Указания оператору и режиссеру — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Указания оператору и режиссеру

2017-08-24 495
Указания оператору и режиссеру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Старайтесь не использовать в сценарии прямые указания для режиссера и оператора КАК им снимать фильм. Недопустимо писать: КАМЕРА МЕДЛЕННО НАЕЗЖАЕТ, КРУПНО, КРАН ПОДНИМАЕТСЯ, КАМЕРА ПАНОРАМИРУЕТ, РАПИД, СРЕДНИЙ ПЛАН, РЕЗКИЙ ОТЪЕЗД ТРАНСФОКАТОРОМ и т.п. Эти указания ОЧЕНЬ раздражают режиссеров и операторов. Потому что Вы лезете в их профессию – подчас не очень хорошо представляя, что на самом деле значат Ваши указания. К тому же эти пометки отвлекают читателя (не всегда очень профессионального) от Ваших блестящих диалогов и емких описаний.

 

Но иногда Вам без этого просто не обойтись:

 

КАМЕРА МЕДЛЕННО ПОДНИМАЕТСЯ от лица лежащего навзничь Васи. На Васе домашняя пижама.

 

КАМЕРА ПОДНИМАЕТСЯ все выше и выше. С высоты птичьего полета мы видим – Вася лежит на берегу маленького океанского атолла.

 

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Иногда в сценарии бывает просто необходимо заострить внимание читателя на происходящем в кадре, на важной драматургической детали, которую видит герой или героиня и т.п.

 

Для этого используется выражение ЕГО/ЕЕ ГЛАЗАМИ:

 

Вася поворачивается. У Васи отваливается челюсть.

 

ЕГО ГЛАЗАМИ: Из-за угла Спасской башни появляется Годзилла.

 

Таким образом, Вы кратко и точно показываете обратную точку съемки – что вполне допустимо в профессиональном сценарии.

 

ПЕРЕХОД К:/CUT TO:

Иногда Вам надо показать в сценарии, что в одной и той же сцене, в одном и том же объекте проходит время между действиями героя. И Вы хотите акцентировать на этом внимание.

Вот тогда Вы и пишете ПЕРЕХОД К:. Часто в русских сценариях используют примерный английский синоним СUT TO:. Выглядит это так:

 

ИНТ. КВАРТИРА МАШИ – НОЧЬ

 

Маша медленно ходит по полутемной гостиной. Залезает с ногами на кресло и затихает.

 

ПЕРЕХОД К:

 

На улице совсем стемнело. Маша по-прежнему неподвижно сидит в кресле. По ее лицу текут слезы.

 

CUT TO:

 

Маша резко вскакивает. Подбегает к буфету. Выдергивает ящик. В ящике лежит маленький никелированный пистолет.

 

Но вообще использование в Вашем сценарии ПЕРЕХОД К: необязательно. Помните старика Оккама – не следует без надобности умножать сущности.

 

ФЛЭШБЭК

Трудно найти учебник по кинодраматургии, где бы флэшбэк (короткая или не очень короткая ретроспективная сцена внутри сюжета) не разносился бы в пух и прах как признак слабого и непрофессионального сценария. Тем не менее, многие известные фильмы всех времен и народов использовали флэшбэки. И они продолжают использоваться.

 

Нет единого стандарта обозначения флэшбэка.

Самый простой способ обозначить уход в прошлое с помощью заголовка новой сцены:

 

ИНТ. ДОМ ВАСИ - ДЕНЬ

 

Вася стоит у окна и курит. За окном идет снег. Вася задумчиво смотрит в окно.

 

ЭКСТ. ПАРК – ВЕЧЕР – ФЛЭШБЭК

 

Осень. Вася и Маша идут по аллее парка. На них школьная форма. В руках портфели.

 

А когда флэшбэк заканчивается, то Вы пишете новый заголовок:

 

ИНТ. ДОМ ВАСИ – ДЕНЬ – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

Вася шипит от боли и бросает догоревшую сигарету. На улице по-прежнему идет снег.

 

Можете использовать для этой цели титры:

 

ИНТ. ДОМ ВАСИ - ДЕНЬ

 

Вася стоит у окна и курит. За окном идет снег. Вася задумчиво смотрит в окно.

 

В ЗТМ

 

ТИТРЫ: ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД. СЕНТЯБРЬ

 

ИЗ ЗТМ

 

ЭКСТ. ПАРК – ВЕЧЕР

 

Осень. Вася и Маша идут по аллее парка. На них школьная форма. В руках портфели.

 

И так далее.

 

ВАРИАНТЫ

Будьте готовы, что вам придется написать три… пять… восемь, а то и больше вариантов сценария. Это нормальная практика вашей профессии. Конечно, только не в том случае, если вы сумели нагло забить в свой контракт с продюсером: «два варианта – и баста!».

 

И при этом Вам ВСЕГДА придется не только снова переписывать диалоги и сокращать описания, но и ВСЕГДА снова правильно оформлять свой сценарий.

 

РЕЗЮМЕ

Теперь вы знаете почти все секреты.

ХОТЯ НЕТ ПРАВИЛ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ.

НО ПОМНИТЕ: грамотное и аккуратное оформление сценария не трудно, но очень важно. Так же, как говорят – хороший монтаж не виден, можно сказать: грамотное оформление сценария не отвлекает читателя от Вашего талантливого текста.

 

Чем яснее и грамотнее будет написан и записан Ваш сценарий, тем больше шансов, что продюсер прочтет его до конца.

 

Вот еще один секрет: у подавляющего большинства продюсеров во всем мире вообще нет сценарного образования. Вообще нет кинематографического образования. И вообще они не очень любят читать сценарии. И вообще в любом сценарии они читают только десять первых и десять последних страниц. Первые десять страниц утром в офисе читает продюсер, а последние десять – вечером в постели его жена или любовница. J

 

Удачи в Вашем сценарном деле!

Сергей Белошников.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.