Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-08-24 | 411 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Теории возникновения и развития государства
• Теологическая теория: возникновение государства объясняется волей сверхприродного существа (бога). Она изложена в работах немецкого философа Г.Г. Гегеля и российского политического деятеля и правоведа К.П. Победоносцева.
• Патриархальная теория: государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен - в большие целостности, вплоть до государственных образований. При этом на всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти (Роберт Филмер).
• Теория общественного договора (контрактная теория государства): государство является результатом своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и поданными. Государство возникло в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и общественного порядка органу (Эпикур, Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо).
• Теория насилия: государство возникло в результате внешних завоеваний и политического насилия, которые приводят к углублению социального неравенства, образованию классов и эксплуатации (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер, Е.Дюринг).
• Марксистская теория: государство возникает в результате деления общества на классы и выражает интересы господствующего класса.
• Естественно-исторические теории: государство рассматриваесят как органически присущая человечеству на определенной стадии развития форма общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад.
• Т.д.
Функции государства. Содержание политических и экономических функций. Функции государства по определению Всемирного Банка. Альтернативные подходы к классификации функций государства, их взаимосвязь.
|
Функции государства
• Правовые (политические): создание конституционных основ, правового каркаса и поддержание законодательно-правовых условий для формирования и функционирования социально-экономической системы
• Экономические: распределение ресурсов, перераспределение ресурсов, стабилизация
Экономические функции государства
1) функция распределения ресурсов для обеспечения общественными товарами, причем распределение ресурсов осуществляется и в государственном, и в частном секторе. Например, если в качестве общественного блага рассматривается безопасность, оборона, то производство военной техники могут осуществлять и осуществляют как государственные, так и частные предприятия и фирмы;
2) функция перераспределения в основном проявляется в осуществлении различных трансфертных платежей, налоговой политики с целью перераспределения средств между богатыми и бедными, между различными сферами и видами экономической деятельности, регионами и т.п.;
3) основная задача функции стабилизации состоит в обеспечении полной занятости, стабильного уровня цен, экономического роста, достижения благоприятного торгового баланса и т.п.
Области выполнения функций государства
(Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии 1997. МБРР/Всемирный банк, 1997.)
1) область, где рыночная система не работает
2) область обеспечения справедливости.
В каждой области выделяются:
Ø минимальные функции
Ø функции средней степени сложности
Ø функции активного вмешательства.
Область отсутствия рыночной системы:
минимальные функции: государства предоставляет элементарные общественные блага (оборона, законность и правопорядок, макроэкономическое управление, государственная система здравоохранения).
функции средней степени сложности: преодоление экстернальных эффектов (начальное образование, охрана окружающей среды), регулирование монополий (регулирование коммунальной сферы, антимонопольная политика), преодоление эффектов несовершенной информации (страхование здоровья, жизни, пенсионное обеспечение, финансовое регулирование, защита прав потребителей)
|
функции активного вмешательства: координация деятельности частных структур (содействие рынкам, координация инициатив).
Область обеспечения справедливости:
минимальные функции государства: защита бедных (программы по борьбе с нищетой, помощь пострадавшим от различных бедствий)
функции средней степени сложности: обеспечение социального страхования (пенсионное обеспечение для бедных, пособие на членов семьи, страхование от безработицы)
функции активного вмешательства: перераспределение (перераспределение активов).
Альтернативные подходы к классификации функций государства, их взаимосвязь.
Функции государства классифицируются:
по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
по значению: на основные и неосновные,
по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
• Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регули-рующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
• Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программ-но-стратегических целей и задач развития общества.
• Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
• Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
• Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита ин-тересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоя-тельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), под-держка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
|
• Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установле-ние режима природопользования.
• Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого ин-формационного пространства.
• Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей полу-чения образования.
К внешним функциям государства относятся:
• Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета госу-дарства.
• Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
• Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
• деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и
• деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).
4. Понятие государственного управления, его соотношение с понятием «государственный менеджмент» (public management). Методы государственного управления.
Государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.
Его соотношение с понятием «государственный менеджмент» (public management)
В теории государственного управления существует три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
|
· правовой подход;
· политический подход;
· менеджеристский (управленческий) подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинен не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления - является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчетны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции "представительной бюрократии", в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учет ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия " государственый менджмент" (public management) в качестве синонима понятию "государственное управления".
Общей для всех трех подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
следования
· принципу верховенству права (правовой подход);
· следования воле народа (политический подход);
· следования цели получения нужного социально-экономического результат (менеджеристский подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления. Методы государственного управления
Классификационный признак | Виды методов |
масштаб применения | Общие конкретные (частные) |
содержание | 1) экономические 2) социально-психологические 3) административные |
тип воздействия | 1) прямые 2) косвенные 3) опосредованные |
Субъект осуществления | 1) единоличные 2) коллегиальные 3) коллективные |
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!