Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Сообщение русского посла В. В. Бутурлина о переяславской раде

2017-09-10 385
Сообщение русского посла В. В. Бутурлина о переяславской раде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

СООБЩЕНИЕ РУССКОГО ПОСЛА В.В.БУТУРЛИНА О ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЕ

(Текст документа в оригинале, по старославянски)

…Была де у гетмана (Б.Хмельницкого. — Ред.) тайная рада с полковниками и с судьями и с войсковыми ясаулы; и полковники де и судьи и ясаулы под государеву высокую руку подклонилися. И по тайной раде, которую имел гетман с полковники своими, и с утра того ж дни, во второй час дни, бито в барабан с час времяни на собрание всего народа слышати совет о деле, хотящем свершитися. И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем моляать. Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить:

"Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне!...

Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже всм нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турецкий, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — вольная дорога".

К сим словам весь народ возопил: "Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!" Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: "Вси ли тако соизволяете?" Рекли весь народ: "Вси единодушно". Потом гетман молвил: "Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!" А народ по нем, вси единогласно, возопил: "Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!"

(Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.)

 

Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы (Часть 2)

СТР.

В прошлом во 161-м году мая 25 по указу великого государя 450

царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца

говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. А в нынешнем

во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий

князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же

литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти

великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа

Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным

властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и

стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем

боярским (выборным) из городов, и гостем, и торговым и всяких

чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и

панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца

к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад

исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево

государевым Московского государства всяких чинов людем были

ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого

присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку

в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых

великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их

без дела.

И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа

Русии самодержец, пришед от празника от покрова пресвятые

Богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в

Грановитой полате. А на соборе были: великий государь святейший

Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит Крутицкой

Селивестр, митрополит сербский Михайло, архимариты и игумны со

всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди,

стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з

городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и

черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов 451

люди и стрельцы. И по государеву цареву и великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимера короля

польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана

Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух:

В докончальных грамотах блаженные памяти великого государя

царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и

Владислава короля польского и великого князя литовского написано:

быти им обоим, великим государем, меж себя и их государским детем

и наследником в братцкой дружбе, и в любви, и в соединении. А

великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича

всеа Русии самодержца и его государевых детей и наследников

Владиславу королю, и вперед будучим королем польским и великим

князем литовским, и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких

письмах описывати и имяновати по его государскому достоинству и

по вечному докончанью великим государем царем и великим князем

всеа Русии самодержцем, с полными его государскими титлы, по его

государскому достоинству. И как он, великий государь, сам себя

описует по докончальной грамоте отныне и до века и вперед

неподвижно безо всякого премененья. А Владиславу королю польскому

и великому князю литовскому и вперед будучим королем польским и

великим князем литовским писатися по прежним обычаем с полными ж

их титлы по докончальной грамоте. А к Московскому государству

Владиславу королю польскому и великому князю литовскому, и его

братье, и детем, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и царем,

и великим князем всеа Русии, и титлами Московского государства не

писатися и не имяноватись. И то вечное докончанье с обе стороны

сперва великие послы, а после того и сами обои великие государи

своими государскими душами, крестным целованьем, закрепили и

грамотами и печатьми утвердили, что меж ими, обоими великими

государи, тому вечному утвержденью быти навеки непременну. И с

стороны Владислава короля польского и великого князя литовского

при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные

памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича

всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя

нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии

самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов

воевод, и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцов в

государевы порубежные городы к воеводам в листех их имянованья и

титлы писаны не по вечному докончанью, со многим премененьем. А

иные злодеи во многих листех писали с великим безчестьем и с

укоризною, а королевское имянованье писали царским имянованьем и

многих государств государем и облаадателем. И о тех королевских

многих неправдах посыланы от них, государей, в Польшу и в Литву

ко Владиславу королю польскому и великому князю литовскому их

государевы великие послы и посланники. А велено им, будучи у

короля на посольстве и с паны рады в ответех, о государеве чести

говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них 452

дати, и на тех людей казни и наказанья просити.

И во 148-м году писал ко государю Владислав король в

грамотах своих: которые люди, за его королевским заказом, учнут

государево имянованье и титло писать не по их государскому

утвержденью, и те будут кажнены, а которые писали

неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед

того отнюдь не будет. А в ответном письме панов рад, каково дали

во 153-м году государевым великим послом боярину князю Алексею

Михайловичу Львову с товарыщи, написано, что королю, покаместа

право не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне

за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати

велел, и казнь по проступке их против права их подлинно учинена

будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по

договорам панов рад при Владиславе короле исправленья никакова не

бывало. А при нынешнем Яне Казимире короле польском учало быть и

пуще прежняго: блаженные памяти про великого государя царя и

великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и про

деда его государева, блаженные памяти про великого государя

святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии,

также и про великого государя царя и великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии самодержца в книгах их напечатаны злые

безчестья, и укоризны, и хулы. Чего не токмо великим государем

християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и

терпети невозможно, и помыслити страшно. Также и Московского

государства про бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех

книгах многия безчестья и злые укоризны, чего ни в которых

государствах не токмо за вечным докончаньем, и в развратье того

не бывает. А Владислав король написан обранным великим князем

московским мимо вечного докончанья.

И в прошлом во 158-м году по государеву цареву и великого

князя Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в

Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и полномочные

послы – боярин и оружейничей и наместник Нижнего Новагорода

Григорей Гаврилович Пушкин с товарыщи. А велено им о тех

королевских и панов рад многих неправдах говорити накрепко и за

государскую честь по посольским договором на виноватых просити

казни смертные.

И по королевскому указу паны рада тем государевым великим

послом дали договор за руками своими и за печатьми, что тех всех

про государево имянованье и титла обвиненных людей, которые в

росписи от них, великих послов, им, паном раде, написаны в

Варшаве на сойме, по правом корунным и литовским и против

соймового уложенья констытуцыи 1637 году судити. И по проступке

их осудя, и смертью, хто будет достоен, казнити при государевых

послех или при посланникех. А в констытуцыи 1637-го году

написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или титлы

умаляти, или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски 453

то слово – смертная неотпущательная казнь и отлучение имения.

И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х

королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев

да дьяк Алмаз Иванов. И будучи они у короля и у панов рад, в

ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и

по констытуцые казни просили; и стояли о том крепко. И король и

паны рада на той сойме при государевых посланниках не токмо что

по договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду

не поставили и правды ни в чом не показали.

И после того присылал ко государю Ян Казимер король

посланников своих – Альбрехта Пецлавского да Хриштопа

Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных своих, за

государеву честь обвиненых, людей з декретом. И в том декрете к

прямому исправленью ничего не написано. И многие винные люди от

вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных

немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете

написано: где они, живы ли или померли, про то им и самим не

ведомо. И по государеву указу тот декрет у них, посланников, за

такими явными неправдами не принят. А сказано им и в ответном

письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну

Казимеру королю своих государевых великих послов.

А в прошлом во 161-м году посыланы к нему, Яну Казимеру

королю, государевы великие и полномочные послы, боярин и

наместник великопермский князь Борис Александрович

Репнин-Оболенский с товарыщи, чтоб Ян Казимер король, памятуя

вечное докончанье, и посольские договоры, и соймовые свои

уложенья, констытуцыю, велел в тех вышеимянованных делех

исправленье учинить пристойное. И те государевы великие послы,

будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненых

людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими

мерами. И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не

учинил. А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы,

говорили о чести блаженные памяти великого государя царя и

великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына

его государева, великого государя царя и великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом.

И те государевы великие послы им, паном раде, о том

выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело,

государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не

бояся бога и не памятуя вечного докончанья. И тем великих

государей наших, блаженные памяти великого государя царя и

великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына

его, великого государя нашего царя и великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили.

И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный

суд и декрет, что они о том деле, и их государской чести, мимо

прежнего суда и декрету инако судити и переделыватъ не будут. И 454

отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда

и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей,

от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние

прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле

никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.

Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье,

умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы,

ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом

почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское

государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король,

через свои государства пропустил к свейской королеве Христине

общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и

войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и

Литву в Свею ходить, николи не бывало.

Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных

местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские

и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей

боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян

грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и

всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых

порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам

многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с

королевские стороны.

А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и

по ся места здержано крепко и нерушимо.

Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому

князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан

Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда,

что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую

веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали

и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной

православной християнской веры, в которой они издавна живут,

учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии

запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и

поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над

еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя

благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в

разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле,

призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за

православную християнскую веру и за святые божии церкви против их

стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий

християнский государь, жалея благочестивые православные

християнские веры и святых божиих церквей и их, православных

християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел

их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им

на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на

поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году

присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю 455

всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников

своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с

ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви

божии, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не

отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять

под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и

святые божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и

литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и

местех святые божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И

православных християн духовного и мирского чину многих невинно

замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили,

о чем и слышати жалостно.

И они у царского величества запорожские черкасы милости

просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь,

православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей

разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними

умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско

Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет

государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти

не изволит, и великий бы государь его царское величество для

православные христианские веры и святых божиих церквей в них

вступился, велел их помирити через своих государевых великих

послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца

отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.

И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана

Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим

послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису

Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыши, о том миру и о

посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву

указу его государевы великие послы, боярин князь Борис

Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб

король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы

помирились. И православную християнскую веру греческого закону не

гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не

чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви

оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король

и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в

вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божии отдадут им

попрежнему, и великий государь его царское величество для

православные христианские веры и святых божиих церквей брату

своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем,

которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их

вины велит им отдать.

И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во

что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную

християнскую веру искоренити и церкви божии разорити, пошли на

них войною при них же, великих послех.

Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм

был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что 456

их православных християн греческого закону, которые живут в

Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви

божии розорить, чтоб вера греческаго закона искоренилась.

И государевы великие послы, видя их многое упорство,

говорили им а большим вычетом в полате и х коретам идучи во все

люди вслух, что великий государь его царское величество для

православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их

междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь

достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян

Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в

чем исправленья не учинили, и великий государь его царское

величество такова их злого безчестья и многово по вечному

докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И

послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет,

а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья

писать во все окрестные государства к великим государем

християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру,

и за святые божии церкви, и за свою государскую достойную честь

стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст.

И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не

показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали,

и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян

Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал, и

в присяге ево написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в

вере християнской остерегати, и защищати, и никакими мерами для

веры самому не теснити, и никово на то не попущати. А будет он

тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия

верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве

своей ни у ково просити не будет и не примет.

А ныне писал ко государю царю и великому князю Алексею

Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и

все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что

король с войсками своими на Украину идет. И они, не хотя

монастырей и церквей божиих и християн в мучительство выдать,

бьют челом, чтоб государь его пожаловал, войска свои вскоре

послать к ним велел. А будет он, великий государь, и ныне над

ними, православными християны, не зжалится, как они у него,

государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят

и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут. А

запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним

гетман Богдан Хмельнитцкой, а велел государю бити челом, чтоб

государь велел прислать в Киев и в-ыные городы своих государевых

воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех

же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де

хотел быть крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и

стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал турской 457

салтан а обоз в Борки посланца своего, зовучи ево к себе в

подданство. И гетман де ему в том отказал, а надеетца на

государеву милость. А будет государь его и не пожалует, принять

не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том

у него, государя, милости просил много, а он, государь, его не

пожаловал, а с королем де у них миру отнюдь не будет, а учнут

против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкаские

с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де

посчастилосъ и много языков поляков поимали. А литовской де

гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не

учинят, и они тотчас с ними помирятца и пойдут на государеву

землю войною.

И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти

великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа

Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и

великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против

польского короля война весть. А терпети больше того нельзя,

потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных

листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного

докончанья и посольского договору, со многою пропискою.

А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей

соймовой констытуцыи во многие годы исправленья не учинили, И

видя королевские подданные такое неисправленье и злым людем за

вины их неуимство от того не престали, и с порубежных городов

капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к

воеводам во всех годех государево имянованье и титло писали с

пропискою. И при государевых послех, при боярине князь Борисе

Александровиче Репнине с товары-щи, исправленья не учинили и

называли то дело – государскую честь – малым делом, и смеяся и

поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и

тем оне вечное докончанье нарушили.

А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске

Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий

государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии

изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско

Запорожское з городами их и з землями принять под свою

государскую высокую руку для православные християнские веры и

святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая

на православную християнскую веру и на святые божии церкви

востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан

Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому

государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии

бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные

християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить

гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними

умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую

руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую

высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для

православные християнские веры и святых божиих церквей в них 458

вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им

тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие

послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада

междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную

християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и

неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому

договору.

А великий государь его царское величество для православные

християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем

людем, которые в его государском имянованье в прописках

объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и

паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы

отказали. Да и потому доведетца их принять в присяге Яна Казимера

короля написано, что ему в вере християнской остерегати и

зашищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого

на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он

подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на

православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви

божии многие разорил, а в-ыных унею учинил. И чтоб их не

отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану,

потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого

и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.

А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и

жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы

стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен

и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и

о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского

допрашиваны ж по чином, порознь.

И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого

государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за

честь сына его государева, великого государя царя и великого

князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против литовского

короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь

учнут с литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради

помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди

вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради

помереть.

А гетмана Богдана Хмельницкого для православные християнские

веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и

великий князь Алексей Михайлович всеа Русии по их челобитью,

велел их приняти под свою государскую высокую руку.

 

Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.

Т.3. Акты Земских соборов. Отв. ред. А.Г.Маньков.

М., Юридическая литература, 1985.

СООБЩЕНИЕ РУССКОГО ПОСЛА В.В.БУТУРЛИНА О ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЕ

(Текст документа в оригинале, по старославянски)

…Была де у гетмана (Б.Хмельницкого. — Ред.) тайная рада с полковниками и с судьями и с войсковыми ясаулы; и полковники де и судьи и ясаулы под государеву высокую руку подклонилися. И по тайной раде, которую имел гетман с полковники своими, и с утра того ж дни, во второй час дни, бито в барабан с час времяни на собрание всего народа слышати совет о деле, хотящем свершитися. И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем моляать. Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить:

"Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне!...

Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже всм нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турецкий, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — вольная дорога".

К сим словам весь народ возопил: "Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!" Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: "Вси ли тако соизволяете?" Рекли весь народ: "Вси единодушно". Потом гетман молвил: "Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!" А народ по нем, вси единогласно, возопил: "Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!"

(Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.)

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.273 с.