Урок 34. ЗИМА В МИРЕ РАСТЕНИЙ — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Урок 34. ЗИМА В МИРЕ РАСТЕНИЙ

2017-09-10 330
Урок 34. ЗИМА В МИРЕ РАСТЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи урока: закрепить знания детей о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии; повторить способы определения деревьев по их стволам и плодам; прививать любовь к зимней природе.

Планируемые результаты: запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа

Во вступительном слове учитель напоминает детям, что на экскурсии они видели много картин зимней природы в парке, и спрашивает:

– А как выглядит лес после снегопада? На каких репродукциях или фотографиях мы видим это? (Обращает внимание детей на заранее вывешенные репродукции картин и фотографии с видами зимней природы. Дети отвечают.) Какое настроение навевают изображения заснеженного леса? (Ответы детей.)

– Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку. С. Есенин


– Какие же слова используют поэты, рисуя сказочность леса после снегопада? (Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т. д.) Видите, даже слова подобраны поэтами „сказочные“».

3. Работа над темой

Повторяется материал экскурсии.

Различение лиственных деревьев по их плодам лучше всего проводить в ходе выполнения задания № 1 на с. 12 рабочей тетради. Под руководством учителя дети определяют, какому дереву принадлежит плод, соединяют рисунки плодов с названиями деревьев и отвечают на вопрос, что позволяет им распространяться с помощью ветра.

– А знаете ли вы, почему остаются зелеными хвойные деревья? Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов деревьев, в них сохраняются соки.

На экскурсии мы с вами не только смотрели, но и нюхали ветки деревьев, стараясь ощутить запахи зимнего леса. Нравится вам запах елочки? А чем она пахнет? (Новогодним праздником.) Какое настроение создает этот запах? Вы слышали когда-нибудь о фитонцидах? Оказывается, все растения выделяют особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов — хвойные деревья. Один гектар хвойных деревьев выделяет за сутки 5 кг фитонцидов. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно такой воздух полезен для людей с заболеваниями дыхательных путей».

Далее учитель читает текст о можжевельнике на с. 22 учебника.

Учитель продолжает: «Вспомните, как мы отличали ель от сосны. Чем интересны иголки кедра? а хвоя лиственницы? а хвоя пихты?»

Различение хвойных деревьев по их шишкам целесообразно проводить при выполнении задания № 2 на с. 12 рабочей тетради. Дети соединяют изображения шишек с названиями деревьев и отвечают на вопрос, как распространяются семена хвойных деревьев.

Заканчивается изучение материала ответом детей на вопрос, какие травы и кустарнички остаются зелеными под снегом.

4. Рефлексия Подводятся итоги по вопросам «Проверим себя» и чтением вывода на с. 23.

5. Домашнее задание: теоретический материал на с. 20—22 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 13 рабочей тетради; ответить на вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 23 учебника.

 

Окружающий мир

Урок 35. ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

Задачи урока: познакомить детей с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника; закрепить понятие о существовании двух типов календаря — гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем — Новый год); об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года.

Планируемые результаты: знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа

– Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы угадайте, о каком празднике говорит с нами поэт Сергей Козлов.


Мерзнет солнышко в окне.

— Тук-тук-тук!

— Войдите!

Елка

Вся в снегу пришла ко мне.

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно —

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!


– Кто из вас может назвать этот праздник? Важно обратить внимание детей на то, что это дата Нового года по современному гражданскому календарю, которым пользуются люди во многих странах мира, в том числе и в России.

3. Работа над темой

Далее учитель предлагает детям узнать историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Учащиеся поочередно читают тексты «Зимний Новый год» и «Старый Новый год» на с. 26—27 учебника.

– Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? Давайте узнаем побольше об этом человеке на „Страничках Умного Совенка“ (с. 122 учебника). Пока я буду читать, всмотритесь в портрет на с. 26 учебника и постарайтесь запомнить, как выглядел царь Петр Алексеевич. С изображениями царя Петра I вам придется встречаться часто во время учебы в школе. (Учитель читает биографическую справку о Петре I.) А теперь следующий вопрос: что такое старый Новый год? (При необходимости учитель еще раз прочитывает отрывок и повторяет вопрос.) Старый Новый год — это время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному календарю, который отстает от современного гражданского календаря на 13 дней. Обратите внимание на то, что во время Петра I вся страна жила по православному календарю, а нового календаря в России еще не было.

Посмотрите, рядом с портретом Петра I в учебнике репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева „Елочный торг“. Кто ответит, когда и как началось устроение елочных торгов (базаров)? Рассмотрите картину. Какое в ней настроение? Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Теплые краски, изображение веселой суеты, многолюдия.) Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую елку вы выбрали бы к празднику? На картине изображена морозная зима. Но нельзя ли сказать, что картина словно согревает нас? (Можно.) Почему? Как этого смог добиться художник? Можно ли сравнить эту картину с произведениями народного творчества: игрушками, платками, росписью, кружевами, пряниками? В чем сходство? Интересно, каким характером должен обладать человек, создавший такую праздничную, теплую, радостную картину... Давайте послушаем, что спешит нам рассказать об этом Умный Совенок.

Учитель зачитывает текст о Б. М. Кустодиеве на «Страничках Умного Совенка» (с. 122—123 учебника) и вместе с детьми делает вывод о ярком таланте художника, который подарил радостную картину ожидания любимого детьми и взрослыми зимнего праздника. Учащиеся выполняют задание № 3 на с. 15 рабочей тетради, чтобы мысленно нарядить старинными игрушками выбранную на елочном торге ель.

Затем учитель предлагает детям раскрыть тайну возникновения современного обычая украшать на новогодний праздник ель игрушками и говорит: «Новый год — это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой еще замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными елками, елочными украшениями? Конечно же, это Рождество Христово! Как вы думаете, от какого слова происходит название этого светлого праздника? От слова «рождение». Огни елок, сверкание игрушек на еловых ветвях издавна приветствовали день рождения Иисуса Христа, праздник всех детей и их родителей, семейный праздник, потому что рождение каждого ребенка — праздник, радость и великое чудо. С рождением каждого ребенка в мир приходят надежда и любовь! Супруга Петра I царица Екатерина (по происхождению немка) для своих детей в царской семье как раз и наряжала ель к празднику Рождества Христова, соблюдая обычаи своей исторической родины. Постепенно этот обычай в нашей стране стали перенимать все люди. Так этот обычай укрепился и в России. Рождественскую ель оставляли в доме до Нового года, поэтому через некоторое время образ хвойного дерева, украшенного игрушками, орехами, конфетами, прочно соединился с новогодним праздником».

– Рождество Христово встречают в странах Запада и России в разное время, так как на Западе его отмечают по новому гражданскому календарю, а в России — по православному. Возможно, вы уже это знаете по собственному семейному опыту или из декабрьских телевизионных передач. А теперь послушайте, что о рождественском празднике рассказывает учебник. Будьте внимательны: вас ждут вопросы о том, что вы сейчас услышите.

Учитель читает отрывок из текста о том, как и когда празднуют Рождество Христово в странах Запада (с. 24 учебника), и задает вопросы:

– Когда за рубежом, в странах Западной Европы, отмечают Рождество Христово? Какие слова вам показались непонятными в рассказе о праздничных европейских традициях? Попробуйте сами объяснить, что значит слово „вертеп“, а потом мы попросим Умного Совенка дать нам разъяснения.

Учитель выслушивает рассуждения детей, затем дополняет их чтением текста о рождественском вертепе на «Страничках Умного Совенка» (с. 121—122 учебника) и своими комментариями: –– –Давайте всмотримся в фигуры вертепа. Посмотрите на Деву Марию. Что можно сказать о ней? Она счастлива, полна любви, нежности к новорожденному, как говорили раньше — умиления. А старец Иосиф? В его фигуре мастеру удалось соединить мужскую сдержанность с глубоким восхищением перед Матерью и Младенцем. А что бы вы могли сказать о волхвах? Попробуйте описать их переживания, настроение перед яслями. В старину говорили — благоговение. А вы найдите современные, знакомые вам слова.

Продолжая беседу по теме урока, учитель говорит: «А теперь вернемся в Россию. У нас Рождество Христово по новому стилю отмечают 7 января, как раз в новогодние каникулы. Это до или после празднования Нового года? (Это после Нового года по гражданскому календарю, но до старого Нового года по православному календарю.) Кто сможет наклейкой отметить в календаре день Рождества Христова? В каком это нужно сделать календаре: уходящего или будущего года? Почему? (В календаре будущего года, потому что Рождество по православному календарю приходит после празднования Нового года в общегражданском календаре, в наступившем уже году.)

Сейчас мы поговорим о некоторых старинных крестьянских традициях празднования Рождества Христова на Руси, еще до обычаев, пришедших в нашу страну вместе с царицей Екатериной. Сначала прочитаем текст учебника, а потом попробуем разыграть то, о чем в нем говорится». Учитель читает рассказ «Рождественский праздник в России» на с. 25 учебника. Далее из желающих выбираются ученики на роли хозяев и колядовщиков. Под руководством учителя разыгрывается сценка колядования. Затем дети разбиваются на пары и выполняют задание № 1 на с. 14 рабочей тетради. Колядовщики, а потом и все дети получают от кукол Мальчика и Девочки конфеты или любые другие мелкие подарки.

Учитель: «К сожалению, традиция колядования и многие другие добрые, веселые праздничные традиции не всегда присутствуют в жизни современных семей. К сожалению, потому что традиции, обычаи делают один праздник не похожим на другой, расцвечивают дни года новыми, яркими красками, помогают нам запомнить праздник. Но в каждой семье есть свои традиции встречи зимних праздников Нового года и Рождества Христова. Расскажите о том, как принято отмечать эти праздники в вашей семье. Как в этом учебном году вы будете отмечать зимние праздники? Какие подарки приготовите друг другу? Какие костюмы смастерите для себя?»

4. Рефлексия

В конце занятия учитель сообщает: «Вот и подошел к концу урок, посвященный зимним праздникам. Что самое главное вы узнали? Попробуйте сделать выводы, каждый сам для себя. Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало? Может быть, кто-то что-то не понял?» Учитель дает возможность детям высказаться, а затем зачитывает вывод на с. 27 учебника.

5. Домашнее задание:

теоретический материал на с. 24—27 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 14—15 рабочей тетради.

 

Окружающий мир


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.