Виды невербальной коммуникации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Виды невербальной коммуникации

2017-09-10 348
Виды невербальной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Невербальная коммуникация представляет собой сложную систему разнообразных знаков, что затрудняет выработку единой ее классификации.

Андреева Г.М. выделяет оптико-кинетическую ситему знаков; паралингвистику и экстралингвистику, проксемику, визуальное общение (контакт глаз). Несколько иная классификация предложена Лабунской В.А.: кинесика, такесика, акустическая система знаков, проксемика, ольфакторная система знаков.

Кинесика – общая моторика различных частей тела, воспринимаемая партнером визуально. Компонентами кинесики являются: жесты (движения рук и кистей рук); микрожесты (мелкие движения); мимика (движения мышц лица); контакт глаз (движения глаз); пантомимика (динамические позы – движения тела).

Все компоненты кинесики передают информацию о внутреннем состоянии человека, его отношении к партнеру.

Наиболее информативно лицо. Контакт глаз включает такие характеристики как выражение глаз, направленность взгляда, частота и интенстивн6ость взгляда, обмен взглядами.

Выражение глаз трудно контролировать. Зрачки вообще ведут себя автономно, при возбуждении увеличиваются в 4 раза, при гневе, агрессии сужаются.

Долгота и частота и направленность взгляда на партнера обусловленна культурой. У русских, итальянцев при разговоре принято часто смотреть в глаза собеседника. Если партнер не смотрит в глаза, то нам свойственно воспринимать его как стеснительного или неискреннего.

У японцев, народов Северного Кавказа смотреть в глаза собеседнику считается невежливым. Такой взгляд воспринимается как неуважение, дерзость.

При публичных выступлениях в большинстве культур принято смотреть на слушателей, однако у южноамериканских индейцев из племени Витуто, вождь обращается к соплеменникам, поворачиваясь к ним спиной и смотря в глубь хижины.

Для эффективного общения в нашей культуре необходим частый визуальный контакт: от 30 до 60 % всего времени общения мы смотрим на партнера, при этом чаще, когда слушаем его, а не когда говорим сами. Другими словами мы время от времени обмениваемся быстрыми и короткими взглядами, то есть встречаемся глазами с ним, а не в упор его разглядывает большую часть разговора.

Затрудняют общение как избегание взгляда собеседника, так и пристальный долгий взгляд на него, особенно, когда говорим сами, что воспринимается как стремление доминировать.

Направление взгляда является сигналом типа обзщения. Так деловой взгляд, устремленный в глаза, фиксируется в области лба собеседника и сигнализирует о серьезном, официальном, деловом общении. Социальный (светский) взгляд, направленный в глаза, может затрагивать площадь ниже глаз до подбородка и является сигналом непринужденного, дружелюбного, неофициального разговора. Интимный взгляд фиксируется ниже лица на других частях тела и свидетельствует либо о игривом, сексуально заинтересованном общении или о стремлении вызвать смущение у собеседника.

Мимика – сокращение лицевых мышц в соответствие с определенным состоянием человека – свидетельствует об его эмоциональной реакции на информацию партнера, об его отношении к другому, служит обратной связью во взаимодействии. Мимика легко считывается и практически однозначно интерпретируется, так как она целостна, динамична, во многом имеет врожденный характер, лицо - хорошо видимая часть тела, на которую чаще всего обращают внимание.

С возрастом люди научаются управлять своим лицом, контролировать мимику, одевать мимические маски, принятые в социуме.

Выразительность (экспрессия) лица зависит от темперамента. Сангвиникам и холерикам труднее управлять мимикой, чем меланхоликам и флегматикам.

Психологу нужно уметь считывать микродвижения лица, дисгармонирующие с мимической маской (дрожание губ, покраснение- побледнение кожных покровов, подергивания мелких мышц, расширение ноздрей, учащение или уменьшение мигания и т.д.) для получения адекватной информации в процессе консультирования.

Через жесты мы получаем информацию, дополняющую или замещающую речь, а также о самом собеседнике: о его уверенности- неуверенности в себе, доминировании-подчинении, нервозности, ожиданиях, искренности, характере оценивания информации, темпераменте, эмоциях, отношении к нам.

Умение понимать жесты позволяет эффективнее общаться. Для этого нужно выучить типичный словарь жестов, но при интерпретации конкретного жеста определенного человека всегда учитывать контекст общения, его связь с другими невербальными средствами, культурную специфику, индивидуальные особенности, возможность подделки, так как жесты легко контролируются человеком.

Большинство жестов культурно обусловлены, но некоторые генетически запрограммированы. Например, при затруднении обезьяны так же как люди «чешут затылок».

Частота и сила жестикуляции в разных культурах различна. Так в течение часа, в среднем, финны используют один жест, французы жестикулируют 20 раз, итальянцы 80, а мексиканцы 180.

Поза – это определенное положение частей тела (головы, плеч, туловища, рук, ног), которое выражает состояние, отношение, статус, качества личности. Труднее поддается контролю нижняя часть тела. Если человек стремиться к взаимопониманию, то непроизвольно копирует позы партнера, принимая либо такую же, либо зеркальную.

Психологу нужно специально учиться отзеркаливать жесты и позы собеседника для создания атмосферы доверия и лучшего контакта с клиентом. При присоединении к кинесике клиента важно не бездумно копировать его, а присоединяться так, чтобы партнер не догадался, что мы делаем, синхронизировать движения, подчеркивая тоже направление, не заканчивая жест или делая его движением кисти, а не всей рукой.

Для правильного понимания позы нужно знать типичный словарь поз, культурные традиции, возрастные и половые различия. Например, женщины в ситуации эмоционального напряжения резко наклоняют туловище вперед или откидывают его назад, а мужчины держаться прямо, но принимают жесткую, скованную позу.

Походка наиболее тесно связана с темпераментом, ее трудно регулировать, она информирует о статусе, состоянии, темпераменте человека.

Акустическая система знаков включает в себя звуковые характеристики, воспринимаемые собеседником на слух. Ее компонентами являются: паралингвистика или просодика (качество голоса, его диапазон, тональность, особенности произношения, тембр голоса, его высота, громкость) и экстралингвистика (темп речи, паузы между фразами, речевые ошибки, неречевые вкрапления, такие как смех, плач, вздохи, покашливания).

Психологический портрет по голосу – визитная карточка со множеством личностных характеристик, которая весьма важна для формирования межличностных отношений. Всего за 3-5 сек. В 98% случаев мы узнаем знакомого нам человека по голосу. С голоса собеседника мы считываем эмоции, при этом гнев и страх более адекватно, чем радость; определяем по акценту и интонированию национальность; пол, возраст, рост, вес (от 87 до 98% случаев адекватно), социальный статус, личностные характеристики, такие как: чувство собственного достоинства, превосходства, экстравертированность; а также приписываем людям с приятными голосами ряд других достоинств.

Так, в одном из исследований испытуемым предъявляли записи текстов, которые читали успешные бизнесмены и артисты с эстетически привлекательными голосами. Испытуемые приписали актерам такие характеристики как: симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, чувство собственного достоинства, компетентность, надежность, инициативность, энергичность, лучшее состояние здоровья, чем бизнесменам.

Тактильно-кинестезическая система знаков или такесика –это физические контакты, такие как рукопожатия, объятия, поцелуи, поглаживания, прикосновения, похлопывания, толчки, касания, удары. Такесика является индикатором статусно-ролевых отношений, степени близости между собеседниками, является важным каналом информации при общении с ребенком.

В разных культурах разные нормы прикосновений. Так в Кэмбридже студенты обмениваются рукопожатиями два раза в год в начале и конце учебного года. В странах Латинской Америки – высокая частота прикосновений и объятий. Прикосновения являются знаками, выражающими чувства к партнеру. Грубые выражают агрессию и пинуждения, мягкие – симпатию, доверие к собеседнику. Нерегламентированные прикосновения вызывают дискомфорт, могут специально использоваться манимпуляторами или психологами для транса и создания якорей в Нейро-Лингвистическом- Программировании (НЛП).

Ольфакторная система знаков - это система запахов человеческого тела, которая служит средством социальной стратификации, способствует или препятствует формированию симпатии к противоположному полу.

Проксемика – организация пространства и времени общения. Основателем «пространственной психологии» является Э.Холл, который собрал богатый эмпирический материал в этой области.

Дистанция в общении, объем личного пространства, место расположения в группе, размещение партнеров в пространстве, то есть их взаимная ориентация, несут информацию о статусе, степени доверия друг к другу, межличностных отношениях, месте проживания (географии и культуре), влияют на фэффективность общения.

У человека, как и у животных, существует потребность в присвоении территории.

Объем личного пространства - та воздушная оболочка, которую мы считаем продолжением себя, своей собственностью. Его величина зависит от индивидуальных особенностей (отношения к собственности, степени доверия к миру, детского опыта и т.д.) и от плотности населения в том месте, где мы выросли. Э.Холл выявил, что для городского жителя США этот объем в среднем составляет 0,46 м., для сельского 1,» м., а для жителя малонасеренных районов до 9 м.

Несанкционированное вторжение в личное пространство воспринимается негативно. Человек ощущает дискомфорт, напряжение, которое часто не осознается, но нарушает процесс коммуникации.

В каждой культуре существуют нормы дистанции в общении, то есть нормы приближения партнеров друг к другу в зависимости от их статуса и сложившихся межличностных отношений Данные нормы культурно обусловлены, то есть в разных культурах разные. С.Холл выявил такие нормы дистанции для американцев и назвал их пространственными зонами (интимная, личная или персональная, социальная, публичная).

Интимная зона составляет от 0 до 0,45 м. В этой зоне выделяется сверхинтимная зона (0- 0,15м.), в которую мы впускаем только самых близких людей в определенных ситуациях. Вообще в интимную зону допускаются только близкие, хорошо знакомые люди. Для общения на такой дистанции характерны: доверительность, негромкий голос, прикосновения, тактильный контакт.

Несанкционированное вторжение воспринимается как покушение на неприкосновенность, приводит к физиологическим реакциям: учащению сердцебиения, повышению адреналина, приливу крови к голове, так как у многих людей эта пространственная зона совпадает с объемом личного пространства.

Личная или персональная зона составляет свыше 0,45 м. до 1,2 м. Она предназначена для обыденного общения с друзьями и коллегами. В нее мы впускаем людей знакомых, равного статуса. Общение на такой дистанции предполагает визуальный контакт между партнерами, хотя при определенной степени доверия возможны и прикосновения.

Социальная зона составляет свыше 1,2 м. до 3,5 м. и обычно соблюдается между людьми, которые плохо знают друг друга или имеют разные социальные статусы. Общение на такой дистанции предполагает только визуальный контакт. Характер взаимодействия – деловой, официальный, служебный или случайный.

Публичная зона составляет свыше 3,5 м. и предназначена для общения с большой группой людей.

Выбор дистанции в общении зависит от взаимоотношений между людьми, индивидуальных особенностей, объема личного пространства, культурной принадлежности, экстравертированности (интроверты плохо переносят близкую дистанцию).

Для эффективного общения нужно знать о личном пространстве и пространственных зонах и не нарушать эти нормы, для достижения взаимопонимания, или осознанно нарушить их, чтобы добиться нужной реакции.

Не менее важным для взаимодействия является адекватная пространственная ориентация собеседников (так, размещение лицом к лицу способствует возникновению контакта) и временные характеристики общения.

Существуют культурно обусловленные нормы отношения ко времени вообще, ко времени начала разговора по существу, допустимости опозданий.

Так, в западных культурах «время - деньги», поэтому нужно наполнить делами каждый его отрезок, не откладывать на потом важные дела. Мы оцениваем человека как делового или бездельника, боимся не успеть сделать что-то вовремя.

В ряде восточных культур не принято торопиться: всему свое время. Созерцательность выступает как философия жизни. У индейцев племени Пуэбло есть поговорка: «События начинают двигаться, лишь когда время созрело, но не раньше».

Из общей философии времени вытекает отношение к опозданиям: на Западе опоздания воспринимаются как неуважение к партнеру и его времени, на Востоке служат своеобразным ритуалом, демонстрирующим социальный статус партнера (чем выше статус, тем больше времени придется его ждать).

На Западе принято сразу же приступать к обсуждению существа дела. На Востоке, особенно в странах Азии, этого делать нельзя, несколько часов отводится на ритуальные беседы, прежде чем можно будет приступить к существу дела. Несоблюдение такой традиции воспринимается как неуважение к партнеру.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.