Урок 51. Невидимые нити в весеннем лесу — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Урок 51. Невидимые нити в весеннем лесу

2017-09-10 699
Урок 51. Невидимые нити в весеннем лесу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Ход урока

В начале урока учитель проверяет выполнение учащимися заданий № 2 и № 4 на с. 48—49 рабочей тетради. Если у детей возникли трудности при выполнении задания № 2, учитель может помочь им, используя свои фенологические наблюдения и соответствующие записи. После проверки выполнения заданий в рабочей тетради несколько учеников разыгрывают подготовленную дома сценку из весенней жизни зверей.

Музыкальной «визитной карточкой» темы данного урока, как и предыдущих уроков, посвященных экологической проблематике, является первый куплет и припев песни И. Николаева «Расскажите, птицы». Уч. спрашивает, догадались ли, о чем пойдет речь на уроке.

Во вступительной беседе необходимо актуализировать знания, полученные детьми на уроках по экологии в осеннее и зимнее время. Эту беседу можно провести по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 90 учебника. Если дети забыли материал, особенно осенний, учитель помогает им наводящими вопросами или обращением их к соответствующим страницам учебника, в том числе и 1-й части (с. 102—105 1-й части; с. 36—38 2-й части).

Изучение нового материала можно организовать по-разному: 1) как рассказ учителя с применением интерактивной доски; 2) как чтение текста на с. 90—93 учебника с комментариями учителя; 3) как пошаговую подачу информации. В настоящем пособии будет коротко рассмотрен способ пошаговой подачи информации.

I шагом является усвоение детьми того, что растения с яркими цветами и нектаром привлекают к себе насекомых, которые, питаясь нектаром, осуществляют опыление растений. Дети под руководством учителя рассматривают схему на с. 91 учебника и делают вывод, что польза для растений и животных является двусторонней. Обобщая ответы детей, учитель подчеркивает, что не только ива, но и все растения с яркими цветками, сильным запахом и нектаром (медуница, фиалка, мак, шиповник, роза, табак душистый, яблоня, вишня) приспособились к опылению их насекомыми. Те растения, которые этого не имеют (лебеда, полынь, береза, орешник, ель, сосна), опыляются ветром.

Закрепляется материал первой части урока при выполнении задания № 1 на с. 50 в РТ,

II шаг посвящен изучению пищевой цепи «растения насекомые птицы». Дети под руководством учителя рассматривают схему на с. 92 учебника. В данном случае связь между деревом и птицей является не прямой, а опосредованной, и второклассникам бывает трудно ее понять. Учитель задает следующие вопросы, комментируя ответы детей: «Мы только что видели, что насекомые (бабочки, шмели, пчелы) полезны для цветущих растений, потому что, питаясь, они одновременно опыляют растения. А вот гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений? Что будет, если гусениц будет слишком много? Кто может помочь деревьям? Взгляните на рисунок. Кто питается гусеницами? Значит, птицы полезны для растений. А зачем птицы ловят гусениц? Мы знаем, что кукушка отличается от других птиц. Оказывается, люди не правы, считая, что кукушка — плохая мать. Наоборот. Она единственная из птиц, которая питается ядовитыми мохнатыми гусеницами. Но птенцы их есть не могут, поэтому кукушка и подкидывает свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы они вскармливали кукушонка мошками и съедобными гусеницами. Получается, что кукушка приносит двойную пользу. Таким образом, птицы, как и хищные звери, играют роль санитаров леса».

Закрепляется материал второй части урока при выполнении задания № 3 на с. 51в РТ. Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик на с. 93.

В конце занятия учитель или один из учеников читает вывод урока в учебнике.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 90—93 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 51 рабочей тетради.

Окружающий мир

Урок 52. ВЕСЕННИЙ ТРУД

Задачи урока: познакомить детей с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, поле, углубляя в детях понимание важности земледельческого труда для жизни людей во все времена.

Планируемые результаты: научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Ход урока

– Ребята, помните, как мы встречали Масленицу? Весело было? После Масленицы проходит время и наступает „праздников праздник“ — Пасха». Потом он вызывает двоих учеников. Одному из них надевает на голову бумажный обруч с изображением блина, второму — с изображением кулича. Дети встают на некотором расстоянии друг от друга. Каждому из них учитель дает один конец ленты, на которой по всей длине завязаны семь узлов, и говорит: «Сколько недель проходит между Масленицей и Пасхой, вы узнаете, посчитав узлы на ленте». Ученики считают, называют количество недель, садятся на свои места.

– Как называют эти семь недель? Что происходит в жизни людей и в природе между этими праздниками? (Дети предлагают свои объяснения.) Точный ответ мы узнаем из учебника. Но перед тем как начать чтение, посмотрите на фотографию куклы, стоящую в учебнике около заголовка нашего урока (с. 94). Она так старательно подметает, словно хочет что-то прогнать метлой. Что она так тщательно прогоняет? Ответ вы тоже узнаете из текста». Учитель вместе с детьми читает текст на с. 94—95 учебника, распределяя очередность с помощью волшебного клубочка. Затем спрашивает: «Так что же прогоняет кукла? (Масленицу.) Как называется время между Масленицей и Пасхой? Сколько длится Великий пост?» Учитель дополнительно читает или пересказывает текст о Великом посте со «Страничек Умного Совенка» (с. 125 учебника). Потом еще раз вызывает двоих учеников на роль олицетворения праздников Масленицы и Пасхи. Просит ребят взять друг друга за руки в виде моста и отгадать загадку: «Лежит мост на семь верст, в конце моста — золотая верста». Обсуждает с детьми, почему Пасха сравнивается с верстой. (Празднуют Пасху целую неделю.)

Далее учитель продолжает беседу с детьми по тексту учебника: «В учебнике было сказано: „Придет время...“ А от чего зависело начало полевых работ, когда приходило их время? (Когда позволяла погода.) Вы помните, какие народные приметы зимних и весенних дней предсказывают погоду? Какие заботы в старину были у женщин и мужчин? Как вы думаете, обидно тогда было мужчинам и женщинам, что какую-то работу называли мужской, а какую-то — женской? Конечно нет! Ведь если бы не было такого разделения, то была бы путаница. Никто ничего не успел бы сделать. Да и многие мужские работы непосильны женщинам. Недаром в мужчинах всегда уважали силу, выносливость. В каких работах это могло пригодиться? А в женщинах ценились усидчивость, аккуратность, терпеливость. Для каких работ важны эти качества?

Сейчас мы с вами тоже поработаем — отгадаем загадки о весеннем труде. Работу будем делать аккуратно, тщательно, прилежно». Сначала дети по очереди читают загадки на с. 95 учебника. Вместе с учителем определяют, какие признаки выбрали в старину сочинители загадок — внешний вид предмета или его действия. Что помогает разгадывать: описание признаков или рисунки учебника? (Скорее всего, рисунки, потому что в наше время редко кому приходится часто работать топором, пилой, молотком. А ребятишкам в прежние времена ничего не стоило вспомнить визг пилы, «поклоны» топора, тяжелую (пудовую) «голову» молотка.) Затем дети выполняют задания № 1 и № 2 на с. 52 рабочей тетради.

Учитель: «А сейчас узнаем, о каких весенних работах нам еще рассказывает учебник. Но сначала сами подумайте, как изменился в наше время труд земледельцев по сравнению со старинным трудом». Дети рассуждают. Учитель выписывает на доску пословицы: «Вешний день целый год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою» — и просит учащихся объяснить, что они значат.

Далее учитель обращает внимание детей на изображение святого Георгия Победоносца и говорит: «Как решительно святой Георгий побеждает злого змея, вот так же смело день его памяти открывает дорогу на весенние пастбища». Учитель спрашивает, какие весенние работы приходилось детям наблюдать или выполнять самим. Предлагает ответить на вопросы: «В какой день домашних животных в старину первый раз выпускали на пастбище? Какие работы весной проводят в поле? Какие работы весной проводят в огородах? Как изменяется весной жизнь домашних животных? Что делают с приходом весны в саду?»

– Теперь попробуем отгадать еще одну загадку. Она изображена на фотографии в задании № 3 на с. 53 рабочей тетради. Эта загадка требует и памяти, и знаний о весенних особенностях природы. Если дети не могут ответить на вопрос задания, учитель объясняет, что беление льняных полотен происходило весной, когда солнце светит особенно ярко. После того как ученики сами предложат свои варианты сочиненной строчки к загадке, учитель может прочитать свои варианты: «На солнце белили» или «На поле белили».

– Сколько мы с вами сегодня узнали нового! Что-то вспомнили. О чем-то услышали впервые. Наверное, теперь сможем точно объяснить значение пословиц, написанных на доске». Дети дают объяснения. Учитель просит подкреплять высказывания конкретными примерами.

В заключение занятия учащиеся про себя читают вывод урока на с. 97 учебника. Учитель вызывает несколько учеников пересказать его. Спрашивает, что каждому кажется самым важным в сведениях данного урока.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 94—97 учебника, задание № 4 на с. 53 рабочей тетради.

Урок 53. СТАРИННЫЕ ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ

 

Задачи урока: познакомить детей с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; определить нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре народов Севера.

Планируемые результаты: уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

Оборудование. У учителя — национальные куклы, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; вербные ветви или любые прутики; куклы-неразлучники, выполненные заранее по образцу в учебнике; настенный календарь; политическая карта России. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. На уроке изобразительного искусства дети на альбомном листе рисуют две рамочки, используя орнаментальные мотивы творчества народов своего края. Эти рамочки предназначены для подарка друг другу в один из весенних праздников. В одну рамочку ребенок вклеивает свою фотографию, в другую — фотографию своего друга. По ходу данного урока дети будут обмениваться подарками.

 

Ход урока

 

Урок можно начать с ответов детей на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 98 учебника.

Затем учитель разыгрывает весенний обряд, который исполняли накануне Пасхи, в последнее воскресенье перед праздником — Вербное воскресенье. Несколькими веточками вербы или любыми другими прутиками он легко постукивает кукол-помощников, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти!», и объясняет смысл обряда, пересказывая текст со с. 98 учебника.

Учитель: «Ребята, как вы думаете, какую семью можно назвать по-настоящему богатой? В чем главное богатство семьи?» Потом дети поочередно читают текст на с. 98—99 учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базаров. После этого учитель повторно спрашивает: «Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных? На какой праздник это происходило? Что составляет главное богатство семьи? Как вам кажется, сколько детей должно быть в семье?» Затем учитель предлагает выполнить задания № 1 и № 2 на с. 54 рабочей тетради. Дети самостоятельно прочитывают текст о пасхальных обычаях на с. 99 учебника и выписывают из него нужные строки в рабочую тетрадь.

Учитель спрашивает, какой пасхальный обряд изображен на картине Н. А. Кошелева на с. 98 учебника. Он разъясняет детям, что если, скатившись по лотку, яйцо задевало уже лежащие яйца, то все подбитые доставались его владельцу. Для больших крестьянских, да и городских, семей такой выигрыш мог быть хорошим подспорьем, а для детей — радостью от веселого занятия. Учитель предлагает рассмотреть детали картины и подумать, где происходит игра, пофантазировать, что это за дети, из одной они семьи или из разных.

Затем учитель переводит внимание детей на фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 99 учебника и спрашивает: «Какая из этих фотографий старинная? Как это можно определить? Какие моменты праздника хранят эти фотографии?»

Далее учитель высаживает на стол кукол-помощников в национальных костюмах, присоединяет к ним и других кукол из классной коллекции и говорит: «Вот наша коллекция народных кукол. Некоторых мы с вами можем видеть, держать в руках. Другие живут в нашей памяти. Каких кукол прошлых уроков вы помните? (Дети отвечают.) А на этой странице к нашей коллекции присоединяется новая кукла. Вы видите ее на фотографии вверху с. 99 учебника. Из чего понятно, что это пасхальная кукла? (Красный цвет, вербы, узелок, очевидно, с пасхальным угощением.) А вот и главные гости! (Учитель высаживает кукол-неразлучников.) Это „молодожены“! И у нас настоящая кукольная свадьба. Как раз для наших „молодоженов“ подходят слова величания». Учитель произносит вместе с детьми слова величания (из задания № 2 на с. 54 рабочей тетради) куклам-неразлучникам от лица других кукол. Куклы-неразлучники кланяются в ответ, благодарят.

Учитель: «После праздника Пасхи — время свадеб! А теперь давайте познакомимся с праздником, который наступает после праздника Пасхи». Читает текст о празднике Святой Троицы на с. 100 учебника. Показывает по календарю, сколько это 50 дней. Задает вопросы: «Какое дерево было главным на празднике Святой Троицы? Ветви каких растений используют в обрядах весенних народных праздников?»

Затем учитель предлагает детям узнать, как относятся к березе в культурах двух других народов России — саамов и якутов. Он показывает на политической карте России Республику Коми, где живут саамы, и Якутию, читает текст на с. 100—101 учебника о саамских и якутских воззрениях на отношения природы и человека. Учитель спрашивает у детей, какая мысль выражена саамской легендой и якутской песней о березе. Просит подобрать в творчестве народов своего края похожую легенду о растениях, чтобы позже обсудить ее в классе. (Учитель должен на одном из следующих уроков вернуться к этой теме и обязательно обсудить подобранные детьми легенды в творчестве народов своего края.)

В завершение обсуждения материала о празднике Святой Троицы учитель предлагает учащимся выполнить задание № 3 на с. 55 рабочей тетради.

В конце урока учитель говорит: «Итак, ребята, о каких старинных весенних праздниках мы сегодня узнали на уроке? Что вам больше всего запомнилось?» — и предлагает детям попарно обменяться нарисованными заранее рамочками с фотографиями в подарок для закрепления дружеских отношений.

Завершая занятие, учитель говорит: «Ребята, согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире?»

Домашнее задание: теоретический материал на с. 98—101 учебника, задание № 4 на с. 55 рабочей тетради.

Урок 54. БУДЬ ЗДОРОВ!

 

Задачи урока: познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жизни в весенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей.

Планируемые результаты: выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правиля, предусмотренные игрой.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек, куклы в национальных костюмах республик Марий Эл и Татарстан; фотографии видов природы и архитектуры этих республик; магнитофон, записи национальных мелодий; увеличенная схема игры «Бег по следу»; политическая карта России. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

 

Ход урока

 

Игровую часть занятия можно провести на прогулке или на уроке физкультуры как итог изучения народных игр в течение года.

Учитель: «Ребята, зима уже позади. Скажите, много ли вы болели этой зимой? Как вы думаете, почему так получилось? Кто запомнил правила сохранения и укрепления здоровья зимой? В следующую зиму обязательно им следуйте! Но и весной, да и летом, не забывайте о разумном поведении. Укреплять организм, закаливаться лучше всего начинать в теплое время года и понемногу, советуясь со взрослыми. А что нужно делать, чтобы весной и здоровым остаться, и нагуляться вволю?» Дети отвечают. Учитель пересказывает текст на с. 102 учебника, а затем спрашивает: «Какое занятие можно назвать лучшей школой здоровья для детей? (Народные игры.) Зимние игры каких народов России вы знаете? В какие игры играют весной в нашем крае? в вашем дворе? Какие игры или весенние развлечения вы любите больше всего с друзьями?» При этом учитель делится с детьми своими детскими воспоминаниями о дворовых или школьных играх, рассказывает эмоционально захватывающие истории из своего детства.

Учитель: «Пришла пора отправиться в новое воображаемое путешествие по нашей стране за новыми, весенними играми. Веди нас, волшебный клубочек! (Учитель прокатывает клубок по полу или столу.) Первая наша остановка — в Республике Марий Эл, у народа по имени марийцы. Столица республики — город Йошкар-Ола». Учитель говорит детям, насколько удален этот край от их места жительства. Вместе с учениками обсуждает, как можно до него добраться (водным путем, на самолете, на поезде, автобусе). Если это возможно, учитель включает запись марийской национальной мелодии, показывает кукол в национальных костюмах, фотографии видов природы и архитектуры Республики Марий Эл. Показывает расположение республики на политической карте России.

Учитель продолжает: «Игра, которую нам дарят дети Марий Эл, называется „Бой петухов“. Послушайте правила этой игры». Читает на с. 103 учебника или пересказывает правила, затем задает вопросы: «Почему во время игры необходимо соблюдать правила? Какие качества развивают игры с правилами?» Далее учитель предлагает детям поиграть в «Бой петухов». Опыт показывает, что игру нужно проводить последовательно с участием каждый раз одной пары. Остальные ребята образуют круг зрителей и внимательно следят за соблюдением правил поединка. При благоприятном эмоциональном климате дети сами называют себе партнера. Учитель акцентирует внимание на правиле выбора партнера: «Как подбираются пары в игре?» Он может и сам называть пары, так как игра с выраженным соперничеством может спровоцировать в условиях урока агрессию, способствовать закреплению ролей «лидер», «отвергаемый» среди учеников, неблагоприятно сказаться на самооценке отдельных учеников.

Учитель: «Дальше наш волшебный клубочек ведет нас в Татарстан. (Снова прокатывает клубок по полу или столу.) Столица республики — Казань». Учитель рассказывает о том, сколько времени занимает путешествие в эту республику, показывает фотографии видов природы и архитектуры, кукол в национальных костюмах, включает запись татарской национальной мелодии. После этого читает на с. 104 учебника или пересказывает правила игры «Бег по следу». Затем учитель уточняет понимание правил детьми: «Каким образом определяют победителей в татарской народной игре „Бег по следу“?» Рассматривает с детьми увеличенную схему игры и обсуждает ее. Если позволяет площадь, то учитель может нарисовать мелом маршрут бега, и дети играют в игру «Бег по следу».

После изучения правил марийской и татарской народных игр можно предложить детям выполнить задания № 1 и № 2 на с. 56 рабочей тетради.

В заключение занятия учитель предлагает детям назвать игры, в которые им хотелось бы сыграть. Учитель: «Представьте, что к вам приехали корреспонденты из другой республики. Объясните правила игр так, чтобы журналисты смогли понятно написать о них в газете».

Учитель: «Ребята, впереди у вас много весенних дней. Еще раз напомните мне, как нужно одеваться весной, чтобы остаться здоровым?

За весной придет и лето. Летние дни я желаю вам провести в веселых играх с хорошими друзьями, окрепнуть физически, укрепиться в честности, научиться договариваться с друзьями путем разговора и добрых шуток. Кому-то из вас нужно научиться уступать. Кто-то должен научиться добиваться победы. Третьему надо уметь проигрывать. Это тоже очень важное умение. Проигрывать умеют только сильные люди! И главное, всегда нужно сохранять бодрость духа. Скажите, в какие игры из тех, о которых мы узнали в наших воображаемых путешествиях, вы поиграете с друзьями?»

В конце занятия учитель читает вывод урока на с. 105 учебника.

Региональный компонент. Познакомьте детей с играми народов вашего края, подходящими для забав весенней порой в разную погоду.

Физкультминутки в форме изучаемых игр.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 102—104 учебника, задание № 3 на с. 57 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Расскажите ребенку о том, как в детстве вы играли весной. По возможности организуйте эти игры вместе с ребенком и его друзьями на улице. Играйте дома с детьми в настольные игры, особенно во время каникул ненастной порой. Помогите ребенку выполнить задание № 3 на с. 57 рабочей тетради.

 

Урок 55. ОХРАНА ПРИРОДЫ ВЕСНОЙ

 

Задачи урока: развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты весенней природы; укреплять на этой основе бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны ее весной, со способами защиты и помощи зверям и птицам; продолжить изучение страниц Красной книги, отмечая недопустимость вредного влияния людей на природу весной (сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы и т. д.).

Планируемые результаты: самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.).

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; магнитофон, запись голосов леса; колокольчик; фотографии березы, первоцветов, насекомых (бабочек, пчел, шмелей); игрушечная птица, игрушечная собака; книга «Великан на поляне»; детское издание произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

 

Ход урока

 

Учитель: «Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и деревья? Какие сказки с подобным сюжетом вам известны? (Например, „Златовласка“.) Как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу, парке, сквере? (Дети высказывают свои предположения.) Наверное, кто-то захотел бы поделиться радостью от наступившего тепла, яркого солнца. Кто-то поблагодарил бы нас за помощь в тяжелое зимнее время. Ребята, кто из вас помог перезимовать кому-то из животных, растений? А кто помнит, как нужно охранять природу осенью и зимой?

Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам. (Учитель включает запись голосов леса, вывешивает на доску фотографию весенней березы.) Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево? Березы растут повсюду. Для многих береза — символ России. Березы не только красивы. Одна береза „выпивает“ в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля. На одном из уроков мы говорили и о целебных свойствах березы. Всем известно, как полезен березовый сок. Есть особые правила его сбора, чтобы не навредить дереву. Но часто, проходя мимо раненных людьми берез, кажется, что дерево поет песню, услышанную чутким сердцем якутского народа. Вспомните ее.

Для того чтобы не слышать этой жалобной песни, давайте не будем собирать березовый сок. Прочитаем об этом совет в учебнике». Учитель просит одного из хорошо и эмоционально читающих детей прочитать первый абзац текста на с. 106 учебника.

Учитель продолжает: «Если мы прислушаемся к этому совету, может быть, нам повезет услышать в шелесте листвы рассказ об удивительных обитателях березовой кроны. Какой это может быть рассказ, о ком?» Дети высказывают свои предположения. После этого учитель читает рассказ «Пожалейте березы» из книги «Великан на поляне» (с. 113—114) и обсуждает его с детьми.

Затем учитель вновь включает запись голосов леса, достает колокольчик, звонит в него и говорит: «А вот и новый голос. (Вывешивает на доску фотографию подснежника.) Как называется этот цветок? К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. Вы помните, о каких представителях Красной книги России мы узнали зимой? Расскажите о них. (Дети отвечают.) Теперь давайте прочитаем о подснежниках». Учитель выбирает ученика, который будет читать текст о подснежнике на с. 108 учебника. После прочтения учитель сообщает, что подснежники не единственные весенние цветы, которые «просят» людей о милосердии, и вывешивает на доску изображения других первоцветов.

Учитель продолжает: «Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (Насекомых — бабочек, пчел, шмелей.) (Учитель вывешивает на доску фотографии насекомых.) Часто можно видеть, как дети бездумно ловят насекомых. Свою ловкость и силу можно применять в другом месте. Насекомые — удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, с точки зрения человека, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. Почему, вы узнаете в старших классах. А пока послушайте их просьбу. (Один из учащихся читает третий абзац текста на с. 106 учебника.) Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда — на защиту Красной книги и благоразумие людей. Например, хорошо нам знакомые шмели. (Учитель показывает на доске фотографию шмеля.) Кто помнит звук, издаваемый шмелями? Представим каждый себя шмелем, прилетевшим к цветку. Пожужжим вполголоса. (Дети встают из-за парт, имитируют полет шмеля, издают жужжащий звук.) А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги». Вызвавшийся ученик читает текст о шмелях на с. 108 учебника. Затем дети обращаются к «Страничкам Умного Совенка» и читают текст о еще одном насекомом, представителе Красной книги, — жуке-олене (с. 126 учебника).

Учитель вновь включает запись голосов леса. Наклоняется, кладет на пол игрушечную птицу и говорит: «Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения.) Пока мы отложим ответ на этот вопрос. Посмотрим, что происходит у нашей старой знакомой — куклы-помощницы. Ей завели собаку. Она как раз собирается с ней на прогулку». Учитель достает куклу и игрушечную собаку. Разыгрывает сценку: «Кукла: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!» Собака: «Гав-гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»

Учитель: «Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок. Ребята, как вы думаете, можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей, мелких зверьков, злая? Конечно нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав. Задача хозяина — следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям. Вот теперь пришла пора прочитать учебник, узнать, как он перевел для нас просьбы живой природы». Учитель читает соответствующий текст на с. 107 учебника. Уточняет, что значит «искусственные гнездовья», почему они называются искусственными. Учитель добавляет: «Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания. Такие, как беркут и русская выхухоль. Прочитаем о них в учебнике». Учитель или хорошо читающие ученики читают текст о беркуте и русской выхухоли на с. 108—109 учебника. После этого дети выполняют задание № 2 на с. 59 рабочей тетради.

Учитель продолжает: «Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы.) А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться. Кто из вас знает, как называется произведение, в котором описывается эта история? О чем оно? Кто его написал? Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?» Учитель показывает детям детское издание произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», демонстрирует иллюстрации.

Далее учитель читает последний абзац текста на с. 107 учебника о том, как во время половодья сотрудники заповедников оказывают помощь зайцам, лисам и другим животным, оказавшимся в беде.

Учитель: «Ребята, оказывается, достаточно чуть внимательнее и бережнее прислушаться к окружающему миру, тогда можно открыть для себя столько нового! О каких представителях Красной книги мы узнали на уроке? С помощью каких мер можно охранять их? Как мы можем весной участвовать в охране природы?» Учитель обсуждает с детьми ответы на эти вопросы.

Затем учитель предлагает детям рассказать о правилах охраны природы весной по рисункам на с. 106—107 учебника.

В заключение занятия учитель читает вывод урока на с. 109 учебника и обращается к классу: «Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по-настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? Когда не только берут для себя, но и дарят другим заботу, защищают. (Включает запись голосов леса.) Прислушайтесь. Что сейчас вам слышится в этом многоголосии?»

Региональный компонент. Расскажите детям об особенностях жизни весной 2—3 редких диких животных и о ранних редких растениях вашего края.

Физкультминутки. Под игровые слова: «Ходила младешенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку.

Наколола ноженьку на тресочку2.

Болит, болит ноженька, да не больно» —

 

 

дети прыгают сначала на одной ноге, потом на другой. Можно положить руку на плечо впереди стоящего.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 106—109 учебника, задания № 1 и № 3 на с. 58—59 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Используя памятку на с. 58 рабочей тетради, помогите ребенку сделать и укрепить на дереве домик для птиц (скворечник).

Вместе с ребенком проявляйте активную позицию в отношении тех людей, которые жгут прошлогоднюю траву весной, рвут и продают первоцветы, разоряют птичьи гнезда и т. п.

Помогите ребенку выполнить задание № 3 на с. 59 рабочей тетради.

Во время прогулок с ребенком сделайте фотографии весенней природы, оживившей ваш город (село). Составьте фоторассказ на с. 60—61 рабочей тетради.

Прочитайте с ребенком книги о животных: В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Мастера без топора», Н. Романовой «Муравей Красная Точка», М. Сергеева «Сказка о рассеянном музыканте и бурундуке — учителе пения» и др.

 

Урок 56. ЛЕТО КРАСНОЕ

 

Задачи урока: учить детей соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также события в жизни людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художником А. И. Куинджи и с главной особенностью его художественного творчества; вспомнить о главной теме в творчестве И. И. Шишкина.

Планируемые результаты: научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Оборудование. У учителя — настенный календарь, три наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня летнего солнцестояния, дня летнего солнцеворота, дня святых Петра и Павла.

Предварительная работа. Изготовьте три наклейки для демонстрации на настенном календаре дней летнего солнцестояния и летнего солнцеворота, дня святых Петра и Павла. Для этого на плотной бумаге или картоне овальной или круглой формы нарисуйте символы этих дней. С обратной стороны значков наклейте кусочки двухстороннего скотча.

 

Ход урока

 

В начале урока учитель говорит: «Ребята, сейчас я прочитаю вам об одном художнике. Имя его называть не буду. А вы посмотрите на репродукции картин в ваших учебниках на с. 110—111 и попробуйте догадаться, о создателе какой из них идет рассказ. (Учитель читает биографию А. И. Куинджи со „Страничек Умного Совенка“ (с. 126 учебника).) Догадались ли вы, об авторе какой картины идет речь? Как вы это поняли? Действительно, Архип Иванович Куинджи — непревзойденный мастер света на картинах. Бывали случаи, что зрители пытались заглянуть за его картины на выставках, желая убедиться, что там нет свечи, от которой идет свет. А что вы помните об авторе второй картины? Мы говорили о нем на прошлых уроках. Прочитайте его фамилию под репродукцией.

Как вы думаете, что общего в этих картинах? Почему они попали на соседние страницы учебника? Обе написаны прекрасными мастерами — это первое, что их объединяет. А что еще? Подсказка: что на них изображено? Лето, летний пейзаж. Как мы узнаем, что на картинах лето? В названиях лето не упоминается: „Березовая роща“ и „Рожь“. (Учащиеся объясняют.) Да, название сегодняшнего урока — „Лето красное“. И опять загадка! Как же лето названо красным, а на картинах и не видно красного цвета? Почему же лето принято называть красным?» Дети отвечают.

Учитель: «Вот нас и встречает последняя часть года-сада. По-настоящему вы будете гулять по ней сами в дни школьных каникул. А пока мы совершим прогулку в воображении. Что нас в этом саду может встретить? Итак, какие же гряды-месяцы приготовлены для нас? Как называются летние месяцы в современном русском языке? А теперь прочитаем, как назывались три летних месяца у древних римлян. (Дети читают названия в задании № 1 на с. 62 рабочей тетради.) Вам уже приходилось переводить с древнеримского языка. Так что смело беритесь за дело и рядом с древними названиями, во второй колонке, напишите русский перевод». Дети выполняют задание в рабочей тетради.

Учитель продо


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.