Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-09-10 | 385 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
СООБЩЕНИЕ РУССКОГО ПОСЛА В.В.БУТУРЛИНА О ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЕ
(Текст документа в оригинале, по старославянски)
…Была де у гетмана (Б.Хмельницкого. — Ред.) тайная рада с полковниками и с судьями и с войсковыми ясаулы; и полковники де и судьи и ясаулы под государеву высокую руку подклонилися. И по тайной раде, которую имел гетман с полковники своими, и с утра того ж дни, во второй час дни, бито в барабан с час времяни на собрание всего народа слышати совет о деле, хотящем свершитися. И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем моляать. Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить:
"Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне!...
Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже всм нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турецкий, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — вольная дорога".
|
К сим словам весь народ возопил: "Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!" Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: "Вси ли тако соизволяете?" Рекли весь народ: "Вси единодушно". Потом гетман молвил: "Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!" А народ по нем, вси единогласно, возопил: "Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!"
(Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.)
|
Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы (Часть 2)
СТР.
В прошлом во 161-м году мая 25 по указу великого государя 450
царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца
говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. А в нынешнем
во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий
князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же
литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти
великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа
Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным
властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и
стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем
боярским (выборным) из городов, и гостем, и торговым и всяких
чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и
панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца
к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад
исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево
государевым Московского государства всяких чинов людем были
ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого
присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку
в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых
великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их
без дела.
И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа
Русии самодержец, пришед от празника от покрова пресвятые
Богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в
Грановитой полате. А на соборе были: великий государь святейший
Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит Крутицкой
Селивестр, митрополит сербский Михайло, архимариты и игумны со
всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди,
стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з
городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и
черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов 451
люди и стрельцы. И по государеву цареву и великого князя Алексея
Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимера короля
польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана
Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух:
|
В докончальных грамотах блаженные памяти великого государя
царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и
Владислава короля польского и великого князя литовского написано:
быти им обоим, великим государем, меж себя и их государским детем
и наследником в братцкой дружбе, и в любви, и в соединении. А
великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича
всеа Русии самодержца и его государевых детей и наследников
Владиславу королю, и вперед будучим королем польским и великим
князем литовским, и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких
письмах описывати и имяновати по его государскому достоинству и
по вечному докончанью великим государем царем и великим князем
всеа Русии самодержцем, с полными его государскими титлы, по его
государскому достоинству. И как он, великий государь, сам себя
описует по докончальной грамоте отныне и до века и вперед
неподвижно безо всякого премененья. А Владиславу королю польскому
и великому князю литовскому и вперед будучим королем польским и
великим князем литовским писатися по прежним обычаем с полными ж
их титлы по докончальной грамоте. А к Московскому государству
Владиславу королю польскому и великому князю литовскому, и его
братье, и детем, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и царем,
и великим князем всеа Русии, и титлами Московского государства не
писатися и не имяноватись. И то вечное докончанье с обе стороны
сперва великие послы, а после того и сами обои великие государи
своими государскими душами, крестным целованьем, закрепили и
грамотами и печатьми утвердили, что меж ими, обоими великими
государи, тому вечному утвержденью быти навеки непременну. И с
стороны Владислава короля польского и великого князя литовского
при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные
памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича
всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя
нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии
самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов
|
воевод, и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцов в
государевы порубежные городы к воеводам в листех их имянованья и
титлы писаны не по вечному докончанью, со многим премененьем. А
иные злодеи во многих листех писали с великим безчестьем и с
укоризною, а королевское имянованье писали царским имянованьем и
многих государств государем и облаадателем. И о тех королевских
многих неправдах посыланы от них, государей, в Польшу и в Литву
ко Владиславу королю польскому и великому князю литовскому их
государевы великие послы и посланники. А велено им, будучи у
короля на посольстве и с паны рады в ответех, о государеве чести
говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них 452
дати, и на тех людей казни и наказанья просити.
И во 148-м году писал ко государю Владислав король в
грамотах своих: которые люди, за его королевским заказом, учнут
государево имянованье и титло писать не по их государскому
утвержденью, и те будут кажнены, а которые писали
неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед
того отнюдь не будет. А в ответном письме панов рад, каково дали
во 153-м году государевым великим послом боярину князю Алексею
Михайловичу Львову с товарыщи, написано, что королю, покаместа
право не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне
за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати
велел, и казнь по проступке их против права их подлинно учинена
будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по
договорам панов рад при Владиславе короле исправленья никакова не
бывало. А при нынешнем Яне Казимире короле польском учало быть и
пуще прежняго: блаженные памяти про великого государя царя и
великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и про
деда его государева, блаженные памяти про великого государя
святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии,
также и про великого государя царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Русии самодержца в книгах их напечатаны злые
безчестья, и укоризны, и хулы. Чего не токмо великим государем
християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и
терпети невозможно, и помыслити страшно. Также и Московского
государства про бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех
книгах многия безчестья и злые укоризны, чего ни в которых
государствах не токмо за вечным докончаньем, и в развратье того
не бывает. А Владислав король написан обранным великим князем
московским мимо вечного докончанья.
И в прошлом во 158-м году по государеву цареву и великого
князя Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в
Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и полномочные
|
послы – боярин и оружейничей и наместник Нижнего Новагорода
Григорей Гаврилович Пушкин с товарыщи. А велено им о тех
королевских и панов рад многих неправдах говорити накрепко и за
государскую честь по посольским договором на виноватых просити
казни смертные.
И по королевскому указу паны рада тем государевым великим
послом дали договор за руками своими и за печатьми, что тех всех
про государево имянованье и титла обвиненных людей, которые в
росписи от них, великих послов, им, паном раде, написаны в
Варшаве на сойме, по правом корунным и литовским и против
соймового уложенья констытуцыи 1637 году судити. И по проступке
их осудя, и смертью, хто будет достоен, казнити при государевых
послех или при посланникех. А в констытуцыи 1637-го году
написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или титлы
умаляти, или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски 453
то слово – смертная неотпущательная казнь и отлучение имения.
И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х
королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев
да дьяк Алмаз Иванов. И будучи они у короля и у панов рад, в
ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и
по констытуцые казни просили; и стояли о том крепко. И король и
паны рада на той сойме при государевых посланниках не токмо что
по договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду
не поставили и правды ни в чом не показали.
И после того присылал ко государю Ян Казимер король
посланников своих – Альбрехта Пецлавского да Хриштопа
Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных своих, за
государеву честь обвиненых, людей з декретом. И в том декрете к
прямому исправленью ничего не написано. И многие винные люди от
вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных
немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете
написано: где они, живы ли или померли, про то им и самим не
ведомо. И по государеву указу тот декрет у них, посланников, за
такими явными неправдами не принят. А сказано им и в ответном
письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну
Казимеру королю своих государевых великих послов.
А в прошлом во 161-м году посыланы к нему, Яну Казимеру
королю, государевы великие и полномочные послы, боярин и
наместник великопермский князь Борис Александрович
Репнин-Оболенский с товарыщи, чтоб Ян Казимер король, памятуя
вечное докончанье, и посольские договоры, и соймовые свои
уложенья, констытуцыю, велел в тех вышеимянованных делех
исправленье учинить пристойное. И те государевы великие послы,
будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненых
людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими
мерами. И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не
учинил. А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы,
говорили о чести блаженные памяти великого государя царя и
великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына
его государева, великого государя царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом.
И те государевы великие послы им, паном раде, о том
выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело,
государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не
бояся бога и не памятуя вечного докончанья. И тем великих
государей наших, блаженные памяти великого государя царя и
великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына
его, великого государя нашего царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили.
И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный
суд и декрет, что они о том деле, и их государской чести, мимо
прежнего суда и декрету инако судити и переделыватъ не будут. И 454
отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда
и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей,
от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние
прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле
никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.
Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье,
умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы,
ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом
почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское
государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король,
через свои государства пропустил к свейской королеве Христине
общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и
войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и
Литву в Свею ходить, николи не бывало.
Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных
местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские
и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей
боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян
грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и
всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых
порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам
многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с
королевские стороны.
А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и
по ся места здержано крепко и нерушимо.
Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому
князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан
Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда,
что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую
веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали
и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной
православной християнской веры, в которой они издавна живут,
учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии
запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и
поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над
еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя
благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в
разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле,
призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за
православную християнскую веру и за святые божии церкви против их
стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий
християнский государь, жалея благочестивые православные
християнские веры и святых божиих церквей и их, православных
християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел
их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им
на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на
поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году
присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю 455
всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников
своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с
ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви
божии, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не
отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять
под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и
святые божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и
литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и
местех святые божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И
православных християн духовного и мирского чину многих невинно
замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили,
о чем и слышати жалостно.
И они у царского величества запорожские черкасы милости
просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь,
православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей
разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними
умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско
Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет
государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти
не изволит, и великий бы государь его царское величество для
православные христианские веры и святых божиих церквей в них
вступился, велел их помирити через своих государевых великих
послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца
отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.
И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана
Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим
послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису
Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыши, о том миру и о
посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву
указу его государевы великие послы, боярин князь Борис
Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб
король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы
помирились. И православную християнскую веру греческого закону не
гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не
чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви
оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король
и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в
вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божии отдадут им
попрежнему, и великий государь его царское величество для
православные христианские веры и святых божиих церквей брату
своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем,
которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их
вины велит им отдать.
И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во
что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную
християнскую веру искоренити и церкви божии разорити, пошли на
них войною при них же, великих послех.
Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм
был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что 456
их православных християн греческого закону, которые живут в
Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви
божии розорить, чтоб вера греческаго закона искоренилась.
И государевы великие послы, видя их многое упорство,
говорили им а большим вычетом в полате и х коретам идучи во все
люди вслух, что великий государь его царское величество для
православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их
междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь
достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян
Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в
чем исправленья не учинили, и великий государь его царское
величество такова их злого безчестья и многово по вечному
докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И
послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет,
а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья
писать во все окрестные государства к великим государем
християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру,
и за святые божии церкви, и за свою государскую достойную честь
стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст.
И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не
показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали,
и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян
Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал, и
в присяге ево написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в
вере християнской остерегати, и защищати, и никакими мерами для
веры самому не теснити, и никово на то не попущати. А будет он
тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия
верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве
своей ни у ково просити не будет и не примет.
А ныне писал ко государю царю и великому князю Алексею
Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и
все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что
король с войсками своими на Украину идет. И они, не хотя
монастырей и церквей божиих и християн в мучительство выдать,
бьют челом, чтоб государь его пожаловал, войска свои вскоре
послать к ним велел. А будет он, великий государь, и ныне над
ними, православными християны, не зжалится, как они у него,
государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят
и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут. А
запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним
гетман Богдан Хмельнитцкой, а велел государю бити челом, чтоб
государь велел прислать в Киев и в-ыные городы своих государевых
воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех
же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де
хотел быть крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и
стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал турской 457
салтан а обоз в Борки посланца своего, зовучи ево к себе в
подданство. И гетман де ему в том отказал, а надеетца на
государеву милость. А будет государь его и не пожалует, принять
не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том
у него, государя, милости просил много, а он, государь, его не
пожаловал, а с королем де у них миру отнюдь не будет, а учнут
против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкаские
с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де
посчастилосъ и много языков поляков поимали. А литовской де
гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не
учинят, и они тотчас с ними помирятца и пойдут на государеву
землю войною.
И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти
великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа
Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и
великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против
польского короля война весть. А терпети больше того нельзя,
потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных
листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного
докончанья и посольского договору, со многою пропискою.
А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей
соймовой констытуцыи во многие годы исправленья не учинили, И
видя королевские подданные такое неисправленье и злым людем за
вины их неуимство от того не престали, и с порубежных городов
капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к
воеводам во всех годех государево имянованье и титло писали с
пропискою. И при государевых послех, при боярине князь Борисе
Александровиче Репнине с товары-щи, исправленья не учинили и
называли то дело – государскую честь – малым делом, и смеяся и
поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и
тем оне вечное докончанье нарушили.
А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске
Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий
государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии
изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско
Запорожское з городами их и з землями принять под свою
государскую высокую руку для православные християнские веры и
святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая
на православную християнскую веру и на святые божии церкви
востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан
Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому
государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии
бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные
християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить
гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними
умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую
руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую
высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для
православные християнские веры и святых божиих церквей в них 458
вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им
тот мир был надежен.
И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие
послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада
междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную
християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и
неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому
договору.
А великий государь его царское величество для православные
християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем
людем, которые в его государском имянованье в прописках
объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и
паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы
отказали. Да и потому доведетца их принять в присяге Яна Казимера
короля написано, что ему в вере християнской остерегати и
зашищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого
на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он
подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на
православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви
божии многие разорил, а в-ыных унею учинил. И чтоб их не
отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану,
потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого
и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.
А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и
жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы
стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен
и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и
о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского
допрашиваны ж по чином, порознь.
И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого
государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за
честь сына его государева, великого государя царя и великого
князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против литовского
короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь
учнут с литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради
помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди
вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради
помереть.
А гетмана Богдана Хмельницкого для православные християнские
веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и
великий князь Алексей Михайлович всеа Русии по их челобитью,
велел их приняти под свою государскую высокую руку.
Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.
Т.3. Акты Земских соборов. Отв. ред. А.Г.Маньков.
М., Юридическая литература, 1985.
СООБЩЕНИЕ РУССКОГО ПОСЛА В.В.БУТУРЛИНА О ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЕ
(Текст документа в оригинале, по старославянски)
…Была де у гетмана (Б.Хмельницкого. — Ред.) тайная рада с полковниками и с судьями и с войсковыми ясаулы; и полковники де и судьи и ясаулы под государеву высокую руку подклонилися. И по тайной раде, которую имел гетман с полковники своими, и с утра того ж дни, во второй час дни, бито в барабан с час времяни на собрание всего народа слышати совет о деле, хотящем свершитися. И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем моляать. Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить:
"Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне!...
Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже всм нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турецкий, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — вольная дорога".
К сим словам весь народ возопил: "Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!" Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: "Вси ли тако соизволяете?" Рекли весь народ: "Вси единодушно". Потом гетман молвил: "Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!" А народ по нем, вси единогласно, возопил: "Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!"
(Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.)
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!