Метод наблюдения, беседы, диагностическое интервью, контент-анализ. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Метод наблюдения, беседы, диагностическое интервью, контент-анализ.

2017-08-26 656
Метод наблюдения, беседы, диагностическое интервью, контент-анализ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ №1

Метод наблюдения, беседы, диагностическое интервью, контент-анализ.

Наиболее достоверная информация получается методом наблюдения. В процессе наблюдения поведение человека можно разделить на:

· существенные аспекты

· несущественные аспекты

Нужно уделить внимание существенным аспектам.

Для проведения наблюдения не требуется получения согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта, не требует создания положительной мотивации.

Недостатки:

· для получения достоверной информации требуется большое количество времени

· результаты трудно поддаются формализации, т.е. количественной оценки

· крайний субъективизм его результатов. Диагност является измерителем субъективизма. Все проходит через призму наших установок. В результате мы получаем, что хотели получить. Результаты поведения зависят от опыта диагноста и его личностных особенностей.

1925 год - Басов сформулировал требования по отношению к методу наблюдения.

Кеттелом также были предложены требования к методу наблюдения.

1. Поведение испытуемого должно оцениваться во многих его ролях и с разных сторон.

2. Наблюдатель должен проводить с испытуемым много времени (не менее 2-3 месяца). При этом желательно не менее 3-4 сеансов в неделю. Длительность сеансов зависит от цели наблюдения.

3. Заранее, до начала процесса наблюдения должны быть определены те симптомы поведения, которые следует фиксировать в процессе наблюдения. Должна быть установлена связь симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психодиагност хочет определить

4. Психодиагност должен быть заранее натренирован в проведении наблюдения

5. Должны быть исключены ролевые отношения для беспристрастности наблюдения

6. Кеттел считает, что за испытуемым должно вестись наблюдение не менее 10 психологами. Оценка, полученная на основе наблюдений должна быть средняя, из тех, которую дают эти 10 психологов. Психологи должны быть независимы друг от друга.

Метод психодиагностического наблюдения.

1. Всегда заранее определены: цель, задачи и объект наблюдения.

2. Заранее выбираются ситуации для наблюдения.

3. Заранее устанавливается связь внешних поведенческих симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психолог хочет оценить.

4. Психологу нужно определить, каким будет способ фиксации внешних поведенческих проявлений:

o есть или нет проявление

o степень выраженности симптома

o отдельные ступени выраженности симптома

Они могут записываться качественно или количественно.

Метод беседы.

Метод необходим любому психологу. При любом диагностическом обследовании необходима беседа.

Цели:

1. установление контакта, настройка на сотрудничество.

2. Создание положительной мотивации, усиление мотивации к обследованию.

3. Получение диагностической информации.

4. Снижение тревожности и оказание психологической помощи испытуемому.

Если беседа ведется для оказания психологической помощи - это будет психотерапевтическая беседа или клиническое интервью.

Диагностическое интервью и клиническое интервью нельзя противопоставлять, они дополняют друг друга. Любое интервью - налаживание контакта и настройка на сотрудничество. Хорошее психотерапевтическое интервью - постановка диагноза.

Беседа - сложный метод для психолога.

Сложности:

1. В процессе беседы психолог вступает во взаимодействие с испытуемым и использует информацию путем метода наблюдения, фиксирует мимику, жесты, позы... Оценивает отношение испытуемого к беседе.

2. Получает информацию с помощью беседы - обращает внимание на формальную сторону беседы, на саму манеру речи... Такого рода наблюдения дают информацию, важную с точки зрения личностных особенностей человека.

3. Психолог, участвуя в беседе, сам воздействует на испытуемого, на то, что говорит испытуемый. Тем самым психолог может менять ситуацию, содержание ответов испытуемого. Ситуация беседы: собеседники находятся в ассиметричных позициях. Чаще всего получается, что психолог спрашивает, испытуемый - отвечает. Следовательно данная ситуация может привести к нарушению доверительности испытуемого. Возможен отказ отвечать на вопросы. Психолог перед беседой говорит, что он будет задавать вопросы, а после испытуемый задает все свои вопросы психологу.

4. Каждый психолог априорно воспринимается своим собеседником как специалист по межличностным отношениям. Следовательно, повышенные требования к личности самого психодиагноста.

Каким должен быть психодиагност?

Психодиагност должен обладать такими качествами как: коммуникабельность, направленность на другого человека, высокая эмпатия. Он должен быть терпим, тактичен, обладать высоким уровнем рефлексии.

Диагностическое интервью.

1. Нужно сформулировать цель и задачу психодиагностического интервью.

2. Регистрация и обработка вербального материала. Критерием выступает наличие или отсутствие предварительной подготовки плана или программы. Также важно, на чьей стороне находится инициатива проведения интервью. По этим критериям психодиагностическое интервью делят на:

o управляемое или программное. В данном виде психодиагностического интервью есть заранее составленный план, инициатива на стороне психолога.

o неуправляемое или непрограммируемое. Неуправляемое интервью - инициатива на стороне клиента (беседа исповедального характера), без вопросов со стороны психолога. Психолог в этой ситуации должен быть активным слушателем и должен следовать принципам недирективной психотерапии. Должен установить контакт, выражать эмпатию, относиться с уважением к словам клиента.

В подгруппе неуправляемого интервью:

1. стандартизированное интервью. Заранее сформирован план, определена жесткая тактика беседы, сохраняется последовательность задавания вопросов. Недостаток - меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзамен, диагностику, следовательно, снижение искренности, следовательно, искажение ответов. Стандартизированное интервью можно проводить, когда у клиента сложилась установка, когда ему самому выгодно изложить информацию. К детям желательно применять стандартизированное интервью.

2. свободное интервью - заранее составлен план беседы, подготовлены вопросы. Нет жесткой последовательности вопросов. Вопросы задаются с учетом ответа на предыдущий. Позволяется поддержать естественность ситуации, искренность клиента. Такое интервью требует от психолога большого опыта. Свободное интервью проводится при индивидуальном обследовании, при консультировании отдельных лиц, когда нужно понять затруднения, проникнуть во внутренний мир испытуемого.

Любой психодиагност должен уметь составить диагностическое интервью. Правила составления диагностического интервью:

1. этап психодиагностического интервью - введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество.

2. этап психодиагностического интервью - свободные, неуправляемые высказывания испытуемого без помощи психолога.

3. этап психодиагностического интервью - вопросы задает психолог. Задаются общие вопросы.

4. этап психодиагностического интервью - диагностическое интервью.

5. этап психодиагностического интервью - заключительные слова психолога, выражение признательности за то, что человек ответил на вопросы.

Как нужно составлять сами вопросы для психодиагностического интервью?

1. Нужно определиться - как обращаться к клиенту (с подросткового возраста на "Вы").

2. Какие слова использовать для беседы. Лексика должна соответствовать той социальной, возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый.

3. Вопросы составляются таким образом, чтобы ответы были искренними.

Приемы составления вопросов для психодиагностического интервью.

1. Прием предварительного такта в вопросах. Вопросы должны формулироваться заранее и в самой формулировке нужно уменьшить неприятное отношение к затрагиваемым темам. (Например: всем приходится иногда драться. А тебе?)

2. Комментарий, который использует психолог, включая в вопрос рассказ о себе. (Например: мальчишки часто дерутся. Пауза. Испытуемый должен что-то сказать о себе).

3. Использование эвфемизмов - замена, уменьшающая отрицательную оценку (Например: вы с братом часто не понимаете (деретесь) друг с другом?)

4. Письменный ответ на некоторые особо неприятные вопросы. Существует несколько видов вопросов:

o прямые (Ты боишься грозы?)

o косвенный (Что ты делаешь, когда бывает гроза?)

o проективный (Дети боятся грозы?)

Общие правила составления диагностического интервью:

1. Интервью не должно быть очень длинные, не более 40 минут.

2. Регистрация должна осуществляться в момент проведения интервью (Запись, звукозаписывающая техника). Регистрация не должна быть слишком навязчивой и не должна мешать искренним ответам испытуемого.

Как проводить беседу с детьми и подростками?

Отличие состоит в том, что взрослые обращаются к психологу сами, а детей приводят учителя или родители. У детей отсутствует мотивация общения с психологом. Бывает сложно наладить контакт, доверительные отношения. От психолога требуется изобретательность, опыт... Это касается маленьких детей, а также трудных детей.

Что помогает наладить контакт?

Игра. У психолога должны быть под рукой игры, игрушки, головоломки, цветные карандаши. Нужно вовлечь в совместную с психологом деятельность. Важна форма обращения к ребенку. Психолог должен называть его по имени, так, как называют ребенка в семье. Говорить на понятном ему языке, учитывая возраст, пол, специфические условия жизни. Нужно понять насколько ребенок способен к рефлексии, самонаблюдению. (ближе к подростковому возрасту). У ребенка нет навыков припоминания. Важно: умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос. Это помогает ребенку осознать свои переживания.

Проективные и косвенные вопросы позволяют получить больше информации, чем задавание прямых вопросов. Нужно уметь занять позицию недирективной психотерапии - это дает возможность к правдивым ответам. Также всегда нужно помнить, что ребенок имеет право на тайну личной жизни.

Контент-анализ.

Контент-анализ - это метод формализованного изучения содержания документов и различного рода текстов. Метод перевода текстовой информации в количественную.

Объекты изучения контент-анализа:

· документы личностные, письма...

· материалы групповой и массовой коммуникации: записи разговоров, дискуссий, приказы, объявления, реклама, радиопередачи

· продукты деятельности людей

Сущность контент-анализа заключается в систематической надежной фиксации заданных единиц, изучаем их содержание. В дальнейшем обрабатываем при помощи математических методов. Для исключения субъективности при анализе документов применяются особые приемы - контрольная сетка, которая не позволяет уйти в субъективность. Главное не подсчет, обязательно соотношение частоты их появления, по сравнению с другими элементами. Использование методов математической статистики.

Контент-анализ используется как вспомогательная техника дл обработки данных, полученных из нестандартизированного интервью.

Контент-анализ возник в США в 40-е годы. Первоначально метод контент-анализа применялся для анализа прессы. Каковы этапы проведения контент-анализа?

1. Качественная оценка самих документов и выяснение того, есть ли в них предмет для подсчета. Два ограничения для использования контент-анализа:

o так как контент-анализ основан на повторяемости частоты встречи - когда есть достаточное количество однородных документов или немного, но объемных документов.

o не всегда удается четко выделить содержимое для подсчета. Содержание не любых документов можно формализовать

2. Выделение самих единиц для анализа: может иметь разную словесную форму (смысловое содержание)

3. Отыскание выделенных единиц в тексте и подсчет

4. Использование методов математической статистики

ЛЕКЦИЯ№2

История психодиагностики.

Два периода:

1. допсихологическая история - предыстория уходит в глубину веков (люди давно поняли, как важно оценивать особенности людей). Середина третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились специальные испытания выпускников школы писарей: нужно было знать 4 арифметических действия, измерение полей, уметь петь, играть на музыкальном инструменте, разбираться в тканях, металлах, растениях.

В Древнем Египте была система испытаний для кандидатов в жрецы - собеседование (биографические данные, умение вести беседу, внешность), проверки умения трудиться, слушать, молчать, испытание огнем, водой, страхом мрачных подземелий.

Пифагор прошел эту систему проверок и стал использовать для отбора людей в свою математическую школу. Также оценивал интеллектуальные способности - давал очень трудные математические задачи: решалась задача - принимал в школу, не сумел решить - оценивалось умение достойно держать себя, дать отпор. Также Пифагор уделял внимание смеху и улыбке.

В Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры специальная система проверок чиновников. Оценивалось 6 умений - знать музыку, стрелять из лука, верховая езда, писать, считать, знание ритуалов и обычаев. Очень давно понята необходимость оценивать психологические особенности людей.

2. история психодиагностики как науки. Выделилась из общей психологии на рубеже 19 и 20 веков под воздействием требований практики.

Возникновение подготовлено несколькими источниками.

а) экспериментальная психология - экспериментальный метод лижет в основе большинства психодиагностических методик. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, которая сама возникла в 50-70 годы, что связано с физиологизацией психологии.

Развитие физиологии органов чувств показало, что психическое включено в работу физиологических систем. Методы психологии заимствованы у других естественных наук.

1878 год - год появления экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге.

Наметил 2 направления: естественнонаучное, культурно-историческое.

Экспериментальные методы можно применять только в рамках естественнонаучного направления, для изучения моторики и сенсорики - низшие уровни психики.

Душу так изучать нельзя, единственный метод - интроспекция. Вунд измерял скорости реакций на разные стимулы.

Позже стали проявляться и другие лаборатории (Голландия, Англия, Франция). Постепенно стали измерять и другие психологические явления.

Фр.Гальтон - создатель ассоциативного эксперимента: изучал особенности мышления. В 1879 году опубликовал результаты. Списки несвязанных слов между собой, слова ассоциации - время их возникновения.

Метод хронометрии для изучения мыслительных процессов.

Первый психологический экспериментальный метод - Г.Эббингауз: изучал законы памяти с помощью бессмысленных слогов (сочетание звуков, не имеющих конкретного значения)

Джеймс Кеттел - изучал законы внимания и навыков чтения с помощью объективных методов фиксации времени.

Во второй половине 19 века стала складываться экспериментальная психология. Стало возможным зарождение знания об индивидуальных различиях людей.

б) дифференциальная психология - исследования индивидуально-психологических различий. Их диагностика невозможна. Описывают их природу.

Толчком для возникновения психодиагностики были требования практики:

1. медицинская практика (исследование и лечение умственной отсталости - дифференцировка уровней отсталости).

Э.Сеген - один из методов диагностики умственной отсталости (тест воспроизведения прежнего порядка на доске).

История психодиагностики - еще и история теоретического обоснования ее методов.

Теоретическим обоснованием тестового метода является бихевиоризм: между организмом и средой есть детерминируемые отношения. В среде есть стимул, на который должен отвечать организм.

Единственное, что поддается объяснению - это поведение. Тестовые методы фиксируют внешнее поведение человека, внешнюю реакцию на стимулы.

ЛЕКЦИЯ №3

Методы наблюдения

Самонаблюдение как источник и вариант наблюдения.

1. требования к методу наблюдения выдвинуты Басовым.

2. естественный эксперимент как вариант систематизированного наблюдения

3. карта наблюдений Стотта

Опросники

Самый первый метод в психодиагностики. Были заимствованы из естествознания.

Задания представлены в виде вопросов и утверждений.

Получают информацию об испытуемом с его собственных слов.

Теоретической основой является интроспекционизм. Главный метод для изучения психических явлений и процессов - интроспекция.

Опросники - это вид самонаблюдения, разновидность интроспекции.

Первые психодиагностические опросники - Френсис Гальтон.

Но они использовались для анализа познавательной сферы человека (зрительное восприятие, память, зрительные образы)

Прототип личностного опросника разрабатывался Р.Вудвортсом. В 1919 году. Это был "Бланк данных о личности".

Использовался для отсеивания с воинской службы лиц с невротическими симптомами. Сейчас психодиагностика использует только личностные опросники (для всего остального - тесты).

Проективный метод.

1 линия

Ассоциации - ввел Аристотель.

Ассоцианизм рассматривает ассоциацию. На базе ассоцианизма разработан метод свободных ассоциаций.

· субъективно-идеалистический подход. Юм и Беркли. Связь идей и сознания не имеет реального основания. Связь - по правилам самого сознания.

· материалистический подход. Гартли. Ассоциация - связь идей в сознании. Связь соответствует связи материалистических процессов в нервной системе.

Метод изобретен Фр.Гальтоном. В разных вариациях используется в психодиагностике. Этим методом изучаются интересы, установки, основные потребности.

Метод свободных словесных ассоциаций: аддитивные (методики дополнения) требуют завершения рисунка, рассказа и т.д.

В 1928 году Пейном разработана методика завершения предложения.

Психоанализ

2 линия

Главное - бессознательное (скрытый двигатель личности, идущий изнутри организма)

Разум играет роль маскировочного организма. Для этого нужны особые методики: направление разума на выполнение особых заданий, чтобы снять эту "маскировку".

1. методика чернильных пятен Г.Роршаха (был художником).

в 1921 году - "Психодиагностика" - триумф проективных методов. Зная, что Леонардо да Винчи долго наблюдал за облаками на небе, подтеках на стенах, Роршах вывел "чернильные пятна" в середину белого листа, складывал его и получал симметричные пятна. Спрашивал испытуемых, на что они похожи. Работал в больнице у Беркли психиатром.

Удалось вывести из пятен 10 таблиц - ответы, на которые различали здоровых и больных. Вопросы к изображениям: "На что это похоже?", "Что это такое?".

Используется до сих пор в неизменном виде.

Лекция №7

Метод наблюдения

Крайне субъективен, данные нужно использовать осторожно и умело. Трудно соблюдать все требования в процессе наблюдения.

1) Наблюдение нужно проводить в разных ситуациях

2) Психологу может быть свойственна предвзятая точка зрения, контроль себя самого, своего отношения, как при наблюдении, так и при его анализе.

Обязателен и этап экспериментального обследования пациента. Экспериментальное обследование, его методы разрабатываются в нейропсихологии и патопсихологии.

Пациент выполняет задания, на основе результатов выполнения делаются выводы о развитии когнитивных процессов и личностном развитии.

На их основе фиксируются особенности ориентировки в условиях задания, целенаправленная критичность и мотивированность, степень интереса к выполнению задания. Для использования экспериментальных методов нужно, чтобы испытуемый понял инструкцию, нужна заинтересованность в выполнении задания.

Со всеми больными можно провести экспериментальное исследование.

В клинике специфические черты эксперимента:

1) простая и четкая инструкция, изощренная и отработанная простота

2) видоизмененная мотивировка задания. Объяснение цели обследования, почему? Чтобы выполнение задания происходило независимо от сознания больного, чтобы не было искажения. Для этого дается ложное обоснование задания.

Ассоциативный эксперимент (цель - проверить умеете ли вы быстро говорить? - версия для испытуемого). Пациент будет считать, что оценивают скорость его речи.

У психолога в данном случае одна истинная цель - исследовать мышление.

Пациенту говорят, что проверяют остроту слуха, на самом деле выявление содержания слуховых галлюцинаций.

3) направленность анализа на оценку качества работы.

Количество правильно выполненных заданий учитывается, но главное - способ выполнения, степень критичности.

Процесс деятельности важен для клинического психолога.

Сама процедура диагностики не является жестко стандартной, возможны отклонения: психолог приходи на помощь, возможен индивидуальный подход.

Все отклонения должны быть зафиксированы для правильного заключения результатов обследования.

Лекция№8

Лекция №9

Метод тестов.

Слово "тест" означает испытание, проверка, диагностическая методика.

Тестирование и тестология - диагносцирование и диагностика.

Слово тест у нас ассоциировалось с методикой Бине-Симона и Стенфорд-Бине.

Специфические особенности теста.

Тестом называют стандартизированное, краткое, ограниченное во времени психодиагностическое испытание, предназначенное для установления, прежде всего:

1. Количественных психоиндивидуальных различий. Л.Кронбах - тесты предназначены описывать индивидуальные психологические различия с помощью количественной шкалы. Штерн в 1911 году описывал требования к тестам. С помощью тестовых оценок происходит ранжирование людей.

2. Тест представляет собой набор заданий, которые испытуемые должны выполнять по жестко-определенной инструкции, строго детерминирующей поведение. Инструкция жестко задает поведение испытуемого.

3. Выполнение тестов оценивается по критерию правильности. За правильно выполненное задание начисляются баллы.

4. Стимульный материал теста должен восприниматься всеми испытуемыми одинаково.

Какие бывают тесты?

Критерии классификации тестов:

1. цель тестирования

2. содержание

3. форма тестирования.

1. По цели различают тесты:

· тесты для отбора

· тесты для распределения

· тесты для классификации

2. По содержанию:

· тесты общих способностей:

o тесты интеллекта

o тесты креативные

· тесты специальных способностей

· тесты личности

· тесты достижений

· критериально-ориентированные тесты

Тесты достижения приравниваются к тестам успешности обучения (насколько хороша учебная программа).

Критериально-ориентированные тесты - это новый вид тестов, появились в 60-е годы 20 века.

Устанавливается соответствие испытуемого некоторому определенному критерию (соответствуют ли они внешне заданному критерию).

3. По форме тесты бывают - индивидуальные и групповые:

· вербальные и невербальные (по форме, в которой представлены задания)

· бланковые (тесты карандаш-бумага). По форме представления испытуемому.

· аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений)

· компьютерные

Проективные методы.

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Специфические особенности методик.

Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

Он описал основные принципы проективной диагностики.

В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" в другом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

Группы проективных методик.

Впервые выделены Франком.

IV. Катактические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама. Разработана Джекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.

Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

Катарсис - эффективное отреагирование.

Методика тест кукол (у нас не используется).

Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

V. Экспрессивные методики.

Рисование на свободную или заданную тему.

"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

VI. Импрессивные методики.

Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

VII. Аддитивные методики.

Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

Опросники.

Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.

2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.

3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Содержание вопросов по возможности беспристрастное и социально нейтральное.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

· закрытые - имеют варианты ответов

· открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

· дихотомический (два возможных ответа)

· альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.

· ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Лекция №10

Контрольные шкалы.

Обычно используется шкала лжи, но также используются другие шкалы.

1 шкала - шкала "Знак вопроса".

Шкала "Знак вопроса" - не имеет собственных пунктов, нет утверждений, которые к ней относятся. Подсчитывается количество утверждений, которые пропущены, оставлены без ответа.

Если этот показатель высок, то результатам испытуемого не следует доверять и анализировать.

Возможные причины пропусков ответов на утверждения.

1. недостаточная мотивация (человек не хотел отвечать)

2. недостаточный интеллектуальный или культурный уровень человека, который не позволил понять содержание формулировок.

Испытуемый не понял утверждение и не смог на него ответить.

2 шкала - шкала лжи ("L").

Шкала лжи чаще всего встречается. Она диагностирует тенденцию давать социально положительные ответы, приукрасить себя.

Утверждение касается социально-одобряемых, но мало существенных установок и норм повседневного поведения.

Нарушение таких норм не осуждается обществом.

Человек будет отрицать факт их нарушения, если хочет выглядеть лучше.

Подсчет количество ответов "нет", баллы переводятся в Т-оценки. Если по Т-оценкам результат от 70-80, то результат испытуемого сомнителен. Если больше 80, то результаты точно недостоверны, и обрабатывать их не нужно.

Шкала - шкала валидности.

Шкала валидности - направлена на выявление тенденции к намеренному или неосознаваемому ухудшению своего результата.

В утверждения включены описания психической и физической сферы человека, касающиеся необычных мыслей, желаний, ощущений, которые не встречаются в клинической практике и не являются симптомами заболевания.

Симулянт будет соглашаться с этими утверждениями.

Баллы начисляются за ответы "да".

70-80 по Т-оценке - результат сомнителен, если больше 80 - результаты обработке не подлежат.

Высокие показатели бывают у людей мнительных, внушаемых.

Шкала - шкала коррекции.

Шкала коррекции - направлена на выявление противоположных тенденций третьей шкале, желание улучшить свой результат (диссимуляция).

Утверждения касаются часто встречающихся в повседневной жизни проявлений, которые внешне могут проявляться как показатели либо заболевания, либо личностного неблагополучия.

Человек, который хочет казаться максимально здоровым и благополучным - будет отрицать у себя такие симптомы.

Фиксируются ответы "нет".

Показатель используется для внесения поправок в некоторые клинические шкалы, чтобы скорректировать их результаты.

Существует 4 клинических шкалы, в которые вносятся поправки.

Обработка опросника всегда начинается с контрольной шкалы. Если ее результат слишком высокий, то не рекомендуется обрабатывать результаты опросника.

Особенность любого опросника - отражение теоретической позиции ее создателя.

Испытуемый может выразить свое мнение по поводу того, о чем его спрашивают.

Если опросник не отражает важные черты личности испытуемого, мы не получим достоверный результат.

Лекция 11

Лекция №12

Требования к построению и проверке психодиагностических методик.

Усвоение этого дает возможность отличить психодиагностическую методику от всех остальных.

Критерии оценки качества психодиагностических методик:

1. по содержательным параметрам

2. из всех методик самую лучшую по качеству

Стандартизация, проверка на надежность и на валидность относится только к строгоформализованным методикам.

Стандартизация.

Методика предназначена для практических психологов и должна быть передана в руки других людей. Психодиагностическая методика должна быть разработана и описана так, чтобы любой психодиагност получил такие же данные, что и ее автор.

II. Выбор критерия.

Методики не имеют заранее заданных критериев успешности ее выполнения. Получив показатель, его нужно обязательно интерпретировать, оценить, описать словами по критерию, по которому можно сопоставить конкретный результат.

Существует несколько критериев в психодиагностике:

Статистическая норма - получена статистическим путем при обследовании достаточно большой группы испытуемых, которая называется выборка стандартизации. Из популяции создаются относительно небольшие группы, соответствующие этой популяции. Выборка должна быть репрезентативна популяции.

Раньше выборка создавалась на основе учета ряда параметров, существующих для измеряемых методикой психологических характеристик. Создавалась модель широкой популяции. Д.Векслер формировал выборки репрезентативной широкой популяции. Например, его тест рассчитан для людей от 16 до 65 лет. И он опирался на результаты переписи населения, учитывал географическое р


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.