Кафедра истории и теории литературы — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кафедра истории и теории литературы

2017-09-10 363
Кафедра истории и теории литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

Тверской государственный университет

Кафедра истории и теории литературы

История зарубежной литературы XVII–XVIII веков

Методическое пособие для студентов 2 курса

филологического факультета

Тверь 2017

Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.

 

 

Составитель доц. С.Ю. Артёмова

 

 

XVII и XVIII века - это особые культурные эпохи, которые не только

породили литературные памятники своего времени, но и оказали значи-

тельное влияние на дальнейшее развитие искусства. На протяжении этих

двух столетий кристаллизуются жанры, унаследованные от античности

(например, трагедия и комедия), формируются перспективные (роман), по-

являются новые (литературная сказка). Именно в XVII - XVIII веках были

осознаны многие возможности искусства и сделаны разнообразные худо-

жественные открытия, предопределившие литературные новаторства XIX и

XX веков и даже приемы кино. Таким образом, изучение литературы XVII -

XVIII веков одновременно с представлением о специфике эпохи дает базо-

вый запас знаний, без которого невозможно освоение искусства нового

времени.

Основная задача практических занятий - рассмотреть, как философс-

кие установки и эстетические концепции реализуются в конкретных худо-

жественных произведениях, как происходит эволюция жанров, какие именно

художественные открытия определяют роль данного текста в творчестве

автора и в истории литературы.

При подготовке к практическим занятиям необходимо учитывать, что

восприятие большинства произведений потребует напряженной работы по

извлечению художественных смыслов и внеположенных искусству идей, ко-

торые были вполне очевидными для современников. Понадобится также и

определенная филологическая подготовка: навыки анализа и интерпрета-

ции, умение пользоваться теоретико-литературными понятиями, изученными

в курсе "Введение в литературоведение".

К сожалению, наиболее доступная учебная литература не может слу-

жить полноценным источником информации и основой для осмысления изуча-

емого периода. Написанные достаточно давно, учебники несут на себе пе-

чать времени: в историю литературы вторгается излишний социологизм,

оценочность преобладает над интерпретацией. Поэтому в методическом по-

собии план каждого практического занятия снабжен списком работ, кото-

рые помогут овладеть материалом. Значком * в списке помечается допол-

нительная литература. Полезным также может быть энциклопедический

справочник "Исторический лексикон. XVIII век." (М., 1996).

Помимо планов практических занятий, в методическом пособии содер-

жится общий список текстов по курсу, список обязательной и дополни-

тельной научной литературы, образцы вопросов для промежуточного конт-

роля.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ I: ПОЭЗИЯ XVII века

I. Поэзия барокко в Испании XVII века.

 

1. Литературная жизнь Испании “Золотого века”.

2. Барокко как художественная система (история и содержание понятия).

3. Специфика испанского барокко и ее воплощение в поэзии Луиса Гонгоры:

А) испанское барокко и христианство (мистицизм, представление о дисгармонии мира, противопоставление духовного и материального);

Б) черты барокко в творчестве Луиса Гонгоры (искусственный мир “интеллектуальной поэзии” и средства его создания);

В) “темный” и “ясный” стили – взаимопроникновение барокко и ренессансного реализма.

 

Литература:

1. Гонгора Л. Сонеты (“О влага светоносного ручья…”, “В хрустальной чаше ласковых ладоней…”, “Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое” и др.); Летрильи (“Жить бы мне в покое…”, “Фортуна” и др.) // Гонгора–и–Арготе. Лирика. М., 1977. Испанская поэзия в русских переводах. М., 1984. Из испанской поэзии XVII века. Л., 1983. Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989.

2. Еремина С. Предисловие // Гонгора–и–Арготе. Лирика. М., 1977.

3. Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983. С. 4–36.

4. *Ортега–и–Гассет Х. Гонгора // Ортега–и–Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994.

 

Корнель П. Сид.

Расин Ж. Андромаха.

3. Мольер. Тартюф. Дон Жуан.

4. Ларошфуко Фр. Максимы.

5. Лафонтен Ж. Басни (любые три: "Старый кот и молодой мышонок", "Старик и трое молодых", "Лягушка и вол", "Лиса и виноград" и др.)

6. Лопе де Вега. Собака на сене.

7. Гонгора Л. Сонеты ("О влага светоносного ручья...", "В хрустальной

чаше ласковых ладоней...", "Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое" или другие); Летрильи ("Жить бы мне в покое...", "Фортуна" или другие).

8. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

9. Милтон Дж. Потерянный Рай (фрагменты, напр., песнь 6) // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989. С. 506, 542.

Дидро Д. Монахиня.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

Тверской государственный университет

Кафедра истории и теории литературы


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.