Тесты способностей и когнитивного функционирования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тесты способностей и когнитивного функционирования

2017-08-23 760
Тесты способностей и когнитивного функционирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще на ранних этапах развития психологии как на­уки психологи разделили психическое функциони­рование на три сферы: когницию (мышление), аф­фектацию (аффекты, чувства, эмоции) и конацию (психические процессы, связанные с целенаправлен­ными действиями, включая влечения, желания, мотивы и волеизъявление). Последние две сферы пре­имущественно охватываются широким понятием личности. Когнитивная деятельность, или мышле­ние, включает такие процессы, как запоминание-ощущение, внимание, восприятие, различение, абст­рагирование, представление, воображение, концеп­туализация, вынесение суждений, принятие реше­ний, планирование и рассуждение. Практическое клиническое обследование, как правило, включает задания, задействующие многие из этих функции одновременно, а не требующие использования от­дельных функций, как, например, воображения или быстрой реакции.

На протяжении всей истории оценки когнитив­ной деятельности психологи уделяли основное вни­мание развитию методов тестирования общих спо­собностей (интеллекта). Другими сферами, к разви­тию которых прилагались значительные усилия являлась оценка специальных (частных) способнос­тей (таких, как технические или секретарские навы­ки), склонностей (или потенциала к развитию спо­собностей или высокой производительности), а так­же достижений (знаний или опыта, полученных в прошлом) (Sundberg, 1981). Такие когнитивные те­сты направлены на выявление того, что Кронбах (Cronbach, 1970) назвал максимальными показате­лями, в отличие от определения типичных или ха­рактерных показателей. В тестах на максимальные показатели от испытуемых требуется приложение всех своих усилий, и в них учитываются «правиль­ные» и «неправильные» ответы. В тестах, направ­ленных на выявление характерных показателей, на­против, не существует «правильных» или «непра­вильных» ответов; в них оцениваются личностные характеристики, установки, система ценностей, сти­ли взаимоотношений и жизненные стили, иными словами, социоэмоциональное функционирование индивида. Эти тесты позволяют судить о манере, в которой индивид проявляет свои способности. Ина­че говоря, тесты первого типа отвечают на вопрос; «Что человек умеет делать?», тогда как тесты второ­го типа — на вопрос; «Как он это делает или каким способом ему нравится это делать?» Мы поговорим о тестах характерных показателей после того, как рассмотрим тесты максимальных показателей. Кро­ме того, психологи проявили значительный интерес к измерению нейропсихологических дефектов (на­рушений, deficits). Эта тема будет затронута в следующих главах.

Тестирование интеллекта

Интеллект представляет собой теоретический кон­структ, который понимался и определялся среди: ученых самыми различными способами. Существу­ет несколько наиболее значительных теорий интел­лекта. Еще на заре развития методов измерения ин­теллекта психологи разделились на два лагеря; на тех, кто подчеркивал значение одной-единственной важнейшей характеристики, и тех, кто утверждал, что интеллект представляет собой совокупность не­скольких более или менее независимых факто­ров. Первую точку зрения представлял Спирман (Spearman, 1927), создавший Теорию общего факто­ра интеллекта (General Factor Theory), название ко­торой иногда сокращенно обозначается как «G». Спирман высказал предположение о существова­нии единой общей структуры, лежащей в основе всех проявлений интеллекта. Напротив, сторонни­ки много аспектной теории утверждали, что интел­лект определяется совокупностью многочисленных параметров или измерений, каждый из которых мо­жет быть выражен сильнее или слабее (Cattell & Horn, 1971; Guilford, 1985; Thorndike, 1938). Дру­гой подход сформировался на базе различных тео­рий переработки информации; основное внимание уделяется в нем тем методам, посредством которых индивид перерабатывает информацию, преобразуя сенсорные стимулы в двигательные реакции (Stern-berg, 1984). Важную роль в развитии представлений об интеллекте сыграли также идеи Дэвида Вексле­ра, создателя нескольких наиболее часто использу­емых тестов для оценки интеллекта взрослых лю­дей. Он определял интеллект как «совокупность способностей индивида к целенаправленному дей­ствию, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающей средой» (Wechsler, 1958, р. 7).

Для каждого конкретного теста его разработчик должен выбрать специфические задания, отражаю­щие наиболее значимые аспекты мышления, в соот­ветствии с его гипотезами и теоретическими воззре­ниями на интеллект. Тестирование общих способно­стей или интеллекта является одним из наиболее распространенных видов деятельности клиническо­го психолога, который должен хорошо знать основ­ные теории интеллекта и наиболее распространен­ные интеллектуальные тесты. Тестирование интел­лекта часто проводят с детьми с целью определения степени умственной отсталости или оценки рано проявляющихся необычных способностей, особенно на том этапе развития, когда ребенок сталкивается с требованиями школьного обучения. Тестирование интеллекта взрослых может проводиться в целях щенки их общих способностей в связи с полученной черепно-мозговой травмой, для оценки образова­тельных и профессиональных способностей, а так­же для определения уровня умственной отсталости:) позднем подростковом или зрелом возрасте.

Шкала интеллекта Стэнфорда—Бине. Пер­вый многопрофильный тест интеллекта был разработан Альфредом Бине, французским ученым, ра­ботавшим в конце XIX—начале XX в. Он получил юридическое образование, но, испытывая значи­тельный интерес к психологии человека, стал, по го собственным словам, «библиотечным психологом». В течение нескольких лет Бине читал все книги. имеющие отношение к психологии и человечес­кому развитию, какие только мог найти. После стремительного начала своей психологической ка­рьеры Бине в конце концов стал директором Лаборатории физиологической психологии. На этом по­ту он оставался до самой смерти, наступившей в 1911 г. Интерес к наиболее сложным теоретическим проблемам, включая исследования интеллекта, за­ставил Бине обратиться к министру образования Франции с предложением разработать и провести специальные программы для категорий населения, испытывающих особые потребности. Свойствен­ный Бине всесторонний подход нашел отражение в разработке многочисленных субтестов, призванных охватить родственные, но отличные друг от друга теоретические конструкты, связанные с общим по­нятием интеллекта и его оценкой.

Позднее, в 1916 г., Льюис Терман, работавший в Стэндфордском университете, а также другие авторы пересмотрели идеи Бине и перешли от введенного им понятия «умственного возраста», отражающего этапы индивидуального развития, к представлению о не связанном с конкретным возрастом коэффици­енте интеллекта, или IQ. IQ вычислялся путем де­ления умственного возраста индивида на его хроно­логический возраст. Действующая в настоящее вре­мя 4-я редакция шкалы Стэнфорд-Бине (SB-IV, Delaney & Hopkins, 1987; Thorndike, Hagen & Sattler, 1986) определяет показатели когнитивных способ­ностей как статистические отклонения, не прибегая к вычислению традиционного IQ. При использова­нии шкалы SB-IV достигается 4 цели: а) диагности­ка умственной отсталости в противовес постановке диагноза неспособности к обучению; б) определение причин когнитивных затруднений в процессе обуче­ния; в) выявление одаренных учащихся; г) исследо­вание развития когнитивных навыков, начиная с двух­летнего возраста (Thorndike et al., 1986).

Шкалы интеллекта Векслера. Наверное, наибо­лее широко используемыми интеллектуальными тес­тами в США являются тесты интеллекта, предложен­ные Векслером. Первый тест интеллекта, специально предназначенный для клинического обследования взрослых людей и названный «Шкала интеллекта Векслера—Бельвью» (Wechsler Bellevue Intelligence Scale), был опубликован Дэвидом Векслером в 1939 г. С тех пор появилось несколько модификаций этой шкалы, предназначенных для оценки интеллекта взрослых людей («Шкала интеллекта Векслера для взрослых», 3-е издание - WAIS-III, Wechsler, 1998), т. е. для индивидов в возрасте 16 лет и старше; «Шка­ла интеллекта Векслера для детей», 3-е издание — для работы с детьми и подростками в возрасте от 6 до 17 лет и 11 месяцев (WISC-III, Wechsler, 1991), и «Шкала интеллекта Векслера для дошкольников и младших школьников», адресованная детям в воз­расте от 3 лет и 7 месяцев до 7 лет и 3 месяцев (WPPS1-R, Wechsler, 1989). Последняя модифика­ция шкалы Векслера — «Сокращенная шкала ин­теллекта Векслера» (Wechsler Abbreviated Scale of Intelligence, WASI) — очень часто используется в клинической практике при работе как со взрослыми, так и с детьми, поскольку позволяет легко и быстро провести процедуру тестирования.

В системе тестов Векслера количественные ре­зультаты серий субтестов объединяются для выве­дения следующих итоговых показателей: вербального IQ, оперативного IQ (performance 1О_) и обобщен­ного IQ (Full-Scale-IQ). В тест Векслера для оценки интеллекта взрослых (WAIS-II1) включены следую­щие 6 вербальных субтестов: (общий объем) инфор­мации, (называние) цифрового ряда, словарный за­пас, счет, понимание (услышанного материала) и установление сходства. Пять оперативных субтестов включают: завершение рисунка, упорядочивание рисунков, сложение кубиков, сборку предмета и (изображение) цифровых символов. На фотографии (помещенной ниже) изображены различные матери­алы, которые используются при проведении теста интеллекта по Векслеру. В целях сокращения време­ни и разработки ненавязчивой процедуры тестиро­вания был опробован ряд сокращенных вариантов теста Векслера. Исследования показали, что результаты этих сокращенных вариантов имеют коэффи­циент корреляции более 0.90 с показателями обоб­щенного IQ, полученными при работе с полными версиями шкал Векслера (Anastasi & Urbina, 1997; Lezak, 1995).

В целом можно сказать, что система Векслера по­лучила широкое признание со стороны профессио­налов, занимающихся тестированием. Во всех при­лагающихся к тестам Векслера руководствах приво­дятся психометрические данные. Надежность тестов Векслера весьма высока (Lczak. 1995). а исследова­ния валидности показали, что результаты тестиро­вания имеют высокий коэффициент корреляции с оценками школьной успеваемости (см. например. Lezak, 1995; Matarazzo. 1972: Wechsler, 1998). Кроме того, о широком применении тестов Векслера в об­ласти психологии, психиатрии и образования свиде­тельствует факт их использования при постановке психиатрического диагноза, в нейропсихологических обследованиях и при решении различных школьных проблем. Однако тесты Векслера подвер­гаются критике по причине невозможности напря- мую связать результаты тестирования с конкретны­ми стратегиями вмешательства, а также в связи с отсутствием прочного теоретического обоснования (Anastasi & Urbina, 1997, p. 222).

Заключительные замечания, касающиеся ког­нитивной оценки. Проведение и интерпретация результатов интеллектуальных тестов может оказать­ся весьма сложной процедурой, требующей специ­альной подготовки и прохождения супервизии. Так шкалы Векслера предполагают анализ результатов на нескольких уровнях: а) глобальный анализ, при котором производится сравнение общих показателей IQ с факторными показателями (показатели обоб­щенного 1Q сравниваются с показателями вербаль­ного IQ и оперативного IQ); б) анализ паттернов -делаются выводы относительно сильных и слабых сторон индивида на основании различных субтестов в) предметный анализ — анализ паттернов пропу­щенных и получивших неправильные ответы пунк­тов в пределах каждого субтеста (Kaufman, 1994 Lezak, 1995). Неподготовленность к проведению ана­лиза на всех этих трех уровнях может привести к не­правильной интерпретации результатов и недости­жению конечных целей тестирования интеллекта что чревато причинением ущерба клиенту вследствие выдачи ему неточных или неадекватных реко­мендаций.

Рассматривая тестирование интеллекта, мы огра­ничились двумя наиболее распространенными ин­теллектуальными тестами. С целью более оперативного проведения обследования можно использовать такие сокращенные процедуры, как «Shipley Institute of Living Scale» (Zachary, 1986) и «Peabod;. Picture Vocabulary Test» (Dunn & Dunn, 1981). С дру­гими тестами читатель может ознакомиться, в част­ности, в работах Анастази и Урбина (Anastasi & Urbina, 1997) и Лезака (Lezak, 1995).

Тестовые материалы, используемые при проведении wais-III(Greg Sundberg)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.