Словарь правоведческих терминов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Словарь правоведческих терминов

2017-09-10 509
Словарь правоведческих терминов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать.

Гете

 

Административный проступок - это правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок.

Алименты (от лат. alimentum — питание) — средства (деньги или натура) для содержания, которые закон обязывает выплачивать одного из супругов другому, родителя — несовершеннолетнему ребёнку, взрослого ребёнка — пожилому родителю и т. д. Могут выплачиваться/перечисляться добровольно или принудительно в судебном порядке.

Амнистия - освобождение от уголовного наказания, его прекращение или смягчение.

Аморальное поведение - поведение, противоречащее принятой в данном обществе морали, цинично игнорирующее общепризнанные стандарты поведения.

Ассоциация - организация, объединение.

Вина - психическое отношение лица к совершаемому правонарушению и его последствиям.

Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Гражданский проступок - это правонарушение, совершенное в сфере имущественных или личных неимущественных отношений.

Генеральная Ассамблея ООН – один из главных органов ООН. Состоит из всех государств – членов ООН. Рассматривает любые вопросы в соответствии с Уставом ООН и делает рекомендации государствам – членам ООН и Совету безопасности.

Дееспособность - способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности. Наступает с 18 лет - момента полного гражданского совершеннолетия.

Декларация (от латинского declaratiio - объявление, провозглашение) - это рекомендация.

Дискриминация - преднамеренное ущемление прав и законных интересов одних людей по сравнению с другими.

Дисциплинарный проступок - это правонарушение, совершенное в сфере трудовых отношений.

Жалоба - обращение в суд, в государственные или иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Закон - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства или непосредственно гражданами путем референдума.

Исковое заявление - письменное обращение в суд за защитой нарушенного права и одновременно к лицу, нарушившему это право, с требованием об исполнении обязательств.

Иск - средство, способ защиты нарушенного права (“искать суда”).

Истец - лицо, которое обращается в суд за защитой своего нарушенного права или законного интереса.

Кодекс - систематизированный сборник законов в какой-либо области права.

Конвенция (от латинского conventio - договор, соглашение) - международное соглашение.

Конституция (от латинского constitutio – устройство) - это основной закон государства, регулирующий наиболее важные вопросы жизни страны, права и свободы населения, устройство высших органов государственной власти.

Коллизия - конфликт, столкновение противоположных сил, интересов, взглядов.

Компетенция - круг полномочий, прав.

Криминалистика - наука, разрабатывающая системы специальных приемов и средств расследования преступлений.

Льгота - предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от обязанностей.

Малолетний ребенок - человек, не достигший 14-летаего возраста.

Менталитет (от латинского mentalis - умственный, духовный) - образ, способ мышления личности; склад ума, мировосприятие.

Мораль - совокупность представлений людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, о должных нормах общения между людьми.

Несовершеннолетний ребенок - человек, не достигший 18-летнего возраста.

Неустойка - денежная сумма, которую должник обязав по закону уплатить в случае невыполнения обязательств.

Нигилизм - отрицание общепризнанных культурных, духовных ценностей.

Обязанность - определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

Ограничение родительских прав - отобрание и передача ребенка с учетом его интересов другим людям или учреждениям без лишения родителей родительских прав.

Обычай - правило поведения людей, сложившееся в результате длительного исторического применения.

Объективный - существующий независимо и вне нашего сознания, беспристрастный, непредвзятый.

Омбудсмен - уполномоченный по правам человека.

Опека - одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан. Устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения.

Ответственность - неблагоприятные последствия в случае нарушения каких-либо правил поведения (норм).

Полномочия — ограниченные обязанности и права, официально предоставленные кому-либо на совершение чего-либо посредством использования имеющихся ресурсов.

Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.

Право на свободу убеждений – это право человека самостоятельно, без всякого принуждения выбирать взгляды на общественное устройство и государственное устройство и следовать им. (Декларация, ст. 19).

Правовая норма - правило поведения общего характера, установленное государством, имеющее обязательную силу, и предусматривающее в случае нарушения ответственность.

Правовой статус - совокупность прав и обязанностей.

Правоспособность - это способность иметь права и обязанности. Возникает с рождения человека и длится всю жизнь.

Презумпция невиновности (лат. praesumptio innocentiae) — один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное».

Преступление — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Приговор - решение, вынесенное судом по результатам рассмотрения уголовного дела, устанавливающее невиновность (оправдательный приговор) или виновность (обвинительный приговор) подсудимого.

Попечительство - одна из форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родительских прав, а так асе в тех случаях, когда подростки остаются без родительского попечения.

Проступки - это менее опасные правонарушения. Они могут совершаться в самых различных областях жизни. Принято выделять несколько видов проступков: гражданские, административные, дисциплинарные.

Свобода совести и религии – это возможность человека самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос: руководствоваться ли ему в своих поступках религиозными учениями или отказаться от них.

 

Афоризмы по праву

 

Дурные законы в хороших руках исполнителей – хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны.

Фридрих Великий

Мягким законам редко подчиняются, суровые – редко приводятся в исполнение.

Бенджамин Франклин

Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невинного.

Екатерина Великая

Не в силе Бог, но в правде.

Александр Невский

 

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

Цицерон

Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права.

А. Мицкевич

Законы тщетно существуют для тех, кто не имеет мужества и средств защищать их.

Томас Маколей

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Вольтер

Люди путают законы с правами.

Станислав Ежи Лец

Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам.

Ж.Д. Аламбер

Образ мыслей ненаказуем.

Ульпиан

Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть.

Б. Франклин

Наказанный преступник – это пример для всех негодяев; невинно осуждённый – это вопрос совести всех честных людей.

Ж. Лабрюйер

Прекрасно сказано, что в ссоре двух сторон Суд обе стороны обязан выслушать.

Еврипид

Когда один вор, пойманный Демосфеном, сказал ему: «Я не знал, что это твоё», то Демосфен возразил: «Но ты же знал, что это не твоё».

Демосфен

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

Овидий

Не берись судить других, прежде чем не сочтёшь себя в душе достойным занять судейское место.

Эпиктет

Какая Конституция самая лучшая? Та, которая лучше всего исполняется.

Л. Берне

Свобода заключается в праве делать то, что не вредит другим.

М. Клаудис

Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.

Ш. Монтескье

Я думаю, что и «религиозные» статьи (Уголовного кодекса) следует так сформулировать, чтобы не допустить расcледования за ненасильственные действия, связанные с вероисповеданием и религиозными убеждениями.

А.Д. Сахаров

Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.

К. Гельвецкий

Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости.

И. Зейме

Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?

Эсхил

Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям.

Ф.Н. Глинка

Собственность – ловушка; то, что мы имеем в своём владении, на самом деле владеет нами.

А. Карр

Недолговечна власть, которая управляет во вред народу.

Сенека

Ясность законов о собственности должна быть такова, чтоб ни малейшего недоразумения никогда не встречалось, чтоб на них монарх и подданный равномерно знали свои должности и права. От сих точно законов зависит общая их безопасность, следственно, они должны быть непременными.

Д.И. Фонвизин

Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо.

А.П. Чехов

 


Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека.

2. Декларация прав ребёнка.

3. Конвенция ООН о правах ребенка.

4. Конституция Донецкой Народной Республики (с изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 г. № 17-ІНС, от 29.06.2015 г. № 63-ІНС, от 11.09.2015 г. № 92- ІНС).

5. Уголовный кодекс Донецкой народной Республики.

6. Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности» № 04-IНС от 12.12.2014 г.

7. Закон Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 6-IНС от 30.04.2015 г.

8. Закон Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан» № 13-IНС от 20.02.2015 г.

9. Закон Донецкой Народной Республики «Об особых правовых режимах» № 23-IНС от 24.03.2015 г.

10. Закон Донецкой Народной Республики «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 24-IНС 24.03.2015 г.

11. Закон Донецкой Народной Республики «Об уполномоченном по правам человека в Донецкой Народной Республике» № 30-IНС от 03.04.2015 г.

12. Закон Донецкой Народной Республики «Об охране труда» № 31-IНС от 03.04.2015 г.

13. Закон Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» № 35-IНС от 24.04.2015 г.

14. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» № 55-IНС от 19.06.2015 г.

15. Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 79-IНС от 02.10.2015 г.


Учебно-методическая литература

1. Абземилова З.Р. Об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних / З.Р. Абземилова // Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. - № 7. – С. 3-7.

2. Абрамов В.И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 76-80.

3. Абрамов В.И. Законодательное закрепление прав ребенка в современной России / В.И. Абрамов // Закон и право. – 2004. - № 9. – С. 13-15.

4. Абрамов В.И. Правовая политика современного российского государства в области защиты прав детей / В.И. Абрамов // Государство и право. – 2004. - № 8. – С. 81-84.

5. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К. Бабаева. - М.: Лань, 2003. – С. 492.

6. Беседкина Н.Н. Правовое регулирование прав ребенка в Российской Федерации/ Н.Н. Беседкина // Государство и право. – 2006. - № 11. – С. 44-51.

7. Борисова Н.Е. О социально-экономических правах ребенка / Н.Е. Борисова // Современное право. – 2003. - № 1. – С. 21-24.

8. Борисова Н.Е. Проблемы обеспечения личных прав ребенка / Н.Е. Борисова // Современное право. – 2002. - № 5. – С. 38-43.

9. Боровиков В.Б. Вина и уголовная ответственность несовершеннолетних / В.Б. Боровиков // Российская юстиция. – 2006. - № 5. – С. 15-18.

10. Геппер М.В. История развития социального и правового статуса несовершеннолетних / М.В. Геппер // История государства и права. – 2006. - № 5. – С. 6.

11. Гетманский К. С поркой по жизни / К. Гетманский, Н. Коныгина // Известия. – 2004. – 2 февраля.

12. «Детская конституция»: как, опираясь на закон, действенно защищать права детей / комментарии, советы и рекомендации А.Н. Тарасенковой и Т.А. Масловой. – М.: Библиотека Российской газеты, 2005. – 192 с.

13. Зимина Н.В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в школе. - 2010. - № 6. - С. 64-66.

14. Зубарева О.И. Законодательство об обеспечении прав детей / О.И. Зубарева // Законность. – 2005. - № 6. – С. 43-45.

15. Зырянов М.Ю. Правовое образование школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15, № 3, Ч. 2. - С. 262-265.

16. Клименко А.В., Румынина В. В. Теория государства и права. Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.

17. Корсаков К.В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания // Российский юридический журнал. - 2010. - № 3 (май-июнь). - С. 194-201.

18. Кравчук Н.В. Система международных органов в защите прав ребенка / Н.В. Кравчук // Защити меня. – 2004. - № 1. – С. 10-13.

19. Кравчук Н.В. Защита прав ребенка в семье / Н.В. Кравчук // Защити меня. – 2004. - № 3. – С. 38-43.

20. Кравчук Н.В. Конвенция о правах ребенка как основной инструмент защиты семейных прав ребенка в России / Н.В. Кравчук // Государство и право. – 2006. - № 4. – С. 48-53.

21. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие / Э.Б. Мельникова. – М.: Дело, 2000. – 272 с.

22. Морозова Л.А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в вузы. //Основы государства и права. –2001. - №1 с. 14-33.

23. Нечаева А.М. Защита прав ребенка в рамках семейного законодательства России / А.М. Нечаева // Право и политика. – 2004. - № 4. – С. 124-130.

24. Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории / Н.С. Нижник. – М.: Юридический центр Пресс, 2006. – 270 с.

25. Нижник Н.С. Правовой статус ребенка в русской семье / Н.С. Нижник // История государства и права. – 2002. - № 4. – С. 6-8.

26. Никитина Е.М. Регулирование труда и занятости несовершеннолетних / Е.М. Никитина // Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. - № 2. – С. 37-39.

27. Певцова Е.А. О некоторых аспектах формирования правового сознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе // Основы государства и права. – 2005. - № 1. - С. 49-61.

28. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Е. А. Певцова. – М.: Новый учебник, 2003. - 415 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67; Авторский знак П235; Формат С; Инв. номер 2250809-ЕФ

29. Перетриева Е.А., Чуп О.В., Бубнова Д.С., Казмировская И.В. Штаб воспитательной работы в образовательном учреждении. Организационно- методические основы деятельности. Сборник – Краснодар, 2010.

30. Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции / А.Ю. Пиджаков //Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. – № 1. – С. 2-4.

31. Правовой статус детей, подростков, юношей: учеб. пособие / сост. В.В. Помогаев. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. – 96 с.

32. Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами / Л.М. Пчелинцева // Журнал российского права. – 2001. - № 6. – С. 104-108.

33. Рассолова Е.А. Правовое воспитание старшеклассников // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - № 1. - С. 45-47.

34. Рязанова Е.А. Охрана прав несовершеннолетнего одаряемого / Е.А. Рязанова // Частно-правовые и публично-правовые вопросы реализации Конвенции о правах ребенка. – Тверь: Соло, 2004. – С. 116-124.

35. Сорокин С.А. Имущественные права ребенка в семье / С.А. Сорокин // Российская юстиция. – 2000. - № 2. – С. 17-19.

36. Смолин В.Н. Уголовная ответственность несовершеннолетних / В.Н. Смолин // ОБЖ. – 2002. - № 2. – С. 9-10.

37. Терентьева Е.В. Модели правового образования и воспитания в школе // Право в школе. - 2010. - № 3. - С. 63.

38. Черемисина А.А. Реализация правового образования и воспитания старшеклассников на основе компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 5. - С. 202-211.

39. Черемисина А.А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10. - С. 35-39.

40. Чуп О.В., Рыженко С.К., Бубнова Д.С., Казмировская И.В. Штаб воспитательной работы в образовательном учреждении. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Сборник – Краснодар, 2011.

41. Эрделевский А.М. Ребенок тоже человек / А.М. Эрделевский // Человек и закон. – 1998. - № 11. – С. 74-78.

 

Интернет-ресурсы

Всеобщая декларация прав человека

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

 

Конвенция о правах ребенка

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

 

Декларация прав ребенка

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

 

Сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики

http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/

 

Уполномоченный по правам человека в Донецкой народной Республике

https://vk.com/ombudsmandnr

 

Права человека в России

http://www.hro.org/

 

Президент России – гражданам школьного возраста

http://www.uznay-prezidenta.ru/

http://neuch.org/modern/prezident-rossii-grazhdanam-shkolnogo-vozrasta

 

Словарь по правам человека

http://www.biometrica.tomsk.ru/ftp/dict/encyclo/default.htm

 

Законодательство и права человека

http://www.memo.ru/prawo/

 

Изучение прав человека в школе

http://www.un.org/ru/rights/abc/

 

Обучение правам человека

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/01/11/kollektsiya-ssylok-internet-resursov-po-istorii-i

 

Школьный сектор

http://school-sector.relarn.ru/

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.