Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

2017-08-26 232
Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

· опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).

· личностные опросники - дают информацию о личности:

1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.

2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:

 

§ многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)

§ однофакторные

§ двухфакторные

3. опросники мотивации

4. опросники интересов

5. опросники ценностей

6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы - начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Содержание вопросов по возможности беспристрастное и социально нейтральное.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

· закрытые - имеют варианты ответов

· открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

· дихотомический (два возможных ответа)

· альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.

· ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

Приемы выявления достоверности ответов:

1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться

2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Лекция №10

Контрольные шкалы.

Обычно используется шкала лжи, но также используются другие шкалы.

1 шкала - шкала "Знак вопроса".

Шкала "Знак вопроса" - не имеет собственных пунктов, нет утверждений, которые к ней относятся. Подсчитывается количество утверждений, которые пропущены, оставлены без ответа.

Если этот показатель высок, то результатам испытуемого не следует доверять и анализировать.

Возможные причины пропусков ответов на утверждения.

1. недостаточная мотивация (человек не хотел отвечать)

2. недостаточный интеллектуальный или культурный уровень человека, который не позволил понять содержание формулировок.

Испытуемый не понял утверждение и не смог на него ответить.

2 шкала - шкала лжи ("L").

Шкала лжи чаще всего встречается. Она диагностирует тенденцию давать социально положительные ответы, приукрасить себя.

Утверждение касается социально-одобряемых, но мало существенных установок и норм повседневного поведения.

Нарушение таких норм не осуждается обществом.

Человек будет отрицать факт их нарушения, если хочет выглядеть лучше.

Подсчет количество ответов "нет", баллы переводятся в Т-оценки. Если по Т-оценкам результат от 70-80, то результат испытуемого сомнителен. Если больше 80, то результаты точно недостоверны, и обрабатывать их не нужно.

Шкала - шкала валидности.

Шкала валидности - направлена на выявление тенденции к намеренному или неосознаваемому ухудшению своего результата.

В утверждения включены описания психической и физической сферы человека, касающиеся необычных мыслей, желаний, ощущений, которые не встречаются в клинической практике и не являются симптомами заболевания.

Симулянт будет соглашаться с этими утверждениями.

Баллы начисляются за ответы "да".

70-80 по Т-оценке - результат сомнителен, если больше 80 - результаты обработке не подлежат.

Высокие показатели бывают у людей мнительных, внушаемых.

Шкала - шкала коррекции.

Шкала коррекции - направлена на выявление противоположных тенденций третьей шкале, желание улучшить свой результат (диссимуляция).

Утверждения касаются часто встречающихся в повседневной жизни проявлений, которые внешне могут проявляться как показатели либо заболевания, либо личностного неблагополучия.

Человек, который хочет казаться максимально здоровым и благополучным - будет отрицать у себя такие симптомы.

Фиксируются ответы "нет".

Показатель используется для внесения поправок в некоторые клинические шкалы, чтобы скорректировать их результаты.

Существует 4 клинических шкалы, в которые вносятся поправки.

Обработка опросника всегда начинается с контрольной шкалы. Если ее результат слишком высокий, то не рекомендуется обрабатывать результаты опросника.

Особенность любого опросника - отражение теоретической позиции ее создателя.

Испытуемый может выразить свое мнение по поводу того, о чем его спрашивают.

Если опросник не отражает важные черты личности испытуемого, мы не получим достоверный результат.

Лекция 11


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.