Диагностика основных свойств нервной системы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Диагностика основных свойств нервной системы

2017-08-26 108
Диагностика основных свойств нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свойства нервной системы. Проявление свойств нервной системы.

Главные закономерности открыты Павловым в 30-е годы. Павлов открывал закономерности на животных. В 40-е годы психологи обогатили концепцию свойств нервной системы. Выполнили работы по отношению к человеку. Изучались основные свойства нервной системы, так как они являются путем к изучению психофизиологической природы, индивидуально-психологическими различиями между людьми.

Психологическое проявление свойств нервной системы – темперамент. Основные свойства нервной системы – природная основа характера. Основные свойства нервной системы относятся к задаткам способностей.

Соотношение типа нервной системы и темперамент. Тип нервной системы отождествляют с темпераментом – это ошибка, заблуждение. Темперамент – это характеристика психологическая.

· Темперамент зависит не только от типа, но и главным образом от условий жизни, развития

· Относительная устойчивость темперамента. Если наблюдать за человеком в разных ситуациях, если ведет себя сдержанно, то можно сказать, что это особенности его темперамента. Но при этом свойство темперамента – не статическая характеристика. Свойства темперамента могут меняться (достаточно медленно, под влиянием разных факторов – внешних и содержащихся характеристик личности).

Вунд – у одного и того же человека в разное время могут проявляться все 4 типа темперамента. Темперамент – это относительно устойчивая характеристика. Человек проходит все типы темперамента в разные периоды жизни. Это динамическая тенденция.

Типы нервной системы не меняются и отдельные свойства тоже, как только сформированы, сохраняются на протяжении всей жизни.

Теплов – свойства нервной системы лежат в основе характера, в формировании способностей. Врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в поведении.

Павлов – для выделения 4 типов нервной системы использовал процессы возбуждения нервной системы (опирался на результаты наблюдения за животными).

1. уравновешенность нервной системы

2. сила – слабость

3. подвижность – инертность нервной системы

4 типа нервной системы:

1. слабый – меланхолический (возбуждение, торможение – слабое)

2. сильный – уравновешенный – подвижный - сангвиник

3. сильный – уравновешенный – инертный – флегматик

4. сильный – неуравновешенный – холерик

Выделение свойств нервной системы – важное в работе Павлова. Павлов настаивал на 4 типах нервной системы, проводя аналогию со старинным учением о темпераментах (4 субстанциях).

Теплов – главная задача – уяснить физиологическую природу каждого свойства нервной системы. Найти метод диагностики каждого свойства нервной системы.

Открыли и новые свойства нервной системы. Лабораторией Теплова лучше изучены сила и слабость нервной системы.

Сила нервной системы – проявляется в работоспособности клеток полушарий головного мозга. Определяется способностью этих клеток выдерживать длительное раздражение.

Подвижность нервной системы – у Павлова – скорость протекания нервных процессов в разных типах реагирования.

Подвижность нервной системы – у Теплова – не однородная характеристика, не единое свойство нервной системы. Можно выделить три скоростные характеристики работы нервной системы – они не зависимы друг от друга.

Лабильность нервной системы – скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Подвижность нервной системы – характеризуется скоростью смены одного нервного процесса другим, т.е. возбуждения – торможением, и торможения – возбуждением.

Инертность нервной системы – по Небылицину – малая подвижность.

Динамичность нервной системы – скорость образования условных рефлексов. Бывает высокая и малая динамичность.

Небылицин – 2 вида свойств нервной системы:

1. первичные свойства нервной системы – сила, лабильность, подвижность

2. вторичные свойства – свойства уравновешенности – баланса, так как полной уравновешенности быть не может. Чтобы оценить баланс, надо оценить человека по каждому из первичных свойств (баланс по силе, лабильности, подвижности нервной системы). Сопоставление дает возможность оценить баланс.

Новые свойства Теплова:

1. активированность нервных процессов

o высокая активность - преобладает возбуждение (высокие частоты в электроэнцифалограмме)

o низкая активность - преобладает торможение (низкие частоты в электроэнцефалограмме)

2. концентрированность – степень иррадиации по коре головного мозга.

Порциальность свойств нервной системы – у некоторых количественное значение одного свойства может быть разным в разных зонах головного мозга. Например: показатели силы нервной системы в зрительной и в слуховой коре могут не совпадать.

Существование частных и общих свойств нервной системы.

Частные свойства нервной системы – параметры отдельных сенсорных анализирующих систем.

Общие свойства нервной системы – параметры общей мозговой деятельности, имеющих внемодальный характер. Составляет основу общих характеристик динамических свойств поведения (темперамента).

Общие свойства нервной системы. Свойства отделов коры - регуляторная функция. Явление порциальности проявляется у 15-20% людей. В каком бы отделе коры не проводились измерения – количественные оценки одинаковы. Целостный тип – 80% людей.

Лекция 28

Тесты достижений.

Конструирование тестов достижений.

Любой практический психолог должен уметь сконструировать тест достижений.

Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.

2 группы тестов достижений:

1. Тесты успешности обучения (используются в системе образования)

2. Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).

Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то.

Цель применения тестов способностей и тестов достижений:

· тесты способностей – для предсказания различия успешности выполнения деятельности

· тесты достижений – делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.

Ни тесты способностей, ни тесты достижений не диагностируют способности, навыки, одаренность, а только успешность предшествующего достижения. Идет оценка того, чему человек научился.

Классификация тестов достижений.

Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.

Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.

Цели использования тестов достижений.

Вместо учительской оценки. Ряд преимуществ по сравнению с учительской оценкой: объективность - можно выяснить насколько усвоены главные темы, выявление основного. Можно построить профиль усвоения каждой темы.

Тесты достижений очень компактны. Тесты достижений – групповые – поэтому удобны. Можно оценить сам процесс обучения и усовершенствовать его.

Как конструировать тесты достижений?

1. Тест достижений состоит из заданий, которые отражают определенную область содержания курса обучения. Сначала нужно спланировать тему содержания, выявить важные темы в курсе обучения. В конструировании теста достижений должен участвовать учитель, который преподавал темы. Психодиагност должен знать основные темы.

2. Исключить из задания второстепенные знания, малосущественные детали. Желательно, чтобы выполнение заданий в малой степени зависело от механической памяти ученика, а зависело от понимания, критической оценки ученика.

3. Задания должны быть репрезентативны целям обучения. Есть цели обучения, успешность усвоения материала, по которым сложно оценить (например, усвоение темы о правах), тогда нужно составлять задания так, чтобы отразить усвоенность материала.

4. Тест достижений должен полностью охватить ту область учебного предмета, который должен быть изучен. Задания должны быть широко репрезентативны этой изучаемой области.

5. Тестовые задания должны быть свободны от посторонних затрудняющих элементов, не должно быть затрудняющих элементов, не должно быть дополнительных трудностей.

6. Каждое задание сопровождается вариантами ответов.

7. Задание должно быть четко, кратко, недвусмысленно сформулировано. Чтобы ни одно задание не было подсказкой на другое задание теста (проверить после составления).

Ответы должны быть построены так, чтобы исключить возможность напоминания ответов (то есть не давать не относящихся к теме варианты ответов или очень легкие, чтобы испытуемый не смог догадаться, отбросив варианты ответов, как заведомо неприемлемые).

8. Задается критерий выполнения. Психолог разрабатывает большое число заданий, не все они войдут в тест. Для начала все задания проходят проверку. Войдут в тест те задания, которые решаются стопроцентным большинством людей, которые хорошо владеют материалом. Вторая проверка на тех, кто не владеет материалом – они должны выполнить меньше половины. Задания составляются по максимальному критерию. 90-100% - высокий уровень обученности. Тест достижений не оценивается по сопоставлению со статической нормой, а с классом. Сопоставляется индивидуальный результат.

Тесты профессиональных достижений.

Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.

3 формы тестов профессиональных достижений:

1. тест исполнения действия

2. письменные

3. устные тесты профессиональных достижений

 

1. Тесты исполнения. Выполнение ряда заданий, обнаруживающих владение основными навыками или действиями. Используются те механизмы, аппаратура, инструменты, которые используются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементов профессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.

2. Письменные тесты достижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.

3. Устные тесты профессиональных достижений. В период первой мировой войны тесты профессиональных достижений использовались для отбора персонала. Серии вопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью. Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать. Испытуемый должен в заданной форме отвечать.

Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:

1. эксперты высокой квалификации

2. новички

3. представители смежных профессий.

Задание включается в тест, если:

· задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности)

· задание выполнено меньшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)

· и, если еще меньший процент представителей смежных профессий выполнило задание.

Больше чем для 250 видов профессиональной деятельности разработаны тесты достижений. У нас таких тестов практически нет.

Список рекомендуемой литературы

1. "Психодиагностика", УРАО, 2000 год под редакцией Гуревича

2. "Основы психодиагностики", 1996 год, под редакцией Шмелева

3. "Общая психодиагностика", МГУ, 1987 год, Бодалев, Столин

4. "Справочник по психодиагностике", Бурлачук, Морозов


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.