Урок 46. Звездное небо весной — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Урок 46. Звездное небо весной

2017-09-10 313
Урок 46. Звездное небо весной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи урока: продолжить знакомство детей со строением Вселенной; рассмотреть положение на небе изученных созвездий весной; дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звездном небе.

Планируемые результаты: запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Ход урока

В начале урока коротко повторяется материал предыдущего урока.

Введением в тему будет повторение материала о созвездиях, изученных ранее (рубрика «Вспомним» на с. 70 учебника). Если дети забыли этот материал, то можно вернуться на с. 16 учебника. Учитель задает вопрос: «Остались ли на прежнем месте звезды ковша Большой Медведицы?» (Нет, зимой «ручка» ковша была направлена вниз, а весной — вправо.) Затем сопоставляется расположение ковша Большой Медведицы весной с расположением ковша осенью. Для этого дети обращаются к 1-й части учебника и рассматривают иллюстрацию на с. 66, где показано расположение на небе ковша Большой Медведицы осенью. Для сравнения можно также воспользоваться атласом-определителем (с. 210—211), на рисунках которого наглядно видно круговое движение звезд созвездия Большая Медведица в зависимости от времени года.

Затем учащиеся выясняют, остались ли на прежнем месте звезды ковша Малой Медведицы (в том числе Полярная звезда). Дети приходят к выводу, что Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звезды ковша Малой Медведицы совершили такое же круговое движение, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы. Почему так происходит? Учитель может ответить на этот вопрос следующим образом: «Оказывается, во Вселенной все движется, все изменяется. И сама Вселенная тоже движется. Мы же можем наблюдать изменение положения звезд в созвездии и самих созвездий относительно друг друга каждые три месяца. Значит, эти изменения зависят от того же, что и изменения в природе по сезонам. От чего зависит изменение сезонов, когда за летом следует осень, за осенью — зима, за зимой — весна, а за весной — лето? (Ответы детей.) Правильно, от вращения Земли вокруг Солнца. Мы, жители Земли, путешествуем во Вселенной вместе с планетой, и у нас меняется точка обзора». Далее для демонстрации этих слов можно попросить какого-нибудь ученика обойти двух стоящих перед классом детей, чтобы он, обходя, говорил, кто из этих детей находится справа, а кто — слева.

Следующий этап урока — изучение созвездия Кассиопея. Дети под руководством учителя рассматривают фрагмент карты звездного неба на с. 71 учебника. Для наглядности можно использовать интерактивную доску. Учитель говорит, что весной созвездие Кассиопея похоже на перевернутую букву «М», растянутую за «ножки», или латинскую букву «W». Затем дети в задании № 1 на с. 38 рабочей тетради на рисунке № 1 соединяют звезды так, чтобы получилась фигура созвездия Кассиопея. После этого учитель читает текст об этом созвездии на с. 71 учебника.

Для расширения кругозора учащихся учитель может предложить следующий материал.

Древние греки создали миф о том, что когда-то, в незапамятные времена у эфиопского царя Цефея была красавица-жена, царица Кассиопея, которая хвасталась своей красотой в присутствии дочерей бога моря Посейдона. Они пожаловались отцу, и тот напустил на Эфиопию морское чудовище. Чтобы откупиться, Цефею пришлось отдать на растерзание чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Девушку приковали к прибрежной скале, и она ожидала гибели. В это время мимо пролетал на крылатом коне Пегасе греческий герой Персей. Он возвращался после одного из своих подвигов. На краю света жили три страшные женщины — горгоны, вместо волос у которых были шевелящиеся змеи, а их взгляд превращал все живое в камень. Персей изловчился и отсек голову одной из них, по имени Медуза. Из разрубленной шеи Медузы вылетел крылатый конь Пегас. Персей вскочил на него и улетел от оставшихся двух горгон. Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале Андромеду, к которой уже двигалось чудовище. Персей направил на него леденящий взгляд мертвой головы Медузы, и чудовище превратилось в остров, а Персей освободил девушку, привел ее к отцу и женился на ней. После смерти (герои не были бессмертными, как боги) все они превратились в созвездия. Так появились на небе созвездие Цефей рядом с Кассиопеей и невдалеке — созвездия Андромеда, Персей и Пегас.

Далее под руководством учителя дети выясняют с помощью рисунков атласа-определителя, что и созвездие Кассиопея совершает круг в течение года — и вокруг своей «оси», и вокруг Полярной звезды.

Затем учитель сообщает учащимся сведения о созвездии Лев, используя текст «Царь зверей на звездном небе» на с. 72 учебника. На рисунке этого созвездия дети находят фигуру серпа, которая составляет голову и грудь Льва. Учитель обращает внимание, что самая яркая звезда созвездия Лев — Регул — находится в нижней части серпа. Для демонстрации этого созвездия также лучше использовать интерактивную доску или мультимедийную проекцию.

После изучения материала о созвездии Лев ученики в задании № 1 на с. 38 рабочей тетради на рисунке № 2 соединяют звезды так, чтобы получилась главная фигура этого созвездия.

Итоги занятия подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 73 учебника. После ответов учащихся на эти вопросы учитель читает вывод урока в учебнике.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 70—72 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 38—39 рабочей тетради.

 

 

ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА (экскурсия)

 

Цели данной экскурсии разнообразны. Это не только знакомство с раннецветущими растениями, но и создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы.

Данную экскурсию предлагается проводить до урока по теме «Весеннее пробуждение растений», чтобы настроить детей на восприятие информации.

Экскурсия требует от учителя соответствующей подготовки: выбор наиболее оптимального времени экскурсии, когда появляется наибольшее количество видов цветущих растений, поиск мест произрастания большинства раннецветущих растений.

В случае удаленности школы от леса или парка для такой экскурсии выделяется территория на пришкольном участке, на которой необходимо заранее (возможно, совместно с учителем биологии) создать так называемую экскурсионную тропу из пересаженных и посеянных первоцветов.

 

Остановка 1. Полянка первоцветов.

Еще кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, некоторые из вас даже в варежках и перчатках. А в нашем лесу (парке) уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо, не ожившая сказка? Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни!

Давайте рассмотрим цветы получше. Среди темных стволов и кружева веток «разбежались» по лесной полянке кустики первоцвета весеннего с ярко-желтыми цветками, похожими на связки ключей. «Ключ-цветок», «небесные ключи» — так зовут первоцвет в Германии. Русские названия «первоцвет», «первенец» растению даны из-за его цветения в начале весны. Желтыми весенними цветами, этими ключиками, весна отпирает двери теплу и солнцу.

После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже весело цветет маленькое хрупкое растение — ветреница лютиковая. У нее тоже желтые, яркие цветы, немного напоминающие цветки лютика. Ветреница маленькая, стебель размером с карандаш, на конце его три листа, направленные в разные стороны и сильно рассеченные, еще выше — тонкая цветоножка, которая заканчивается цветком. Когда ветреница цветет, лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться. Ох, и хитрая эта ветреница! Стоит небу нахмуриться и собраться дождю, как цветки закрываются. Словно никогда их и не было. Но лишь солнце приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками легкому весеннему ветерку. Полюбуйтесь, какие красивые наши ветреницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках. Один мудрый человек сказал чудесные слова: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку — она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем». Вот и я предлагаю вам прикоснуться к красоте еще одного «подснежника» — медуницы.

Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые и синие. Поэтому-то шмели его быстро и находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки темно-розовые, другие — васильково-синие. Если присмотреться внимательно, то нетрудно заметить, что розовую окраску имеют бутоны и более молодые цветки, а синюю — более старые, отцветающие. Каждый цветок на протяжении своей жизни меняет окраску.

Холодно еще ночами и вечерами, но медуница не боится низкой температуры. Потрогайте ее листочки, они немного шероховаты. Листья покрыты маленькими волосками, словно растение надело шерстяное платье. А между волосками — воздух, он-то и защищает медуницу от холодов. Зажужжали друзья-насекомые, крылышками замахали и полетели на поляну. Так уж повелось: когда расцветает медуница, шмели из своих норок выбираются. Медуница получила свое название потому, что в цветках ее содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов.

Весной цветет не только медуница, но и некоторые другие растения. Цветки их имеют яркую, красивую окраску — лиловую, голубую, желтую. Когда таких растений много и все они цветут, получается красивый пестрый ковер.

Еще одно очень красивое растение — хохлатка. В наших дубравах она цветет ранней весной, раньше, чем ветреница. Снег еще не сошел до конца, а мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотными соцветиями из сиреневых цветков. Хохлатка — растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее нежно пахнут и богаты нектаром. Отцветает хохлатка быстро — через несколько дней. И вместо цветков уже виднеются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются на землю черные блестящие семена. У каждого такого семени имеется белый мясистый придаток, привлекающий муравьев. Хохлатка — одно из немногих лесных растений, семена которых распространяются муравьями. Под землей у нее остается сочный живой клубенек — небольшой желтоватый шарик величиной с вишню. Здесь хранятся запасы питательных веществ, необходимых для быстрого развития побега на следующую весну.

А теперь давайте посмотрим, к кому в гости пришли наши первоцветы. Кто защищает их от холодного ветра и дождя? Какие деревья можно назвать «старшими братьями» раннецветущих растений? Оказывается, мы остановились на перекрестке липовой и дубовой аллей. Знаете, почему именно здесь начинается весна цветов? Для растений в липовом лесу зима немножко «теплее». Листья липы и дуба плохо проводят тепло, а когда падают — сморщиваются. У них заворачиваются края, и между ними остается много воздуха. Если вы будете внимательными, то обязательно заметите, что первые весенние цветы появляются под липами. Сами деревья стоят без листьев, а многие цветы под ними уже в апреле покачиваются на тонких ножках.

 

Остановка 2. Цветущие деревья. Орешник.

Не только травянистые растения дарят весне свои цветы. Оказывается, весной цветут некоторые деревья и кустарники. Вы видели, как цветут деревья?

Перед нами «младший брат» дуба — орешник. Почему орешник называют «младшим братом» дуба? Потому что растет он чаще всего недалеко от дуба и дарит нам похожий плод. Кто из вас любит орехи? Кто из жителей леса любит орехи? Цветет орешник ранней весной, когда в лесу еще виднеются последние пятна снега. В один из теплых весенних дней плотные коричневатые сережки на его ветвях вдруг сильно удлиняются, повисают, становятся желтыми. При порывах ветра они раскачиваются в разные стороны, рассеивают свою пыльцу, напоминающую тонкий желтый порошок. Сережки орешника внешне похожи на сережки березы.

 

Остановка 3. Цветущая осина.

Осина цветет ранней весной, задолго до появления листьев. Осина принадлежит к числу так называемых двудомных растений: одни ее деревья мужские, другие женские. На деревьях мужского пола во время цветения можно видеть красноватые мохнатые сережки, похожие на гусениц, которые свешиваются с ветвей вниз, а на женских — более тонкие зеленые.

 

Остановка 4. Красавица-береза.

О каком дереве говорится в загадке? Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза.)

 

 

Береза белоствольная проснулась на полянке после зимнего сна. Одной из самых первых березка покрывается молодой нежной листвой. Посмотрите, она уже распускает почки, а вместе с ними и нежные сережки. Ветки березы спадают вниз, иногда до самой земли, а ветерок играет ими: перебирает веточки, раскачивает их. Стоят белоствольные красавицы и красотой своей всех радуют. Береза — символ России, нашей Родины.

 

Остановка 5. «Солнышко на пригорке».

Перед выходом из леса на глинистом пригорке рассыпались маленькие желтые «солнышки» — это мать-и-мачеха. Она одна из первых зацветает среди наших цветов, совсем не боится заморозков. Мы все с нетерпением ждем появления маленьких желтых «солнышек». Пройдет немного времени, распустится листва на деревьях, а золотисто-желтые корзинки отцветут и померкнут. Вместо солнечных цветков останутся пушистые шарики. Там, где росли желтые «солнышки», в мае появятся листья мать-и-мачехи, широкие, угловатые, кожистые. С лицевой стороны они зеленые, а с изнанки беловатые, будто покрытые паутиной.

Почему у растения такое странное название? Снизу его листья пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, они напоминают злую мачеху из сказки.

Вот и заканчивается наше путешествие в мир ранних, самых храбрых весенних растений! По проторенной цветочной дорожке заспешат им вслед остальные «зеленые друзья».

Домашнее задание: прочитать рассказы «Страницы второй, где речь идет о первых цветах, встречающих весну» из книги «Зеленые страницы» (с. 25—36).

 

 

Окружающий мир


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.