Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-08-26 | 1901 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В 70—80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой — затратной — модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США.
Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.
Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.
Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста производства не демонстрировала.
|
Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях было естественным и даже неизбежным явлением.
В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.
Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер.
Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. — Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70— 80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.
|
О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом.
В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой, экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к чес-тному труду.
Попытка партийного руковод-ства сохранить власть путем «закручивания гаек», предпринятая Ю.В. Андроповым, оказалась безуспешной Общество нуждалось в карди-нальных переменах.
Начало нового этапа в истории ССCP, получившего название «перестройка», связано с именем М С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной задачей перестройки Аыло остановить распад «сис-темы» государственного социализма и обеспечить интересы • правящей элиты.
|
В 1987—1988 гг. перестройка сводилась главным образом к «радикальной экономической реформе», затем в нее включили pеорму политической системы и Курс на «обновление» идеологии.
Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки. Первыми шагами к рыночной экономике стали Закон о государственном предприятии (I987), предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам, Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1989 г.), открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства.
Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию политических структур. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на XIX партконференции КПСС (летом 1988 г.) В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Был провозглашен курс на создание правового государства.
После партконференции началось изменение структуры управления в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей. Учреждается новый высший аорган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы. На I съезде Народных депутатов СССР (май-июнь 1989 года) М. С. Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. Президентом СССР с правом издавать указы и постановления.
Важнейшим инструментом демократизации стала гласность — объективнее освещение всех сторон жизни общества. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения.
|
Семинар 13.
1. Распад СССР. Создание СНГ. Октябрьские события 1993 года.
12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость (Литва, Латвия, Эстония и др.). Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.
Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вьвести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. параллельно разрабатываются две экономические программы — пра-. вительственная (Н.И. Рыжков)' и программа «500 дней» (С. Шагалин — Г. Явлинский.}, за которой стояло Российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Программа «500 дней» была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.
Переход России к рынку (октябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и республик, «война законов» переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров — Горбачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской
Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С- Шушкевич), РФ (Б.Н. Ельцин), Украины {Л. Кравчук), подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования.
России предстояло решать вопросы государственного устройства, социально-экономического и духовного возрождения.
У государственной власти и демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства зи старой партийно-хозяйственной номенклатуры.
Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверенитет и выступили с территориальными претензиями к России.
|
В этих условиях политика центра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики.
В целях сохранения единства России в марте 1992 г. большинством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации,
Дальнейшее становление российской государственности связано с разработкой собственной Конституции. Однако парламентская оппозиция во главе с Р.И. Хасбулатовым всячески препятствовала этому.
Камнем преткновения являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент своим Указом № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в России» объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 12 декабря. 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагические события 3-4 октября в Москве. Несколько сот человек погибли и получили ранения.
Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили принять Основной Закон страны. Россия объявлялась демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, назначает федеральных министров. Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра.
Кризисные явления во всех сферах жизни советского общества заставили партийное руководство во главе с М. С. Горбачевым пойти по пути «обновления социализма». Однако в ходе «перестройки» встал вопрос о самом существовании социализма и Советского Союза. Августовские события 1991 г. означали не только конец заложенной Лениным и оформившейся при Сталине системы «партия — государство», но и политический, идеологический и организационный крах КПСС. Вслед за крушением КПСС произошел и распад СССР.
Многие народные выступали за эволюционный путь реформирования экономики и государственного строя, за государственное регулирование рыночных отношений в течение переходного периода. С апреля 1992 г. вплоть до осени 1993 г. конфликт двух ветвей власти — исполнительной и законодательной — приобретал непрерывный характер. Критики президента имели в Верховном Совете большинство голосов, курс радикальных реформ поддерживало менее четверти народных депутатов.
В декабре 1992 г. президент и VII Съезд народных депутатов выступили с прямыми обращениями к гражданам России, в которых обвинили друг друга в нарушении Конституции. Благодаря вмешательству председателя Конституционного суда был достигнут компромисс: президент и съезд обязались разрешать все спорные вопросы исключительно конституционным путем, по основным же принципам новой конституции. Сохранение в стране власти Советов (от местных низовых до Верховного) стало преподноситься Ельциным как главное препятствие для развития демократии и реформ, проводимых правительством.
Политический кризис осени 1993 года. 21 сентября 1993 г. вышел президентский указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Согласно этому документу прекращалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета до начала работы нового двухпалатного парламента, который предстояло избрать 12 декабря того же года. К этому сроку планировалось подготовить проект новой конституции России. Вся власть временно сосредотачивалась в руках президента и подотчетного ему правительства.
В ответ был срочно созван внеочередной Съезд народных депутатов, расценивших действия Ельцина как государственный переворот. Они приняли решение отстранить его с поста президента. Президентская присяга была принята вице-президентом А. В. Руцким. Таким образом, разразившийся в стране политический кризис привел к возникновению двух центров власти. Их резиденциями и одновременно символами стали Кремль и здание Верховного Совета — Белый дом.
Ельцин, обладавший, в отличие от Съезда народных депутатов и Верховного Совета, реальными рычагами власти, приступил к организации блокады Белого дома. 2 и 3 октября между сторонниками парламентской оппозиции и милицией произошли столкновения, в результате которых Белый дом был разблокирован. Затем по призыву Руцкого оппозиционеры захватили здание московской мэрии, Хасбулатов призывал их идти на Кремль. Главным событием 3 октября стал вечерний штурм телецентра «Останкино», отраженный силами верного президенту спецназа. На следующий день, 4 октября, военные подразделения захватили Белый дом. Руцкой, Хасбулатов и другие руководители парламентской оппозиции были арестованы (в дальнейшем их освободили по амнистии).
Победа президента над Верховным Советом и намеченные на 12 декабря 1993 г. выборы привели к перегруппировке политических сил.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!