Выявление уровня агрессии у младших школьников — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Выявление уровня агрессии у младших школьников

2017-08-26 365
Выявление уровня агрессии у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Опытно-экспериментальная работа по исследованию феномена агрессии в младшем школьном возрасте проводилась на базе МБУ «Школа№…» во 2 «В» (экспериментальная группа) и 2 «Г» (контрольная группа) учащихся. Оба класса обуча.тся по традиционной программе, количество учащихся одинаково – 20 чел.

Исследование проводилось в три этапа:

- Констатирующий;

- Формирующий;

- Контрольный.

На констатирующем этапе проводилось исследование уровня агрессии у младших школьников. С целью выявления детей, склонных к проявлению агрессии, использовались методики М,А, Панфиловой «Кактус» и проективная методика «Три дерева». Автором методики является немецкий психотерапевт Эдда Клессман.

Первым направлением диагностики было выявление следующих критериев: состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. С этой целью использовалось тестирование по методике «Кактус». Методика представляет собой графический тест, где ребёнку предлагается нарисовать кактус, затем рисунок интерпретируется по следующим показателям:

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа.

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.

Интровертированность - изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Таким образом, были выделены три уровня проявления агрессии у детей:

Высокий уровень: ребёнку присущи импульсивность, эгоцентризм, агрессия, демонстративность.

Средний уровень: тревога, стремление к одиночеству, зависимость, скрытность.

Низкий уровень: оптимизм, женственность.

 

На констатирующем этапе, в контрольной группе (Приложение 2) низкий уровень диагностирован лишь у 2 (8%) учащихся, средний у 14 (56%) и у 9 (36%) – высокий. В экспериментальной группе низкий уровень у 1 (4%), средний 13 (52%) и высокий у 11 (44%) учащихся (Приложение 1).

Если сравнить показатели обеих групп по данному критерию, можно увидеть, что они разнятся незначительно (Рис.1).

Рис. 1. Уровень проявления агрессии у младших школьников

 

Вторым направлением была диагностика семейных отношений. Как показало теоретическое исследование, на формирование агрессивности у ребёнка большое влияние оказывает стиль взаимоотношений в родительской семье. Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева". В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz [8; 9; 10]. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн [16, с. 48] разработала тест "три дерева" в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России методики "три дерева" в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками [5].

Инструкция к данной проективной методике предполагает графический тест, сопровождающийся беседой и наблюдением за эмоциональными реакциями ребёнка. В инерпретации рисунка учитываются цвет, расположение предметов, форма, сам процесс прорисовки. Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится растение, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж. Рассматривая нарисованные растения, организатор может отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы — всё это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии. Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого «служить добру» является непустым звуком.

Согласно данным интерпретации теста, можно выделить три уровня агрессии в семье:

Высокий уровень – неблагополучие семьи, неполная семья, взаимоотношения в семье тяжёлые, к одному или обеими родителями ребёнок чувствует отчуждение, страх.

Средний уровень – взаимоотношения в семье нестабильные, есть проблемы в общении с одним или обеими родителями.

Низкий уровень – взаимоотношения с родителями тёплые, доверительные.

В контрольной группе учащихся (Приложение 3) низкий уровень был диагностирован у 1 (4%) учащегося, средний у 10 (40%) и высокий у 14 (56%) учащихся. В экспериментальной группе низкий уровень не был выявлен, средний у 15 (60%) и высокий у 10 (40%) учащихся (Приложение 4).

Сравнительный анализ показателей по выбранному критерию показывает, что у большинства учащихся средний уровень проявления агрессии в семье (Рис.2).

Рис. 2. Уровень агрессии в семье младших школьников.

 

Третье направление Анкета для родителей «Критерии агрессивности у ребенка», (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.). Методика позволяет оценить уровень выраженности агрессивности у детей, на основании оценок родителей младших школьников. Анкета включает в себя 20 вопросов относительно выраженности отдельных показателей агрессивности у младших школьников.

Таким образом, и в контрольной и в экспериментальной группе учащихся на констатирущем этапе у детей наблюдается склонность к проявлению агрессии, кроме того показатели диагностики семейных отношений говорят о высокой степени конфликтности в семьях учащихся, что так же неблагоприятно складывается на их поведении.

Тем не менее, уровень агрессии у младших школьников средний. Агрессивных детей не так много, но к проявлению агрессии склонны многие из тестируемых. Для профилактики и коррекции агрессии у младших школьников на формирующем этапе эксперимента были апробированы психолого-педагогические условия, которые описаны в следующем параграфе.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.