ГИТ - групповой интеллектуальный тест. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

ГИТ - групповой интеллектуальный тест.

2017-08-26 271
ГИТ - групповой интеллектуальный тест. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вана - словацкий психолог. ГИТ - рестандартизирован, проверен на надежность, валидность.

Используется в наших школах. Достоинства ГИТ: групповой тест. За 1 урок можно провести диагностику каждого ученика и целого класса. Формы А и В - разные варианты для соседей по парте. В тесте 7 субтестов. Тест скоростной. Времени отводится заведомо меньше, чем требуется для выполнения заданий (приблизительно в 2 раза меньше). Выполнять задание, нужно строго слушая указания психолога.

1. субтест: исполнение инструкций диагноста, понять смысл написанного или напечатанного текста. Задача: выполнить как можно больше инструкций.

2. субтест: арифметические задачи. Диагностируют умение считать не обязательно устно.

3. субтест: дополнение предложений. На место пропуска нужно поставить слово, чтобы предложение имело смысл. Диагностируется интеграция целого из частей, обученность правилам русского языка.

4. субтест: определение сходства и различия. 40 пар слов, между словами в паре пропуск, если слова имеют одинаковое значение - обозначаем - "С", если различное значение слов - обозначаем "Р". Диагностируется умение сравнивать между собой понятия, абстрагироваться от несущественных признаков. Время 1,5 минуты.

5. субтест: числовые ряды. Диагностируется умение оперировать с количественным материалом, закономерность изменения чисел в ряду. Время 4 минуты.

Можно сделать вывод о работе учителя по этим критериям. Показатели каждого субтеста в процентах занести в тетради на первую страницу и получаем структуру развития данного школьника. Например: показатель 1 субтеста - умение правильно читать текст и понимать прочитанное. Если сопоставить 1 и 7 субтесты, то можно выявить характеристики понимания смысла текста и т.д.

Лекция №21

Тесты умственного развития.

Умственное развитие - рассматривается как динамическая система, которая зависит от усвоения общего опыта, так и от созревания органической основы (нервной системы).

При стихийном, неорганизованном развитии уровень низкий. Задача: выявить уровень умственного развития у каждого. Индивидуальный уровень может сильно отличаться от возрастных показателей. Психологи обращаются к умственной деятельности детей, осуществляется в процессе учебной деятельности.

1. Характеристики учебной деятельности детей:

· способность усваивать знания и приемы учебной работы (Ананьев)

· обучаемость, которая характеризуется темпом усвоения знаний (Колмакова)

· способность к переносу мыслительных операций, усвоенных на одном учебном материале на другой учебный материал (Кабанова-Меллер)

· показателями уровня умственного развития могут выступать показатели некоторых психологических процессов, которые участвуют в образовательном процессе (мнение некоторых психологов)

· показателями уровня умственного развития могут выступать знания и мыслительные операции (Леонтьев и др.)

· в качестве показателя уровня умственного развития могут выступать сформированность теоретического мышления - умение оперировать содержательными обобщениями (Эльконин, Давыдов)

· показателями уровня умственного развития могут быть усвоение и применение логических суждений (Поспелов)

· показателем уровня умственного развития может быть использование символического плана. Функция замещения объектов символами (Салмина)

· показателем уровня умственного развития может выступать анализирующее наблюдение (Занков)

· способность действовать в уме, составлять внутренний план действий (Пономарев)

· развитие творческого мышления

· умение творчески преобразовывать материал в проблемной ситуации (Тихомиров)

· прогнозирование и целеполагание (Брушлинский)

· интеллектуальная инициатива - как способность продолжать умственную деятельность за пределами того, что требуется конкретной задачей (Богоявленская)

Ни один из этих показателей не является исчерпывающим. Ни один не отражает полностью когнитивной сферы. Сложно подыскать универсальный показатель для измерения уровня умственного развития. Показатель уровня умственного развития (Леонтьев, Гуревич, Брушлинский...) - рассматривают как функцию накопленного фонда знаний, а также мыслительных операций, обеспечивающих приобретение этих знаний. По содержанию мышления, по способам мышления, по формам мышления можно судить об уровне умственного развития индивида.

Тесты умственного развития.

С одной стороны перевод западных тестов, а с другой стороны работали наши специалисты. Л.А.Венгер - руководил лабораторией НИИ дошкольного воспитания, разработал первые методики интеллектуального развития для дошкольников.

Разработка велась на научных исследованиях, которые занимались интеллектуальными характеристиками дошкольников - Леонтьев, Запорожец, Эльконин, Гальперин, Подьяков. Венгер проанализировал, что в основе умственного развития дошкольника лежит овладение разными познавательными действиями.

Венгером были выделены 5 типов познавательных действий:

· 3 типа перцептивных действий,

· 2 типа мыслительных действий.

Перцептивные действия - действия идентификации, действия отнесения к эталону, перцептивное моделирование.

Мыслительные действия - действия на построение и применение схематизированных образов, действие по выделению и соотнесению существенных параметров объектов.

Диагностика умственного развития дошкольников.

1. Стимульный материал - квадраты 5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков. Квадраты расположены определенным образом на листе. Лист предоставляется ребенку. Психолог предъявляет по очереди квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат.

2. Отнесение к эталону. На отдельных карточках показаны объекты, на каждой свой. № конверта с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку, получившему картинку, нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект.

3. Перцептивное моделирование. На листах изображены сложные фигуры из нескольких частей. Давались детали этой сложной фигуры и ребенок должен сложить фигуру в соответствии с листом.

4. Действие по образцу. На рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к каждому домику ведут свои дорожки. Конверт со схемой, на которой указан путь. Ребенок должен понять, на каком рисунке дорожка, как в конверте

5. Задание на обобщение.

Школьный тест умственного развития - ШТУР.

Построена на концепции социально-психологических нормативов. Согласно концепции психического развития каждый человек формируется под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому представителю. Чтобы не быть отторгнутым человек должен соответствовать этим требованиям.

Требования общества к психическому развитию индивида.

Социально-психологические нормативы - концепция на базе отечественной психологии.

Леонтьев о развитии - это процесс присвоения индивидом достижений предшествующих поколений.

Выготский о нормативности умственного развития - интеллектуальный уровень нужно соотносить с требованиями, предъявляемыми к ребенку школой.

Требования социально-психологических нормативов существуют в виде образовательных программ, квалификационных профессиональных характеристик, в традициях, воспитании и обучении. Социально-психологические нормативы отражают разнообразные аспекты психологического развития: нравственного и эстетического. Социально-психологические нормативы - историчны, меняются с изменением общества. Система социально-психологических нормативов - дифференцируется в образовательно-возрастных границах. Нормативы умственного развития учащихся, школьников протекают под воздействием системы требований школьного обучения в учебно-образовательных программах. На этом основана концепция тестов умственного развития школьников. Социально-психологические нормативы - это не предел развития, это некий обязательный уровень для каждого индивида на определенном этапе. Введение социально-психологических нормативов - изменило подходы к построению диагностических методик.

В 1986 году вышел школьный тест умственного развития - ШТУР.

1. ШТУР отличается от традиционных интеллектуальных тестов. Основная идея - использование в методике школьных понятий. Содержание заданий взято из 3-х циклов:

· общегуманитарных знаний

· физико-математических

· естественнонаучных

Все эти дисциплины взяты приблизительно в равных пропорциях.

2. Особый способ репрезентации диагностирования. Тесты анализируются с опорой на социально-психологический норматив, а не на статистику. Посредством теста выясняется, насколько школьник соответствует социально-психологическим нормативам. Таким образом, ШТУР демонстрирует, каким образом вести коррекционную деятельность, опираясь на особенности того или иного ученика. Такие тесты указывают направление коррекционной работы. К чему следует вести ученика в процессе работы. ШТУР рассчитан на учеников с 7 по 11 класс. ШТУР - групповой тест, внешне похож на традиционные интеллектуальные тесты. Существуют 2 формы теста: А и Б - для соседей по парте. ШТУР состоит из 6 субтестов - все вербальные. ШТУР проверен на надежность и валидность диагностическим путем сопоставления со школьной успеваемостью. Коэффициент корреляции на уровне 0,53.

6 субтестов ШТУР:

1, 2 - на общую осведомленность, для выявления внешкольных факторов:

· общение со взрослыми

· внешкольная деятельность

· чтение газет, книг

3 - на аналогии

4 - классификации

5 - обобщение

6 - числовые ряды

7, 8 - пространственное представление, мышление

Лекция№ 22

Тесты креативности

Тесты креативности тоже входят в группу тестов общих способностей. Креативность - в середине 20 века очень популярное направление. Креативность - это особые способности, тип общих способностей. Креативность от слова "креацио" - создание, сотворение. Выделение этих способностей, успешность выполнения интеллектуальных тестов - ни как не отражается на умении людей решать разного рода проблемы. Основание для успешного решения проблемы нужны иные способности, не интеллектуальные.

Терстоун Льюис - в начале 50-х годов связал креативность или творческие способности с умениями людей быстро усваивать и использовать разными способами новую информацию. Креативность - способность формировать новые идеи. Существенная роль играют индуктивность мышления и некоторые особенности восприятия. Креативность - это способность человека создавать новые идеи, восприимчивость к новым идеям, в отличие от критики всего нового. Терстоун говорил, что творческое решение чаще приходит во время релаксации, а не в момент поглощения проблемой. Креативность связывают с творческими способностями индивида.

Два направления изучения креативности:

1. изучение креативности - выяснение познавательных моментов креативности. Изучали - насколько креативность зависима от интеллектуального развития человека.

2. выяснение того, является ли личность существенным аспектом креативности. Основное внимание - к анализу личностных, мотивационных характеристик креативных индивидов.

Два типа методов:

1. изучение творческих личностей малоформализованными методами диагностики - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности, биографический метода.

2. попытка разработать строгоформализованные методы исследований креативности

Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 16 познавательных характеристик креативности. Внимание к тем характеристикам человека, которые не оцениваются с помощью интеллектуальных тестов:

1. беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени

2. гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую

3. оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных.

4. способность к разработке гипотезы

Гилфорд выделил характеристики:

· иррелевантность - это логическая независимость идеи от того стимула, который ее вызвал.

· любознательность - чувствительность к проблемам окружающего мира.

Все эти характеристики он описал, как характеристики дивергентного мышления. Дивергентное мышление - проявляется в тех случаях, когда проблема должна быть раскрыта, определена, когда нет способов известных индивиду, как эту проблему решить.

Конвергентное мышление - обычное логическое решение, опирающееся на уже известное решение. Задачу нужно подвести к определенному виду.

Исследуется вопрос о взаимосвязи уровня интеллектуального развития и показателя креативности. С 50-х годов 20 века американские психологи исследовали взаимосвязь уровня интеллектуального развития и показателя креативности. Данные противоречивы.

Одна из проблем - неразработанность диагностики креативности. Психологи проводили исследования на разных испытуемых. Одни психологи проводили исследования на испытуемых со средними показателями интеллекта. Другие психологи проводили исследования на испытуемых с высоким показателем интеллекта. Третьи психологи проводили исследования на испытуемых с низкими показателями интеллекта. Вывод: связь между психометрическими данными и креативностью есть. Но связь не линейная.

· если уровень IQ - средний или ниже среднего, то он напрямую отражается на показателях креативности. Зависимость линейная. Чем выше уровень IQ - тем выше уровень креативности.

· если IQ выше среднего (больше 120), то связи между показателями IQ и креативности не наблюдается. Чтобы у человека развивались творческие способности - человек должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

· если IQ - становится очень высоким (больше 170), то он создает препятствие для формирования творческих способностей. Связь между уровнем IQ и креативность становится линейной, но с отрицательным знаком.

Очень высокий уровень умственного развития возникает при наличии мотивации - усвоение знаний, анализ - это жизненная потребность. Собственно творчество таких людей не интересует.

Некоторые психологи на Западе не считают креативность за отдельную категорию. Можно и в интеллектуальные тесты включить тесты и на креативность, и это будет общий уровень способностей (Вернон, Марш).

Показатели тестов креативности зависят от тех же факторов, что и IQ. Креативность, как и IQ зависят от характера прошлого опыта, условий развития.

Креативность зависит от социально-экономического статуса. Школьники из разных стран (больше 1000 чел.) исследовались на креативность. Вывод: креативность зависит от социально экономического статуса, следовательно, креативность можно формировать, воздействуя на среду:

· среда должна отличаться богатством информации

· среда должна отличаться демократизмом, большой свободой

· семейная среда влияет на креативность

· культурные традиции

Для западной культуры свойственно предпочитать творческие способности - интеллектуальным. В США - существуют школы для формирования креативности. Туда попадают дети по результатам теста Стенфорд-Бине. С результатом IQ - 135. И с ними занимаются по специальным программам.

В Японии ценятся интеллектуальные способности. Хорошее усвоение, обученность. Хорошие показатели с точки зрения системы обучения. Японцы не очень отличаются с точки зрения новых изобретений.

Больший процент Нобелевских лауреатов принадлежит США. Там уделяется особое внимание для формирования творческих способностей. В креативности велика роль личностных характеристик. Креативность - отличается определенными личностными чертами. Данные, полученные на разных возрастных группах. Черты личности креативного индивида: креативная личность отличается самоуверенностью, скептицизмом, критичностью, мало считается с социальными ограничениями и чужими мнениями. Выводы других людей креативный индивид должен проверить. Креативных людей отличают: самодовольство, агрессивность, недоброжелательность, некомфортность, эмоциональная возбудимость, склонность к бунтарству, радикализм. Эти черты, свойственные креативным индивидам - типично мужские. Некоторые из психологов считают: почему среди женщин мало креативных. Они должны отречься от женственного и быть креативом. Точка зрения - креативность связана с разного рода патологиями мозга, нервной системы, неврозами. Кронбах считает, что креативность - это есть следствие плохой регуляции мыслительного процесса. Человек не умеет оценивать свои идеи с токи зрения качества.

Наши психофизиологии говорят о креативности, что это показатели нарушения работы мозга. Следствие этого - беглость мысли. Дети с высоким уровнем креативности часто имеют родителей с патологическими заболеваниями.

Другая точка зрения: среди креативных реже встречаются психозы, чаще эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к суицидам, чаще бывает депрессия, очень мнительные. Креативные индивиды - очень восприимчивы к окружающей среде, к помехам.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.