против бытия ангелов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Возражения против бытия ангелов

2017-09-30 265
Возражения против бытия ангелов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В христианском мире бытие ангелов отрицается только крайними протестантами. Отрицать то, что сказано об ангелах в Священном Писании, невозможно, но противники веры в ангелов пытаются по-своему интерпретировать библейские тексты. Основных аргументов против веры в ангелов три:

1. Людям необходимо было объяснить принцип существования природных стихий – поэтому появились представления об ангелах. Однако вряд ли возможно серьезно утверждать, что древние иудеи под ангелами понимали олицетворение природных стихий: в Священном Писании ангелы имеют ярко выраженные личностные особенности.

2. Учение об ангелах в Библии – отражение народных представлений, согласно которым духовный мир устроен по образцу двора восточного монарха. С этим тоже нельзя согласиться, потому что в таком случае библейское повествование изобиловало бы различными неправдоподобными, фантастическими деталями, как это имеет место в мифологии различных народов. Но в Священном Писании об ангелах говорится с большой осторожностью. За исключением нескольких эпизодов в Книге Иова, в Священном Писании нет описаний мира ангельского в самом себе – без отношения его к материальному миру и человеку. Такая осторожность в подходе к изображению ангельского мира не дает никакого основания полагать, что здесь нашли место какие-то народные представления, обычно отличающиеся буйной фантазией.

3. Вера в ангелов была заимствована иудеями из персидской религии зороастризма во время вавилонского пленения. В действительности это не так, ведь пленение произошло в VI столетии до P. X., а Пятикнижие Моисея и большая часть Книг пророческих, как это засвидетельствовано современной наукой, были написаны до вавилонского плена, и вера в ангелов в них уже присутствует. Утверждать, что все тексты, где говорится об ангелах, являются позднейшими интерполяциями, несерьезно.

Между учением об ангелах в Священном Писании и учением об ангелах в зороастризме имеются существенные различия. Во-первых, для зороастризма в учении об ангелах характерен дуализм: добрые ангелы сотворены добрым богом Ормуздом, злые ангелы происходят от злого бога Аримана. По учению Священного Писания, все ангелы являются по природе добрыми, все они сотворены единым благим Богом, а существование среди них ангелов злых обусловлено падением последних. Во-вторых, в зороастризме ангелы являются существами двуполыми, которые даже вступают в брачные отношения. В Священном Писании ангелы предстают как бесполые. Наконец, у иудеев не было культа ангелов, не было практики поклонения ангелам, что имело место в зороастризме.

Для христиан главным основанием уверенности в реальном существовании ангелов является то, что об ангелах говорил Сам Господь Иисус Христос.

Сотворение ангелов Богом

В Священном Писании несколько раз прямо говорится о сотворении ангелов: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (Неем.9:6). Ты творишь ангелами Твоими духов... (Пс.103:4, Евр.1:7). Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано (Кол.1:16). О сотворении ангелов Богом свидетельствуют и свв. отцы.

Время сотворения ангелов

Точных указаний на время сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах встречаются различные мнения о времени сотворения ангелов:

 

1) прежде вещественного мира. Это широко распространенное мнение разделяли свтт. Василий Великий, Григорий Богослов,. Иоанн Златоуст и др. 2) одновременно с сотворением видимого мира. Так полагал блаж. Феодорит Киррский. (Ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства, как формы существования тварного бытия. Ангелы не могли появиться прежде чем сотворен мир с пространством и временем.). 3) после человека. (Поскольку мир развивается эволюционным путем – от простого к сложному, ангел более совершенен, чем человек, следовательно, ангелы должны были появиться после человека.). Это мнение противоречит Откровению. Бог основывал землю при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (Иов.38:4-7). Сыны Божии – ангелы, основание земли – в четвертый день творения; отсюда в четвертый день ангелы уже существовали.

Таким образом, вопрос о времени сотворения ангелов относится к области богословских мнений. Однозначно можно утверждать только то, что ангелы сотворены не позднее четвертого дня, а следовательно, не могли быть сотворены вместе с человеком или позже него.

Природа ангелов

В Священном Писании ангелы предстают как разумно-свободные существа. «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей» (Преп. Иоанн Дамаскин). Природа ангельского мира для нас непостижима. Нам даже неизвестно, единосущны ли ангелы между собой или нет. Мы не знаем, являются ли все ангелы, подобно людям, единосущными друг другу, или же ангелы составляют некоторое множество различных родов и внутри рода они единосущны, а между родами – нет, или же каждый ангел обладает особой сущностью.

Свойства ангельской природы

1. Духовность и бестелесность. Ангелы имеют духовную природу. (Евр.1:6-7). Ангелы – невидимы, поскольку им не свойственна грубая телесность (Кол.1:16). По толкованию свв. отцов, чувственные образы, в которых являются ангелы, – это их временное состояние, а не выражение их существа. Ангельская бесплотность относительна. (Тертуллиан, сщмч. Иустин Философ, блаж. Августин). Ангельская сущность по сравнению с человеком – бестелесна, по сравнению с Богом оказывается грубой и вещественной, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно. (Преп. Иоанн Дамаскин). На VII Вселенском соборе был одобрен фрагмент «Слова» еп. Иоанна Фессалонитского, в котором отмечается, что ангелы не являются совершенно бестелесными, но имеют тела «воздухообразные и огнеобразные».

2. Отношение ангелов к пространству и времени. Ангелы, как существа тварные и, следовательно, ограниченные, в определенной степени зависят от этих категорий тварного бытия. С одной стороны, по отношению к свойствам пространства и времени ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди (перемещаются с огромной скоростью, не удерживаются ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями... и пребывают в местах, постигаемых только умом: на небе небес (3 Цар.8:27), на третьем небе (2 Кор.12:2)). С другой стороны, они не вездесущи: когда они находятся на небе, их нет на земле, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе. Вечность ангельского мира не тождественна вечности Божественной: ангельский мир имеет начало. Ангельский мир подвержен изменению: часть ангелов пала.

3. Бессмертие. Свойством ангельской природы является бессмертие (Лк.20:36). Существует два святоотеческих мнения. Ангелы бессмертны: 1) по благодати (преп. Иоанн Дамаскин); 2) по природе (Свят. Григорий Палама). Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.