Тесты и психологическое тестирование — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тесты и психологическое тестирование

2017-08-23 235
Тесты и психологическое тестирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тестирование — еще один важный инструмент кли­нического обследования. Почти каждый человек, даже далекий от психологии, знает, что клинические психологи проводят тесты. Более того, в течение многих лет тестирование являлось одной из основ­ных сфер деятельности клинических психологов. Даже от тех психологов, которые занимаются исклю­чительно терапевтической практикой, ожидается определенная степень осведомленности относитель­но тестов и проведения тестирования (АРА 1992а; 1992b; Levi & Fox, 1975). Со времен парижского уче­ного Альфреда Бине, впервые опубликовавшего в 1905 г. свой знаменитый тест интеллекта, появились тысячи новых тестов. По всему миру ежегодно про­водятся миллионы, а возможно, даже миллиарды различных тестовых процедур. В основном эти тес­ты, связанные со сферой образования, бизнесом или принятием на военную и государственную службу, позволяют оценить людей на предмет профпригод­ности или же служат основанием для повышения по службе или направления на повышение квалифика­ции. В отличие от данных форм тестирования, ори­ентированных на массовое проведение, в большин­стве клинических ситуаций тестирование прово­дится один на один, на индивидуальной основе. Благодаря этому обстоятельству клиническое тести­рование делает возможным доскональное изучение тестируемого индивида и непосредственное взаимо­действие с ним.

В этом разделе мы рассмотрим основные аспекты тестирования и поговорим о тестах, опубликованных на коммерческой основе и широко применяемых психологами. Мы также кратко рассмотрим неком­мерческие и так называемые «домашние» тестовые процедуры. Объем данной главы не позволяет рас­смотреть тему тестирования во всех подробностях; читатели, которые решат продолжить изучение кли­нической психологии, смогут ознакомиться с этой темой подробнее на специальных курсах, практиче­ских занятиях и семинарах. Для дальнейшего изуче­ния тестов может оказаться полезной рекомендуе­мая литература, указанная в конце главы

 

. Введение в психологическое тестирование

 

Тесты можно рассматривать как структурированные и стандартизированные интервью или наблюдения. Так, личностные письменные опросники могут со­держать те же самые вопросы, которые задаются и во время интервью. Проведение индивидуального теста интеллекта, при выполнении которого клиент должен с помощью кубиков воссоздать предъявляе­мый образен или прочертить путь в схеме лабирин­та, предоставляет возможность вести наблюдение за поведением испытуемого. Однако между тестами и интервью существуют некоторые различия. Тесты структурируют или ограничивают возможности межличностного взаимодействия. Особенно это ха­рактерно для групповых тестов, и клиент наверняка будет придерживаться иных психологических уста­новок при ответах на тесты, чем в ситуации более свободно проводимого интервью. Тест представляет собой метод, позволяющий по­лучить образец поведения в стандартной ситуации. В ходе выполнения теста фиксируется деятельность человека, представляющая собой реакцию на как минимум частично строго определенные стимулы или инструкции. Иными словами, тест является стандартным и объективным методом получения образцов поведения (Anastasi & Urbina, 1997). Для того чтобы рассматриваться как стандартный, ме­тод должен принимать формы, позволяющие повто­рить его другими исследователями применительно к различным испытуемым; при этом должны исполь­зоваться одни и те же инструкции, стимулы, методы регистрации ответов и правила подсчета результа­тов. На практике это означает, что большинство те­стов сопровождаются письменными руководства­ми, в которых описаны особенности построения те­ста, и статистические данные, процедуры получения и оценки ответов, а также примеры интерпретации результатов. Такие руководства должны соответ­ствовать высоким стандартам надежности и валид­ности и содержать рекомендации и пособия по ин­терпретации, изложенные в руководствах, издаю­щихся профессиональными организациями. На практике же многие руководства по тестированию далеки от идеала или даже от соблюдения мини­мальных требований, особенно с точки зрения валидности.

Человек, который пытается получить сведения об обычном опубликованном в широкой печати тесте, может воспользоваться различными источниками информации. Большинство тестов снабжены соб­ственными описательными руководствами. В неко­торых справочниках содержатся ознакомительные сведения о широком спектре психологических тес­тов (см., например: Anastasi & Urbina, 1997; Lezak, 1995; Sattler, 1988; Sundberg. 1977). В ряде выпусков «Ежегодников психологических измерении» (Mental Measurements Yearbooks) предлагаются професси­ональные обзоры психометрических свойств и особенностей применения многочисленных тестов. В рамках этой серии, основанной в 1938 г. Оскаром Баросом (Oscar Buros), регулярно печатаются дополнения, публикуемые Психометрическим инсти­тутом Бароса при университете штата Небраска (см., например, 13-й выпуск: Impara & Plake. 1998). Пси­хологи и педагоги разработали компьютеризирован­ные.методы доступа к тестовой информации, данные о которых распространяются через такие службы, как «Silver Platter» и другие базы данных, а также выпускаются на CD-ROM. Сами тесты можно при­обрести в специализированных агентствах или не­посредственно от издателей. Хотя большинство тестов, публикуемых на коммерческой основе, держится в сек­рете (особенно это касается тестов, используемых в отборочных целях, например, на выпускных экзаме­нах), многие компании предоставляют образцы тес­товых вопросов и ответов, аналогичных тем, что со­держатся в реальных тестах. Большинство тестов личности и тестов интеллекта доступны только ли­цам, обладающим соответствующей профессиональ­ной квалификацией. Хороший способ ознакомиться с тестами — пройти их, если это возможно. Полез­нее всего пройти тест, не имея о нем никакой пред­варительной информации, и только потом прочесть о нем — это позволяет взглянуть на тестирование с позиций клиента.

В тестах используются различного рода стимулы: отпечатанные вопросы, рисунки, деревянные кубики или чистые листы бумаги. Для любого отдельно­го клиента стимульной ситуацией является не толь­ко листок с текстом или предлагаемые ему предметы, но и инструкции, а также физический и социальный контекст, в котором осуществляется тестирование Клинический контекст тестирования никогда не бывает одним и тем же, однако целью является его максимальная стандартизация. Ряд исследований и обзоров (Lezak, 1995; Lutey & Copeland, 1982; Sattler. 1970, 1988) показал, что ситуационные характерис­тики и личность экзаменатора могут оказывать вли­яние на результаты тестирования. Например, шум в помещении может отвлечь испытуемого, а проявление внимания и сердечности со стороны экзамена­тора способно повлиять на число ответов, даваемых на вопросы открытого типа. Кроме того, на резуль­татах тестирования может сказаться та степень, в ко­торой испытуемый воспринимает исследователя как человека, чутко и уважительно относящегося к его этническим и культурным особенностям (Sue, Zanc & Young, 1994). На тестовые результаты может по­влиять даже манера постановки вопросов. Так, в те­сте на запоминание цифр человек, слышащий паузу в середине последовательности, например: «865-2918», запомнит цифры лучше, чем если цифры бу­дут перечисляться монотонно, с интонационным выделением каждой цифры: «8-6-5-2-9-1-8». Раз­работаны специальные профессиональные инструк­ции по интерпретации результатов, полученных в различных условиях, и клиницисты должны твердо придерживаться этих рекомендаций.

Преимущества тестов по сравнению с индивиду­ально проводимым интервью или наблюдением со­стоят в том, что информацию можно получить быст­рее, с меньшими затратами дорогостоящего времени профессионала, и что тесты можно систематически использовать для сравнения различных людей и по­лученных ими результатов. Кроме того, тесты легче поддаются статистической обработке и анализу, чем нестандартизированные процедуры. Поскольку тест всегда проводится в конкретной обстановке и позво­ляет получить образцы поведения человека в строго определенный момент его жизни, при интерпретации результатов оценивающий должен задавать себе воп­рос, не было ли в обстановке проведения теста чего-то необычного, не был ли клиент болен, немотивиро­ван или выведен из своего естественного состояния в каком-либо ином отношении.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.