Занятие 1. «Прогулка в осеннем лесу» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Занятие 1. «Прогулка в осеннем лесу»

2017-08-24 494
Занятие 1. «Прогулка в осеннем лесу» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 1. «Прогулка в осеннем лесу»

Оборудование: осенние листья; иллюстрации – птички, фи­лин, зайчик с барабаном, ежик, малина; бубен.

Ход занятия

Динамические упражнения

Педагог.

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

Может быть, в лесу осеннем

Мы боровичка найдем.

Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.

Праздник осенью в лесу —

И светло, и весело.

Вот какие украшенья

Осень здесь развесил

На деревьях листочки какого цвета? (Ответы детей.) Нале­тел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, рас­качивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

3. Песня «Золотые листики» Г.Вихаревой (см. сб. «Веселинка» Вихаревой Г.Ф., с. 16)

Педагог.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат-шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Ш-ш-ш-ш...

Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу. Качают руками вправо-влево.

4. «Танец-игра с листьями» (по выбору)

Педагог. Давайте, ребята, прислушаемся к звукам в осен­нем лесу.

Упражнение с элементами пальчиковой гимнастики

Педагог.

Мы — певцы, певцы лесные.

Песни мы поем простые:

О цветах, о солнышке,

О маленьком воробышке.

(В. Степанов)

Дети произносят «Чик-чирик!» в высоком регистре, помахи­вая руками, как крыльями.

Пальчики — головка,

Крылышки — ладошка.

Повернуть ладони к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), боль­шие пальцы — головка птички, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими, произнося: «Фыр-фыр».

Сидит филин на суку

И кричит: «Бу-бу, бу-бу!»

Прижать друг к другу сжатые в кулаки руки. Большие пальцы — вверх («ушки»), указательные — вместе, указывая себе на грудь («нос»).

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-там-там!

(В. Цвынтарный)

Сжать пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы прижать друг к другу и поднять вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу. Произносить «д-д-д...».

Всюду песни, гомон, свист,

Только он не голосист.

Пых-пых, пых-пых,

Дайте ножик,

Чтоб свисток мог сделать... (Ежик.)

Прижать ладошки друг к другу и двигать ими вправо-влево, широко раздвинув прямые пальцы, и произносить: «Пых-пых!»

 

Губы сложим в трубочку —

На свисток похоже.

Посвистеть в свисток

И без свистка мы можем.

(Т. Буденная)

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед. Произ­носить звук «у».

Посмотрите, какой веселый ежик прибежал на нас погля­деть.

6. Массаж лица «Ежик», с проговариванием чистоговорки
(авторская разработка)

Хором.

Жа-жа-жа —

Мы нашли в лесу ежа.

Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.

Жу-жу-жу —

Подошли мы к ежу.

Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.

Ужа-ужа-ужа —

Впереди большая лужа.

Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, и расте­реть лоб движениями в стороны — вместе.

Жок-жок-жок —

Надень, ежик, сапожок.

Кулачками массировать крылья носа.

Физминутка «Ежик»

Педагог.

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк —

Превратится еж в клубок.

Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». Сворачивают­ся на полу клубком.

Ощетинит еж иголки —

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

(И.Лопухина)

Встают и продолжают «топать по дорожке». Пошли мы по дорожке за ежиком, а он привел нас к ягодам. Вот их сколько много. Давайте, ребята, ягодки собирать.

8. Массаж пальцев «Малина»
Педагог.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

 

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы — ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в шепотку) «снимаем ягоды».

Ягод — полное лукошко!

Я попробую немножко.

Сложить ладони «корзинкой».

Я поем еще чуть-чуть —

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту.

Раз, два, три, четыре, пять...

Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении — на другой).

Снова буду собирать.

(И. Лопухина)

Хлопки в ладоши.

Угостил нас ежик малинкой и стал играть в догонялки.

Подвижная игра «Догонялки»

Дети встают в круг, в центре — «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигает­ся противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладо­ши и говорят:

Раз, два, три —

Ребятишек догони!

Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать.

Педагог. Ой, ребята, а ведь мы в лесу заблудились! Как же мы найдем дорогу домой? (Ответы детей.)

Ход занятия

Педагог. Жили-были старик со старухой — те самые, от которых колобок укатился. Пошли они как-то в лес за грибами да за ягодами.

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Тропинка». Дети берутся за руки и за веду­щим идут «змейкой».

2) Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. При­жать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывает­ся) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язы­чок будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъя­зычная уздечка — его ножку.

Педагог.

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

3) Упражнение «Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.

Педагог.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

(Одуванчик.)

4) Упражнение «Подуй на одуванчик». Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть через нее, выраба­тывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

5) Упражнение «Дятел». Многократно побарабанить напряжен­ным кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д»: «д-д-д...»

Педагог.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

Остановились старик со старухой под деревом, на котором сидел дятел, посмотрели вниз и увидели грибок.

Он стоит на ножке тонкой,

Он стоит на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

А невдалеке еще один гриб, и еще, и еще. Стали дедушка с бабушкой грибы собирать.

2. Динамическое упражнение «По грибы» Ф. Лещинской (см. сб. «Первые шаги в мире музыки» Андреевой М.П., Коноровой Е.В., с. 126)

Дети под песню ходят врассыпную по залу, поставив одну руку на пояс («корзинка»). В конце музыкальной фразы они ос­танавливаются и делают наклон («срывают грибок») и кладут его в «корзинку».

Педагог (держит в руках куклы: «бабушку» и «дедушку»).

— Глянь-ка, Старуха, никак, под кустом наш Колобок ле­жит?

— Что ты, Старик! Откуда ему быть?

— Но, чтобы получше рассмотреть, старуха надела очки.

Педагог.

Бабушка очки надела,

Колобочка разглядела.

Большой палец правой и большой левой руки вместе с ос­тальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам.

Подошла Старуха поближе к Колобку, только наклонилась, чтобы поднять его, как накололась на что-то колючее. Это был Ежик, а не Колобок. Стала бабушка на пальцы дуть, чтобы боль облегчить.

Хоровод «Маленький ежик»

Педагог. Пора нам домой возвращаться. А через канаву пе­рекинут мостик.

На носочках осторожно

Перейти мосточек можно.

Тише, тише, не спешите,

Бревнышки не раскатите.

Дети уходят из зала, двигаясь друг за другом и ступая на носочки.

Занятие 3. «Земляничка»

Оборудование: бубен; бутафорская ягода-земляника; игрушки – птичка, мышка, лягушка, ежик; зонт; красные платочки — по одному каждому; кассета Гр. Гладкова «Несси».

Ход занятия

Логопедическая гимнастика

Дети выполняют упражнение для стимуляции движений нижней челюсти «Птенчик»:

1) Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

2) Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звука «а» на твердой атаке.

3) Открывание рта с поворотами головы вправо-влево.
Педагог. Увидела птичка земляничку, прилетела к ней, хочет сорвать да птенчикам отнести. А тут мышка выглянула из норки.

Массаж кистей рук «Мышка»

Педагог.

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям.

«Хрум, хрум!» —

Что за шум?

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Ежик». Беззвучно произносят «п-п-п...» (для укрепления губ).

2) Упражнение «Грибок» (см. занятие 2).

12. Хоровод «Маленький ежик», в конце которого дети говорят:

Ежик, ежик, не зевай,

Кого хочешь, приглашай!

Ежик приглашает любого ребенка и танцует с ним.

13. Массаж лица «Ежик», произнося чистоговорку (см. занятие 1)

Педагог. Ежик тоже поспешил к земляничке, облизнулся.

Ой, как хочется ее съесть! А в это время все потемнело, начал­ся дождь.

14. Песня «Туча» Г. Вихаревой (см. сб. «Веселинка» Вихаревой Г.Ф., с. 17)

Педагог.

Нам совсем не страшно бегать под дождем,

Если дождик сильный — зонтики возьмем.

Занятие 4. «Мишкина малина»

(по мотивам одноименного стихотворения В. Степанова)

Оборудование: осенние листья — по одному каждому ребен­ку; игрушки — мишка с корзиной ягод, лиса с лукошком, зай­чик с кузовком, ежик с глиняным горшочком, крот с круж­кой, утка с ведерком; иллюстрация тучи.

Ход занятия

1. Динамические упражнения «Прогулка» (авторская разработка)

Педагог.

Раз-два-три-четыре-пять —

В лес отправимся гулять.

Обычная ходьба.

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем.

Ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу, взяв­шись за руки.

Может быть, и под листочком

Сладку ягодку найдем.

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали.

Бег на носках.

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.

Ходьба на пятках.

Где ты прячешься, грибок?

Полезай-ка в кузовок!

2. Динамическое упражнение «По грибы» Ф. Лещинской (см.
занятие 2)

Дети встают в круг, поднимают руки вверх и выполняют уп­ражнение на развитие дыхания и увеличение продолжительнос­ти равномерного выдоха.

3. Дыхательное упражнение «Ветер» (авторская разработка)

Педагог.

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф...

 

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф...

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а...

Рябиновый — и-и-и...

Березовый — о-о-о...

Дубовый — у-у-у...

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

4. «Танец с листьями» (по выбору)

5. Пальчиковая игра «Осенний букет» Хором.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

 

Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, сред­ний, безымянный, мизинец.

Мы соберем

Маме осенний

Букет отнесем.

Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

 

Педагог.

Песню осеннюю

Маме споем.

6. Песня об осени (по выбору)

7. Динамические упражнения (для стоп)

Педагог (использует игрушки «мишка» и «лиса»).

Мишка нес домой малину —

Переступание с ноги на ногу.

Ягод полную корзину.

Шел, устал, на пень присел,

Сладких ягодок поел.

Сидя на стуле, вытянуть ноги вперед, оттягивать носки ног, сгибать в голеностопном суставе.

Глядь, бежит Лиса с лукошком.

Говорит она ему:

Можно, Мишенька, немножко

Ягод я твоих возьму?

(В. Степанов)

Мишка не жадный. Он с радостью угостил Лису-красавицу.

Украшать собой леса,

Видно, создана Лиса:

Рыжая красавица

Всякому понравится!

(Р. Рамазанов)

Лисичка открыла Мишке секрет, почему она такая красивая. Оказывается, Лиса каждый день массаж делает. Она и Мишку научила этому массажу.

8. Массаж «Лиса» (авторская разработка) Хором.

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

Движения выполняются соответственно тексту.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала —

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса!

Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, по­ставив руки на пояс и выпрямив спину.

До чего же хороша!

Педагог (использует игрушку «лиса» и «заяц»).

За Лисой, тропой тенистой,

Скачет Зайка — прыг да скок.

Он для ягоды душистой

Приготовил кузовок.

Мишка и Зайку угостил малиной. А Заяц позвал своих дру­зей-зайчат отведать ягод и поиграть.

 

9. Физминутка «Зайчики»

Педагог.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Движения выполняются соответственно тексту.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки. (В. Волина)

Вдруг раздалось фырканье. Да это же Ежик!

10. Массаж лица «Ежик» (см. занятие 1)

Педагог.

Из кустов, с горшком из глины

Показался Ежик вдруг.

Как не дать ему малины:

Серый Ежик — Мишкин друг.

11. Хоровод «Маленький Ежик» (см. занятие 2)

Педагог.

Не спеша усатый Крот

Вышел на опушку.

Он набил малиной рот

И насыпал в кружку.

Мимическое упражнение

Показывают, как Крот щурится на солнышке, принюхивается, облизывается, просит у Мишки малинки, благодарит, уго­щается, радостно несет ягоды домой.

Прилетела даже Утка,

Утка с ведрышком пустым...

Логоритмическая гимнастика

1) Упражнение «Подуем на варенье». Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

2) Упражнение «Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широ­кой передней части языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широ­ким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая дви­жение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его бо­ковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «под­саживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

Педагог. Но что это, ребята? (Загадывает загадку В. Сте­панова.)

Кто плывет по небосводу,

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажи-ка нам скорей! (Туча.)

16. Песня «Туча» Г. Вихаревой

Занятие 5. «Полная корзина»

(по мотивам стихотворения В. Берестова «Корзинка»)

Оборудование: корзинка, в которой лежат подснежники, кра­пива, фиалка, ландыш, ромашка с сидящей на ней пчелкой, земляника, грибок, гриб-боровик, рябина, кленовый листок; изображения пчелы и осы на палочке; маска волка.

Ход занятия

Педагог. Посмотрите, ребята, какую я вам принесла кор­зинку. Корзина эта волшебная — с весны до поздней осени в лес ходит и всегда полной возвращается домой. Как только снег исчез, Пошла корзинка в лес. Март посылает всем привет, А с ним — подснежников букет. Пойдемте и мы в лес за подснежниками.

Динамическое упражнение

Хором.

Мы идем: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).

Мы кричим: ау-ау.

Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Подуй на варенье через трубочку» (для вы­работки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту. Следить, чтобы щеки не надувались.

2) Упражнение «Вкусное варенье» (см. занятие 4).

3) Упражнение «Блинчик» (для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состо­янии). Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положе­нии под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напря­жены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

4) Упражнение «Пирожок» (для укрепления мышц языка, раз­вития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка под­нимаются вверх, по средней продольной линии языка образует­ся впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались не­подвижными.

Педагог.

Попадаются в июле

Очень вкусные находки.

Это знают все кастрюли,

Банки, миски, сковородки.

5) Упражнение «Грибок» (см. занятие 2).
А помогает грибам вырасти дождик.

Массаж спины «Дождь»

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют сле­дующие движения. Педагог.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

(Французская народная детская песенка)

Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.

Приходит август с урожаем

Ко всем, но только не к лентяям.

Кто проспит, тот вернется

С пустыми руками.

А кто рано проснется,

Тот — с боровиками.

10. Подвижная игра «Дети и волк» Г. Вихаревой (см. сб. Вихаревой Г.Ф. «Песенка, звени!», с. 13)

Педагог.

Вот красная рябина,

Вот желтые опята,

И в сентябре корзина

Полным-полна, ребята!

11. Исполняется «Танец рябинок» или «Танец грибов» (по выбору)

Педагог.

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой: —

Ты куда, листок, постой!

12. Пальчиковая игра «Осенние листья» (см. занятие 4)

Педагог.

Осенние листья желты и красны.

Простимся с корзинкой до новой весны.

Ход занятия

Педагог. Вот и кончается золотая осень. Сейчас солнышки часто прячется от дождика.

1. Массаж спины «Дождик» (см. занятие 5)

Динамические упражнения

Плавно идет капуста.

Шаг с носочка.

Важно шагает помидор.

Шаг на всей стопе.

Осторожно идет редиска.

Ходьба на носках.

Легко бежит горошек.

Легкий бег на носках.

Не спеша, вышагивает редька.

Ходьба на пятках.

Вприскачку спешит морковка.

Подскоки.

Маршируют молодцы-огурцы.

Шаг марша.

Модницы-морковки

Взяли по обновке.

4. Массаж носа «Морковь» (авторская разработка)

Педагог (или хором).

Вот-вот-вот —

Потереть большими пальцами указательные.

Морковки водят хоровод.

Ава-ава-ава —

Веселая забава.

Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх.

Овь-овь-овь —

Вкусная морковь.

И в полоску блузы

Выбрали арбузы.

Пальчиковая игра «Капуста»

Хором.

Мы капусту режем, режем,

Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем,

Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим,

Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем.

Сжимать и разжимать кулачки.

Огородная семейка,

В танец, в танец поскорей-ка.

11. Хоровод «Огородная-хороводная» (см. сб. «Музыка в детс­ком саду. Средняя группа», с. 15)

12. Упражнение на релаксацию
Педагог. Устали овощи, сели отдыхать.

Отдувается капуста: «Ах! Ах!»

Обмахивать лицо ладошками.

Морковка: «Эх! Эх!»

Хлопать по коленям.

Горох: «О-хо-хох!»

Легко ударять пальчиками по коленям.

Огурец: «Ух! Ух!»

Хлопать в ладоши.

 

 

Занятие 7. «Сундучок осени»

Оборудование: венок Осени; сундучок с осенними подарка­ми — бочонком меда, капустой, морковкой, веточка с ягодами рябины, цветные платочки для каждого ребенка, яблоко, бара­бан, гриб, грецкие орехи для каждого ребенка (или шарики для пинг-понга); игрушки — медведь, заяц, лиса, ежик, волк, белка.

Ход занятия

Педагог надевает на голову осенний венок и превращается в Осень.

Педагог.

По дороге золоченой

Осень щедрая идет.

Убранный листами клена

Сундучок она несет.

Сундучок с ее приданым

Полон солнечных даров:

Много тут брусники рдяной,

Спелых яблок и грибов.

(Пальчинскайте)

1. Хоровод «Здравствуй, осень!» Е. Тиличеевой (см. сб. «Раз­влечения в детском саду», с. 111)

2. Массаж спины «Дождь» (см. занятие 5)
Педагог.

По дороге золоченой

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам, и ребятам —

Всем подарки принесла.

Поднять руки вверх, кисти опущены.

Яблоки на веточках висели и скучали.

Покачать опущенными кистями.

Девочки и мальчики ветки раскачали.

Покачать поднятыми вверх руками.

Яблочки о землю громко застучали.

Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони вып­рямлены, пальцы соединены и напряжены.

Первым к Осени подошел Мишка. Интересно, что она достанет для Мишутки из своего сундучка?

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Вкусное варенье» (см. занятие 4).
Педагог.

Мишка любит сладкий мед,

Мишка мед у пчел берет.

Тем еще он знаменит,

Что зимою крепко спит.

(Р. Рамазанов)

2) Упражнение «Блинчик» (см. занятие 5).
Педагог.

Язык блином ты положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

(Т. Буденная)

Понес Мишка угощение своим медвежатам.

4. Динамические упражнения «Медвежата» (движения детей соответствуют тексту)

Педагог.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так. _________________

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так

Они из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали:

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

Вот по дорожке бежит Зайчишка. Увидал Заяц Осень, стал ей рассказывать о своем житье-бытье.

Зайку все хотят поймать,

Зайке нужно убегать!

Только не боится он —

Он по бегу чемпион!

(Р. Рамазанов)

Дыхательные упражнения

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произносят звуки «х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.

Педагог. Осень угостила Зайчонка овощами: сначала дос­тала капусту, а потом морковку.

6. Мимическое упражнение «Капуста»
Педагог.

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Дети передают мимикой характер стихотворения: удивление, гордость.

— Как же быть без хруста,

Если я — капуста?

(В. Суслов)

7. Массаж носа «Морковь» (см. занятие 6)

Гимнастика для глаз

Музыкальный руководитель в руках с морковкой встает в од­ном углу зала, воспитатель с капустой — в противоположном. На слово «морковка» вверх поднимают морковь, дети смотрят на нее, затем вверх поднимают капусту, дети переводят взгляд на нее. Голова при этом не должна шевелиться.

Педагог. Подошла к Осени красавица-Лиса.

За рекой растаял дождик,

Высох мой нарядный мех...

Нарисуй меня, художник:

Я в лесу красивей всех!

(В. Степанов)

Осень достала из сундучка для Лисы ягоды рябины, чтобы она из них бусы красные сделала. А рябинки на опушке пусти­лись в пляс.

9. «Танец рябинок» с платочками (по выбору)
Педагог. Кто же еще спешит к Осени?

Коротышка, слабый с виду,

Но себя не даст в обиду.

Лучше ты его не трожь,

В колкой шубе ходит... (еж).

Осень для ежика припасла яблоки и барабан.

Динамические упражнения

По-лосиному красиво

Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над го­ловой, пальцы раздвинуты.

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

Бег на носках.

И по-заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

Прыжки на двух ногах вправо-влево.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет. (В. Степанов)

Ходьба на внешнем своде стопы.

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом:

—Отвечайте, звери, мне

—— Вы готовы ли к зиме?

—Да, — ответили Лисицы, —

Мы связали рукавицы.

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

3. Массаж пальцев «Рукавицы» (авторская разработка)

Педагог.

Вяжет бабушка Лисица

Всем лисятам рукавицы:

Поочередно потереть большим пальцем подушечки осталь­ных пальцев.

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с боль­шого (при повторении массировать пальцы правой руки).

А маленькие рукавички

Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках — да-да-да! —

Потереть ладони друг о друга.

Не замерзнем никогда!

А у нас есть валенки, —

Отвечали Заиньки. —

Что нам вьюга да метель?..

Хочешь, Мишенька, примерь.

4. Динамические упражнения «Заинька» (для ног) (авторская разработка)

Хором.

Скачет Зайка босой

Подскоки с ноги на ногу.

Под высокой сосной.

А Зайчишка маленький

Шаг на всей стопе.

Топает в валенках.

Каблучками он стучит,

На друзей своих глядит.

Стоя на месте, руки на поясе, подниматься на носках и опус­каться на всю стопу, пристукивая каблучками.

На качелях покачался,

Перекаты с пятки на носок, стоя на месте.

Зайка всем заулыбался.

Педагог.

— Ну а я, — ответил Крот, —

Под землей устроил ход.

Там с красавицей женой

Будем чай мы пить зимой.

И Крот угостил Мишку чаем с разными вкусностями.

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Подуй на чай». Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.

2) Упражнение «Ой, как вкусно!». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.

3) Упражнение «Блинчик» (см. занятие 5).

4) Упражнение «Пирожок» (см. занятие 5).
Спросил Мишка и Осу, что она сейчас делает.
Педагог.

Осы к осени желтее,

Полосатее и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не дает...

И варенье, и повидло

Есть у нас, а им — обидно.

(В. Степанов)

6. Дыхательное упражнение «Осы» (по Б. Толкачеву)
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з...»

7. Гимнастика для глаз «Оса» (авторская разработка)


Педагог.

Са-са-са —

Прилетела к нам оса.

Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной.

Су-су-су —

Проследить движение пальца вверх-вниз.

Мы увидели Осу.

Сы-сы-сы —

Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом.

Испугались мы Осы.

Са-са-са —

Проследить движение по кругу в другую сторону.

Улетай скорей, Оса.

Ай-ай-ай —

Спрятать руки за спину и покачать головой.

Ты нас больше не кусай.

Ой-ой-ой —

Мигать глазами.

Побежали мы домой.

Педагог.

Крикнул Бобр медведю с речки:

— Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок —
Из трубы пойдет дымок.

8. Упражнение «Пильщики» О. Боромыковой (см. сб. Боромыковой О. «Коррекция речи и движения», с. 5)

Дети разбиваются на пары и выполняют упражнение.

Педагог.

Вылез Ежик из листвы:

— Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе — грибов кадушка.

9. Упражнение «Грибок» (см. занятие 2)

Ход занятия

Педагог. На дворе — поздняя осень. И люди, и звери к зиме готовятся, припасы делают и каждый день благодарят Осень за ее подарки.

1. Хоровод «Здравствуй, осень!» Е. Тиличеевой
Педагог. Вот и звери лесные готовят свои зимние припасы.

А Медведь по лесу ходит, улыбается.

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Улыбка» (для губ). Улыбнуться. Губы сжаты.

2) Упражнение «Трубочка». Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке «у».

Упражнения выполняются поочередно 5—7раз.

Педагог.

Видит Медведь, Заяц морковь собирает.

— Ну как, Заяц, хороша морковка? — спрашивает Медведь.

— Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

Решил Медведь, что ему на зиму тоже морковка нужна. А Заяц добрый:

— Бери, дядя Миша, сколько хочешь!

3. Массаж носа «Морковь» (см. занятие 6)

Педагог.

Медведь начал морковь дергать, да так, что она во все сторо­ны полетела. Как раз мимо Ежик проходил, а одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.

— Ф-ф-ф... — рассердился Ежик. — Что это тут делается?

— Морковку дергаем! — рявкнул Медведь.

— А я за грибами в лес собрался. Насушу их на зиму.

Тут Медведь решил, что грибы вкуснее, чем морковь. Оста­вил Зайца одного морковку убирать, а сам с Ежиком в лес пошел. А Зайка собрал урожай и заплясал на радостях.

4. Русская народная хороводная игра «Заинька, выходи!» (см.
сб. «Развлечения в детском саду», с. 39)

Педагог. А дядя Миша с Ежиком по лесу идут.

5. Ритмическое упражнение «Грибы» Т. Попатенко, дети делают наклон в конце фразы (см. сб. «Первые шаги в мире музыки» Андреевой М.П., Коноровой Е.В., с. 44)

Педагог. Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает. А неуклюжий Медведь их больше ногами топчет.

Динамические упражнения.

Педагог.

По извилистой дорожке

К речке синей мы пошли.

Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.

Постарайтесь так пройти,

Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдем,

Аккуратненько пройдем.

Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.

Вдруг из воды высунулась рыбка

Легкий бег на носках, покачивая перед собой соединенными ладошками.

И поплыла по воде быстро-быстро.

Рыбка плавает в воде,

Мы резвимся на траве.

Игра на внимание «Рыбка»

Когда педагог держит руки внизу, дети хлопают ладонями по коленям и произносят: «Буль-буль-буль...» («рыбка в воде»). Если ведущий поднимает руки вверх, ребята должны быстро хлопнуть в ладоши («рыбка вынырнула»).

Педагог. Только закинули удочки — Лиса тут как тут! Ста­ла звать Медведя кур из курятника таскать. Мишке уже и рыбы не надо. С Лисой пошел. А Лиса оставила его у забора сторо­жить, а сама забралась на птичий двор.

10. Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его дви­жениями

Дети.

Наша курочка гуляла,

Поставить правую руку локтем на ладонь левой. Пальцы сло­жить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз и под­нимать вверх.

Травку свежую щипала

Пощипать пальцами бедра.

И пила водицу

Прямо из корытца.

(Л. Савина)

Сложить ладошки «чашечкой». Подносить их ко рту и опускать вниз.

11. Массаж ног «Курочки и петушок» под рус. нар. мелодию «Ах вы,
сени»
(см. сб. «Музыка в детском саду. Средняя группа», с. 17)

Педагог.

Наседка нередко ругала цыплят:

Поглаживание подъема ноги.

«Кончайте клеваться, кому говорят!

Массаж щиколоток.

Кто много клюется, тот мало клюет,

Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх.

Кто мало клюет, тот плохо растет,

Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.

Кто мало растет, тот болен и худ,

Поглаживание ноги ладонями.

Кто худ и бессилен, того заклюют!» (В. Берестов)

Поглаживание коленок.

 

Педагог. Ходит Медведь вдоль забора, прислушивается. Вдруг налетели на него собаки, зарычали (дети рычат: «Р-р-р!..»), за­лаяли («Гае! Гае!... Тяв! Тяв!..»). Чуть Медведя собаки не разор­вали, едва ноги унес! Тем временем Лиса со своей добычей выб­ралась из птичника и убежала. А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает... Никаких припасов на зиму он себе не сделал и решил лечь спать на всю зиму в берлогу. Будет те­перь до весны лапу сосать.

12. Упражнение на расслабление (релаксация)

Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза и отдыха­ют под звучание «Колыбельной».

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Вкусное варенье» (см. занятие 4).

2) Упражнение «Подуй на чай» (см. занятие 8).

3) Упражнение «Покатай во рту конфетку» (на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта). Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

Педагог.

Мишка пьет горячий чай

И сосет конфетку.

Не облейся невзначай,

Завяжи салфетку.

(О. Высотская)

Мимическое упражнение

Дети мимикой показывают, как Мишка ест лимон, соленый огурец, вкусную конфету, торт и т.д.

Педагог.

Поиграем мы в больницу,

Будем с вами мы лечиться,

Если вдруг у вас ангина,

Даст вам кукла аспирина.

(Н. Саитгазина)

А Мишка и вправду заболел.

7. Исполняется 1-й куплет песни «Про Мишку» А. Филиппенко (см. журн. «Дошкольное воспитание»)

Массаж пальцев «Дружба»

Педагог.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Растирани


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.562 с.