Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в активно-потребностной среде. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в активно-потребностной среде.

2017-09-10 346
Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в активно-потребностной среде. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика выполнения задания.

Ребенка приглашают в комнату, где на столе выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагается в течение минуты рассмотреть их.

Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слушал. На самом интересном месте чтение прерывают, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое.

 

1. Хотел ли ты перейти из детского сада в школу? Почему?

2. Что тебе нравиться в школе? Что бы ты хотел делать в школе больше всего?

3. А может быть лучше еще походить в детский сад? Почему?

4. Как ты считаешь, где лучше в школе или в детском саду?

Анализ полученных данных

Ответы ученика протоколировать, проанализировать полученные данные и сделать выводы об уровне сформированности стремления к познанию в соответствии с приведенной шкалой:

Нулевой уровень — не нравиться в школе, стремиться в детский сад.

Первый уровень — нравится в школе, но в объяснениях отсутствует мотив познания, приобретения знания, узнавания нового.

Второй уровень — нравиться в школе и мотивы связаны с положительным отношением к учению, возможностью приобретения новых знаний.

 

III. Психосоциальная готовность к обучению в школе

Тестовая беседа со школьником по определению психосоциальной готовности к обучению в школе

Беседа позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка, его ориентировке, семейной ситуации, наконец, именно она позволяет создать атмосферу доверия, ввести ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, поэтому к ее организации предъявляются повышенные требования. Человек, проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости следует возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения и уточнять ответы.

Вопросы к тестовой беседе

1.Назови свою фамилию, имя, отчество.

2.Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

4.У тебя есть брат (сестра), кто старше?

5.Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?

6.Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7.Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин? День или ночь?

8.Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9.Кем работает твой отец?

10.Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д.?

11.Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12.Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13.Почему снег бывает зимой, а не летом?

14.Что делают почтальон, врач, учитель?

15.Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

16.Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17.Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?

18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19.Каких животных ты знаешь? Каких птиц?

20.Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?

21.Что больше: 8 или 5; 5 или 3. Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.

22.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

В предложенном списке не все вопросы являются контрольными, но все информативны с точки зрения соответствующих представлений и сформированности понятий, доступных возрасту.

Оценка вопросов

1.За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить только 1 балл (за исключением контрольных).

2.Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы ответы на подвопросы пункта.

3.Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе им. Ленина». «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня»; «Папа работает на работе», а также если ребенок путает времена года, их признаки, «больше-меньше» без наглядных примеров.

4.К контрольным относятся следующие пункты-вопросы: 5, 8, 11, 15, 22. Они оцениваются следующим образом: № 5 — если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1 балл; если он назовет с учетом месяцев — 3 балла; № 8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла; до 3 признаков — 1 балл; № 15 — за каждое правильное указание применения школьной атрибутики — 1 балл; № 22 — за правильный ответ — 2 балла.

5.Пункт 16 оценивается совместно с п. 15 и п. 17. Если в п. 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 16 или 17, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п.15-17 надо набрать 4 балла).

Оценка результатов беседы

Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему психологическому обследованию. «Школьнозрелыми» считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, «среднезрелыми» считаются дети, получившие 20-24 балла, и «незрелыми» - 15-20 баллов. Давая заключение не следует забывать, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, является вспомогательным методом. Психолого-педагогический диагноз может быть поставлен только на основе анализа всех данных комплексного исследования.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.