Урок 4. Зима в неживой природе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Урок 4. Зима в неживой природе

2017-09-10 428
Урок 4. Зима в неживой природе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи урока: дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем; научить видеть красоту зимней природы.

Планируемые результаты: обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа

Клип «Зима».

Изучение зимних явлений в неживой природе проводится по технологии учебного исследования. Опираясь на наблюдения учащихся, учитель обобщает, как изменилась зимой погода по сравнению с осенью: холодно, везде лежит снег, река, озеро, пруд покрыты льдом, солнце выглядывает редко, чаще небо закрыто сплошными облаками. Дети в задании № 4 на с. 8—9 рабочей тетради отмечают состояние облачности в этот день.

3. Работа над темой

1). Наблюдения за температурой воздуха зимой.

Очень важно, чтобы дети усвоили, что изменение температуры воздуха зимой в сторону похолодания зависит от наклона оси вращения Земли по отношению к плоскости орбиты ее вращения вокруг Солнца. Пользуясь динамической моделью, дети вспоминают материал предыдущих уроков: когда ось вращения Земли наклонена в сторону Солнца, в Северном полушарии лето, так как лучи Солнца падают почти отвесно и лучше прогревают земную атмосферу и поверхность нашей планеты. Когда в своем движении по орбите Земля доходит до того положения, когда ось ее вращения отклонена в сторону, противоположную Солнцу, то его лучи полого скользят по поверхности Земли, плохо прогревают атмосферу, и наступает зима.

2). Положение солнца зимой.

Затем учитель сообщает, что в старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко. (Рассматривается схема в задании № 1 на с. 8 рабочей тетради.) И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния. Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. После этого сообщения учителя дети записывают обе даты в задании № 3 на с. 8 рабочей тетради.

3). Работа с пословицами.

Учащиеся работают с пословицами на с. 14 учебника (текст «Странички народного календаря»).

4). Какие бывают снежинки.

Самым характерным явлением в России зимой является выпадение осадков в виде снега, поэтому изучение погодных явлений следует начать именно с этого. Учитель задает вопросы: «Если нет ветра, то как летят снежинки? Если снег летит отдельными снежинками, то их можно рассмотреть, поймав на руку в варежке. Посмотрим на с. 14 учебника, как могут выглядеть снежинки. Как вы думаете, какую форму имеют снежинки чаще всего? На что похожи снежные хлопья? Как называется такое падение снега? (Снегопад.) Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.) А если снег идет при ветре, то как называется это погодное явление? (Метель, вьюга, буран, пурга.)»

5). Оттепель.

Затем изучается такое погодное явление, как оттепель. Дети рассматривают картину Ф. Васильева на «Страничках Умного Совенка» (с. 120 учебника). Учитель добавляет, что в последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить корку наста и задохнулись.

Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Для подтверждения этих слов учитель на с. 121 учебника читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

4. Физминутка

5. Закрепление изученного

1). Работа с учебником.

С.12-13 – закрепление.

2). Работа в РТ.

Дети продолжают работу с таблицей задания № 4 на с. 8—9 рабочей тетради: отмечают наличие или отсутствие снегопада.

3). Работа с загадками.

В конце урока учитель предлагает учащимся отгадать загадки о зимних явлениях природы на с. 15 учебника и ответить на вопросы рубрики «Подумаем!».

6. Рефлексия

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 15 учебника.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 12—14 учебника, задания № 1, № 2 и № 4 на с. 8—9 рабочей тетради.

 

 

Окружающий мир

Урок 5. ЗВЕЗДНОЕ НЕБО ЗИМОЙ

Задачи урока: продолжить знакомство с картой звездного неба; познакомить детей с созвездиями Малая Медведица и Орион, с Полярной звездой и звездой Сириус.

Планируемые результаты: научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа. Проверка Д.З.

В начале урока повторяется материал предыдущего урока и проверяется выполнение детьми заданий № 1 и № 2 на с. 8 рабочей тетради.

3. Работа над темой

1). Подготовка.

В качестве подготовки к усвоению материала данного урока повторяется материал урока «Звездное небо осенью» по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 16 учебника.

2). Сопоставление расположения звезд.

Проводится сопоставление расположения звезд Большой Медведицы осенью и зимой. Для наглядности лучше всего использовать иллюстрации учебника (часть I, с. 66 и часть II, с. 16). В ходе сопоставления дети отмечают, что «фигура медведицы» не изменилась, а изменилось ее положение. Осенью она располагалась почти горизонтально «головой» влево, а зимой — «головой» вниз. Учитель говорит, что положение звезд в созвездии не изменилось, а изменилась точка нашего наблюдения, так как Земля движется по орбите вокруг Солнца и мы движемся вместе с Землей, поэтому в течение года видим созвездия с разных позиций.

Дети сопоставляют рисунок на с. 16 учебника и рисунок в рабочей тетради и проводят на рисунке в рабочей тетради линию, соединяющую звезды Дубхе и Мерак с Полярной звездой. Учитель сообщает, что в древности именно Полярная звезда помогала ориентироваться путешественникам, особенно мореплавателям, так как эта звезда всегда указывает на север. Далее учитель задает вопросы: «Как определить другие стороны горизонта? Если смотреть на Полярную звезду, то в какой стороне будет запад? восток? юг?» Одновременно с ответами заполняются пропуски в задании № 3 на с. 10 рабочей тетради.

4. Физминутка

5. Созвездие Орион.

1). Миф об Орионе.

Работа с учебником – с.18.

2). Работа в РТ.

Затем дети рассматривают иллюстрации на с. 18 учебника, находят звезды, составляющие Пояс Ориона и Сириус, обводят в задании № 4 на с. 10—11 рабочей тетради фигуру Ориона и проводят линию к звезде Сириус.

6. Рефлексия

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 19 учебника.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 16—18 учебника, задания № 2 и № 5 на с. 10—11 рабочей тетради.

 

 

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА (экскурсия)

 

Лесные загадки Зимушки-зимы

Остановка 1. Первая загадка Зимушки-зимы.

– Ребята, давайте отгадаем загадки Зимушки-зимы и определим самые главные ее приметы: Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке? (Снежинки.)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед.)

Далее учитель может прочитать стихотворение С. Державина о снеге:


Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля...

Все в природе замирает

И поля, и темный лес.

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес.


– Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Звездочка, прилетевшая с неба.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Это наст. Давайте раскопаем большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоев, как часто зимой были снегопады и оттепели».

Дети вместе с учителем рассматривают вертикальный срез снега, отмечая, когда было холодно, а когда стояла оттепель.

– Снег может рассказать и о зимней жизни лесных обитателей, только надо научиться читать эту „белую книгу“...

Дети рассматривают отпечаток лапы сороки, серой вороны, следы прыжка белки.

– Давайте с вами тихо полюбуемся красотой зимнего леса и подумаем, каким должно быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. От какого слова происходит слово «любоваться»? Любуются тем, что нравится, что любят... Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, она щедро наградит вас своими волшебными силами, поднимет настроение, укрепит здоровье».

 

Остановка 2. Вторая загадка Зимушки-зимы.

– Покрытое белым пушистым ковром, зеленое царство спит... Какие уже знакомые нам деревья играют с нами в прятки? Вспомните, осенью на экскурсии мы собирали листья и по ним определяли, какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет, и определять, какое же перед нами дерево, придется по цвету коры, силуэту, почкам. А поможет нам в этом атлас-определитель.

Вот перед нами дерево с белой корой. Какое это дерево? (Береза.) Правильно, других деревьев с белой корой нет. Как называется кора березы? (Береста.)

Физкультминутки. Учитель: «А теперь, чтобы немножко погреться, сделаем несколько упражнений, попрыгаем и побегаем».

 

Остановка 3. Третья загадка Зимушки-зимы.

– Ребята, а теперь подойдем к хвойным деревьям и подышим их запахом. Это очень полезно. Какие хвойные деревья вы знаете? Как отличить ель от сосны?

 

– А это что за дерево? Хвои нет, а весь снег вокруг него усеян маленькими шишечками. Правильно, это лиственница. Осенью мы видели, как ее хвоя желтеет и опадает.

 

Остановка 4. Четвертая загадка Зимушки-зимы.

– А все ли растения спят под белым снежным одеялом? Давайте-ка аккуратно раскопаем лопаткой снег и посмотрим. Оказывается, под снегом есть зеленые растения: земляника, копытень, осока, живучка ползучая, пастушья сумка. И это далеко не полный список травянистых растений нашей полосы, которые зимуют под снегом зелеными. К группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.

Под снежным покровом продолжается и жизнь некоторых животных. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.

Кто такие „братья наши меньшие“ и как мы можем им помочь зимой?

Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Ребята, если мы будем подкармливать их зимой, мы спасем им жизнь. Развесьте кормушки, которые вы сделали дома, и насыпьте в них корм для птиц».

 

Остановка 5. Прощание с зимним лесом.

– Поблагодарим лес за ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы оценили бы его? Это отметка, которую поставил нам очень мудрый учитель — окружающая нас родная природа за урок любви к своей Родине. Не забывайте, что настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!

 

Окружающий мир


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.