III. Знакомство с новым речевым жанром. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

III. Знакомство с новым речевым жанром.

2017-09-10 338
III. Знакомство с новым речевым жанром. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Какие жанры речи вы уже знаете?

– Исправьте ошибки в названиях жанров:

письменный (письмо)

записочный (записка)

инструкция

загадка

этюд

дневниковые записки (записи)

– К какому жанру отнесете текст, начинающийся так:

– Когда люди обращаются к этому жанру?

– Какие особенности этого жанра вы помните?

2. Упражнение 159.

– Прочитайте отрывок из рассказа.

– Вы узнали рассказ? Кто его автор?

– От какого лица ведется рассказ?

– Что случилось с ребятами? Двумя предложениями ответьте на этот вопрос.

– От какого лица вы строили ответ?

– Что нужно изменить в тексте, чтобы рассказ велся от третьего лица?

– Внесите изменения в текст.

3. – Прочитайте продолжение рассказа в упражнении 160.

– Вы знаете, как называются такие «записки», которые развесили ребята?

– Почему по указанному адресу стало приходить много людей?

4. Знакомство с сообщением авторов.

– Прочитайте, что хотели сообщить вам авторы о новом речевом жанре (с. 72).

Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас.

5. Рассмотрите рисунок.

– Помогите Мишке и его другу исправить объявление, дополните его необходимыми сведениями.

– В этом вам помогут вопросы:

где? когда? какой чемодан нашли?

где? у кого? когда его можно получить?

– Сведения, которых недостает, придумайте сами, но не пишите ничего лишнего.

– Запишите получившееся объявление в тетрадь.

– Прочитайте, какие объявления у вас получились.

(Дети выбирают лучшее, обосновывая свое решение.)

6. – Вам знакомы герои книги Е. Велтистова «Миллион и один день каникул»?

– Прочитайте объявление и найдите в нем просьбу-запрет.

– Попробуйте перестроить это объявление.

– Вначале сформулируйте просьбу-запрет, а затем поместите подпись.

– Запишите получившееся объявление.

– Какие орфограммы встретились в объявлении?

7. Прочитайте отрывок из хорошо известной вам сказки «Приключения Чиполлино» Дж. Родари и найдите в нем объявления.

(Текст, заранее подготовленный, должен быть на каждой парте, в 1 экземпляре.)

Замок графинь Вишен стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано: «Вход воспрещен», а на другой – «Выход воспрещен».

Вишенка гулял по парку один-одинешенек. Он осторожно ходил по ровным дорожкам, все время думая о том, как бы не наступить ненароком на клумбу и не растоптать грядки. Его наставник, синьор Петрушка, развесил по всему парку объявления, в которых было указано, что Вишенке разрешается и что запрещается. Так, у бассейна с золотыми рыбками висела надпись: «Запрещается Вишенке окунать руки в воду!»

Было тут и другое объявление: «Запрещается разговаривать с рыбами!».

В самой середине цветущей клумбы красовалась надпись: «Запрещается трогать цветы! Нарушитель будет оставлен без сладкого».

– Какие объявления вы нашли в отрывке?

– Какие слова помогают понять, что это объявления-запреты?

– Хорошо ли жить человеку среди объявлений-запретов?

– Подумайте, когда они действительно нужны, а когда нет.

IV. Итог урока.

– С каким речевым жанром мы познакомились?

– Какие правила при составлении объявления должны соблюдаться?

Домашнее задание: упражнение 163.

Урок 44
Пишем объявления

Цель: обучить составлению и написанию объявлений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какими необходимыми фактами вы дополнили объявление?

– Что необычного в строении слова длинношерстный? Объясните его правописание.

– Как вы объясните постановку гласной в слове вознаграждение?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 164.

– Прочитайте задание учебника.

– Что за записку написали ребята? Как она называется?

– Какие бы вы внесли в текст записки дополнения?

– Почему, на ваш взгляд, они нужны?

– Составьте и запишите более полное объявление с просьбой.

2. – Еще одно объявление поместил В. Бианки в свою книгу «Лесная газета». Прочитайте его в тетради-задачнике (упр. 165).

– Объясните правописание букв на месте пропусков.

– Это серьезное объявление?

– А если такое объявление с просьбой не беспокоить зверей во время зимней спячки напишем мы?

– Что в тексте объявления нужно изменить?

– Напишите новое объявление, с той же просьбой, но от лица людей.

3. – Найдите недостатки в объявлении крокодила Гены из книги Э. Успенского (упр. 166).

– Какие части речи использовал крокодил Гена в своем объявлении?

– Что можете сказать о подчеркнутом в тексте слове?

– Запишите его начальную форму.

– Что можете сказать о его изменении?

4. Работа в парах.

– Вы, конечно, помните, что в городе, где жил Гена, было много людей и зверей, которые хотели бы иметь друзей. И крокодил Гена с Чебурашкой и девочкой Галей решили: всем, кому нужен друг, помочь. Прочитайте, как они это сделали.

На следующий день работа закипела. Гена сидел за столом и как главный специалист по объявлениям писал:

Открывается дом дружбы.

Каждый, кто хочет иметь друга,

пусть приходит к нам.

Чебурашка брал эти объявления и выбегал на улицу. Он наклеивал их везде, где можно и где нельзя. На стенах домов, на заборах и даже на проходивших мимо лошадях.

– Все ли в объявлении Гены понятно?

– Исправьте это объявление, чтобы к Гене и Чебурашке могли прийти друзья.

– Это объявление дано в повести-сказке. А как вы думаете: если у человека в самом деле нет друзей, поможет ли объявление найти их?

– Что бы вы сделали, чтобы обрести друзей?

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты – ромашка, я – вьюнок.

Становитесь к нам в венок.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

– В отрывке из повести-сказки Э. Успенского сказано про Чебурашку: «Он наклеивал их (объявления) везде, где можно и где нельзя».

– Скажите, где можно, а где нельзя помещать объявления в школе, на улице?

5. Упражнение 167.

– Прочитайте объявления, которые ребята увидели у себя в школах.

– Чем объявления похожи? Чем они различаются?

– Какие недостатки есть и в одном и в другом объявлении?

– Какое объявление привлекло ваше внимание больше?

– Улучшите его и в исправленном виде запишите в тетрадь.

– Чем вы дополните объявление?

6. – А вот небольшое объявление из сказки Ю. Олеши «Три толстяка».

Учитель танцев Раздватрис. Учу не только танцам, но вообще красоте, изяществу, легкости, вежливости и поэтическому взгляду на жизнь. Плата за десять танцев вперед.

– Что особенного вы заметили в этом объявлении?

– Можно ли по этому объявлению представить героя книги – учителя танцев?

– Каким вы его представляете?

– Составьте объявление, которое мог повесить настоящий учитель танцев.

– Запишите его в тетрадь.

(Дети зачитывают получившиеся объявления, обсуждают правильность их формулировки согласно правилам написания, выбирают лучшее.)

IV. Итог урока.

– Какие требования к написанию объявлений вы знаете?

Домашнее задание: составить объявление с использованием слов из словаря, записать объявления на листках.

Урок 45
Пишем объявления

Цель: обучить составлению и написанию объявлений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Те объявления, которые дети написали дома, прикрепляются к доске.

Учащиеся знакомятся с текстами некоторых объявлений (по выбору учителя), находят в них достоинства и недостатки, корректируют.

III. Работа по теме урока.

1. Игра «Горе-наборщик».

Известно, объявления

Нужны нам для того,

Чтоб знало население,

Читая объявления:

Что? Где? Когда? (и) Почему?

Зачем? И для кого?

«Нужна детсаду прачка,

Звоните в детский сад».

«Потеряна собачка

По кличке Мармелад».

«Сдается дача летняя

С козой и гаражом».

«В театре будет лекция

Про жизнь за рубежом».

«Нужна телега с лошадью

И грузчики на склад».

«Меняется жилплощадь:

Москва на Ленинград».

«Учитель учит пению

И рисованию».

И «Требуется няня

В хорошую семью».

Наборщик в типографии

Вдруг выронил набор…

Смешались в объявлениях

Слова и предложения,

И в этих «Где», «Когда?», «Зачем?».

Произошел сыр-бор.

«Нужна детсаду прачка

С телегою на склад».

«Меняется учитель:

Москва на Ленинград».

«Сдается дача летняя

И грузчик с гаражом».

«В театре будет лекция:

Коза за рубежом».

«Собачка учит пению

И рисованию».

И «Требуется лошадь

В хорошую семью».

Смеялось население,

Читая объявления,

А кто смеяться не умел,

Пришел в недоумение.

Э. Успенский

– Вам было смешно при чтении стихотворения?

– А на какие главные вопросы отвечают объявления?

– О чем люди могут писать в объявлениях?

– Наборщик типографии, о котором мы только что прочитали, еще раз уронил набор и все перепутал. Получилась какая-то каша из объявлений.

– Помогите наборщику разобраться в этой путанице: составьте правильные объявления.

(Работа в парах.)

1) Пропали шкаф и стол.

2) Продаются уроки физики и математики с верандой.

3) Даю полдачи.

4) Сдаются болонки Кэт и Мэри в хорошем состоянии.

– Если вам трудно составить объявления, прочитайте вопросы, они помогут разобраться, что к чему.

(Вопросы записаны на доске.)

1) Кто пропал?

2) Что может продаваться в хорошем состоянии?

3) Что может сдаваться (с верандой)?

– А теперь из оставшихся слов составьте четвертое объявление.

– Могут ли желающие разрешить свои проблемы по этим объявлениям?

– Почему?

– Что необходимо обязательно указать? (Адрес или телефон человека, обращающегося с просьбой или предложением.)

2. Упражнение 169.

– Выберите один предмет из предложенных на рисунке. Представьте, что вы его потеряли.

– Составьте и запишите объявление о пропаже.

– На какие вопросы вы будете опираться?

3. Упражнение 170. Работа в группах.

– Составьте шуточное объявление о встречах, прогулках, развлечениях, которые вы могли бы предложить своим товарищам во время школьных каникул.

(После составления выбирается лучшее.)

4. Знаете ли вы, что объявления могут быть не только письменными, но и устными?

– Подумайте, где можно услышать такие объявления?

– Осторожно! Двери закрываются! Следующая станция «Динамо».

– Граждане пассажиры! Не стойте на эскалаторе! Проходите с левой стороны!

– Вспомните, какие еще устные объявления произносит водитель автобуса.

5. Прочитайте отрывок из сказки Я. Акима «Девочка и лев». Найдите в отрывке устное объявление.

– О чем оно?

– Кто его произносит и как?

6. – А вот еще одно необычное устное объявление – из книги
С. Покровской «Не буду просить прощения».

– Слушайте! Слушайте! Слушайте!

Передаем экстренное сообщение!

Человек поссорился с мамой!..

Эта беда случилась в нашем городе.

И теперь в наш город пришли Великие Холода!

Граждане, берегите носы, уши и пальцы!

Плотнее закрывайте двери и форточки.

Внимание! Внимание!

В наш город пришли Великие Холода!

– Почему это объявление необычное?

– Как говорящий привлекает внимание слушателей?

– Каким тоном надо произносить текст?

– Громко или тихо?

– О чем сообщается в этом объявлении?

– Какой совет дается гражданам города?

– Вам захотелось узнать, что будет дальше?

– Для этого вам нужно будет прочитать эту книгу.

7. Работа в парах.

– Составьте два устных объявления для школьного радио о том, что завтра в школе состоится воскресник.

Пусть в одном объявлении будет только сообщение о воскреснике, то есть оно должно быть составлено в деловом стиле; а другое пусть содержит не только сообщение о воскреснике, но и призыв к действию.

(Объявления заслушиваются.)

IV. Итог урока.

– О каком жанре речи вы еще узнали?

– Когда им пользуются люди?

– Каким требованиям должен отвечать текст?

– Ответом на какие вопросы обычно бывают сообщаемые сведения?

Урок 46
Что ты знаешь об именах существительных

Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить системы падежей и способов их определения, познакомить с понятием «склонение».

Ход урока

I. Организационный момент.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.