II. Поэзия барокко в Англии. “Метафизическая школа”. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

II. Поэзия барокко в Англии. “Метафизическая школа”.

2017-09-10 757
II. Поэзия барокко в Англии. “Метафизическая школа”. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Особенности литературы Англии XVII века. Место поэзии “метафизической школы” в литературном процессе.

2. Специфика английского барокко и ее воплощение в поэзии Джона Донна:

А) идеология метафизиков и философское осмысление мира;

Б) черты барокко в творчестве Джона Донна (искусственный мир “интеллектуальной поэзии”);

В) поэтика барокко: средства создания образа, метафоризм, соотношение точки зрения человека и вещи, “геометризм” мира.

 

Литература:

1. Джон Донн. Стихотворения (“Послание”, “Общность владения”, “Рассвет”, “Исчисление”, “Парадокс”, “Неразборчивый”, “Прощание, запрещающее печаль” и др.) // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989.

2. Б. Томашевский. Вступ. статья // Донн Джон. Стихотворения. Л., 1973.

Английская лирика перв. пол. XVII века / Под ред. А.Н. Горбунова. М., 1989.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ТРАГЕДИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ КЛАССИЦИЗМЕ

 

 

1. Основные черты эстетики классицизма и их реализация в трагедиях

П.Корнеля и Ж.Расина:

а) роль античности (авторитет классики; обобщение; правдоподобие;

гражданственность);

б) рационализм как основа классицистического мышления и структура

текста (принцип расстановки персонажей в "Сиде");

в) идеологическая сущность конфликта в "Сиде" и "Андромахе";

г) дидактическое начало в трагедиях;

2. Эстетическая теория и творческая практика:

а) осознанные отступления от канона у Корнеля: причины обращения к

сюжету о Сиде; эволюция конфликта в "Сиде"; нарушение правил ра-

ди художественной необходимости (три единства и правило благоп-

ристойности); соотношение темы любви и долга (анализ монолога

Родриго в 6 явлении 1 акта, диалога Химены и Эльвиры в 3 явлении

3 акта); динамика диалогов; движение к психологизму;

б) приоритет нравственных проблем личности у Расина; античная идея

Рока и диктат страстей; причины отступления от классического сю-

жета в "Андромахе"; разрешение конфликта и дидактизм в "Андрома-

хе"; роль монологов в структуре трагедий Расина. Дидактическая

функция главных героев.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Корнель П. Сид.

2. Корнель П. Предуведомление и Разбор "Сида" // Театр французского

классицизма. М., 1970. С. 84-96.

3. Корнель П. Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее сог-

ласно законам правдоподобия или необходимости // Литературные мани-

фесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 378-384.

4. Расин Ж. Андромаха.

5. Расин Ж. Первое и Второе предисловия к "Андромахе" // Театр фран-

цузского классицизма. М., 1970. С. 350-353.

6. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма.

М., 1970. С. 5-18.

7. Обломиевский Д.Д. Корнель // Обломиевский Д.Д. Французский класси-

цизм. М., 1968.

8. Обломиевский Д.Д. Расин // Обломиевский Д.Д. Французский класси-

цизм. М., 1968.

9. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема //

Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1981. N 1. (особ. С. 20).

10.*XVII век в мировом культурном развитии. М., 1969.

11.* Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западно-

европейских классицистов. М., 1980. С. 425 - 439.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3: "ВЫСОКАЯ КОМЕДИЯ" МОЛЬЕРА

 

1. Жанровая специфика комедии.

2. Роль Мольера в истории комедии:

а) Мольер - создатель "высокой комедии". Эстетика мольеровского те-

атра. Черты "высокой комедии" в "Тартюфе";

б) особенности конфликта и речевое поведение персонажей в комедиях

Мольера ("Тартюф", "Дон Жуан");

3. Художник и власть ("заказные" пьесы Мольера):

а) заказ и его реализация ("Мещанин во дворянстве");

б) идеологическая основа конфликта комедии "Мещанин во дворянстве"

и его осмысление современным читателем.

4. Особенности мольеровского дидактизма.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Мольер. Тартюф.

2. *Мольер. Мещанин во дворянстве.

3. Мольер. Дон Жуан.

4. Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика) (любое издание).

5. *Абрамович Г.Л. Комедия // Абрамович Г.Л. Введение в литературоведе-

ние. М., 1975. С. 256-263.

6. *Пинский Л.Е. Комическое // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет.

М.,1989. С. 339-344.

7. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой

комедии. М., 1967.

8. Михальчи Д.Е. О комедиях Мольера // Литература в школе. 1967. N 2.

С. 48-52.

9. *Булгаков М.А. Мольер. М., 1968.

10.*Мольер. Критика "Школы жен" // Литературные манифесты западноевро-

пейских классицистов. М., 1980. С. 392-405.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4: ФРАНЦУЗСКИЕ МОРАЛИСТЫ XVII ВЕКА

 

1. Философская основа морализма (рационализм Декарта и механистический

материализм Гассенди).

2. Жанровое многообразие моралистической литературы (творчество Паска-

ля, Ларошфуко, Лабрюйера, Лафонтена).

3. "Максимы" Франсуа де Ларошфуко:

а) "Максимы" - этический итог эпохи (история создания);

б) способы анализа характера в "Максимах";

в) этическая проблематика "Максим";

г) парадоксальность суждения как основа поэтики "Максим".

4. Басни Жана Лафонтена:

а) басня как жанр;

б) тематическое разнообразие басен Лафонтена;

в) особенности поэтики; роль юмора;

г) влияние Лафонтена на европейскую литературу.

5. Ларошфуко и Лафонтен - два полюса морализма.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ларошфуко Фр. Максимы.

2. Лафонтен Ж. Басни ("Старый кот и молодой мышонок", "Старик и трое

молодых", "Лягушка и вол", "Лиса и виноград" и др.)

3. *Разумовская М.В. Жизнь и творчество Франсуа де Ларошфуко // Ларош-

фуко Фр. Мемуары. Максимы. М., 1993 (серия "Литературные памятни-

ки"). С.237-254.

4. Гуляев Н.А. Басня // Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977. С.

163-164.

5. Классическая басня. М., 1981.

6. Томашевский Б.В. Пушкин и Лафонтен // Томашевский Б.В. Пушкин и

Франция. Л., 1960.

7. *Лафонтен Ж. Сказки и новеллы в стихах // Литературные манифесты за-

падноевропейских классицистов. М., 1980. С.406-411.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА

 

1. Лопе де Вега - теоретик (трактат "Новое искусство сочинять комедии

в наше время"):

а) Лопе де Вега и классицизм;

б) требования к драматургии (теория сценической интриги, занима-

тельность действия; демократизм в проблематике, расстановке пер-

сонажей, их речевом поведении; "жизнеподобие" в смешении смешно-

го и серьезного). Новая комедия как синтез жанровых форм.

2. Лопе де Вега - практик:

а) многогранность творчества; место комедии в творчестве Лопе де

Вега;

б) "Собака на сене" как воплощение основных

принципов Лопе - драматурга:

- традиционное и новаторское в конфликте и сюжете;

- традиционное и нетрадиционное в амплуа (герой-любовник, героиня,

комический слуга, благородные господа и простолюдины);

г) принципы создания персонажей:

- многоранность персонажей;

- зачатки психологизма и их проявление в речевой характеристике;

- смешение комического и серьезного;

- воплощение теории интриги, заменяющей дидактизм;

д) идеализация действительности как черта ренессансного реализма.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лопе де Вега. Собака на сене.

2. Ортега-и-Гассет Х. Два театра // Ортега-и-Гассет Х. Этюды

об Испании. Киев, 1994.

3. *Плавскин З.И. Лопе де Вега. М.: Л., 1960.

4. *Силюнас В. Испанская классическая драма XVI-XVII веков. М., 1995.

5. *Штейн А.Л. Драматургия "Золотого века" // Штейн А.Л. Литература

испанского барокко. М., 1983.

6. *Штейн А.Л. История испанской литературы. М., 1994.

7. *Томашевский Н. Испанский театр Золотого века // Испанский театр. М., 1969. С. 5-19.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6: "ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА" ДЖ.СВИФТА КАК ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

1. Памфлетное творчество Дж.Свифта и "Путешествия Гулливера"

(преемственность проблематики и художественных приемов).

2. Две точки зрения на жанр "Путешествий Гулливера" ("цикл памфлетов",

"роман").

3. Жанровое своеобразие "Путешествий Гулливера" (роман-путешествие и

его пародийный, сатирический, утопический и философский аспекты).

4. Фантастика в романе как средство создания модели мира и как основа

пародийности.

5. Сюжетная и смысловая роль Гулливера.

6. Трансформация просветительских идеалов в "Путешествиях Гулливера":

а) композиция романа как способ воплощения концепции монархии (I,

II и III части);

б) представление об относительности понятий (контраст I и II час-

тей);

в) изображение республиканского устройства (III часть);

г) естественно-научные воззрения XVIII века и вера в силу разума в

III части;

д) идеи "естественного мира" и "естественного человека" (IV часть);

е) IV часть как итоговое философское обобщение.

7. Способы реализации философской проблематики в каждой из четырех

частей "Путешествий Гулливера".

8. Логика романа: движение от памфлетности к предельным обобщениям.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Свифт Дж. Путешестия Лемюэля Гулливера.

2. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев.

М., 1973.

3. *Дубашинский И.А. "Путешествия Гулливера" Дж.Свифта. М., 1969.

4. *Муравьев В.С. Свифт. М., 1968.

5. *Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

6. *Кеттл А. Введение в историю английского романа (XVIII век). М.,

1966.

7. *Англия в памфлете. М., 1987.

8. *Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7: ЕДИНСТВО ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

 

1. Особенности Просвещения во Франции. "Энциклопедизм" и Энциклопедия.

2. Синкретизм мышления французских просветителей. Актуализация фило-

софско-художественных жанров.

3. "Философские повести" Вольтера:

а) роль Вольтера в культурной жизни XVIII века. Универсальность его

творчества и многообразие жанров;

б) жанровая специфика "Философских повестей";

в) конфликт повести "Кандид" как постановка философской проблемы;

г) сюжет "Кандида" как реализация философской дискуссии;

д) Панглосс и Кандид - две концепции человека.

4. Философский диалог Д.Дидро "Племянник Рамо":

а) эстетические воззрения Дидро;

б) философский диалог "Племянник Рамо": взаимодействие с жанровой

традицией диалогов Платона;

в) условность персонажа - "автора";

г) способы характеристики заглавного персонажа;

д) многогранность проблематики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вольтер. Кандид.

2. Дидро. Монахиня.

3. Гордон Л.С. Поэтика "Кандида" // Проблемы поэтики и истории лите-

ратуры. Саранск, 1973.

4. *Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.

5. *Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982. С. 350 -

351 (о диалогах Платона).

6. *Михайлов А. Вольтер и его проза // Вольтер. Философские повести. М., 1985.

9. *Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.

10.*Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

11.* Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8: Традиции и реформы в итальянской драматургии XVIII века.

 

1. Особенности культурной ситуации в Италии XVIII века:

а) борьба с французским влиянием, проблема “старой” и “новой” литературы;

б) комедия дель арте – ведущий жанр итальянского театра.

2. Театральная реформа Карло Гольдони:

а) индивидуализация комедии и ее средства;

б) новый комический герой (Труффальдино-маска и Труффальдино-герой комедии “Слуга двух господ”);

в) ориентация на театр Мольера;

г) преодоление эстетики классицизма.

3. Противостояние Просвещению в творчестве Карло Гоцци:

а) “Любовь к трем апельсинам” как аргумент в полемике с Гольдони;

б) жанровая специфика “сказок для театра” (фольклорные источники сюжета, персонажи-маски, зрелищность, буффонада, фантастика, двуплановость);

в) обновление комедии дель арте в драматургии Гоцци.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гольдони К. Слуга двух господ.

2. Гоцци К. Любовь к трем апельсинам.

3. *Реизов Б.Г. Карло Гольдони. М.-Л., 1957.

4. Мокульский С.С. Карло Гоцци и его сказки для театра // Гоцци К. Сказки для театра. М., 1956.

5. *Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

6. *Мокульский С.С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение. М., 1966.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9. Немецкое Просвещение. Жанровая специфика драмы Лессинга “Эмилия Галотти”

 

3. Особенности немецкого Просвещения. Вопрос о литературном языке и специфике национальной литературы.

4. Идеология немецкого просвещения. Лессинг, Гердер, Шиллер, Гете и др.

5. Взгляд на искусство и задачи литературы.

6. Особенности немецкого театра.

7. Специфика пьесы Лессинга “Эмилия Галотти”:

а–драма как род литературы и как жанр;

б–три единства;

в–система персонажей;

г–особенности развития характера героя, статика – динамика.

 

 

Литература:

3. Лессинг Г.–Э. Эмилия Галотти (драма).

4. Лессинг Г.–Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

5. (!)Фридлендер Г.М. Лессинг. Очерк творчества. М., 1957.

6. *Гриб В. Жизнь и творчество Лессинга // Гриб В. Избранные работы. Статьи и лекции по зарубежной литературе. М., 1956. или Лессинг и современность. М., 1981.

7. *Чернышевский Н.Г. Лессинг, его время, его жизнь и деятельность // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. М., 1948. Т. 4.

8. *Добролюбов Н.А. Лаокоон. Соч. Лессинга // Собр. соч. М.–Л., 1962. Т. 4.

9. *Меринг Ф. Избранные труды по эстетике: В 2-х т. М., 1985.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10. "СТРАДАНИЯ ЮНОГО ВЕРТЕРА" ГЁТЕ КАК РОМАН НЕМЕЦКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

 

1. Движение "Бури и натиска" и его место в истории немецкой литературы.

2. "Штюрмерский" роман Гёте "Страдания юного Вертера":

а) дух мятежности как конструктивная черта романа (система конфликтов, "Вертер, мученик мятежный" (А.С.Пушкин);

б) культ чувства, природы и искусства как вызов "холодному рассудку" (Вертер и Альберт);

в) идея "естественного человека" (мир простолюдинов и филистеры).

3. Внутренний мир человека как объект сентименталистского романа (пси-

хологизм, переход от типа к характеру).

4. Самоубийство героя с точки зрения штюрмерства, Гёте-человека и Гёте-художника.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гёте И.-В. Страдания юного Вертера.

2. Манн Т. "Вертер" Гёте // Манн Т. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1961. Т.10.

3. *История зарубежной литературы XVIII века /под ред. В.П.Неустроева.

М., 1984.

4. *Вильмонт Н.Н. Гёте. М., 1959.

5. *Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема //

Вестник МГУ. Сер. 9 Филология. 1982. N 1. (особ. С. 20).

6. *Демченко В.Д. "Вертер" Гёте и проблема романа в критике немецкого

Просвещения // Гётевские чтения - 1984. М., 1986.

7. *Бент М. "Вертер, мученик мятежный..." Биография одной книги. Челябинск, 1997.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11: "ФАУСТ" ГЁТЕ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА

 

1. Проблема национального самосознания в немецком Просвещении. Место

легенды о Фаусте в культуре Германии.

2. Трансформация традиционного персонажа в творчестве Гёте.

3. Смысловая роль композиции "Фауста" (вступление и прологи, двухчаст-

ность построения).

4. Часть I:

а) поиск смысла жизни - основа проблематики I части;

б) система образов как воплощение проблематики;

в) национальный колорит.

5. Часть II:

а) поиск смысла истории - основа проблематики II части;

б) роль иносказаний;

в) символика финала.

6. Параллелизм I и II частей ("малый свет" и "большой свет").

7. Жанр "Фауста" как способ реализации его философской проблематики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гёте И.-В. Фауст. Часть I и II (в переводе Б.Л.Пастернака).

2. Жирмунский В.М. Творческая история "Фауста" // Жирмунский В.М.

Очерки по истории немецкой классической литературы. Л., 1972.

3. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Ереван,1988.

4. *Бент М. Концепция личности в "Фаусте" Гёте и драматургии Г. фон

Клейста // Гётевские чтения - 84. М., 1986.

5. *Аникст А.А. Художественный универсализм Гёте // Гётевские чтения -

84. М., 1986. С. 12-16, 22-29, 31-36.

6. *Вильмонт Н.Н. Гёте. М., 1959.

7. *Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963.

8. *Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Немецкая литература

XVIII века. Под ред. Н.П.Михальской. М., 1980.

9. *Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество: в 2 т. М., 1987.

10.*Аникст А.А. Гёте и "Фауст". М., 1983.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

(жирным шрифтом выделены тексты, которые будут вынесены на коллоквиум)

 

Корнель П. Сид.

Расин Ж. Андромаха.

3. Мольер. Тартюф. Дон Жуан.

4. Ларошфуко Фр. Максимы.

5. Лафонтен Ж. Басни (любые три: "Старый кот и молодой мышонок", "Старик и трое молодых", "Лягушка и вол", "Лиса и виноград" и др.)

6. Лопе де Вега. Собака на сене.

7. Гонгора Л. Сонеты ("О влага светоносного ручья...", "В хрустальной

чаше ласковых ладоней...", "Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое" или другие); Летрильи ("Жить бы мне в покое...", "Фортуна" или другие).

8. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

9. Милтон Дж. Потерянный Рай (фрагменты, напр., песнь 6) // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989. С. 506, 542.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.